Государство и право в период Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

В организации государственного единства, с одной стороны, были расширены права союзных республик в очень важных и ответственных сферах, с другой стороны, были совершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанесло громадный вред развитию национальных отношений.
Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и они отмерли после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового. Советский Союз, победив в жесточайшей войне, обеспечил свое дальнейшее существование и развитие и принес мир всему человечеству.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные действия государства и изменения в его структуре и процедурах…………………………………………………………………………………………………..5
1. Изменения в государственном аппарате…………………………………………
2. Вооруженные силы…………………………………………………………………………..
3. Военные трибуналы………………………………………………………………………….
Глава 2. Изменения в организации государственного единства…………….
Глава 3. Право…………………………………………………………………………………………….
1. Колхозное право……………………………………………………………………………..
2. Гражданское право…………………………………………………………………………….
3. Семейное право……………………………………………………………………………….
4. Трудовое право……………………………………………………………………………….
5. Уголовное право……………………………………………………………………………….
6. Депортация народов……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа студентки 130 группы ИПД Умниковой Д.А..docx

— 57.44 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Саратовская  государственная юридическая академия»

 

Кафедра истории  государства и права

 

Учебная дисциплина

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Государство и право в период великой Отечественной  войны

(курсовая  работа)

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка 1 курса 

130 группы

Института правоохранительной

Деятельности

Умникова Д.А.

 

 

 

САРАТОВ 2012

План:

Введение……………………………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные действия государства и изменения в его структуре и процедурах…………………………………………………………………………………………………..5

  1. Изменения в государственном аппарате…………………………………………

  1. Вооруженные силы…………………………………………………………………………..

  1. Военные трибуналы………………………………………………………………………….

Глава 2. Изменения в организации государственного единства…………….

Глава 3. Право…………………………………………………………………………………………….

  1. Колхозное право……………………………………………………………………………..

  1. Гражданское право…………………………………………………………………………….

  1. Семейное право……………………………………………………………………………….

  1. Трудовое право……………………………………………………………………………….

  1. Уголовное право……………………………………………………………………………….

  1. Депортация народов……………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прежде чем разбирать изменения  в государстве и праве СССР в период Великой Отечественной  войны, мы разберёмся откуда же произошло само название.

Название «Великая Отечественная  война» стало использоваться в СССР после радиообращения Сталина к  народу 3 июля 1941 года. А термин «Отечественная война» был закреплён введением военного ордена Отечественной войны, учреждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942 года.

Слово « война» само по себе несёт  негативные ассоциации, сразу представляются военная техника, взрывы, жертвы, разрушенные  здания. А также колоссальная перестройка  в режиме государства на военный  лад и изменения в праве.

Так с чего же началась Великая  Отечественная война?

К 22 июня 1941 года у границ СССР было сосредоточено и развёрнуто 3 группы армий (всего 181 дивизия, в том числе 19 танковых и 14 моторизованных). Поддержку с воздуха осуществляли 3 воздушных флота. Всего для нападения на СССР было сосредоточено свыше 5,5 млн чел., 3712 танков, 47 260 полевых орудий и миномётов, 4950 боевых самолётов.

На 22 июня 1941 года в приграничных округах и флотах СССР имелось 3 289 850 солдат и офицеров, 59 787 орудий и миномётов, 12 782 танка, из них 1475 танков Т-34 и КВ, 10 743 самолёта. В составе трёх флотов имелось около 220 тыс. человек личного состава, 182 корабля основных классов (3 линкора, 7 крейсеров, 45 лидеров и эсминцев и 127 подводных лодок). Непосредственную охрану государственной границы несли пограничные части (сухопутные и морские) восьми пограничных округов. Вместе с оперативными частями и подразделениями внутренних войск они насчитывали около 100 тыс. чел.

18 июня 1941 года некоторые соединения приграничных военных округов СССР были приведены в боевую готовность. 13-15 июня в западные округа были отправлены Директивы НКО и ГШ («Для повышения боевой готовности…») о начале выдвижения частей первого и второго эшелонов к границе, под видом «учений». Стрелковые части округов первого эшелона согласно этим директивам должны были занимать оборону в 5-10 км от границы, части второго эшелона, стрелковые и механизированные корпуса, должны были занять оборону в 30-40 км от границы.

