Государство и право в период Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

В организации государственного единства, с одной стороны, были расширены права союзных республик в очень важных и ответственных сферах, с другой стороны, были совершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанесло громадный вред развитию национальных отношений.
Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и они отмерли после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового. Советский Союз, победив в жесточайшей войне, обеспечил свое дальнейшее существование и развитие и принес мир всему человечеству.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные действия государства и изменения в его структуре и процедурах…………………………………………………………………………………………………..5
1. Изменения в государственном аппарате…………………………………………
2. Вооруженные силы…………………………………………………………………………..
3. Военные трибуналы………………………………………………………………………….
Глава 2. Изменения в организации государственного единства…………….
Глава 3. Право…………………………………………………………………………………………….
1. Колхозное право……………………………………………………………………………..
2. Гражданское право…………………………………………………………………………….
3. Семейное право……………………………………………………………………………….
4. Трудовое право……………………………………………………………………………….
5. Уголовное право……………………………………………………………………………….
6. Депортация народов……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа студентки 130 группы ИПД Умниковой Д.А..docx

— 57.44 Кб (Скачать файл)

Исходя из принципа, по которому на территории, временно оккупированной фашистскими захватчиками, продолжали действовать советские законы, все  сделки, заключенные на данной территории, противоречащие этим законам, считались  недействительными и не порождали  для сторон, их заключивших, каких-либо юридических последствий.

 

Семейное  право

 

Самым значительным актом  в области семейного права, изданным в годы войны, явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства". С одной стороны, Указ развивал положения Постановления ЦИК и СНК от 27 июня 1936 г., с другой - он вносил изменения в принципы, лежащие в основе КЗоБСО РСФСР.

Согласно Указу от 8 июля 1944 г. только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения потеряли юридическую силу, вследствие чего суды перестали принимать иски об установлении отцовства в отношении детей, родившихся вне зарегистрированного брака, а также иски о разделе имущества, нажитого в период фактических брачных отношений. Однако в развивающих Указ подзаконных актах оговаривалось, что иски о взыскании алиментов на содержание ребенка, рожденного до издания Указа от 8 июля 1944 г., от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке, при условии, если ответчик был записан в качестве отца ребенка в книгах записи актов гражданского состояния, подлежат рассмотрению в суде. Признание законным только зарегистрированного брака создало новый правовой институт - так называемых одиноких матерей, т.е. женщин, родивших вне брака. В отличие от прежнего порядка Указом от 8 июля 1944 г. устанавливался судебный порядок расторжения брака, причем народный суд был обязан приложить все усилия к примирению супругов, расторгать же брак имел право лишь суд вышестоящего звена.

Предусматривались и ежемесячные  пособия матерям, имевшим трех и  более детей, причем при вступлении одинокой матери в брак пособие сохранялось. На экономическое стимулирование рождаемости  были направлены нормы о налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Указом от 8 июля 1944 г. учреждались "Медаль материнства" двух степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших пятерых и шестерых детей, орден "Материнская слава" трех степеней для награждения матерей, родивших и воспитавших семерых, восьмерых и девятерых детей, а матери, родившие и воспитавшие десятерых детей, удостаивались почетного звания "Мать-героиня".

 

Трудовое  право

 

Мобилизация для работы на производстве распространялась на трудоспособное население, не занятое в учреждениях  и на предприятиях. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля  1942 г. уклонение от мобилизации влекло за собой уголовное наказание. На основе Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было разрешено в напряженные периоды сельскохозяйственных работ проводить мобилизацию трудоспособного населения городских и сельских местностей для труда в колхозах, совхозах и МТС. 6

По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. и на основе Постановления СНК СССР от 10 августа 1942 г. допускалось применение в особо установленном порядке и на срок до двух месяцев трудовой повинности для выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраны важнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовой повинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин - с 16 до 50. Наряду с этим широко известно массовое добровольное участие подростков и молодежи в труде на благо Отчизны. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Трудовые отношения в годы войны регулировались не только (а порой не столько) правом, но и высокой патриотической моралью советских граждан.

Инвалидам войны назначали  пенсии. Работавшие инвалиды в случае болезни получали пособие в размере  полного заработка независимо от стажа работы. Руководители предприятий  и учреждений должны были принимать  их на работу в первую очередь, предоставлять  жилую площадь, организовывать питание, принимать меры к повышению квалификации путем направления на различного рода курсы и в школы. Инвалидам войны надлежало в первую очередь предоставлять путевки в санатории и дома отдыха. Дети их пользовались преимуществами при устройстве в ясли, детские сады, пионерские лагеря и т.п.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. для своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в колхозах был установлен на период войны новый повышенный минимум трудодней. Основная масса колхозного крестьянства, а в годы войны это были прежде всего женщины, дети и старики, проявила невиданный трудовой подъем, перекрывая, порой в несколько раз, установленные нормы выработки и фактически ничего не получая на трудодни. В организации труда бригадная и звеньевая системы были распространены не только на колхозников, но и на лиц, работавших в колхозах в порядке мобилизации. За горожанами сохранялось 50% заработной платы по месту основной работы, за учащимися и студентами сохранялась их стипендия.

В целях сохранения поголовья  скота законы военного времени ограничивали права колхозов на убой и продажу  колхозного скота. Это могло производиться  только с разрешения районного земельного отдела. Большое распространение получило коллективное и индивидуальное огородничество рабочих и служащих.

 

 

Уголовное право

Война резко повысила общественную опасность всех преступлений и, естественно, потребовала усиления ответственности  за их совершение. Появились и новые  составы преступлений, специфичные  для военного времени.

В связи с необходимостью усилить борьбу с распространением ложных слухов Президиум Верховного Совета СССР 6 июля 1941 г. издал Указ "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения", согласно которому это преступление каралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, а при определенных обстоятельствах и суровее.

В условиях войны большую  опасность представляло разглашение  сведений, составляющих государственную  тайну, ответственность за которое  была усилена в соответствии с  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. При отягчающих обстоятельствах за его совершение виновный лишался свободы на срок до 10 лет. Была ужесточена борьба с хищениями государственной и общественной собственности.

Решительно карали злостных нарушителей правил местной противовоздушной обороны. Привлекались к ответственности и уклоняющиеся от обязательного обучения военному делу. Граждане, проживавшие в освобождаемых Красной Армией населенных пунктах, обязаны были в течение 24 часов сдать трофейное имущество. Была усилена охрана личной собственности граждан. Пленум Верховного Суда СССР 8 января 1942 г. разъяснил, что кража личного имущества граждан, совершенная во время воздушного налета или при оставлении населенного пункта в связи с наступлением врага, а также кража имущества эвакуированных как в пути, так и оставленного в предыдущем месте проживания являются квалифицированной кражей и по своему характеру и повышенной общественной