На рассвете 22 июня 1941 года войска нацистской Германии и её союзников вторглись на территорию нашей страны. Тем самым германское правительство растоптало все договоры, заключенные им с Советским Союзом в 1939 году. Это была война нового типа, какой не знала Россия - тотальная война на уничтожение. Речь шла о ликвидации СССР как цивилизации и как страны, в буквальном смысле о порабощении ее народов и истреблении значительной части населения.

Результаты начального периода  войны:

 К 1 декабря 1941 года германские войска захватили Литву, Латвию, Белоруссию, Молдавию, Эстонию, значительную часть РСФСР, Украины, продвинулись вглубь до 850—1200 км, потеряв при этом 740 тыс. человек (из них 230 тыс. убитыми).

СССР потерял важнейшие  сырьевые и промышленные центры: Донбасс, Криворожский железорудный бассейн. Были оставлены Минск, Киев, Харьков, Смоленск, Одесса, Днепропетровск. Оказался в  блокаде Ленинград. Попали в руки врага или оказались отрезанными от центра важнейшие источники продовольствия на Украине и юге России. На оккупированных территориях оказались миллионы советских граждан. Сотни тысяч мирных граждан погибли или были угнаны в рабство в Германию. Немецкая армия, однако, была остановлена под Ленинградом, Москвой и Ростовом-на-Дону; стратегических целей, намеченных планом «Барбаросса», достичь не удалось.

Трудности и неудачи начального периода войны не сломили патриотический дух советского народа, его верность Отчизне. Развернулась борьба за перестройку  всей жизни нашей страны на военный  лад, за укрепление советских вооружённых  сил.

Война закончилась  полным разгромом агрессоров примерно с равными потерями в живой  силе СССР и Германии. Во всех крупных  операциях после Сталинградской битвы советские войска несли  меньшие потери, чем противник. В  освобожденных Советской армией от фашизма странах были установлены  дружественные СССР или нейтральные  режимы. СССР вышел из войны великой  мировой державой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Основные действия государства  и изменения в его структуре  и процедурах.

22 июня  было введено военное положение  в европейской части СССР и  объявлена мобилизация ряда возрастов.  Организация ведения войны стала  основной функцией Советского  государства, а все остальные  функции - подчиненными. Была начата  активная деятельность по созданию  антигитлеровской коалиции. Уже 12 июля 1941 г. было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях в войне с обязательством не заключать мира и перемирия с Германией без обоюдного согласия. 26 мая 1942 г. заключен договор с Великобританией о союзе в войне против Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимопомощи после войны. 11 июня 1942 г. подписано соглашение с США о принципах взаимопомощи в войне против агрессоров. После 1943 г. были заключены договоры о дружбе, взаимопомощи и послевоенном сотрудничестве с Чехословакией, Францией, Югославией и Польшей. В конце 1943 г. прошла важная Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. В феврале 1945 г. состоялась Ялтинская конференция глав этих же государств, на которой решалась судьба фашистской Германии, создание ООН. На этой конференции СССР дал согласие вступить в войну с Японией через два-три месяца после окончания войны в Европе. 8 августа 1945 г. СССР объявил войну Японии. 2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. На Потсдамской конференции, проходившей в июле-августе 1945 г. главы трех государств: СССР, США и Англии - решали основные принципы послевоенного устройства мира.

Изменения в государственном аппарате:

Во время  войны действовали обычные общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На срок войны  были продлены полномочия ВС СССР, которые истекали осенью 1941 г. Выборы были проведены лишь в марте 1946 г. За время войны было три сессии ВС, посвященные ратификации союзных договорах, бюджету и расширению прав союзных республик в области обороны и внешних сношений. Кроме того, создавались чрезвычайные органы. При СНК СССР был создан Совет по эвакуации и другие специальные органы: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по гособеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др. В сентябре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности, а в ноябре Наркомат минометного вооружения.

С первых дней войны Госплан перешел к составлению  военно-хозяйственных планов. Первый такой план на 3-й квартал 1941 г. был  представлен через неделю после  начала войны, а в августе - уже  план до конца 1942 г. Органы статистики регулярно проводили срочные  переписи имеющихся в стране материалов и оборудования (за время войны  было проведено 105 переписей). Создавались  чрезвычайные хозяйственные организации. Так, 8 июля 1941 г. были созданы Особые строительно-монтажные части (ОСМЧ), которые быстро перебрасывались  с места на место для строительства  и монтажа оборонных предприятий. Всего было создано 100 крупных ОСМЧ с 400 тыс. человек (они находились на казарменном положении), а всего  в ОСМЧ было преобразовано 90% организаций  Наркомата строительства. За годы войны  наркомат заново потроил в восточных районах 3500 крупных предприятий и восстановил в европейской части 7500 предприятий.

Суровые условия  Великой Отечественной войны  вызвали к жизни создание и  специальных чрезвычайных органов, наделённых особыми полномочиями. 30 июня 1941 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и  ЦК ВКП(б) был образован Государственный Комитет Обороны СССР. В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве». Никогда ещё – ни до, ни после войны – в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конституцией СССР. Постановления ГКО имели силу законов военного времени. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно- промышленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. В 1941-1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы – городские комитеты обороны. Они были образованы в Севастополе, Одессе, Туле, Ростове, Сталинграде, Воронеже – всего более чем в 60 городах.

Был учрежден Государственный Комитет Обороны, сосредоточивший всю полноту  власти в вопросах войны (возглавил  его И.В.Сталин). Вначале в ГКО  входило пять человек, затем 9. ГКО  не имел своего аппарата и использовал  аппарат СНК и ЦК ВКП(б). В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны (всего более 60).

В июле 1941 г. органы госбезопасности и охраны общественного порядка внось объединились в один НКВД. Когда в 1943 г. военная обстановка улучшилась, они были опять разделены. При этом органы военной контрразведки были выведены из состава НКВД и переданы в наркоматы обороны и военно-морского флота (Главное управление контрразведки "СМЕРШ").

В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия власти в области  обороны, обеспечения порядка и  госбезопасности передавались Военным  Советам фронтов, армий, военных  округов. Они могли издавать постановления, неисполнение которых влекло ответственность  до уголовной.

2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная  государственная комиссия по  установлению и расследованию  злодеяний немецко-фашистских захватчиков  и их сообщников и причиненного  ими ущерба. В ее состав были  введены видные общественные  деятели (писатель А.Н.Толстой,  академик Е.В.Тарле, митрополит  Николай и др.). Она собрала  и систематизировала огромный  фактический материал. На оккупированной  территории разными способами  оккупанты непосредственно уничтожили 6,39 млн. человек гражданского  населения. 5,62 млн. гражданских лиц  были насильно вывезены на  работы в Германии. Из них более  2,8 млн. погибли в Германии, и  около 0,6 млн. скончались сразу  после репатриации от тяжелых  болезней и увечий.

На организации  государственного управления в годы войны сказывалось и введение в тех или иных районах страны специальных режимов, и прежде всего  в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года « О военном положении» Военное  положение было введено в большинстве  союзных республик, АССР и областей европейской части СССР, в Грузинской ССР и ряде городов Закавказья, на побережьях Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте.

Военное положение  на транспорте означало прежде всего введение воинской дисциплины в системе транспортных ведомств. Рабочие и служащие транспорта наравне с военнослужащими несли дисциплинарную и уголовную ответственность за совершённые проступки и преступления. В исключительных случаях вводилось и осадное положение (вводился комендантский час, строго упорядочивалось и контролировалось передвижение транспорта и населения во время воздушной тревоги, усиливалась охрана общественного порядка). Его объявляли в важных в военном отношении городах и районах, например, в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых других городах и районах прифронтовой полосы, в условиях непосредственной угрозы захвата их врагом.

 

 

 

 

Вооруженные силы

 

В июне-августе 1941 года перестроили систему органов  стратегического и оперативного руководства вооружёнными силами. 23 июня по решению Политбюро ЦК партии была образована Ставка Главного Командования (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования) – высший орган  стратегического руководства вооружённой  борьбой. В ней вошли члены  Политбюро ЦК партии и руководители Наркомата обороны : С.К. Тимошенко (председатель), С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, В.М. Молотов, И.В. Сталин. 10 июля председателем Ставки был назначен И.В.Сталин, а 8 августа он стал и Верховным Главнокомандующим.

Информация о работе Государство и право в период Великой Отечественной войны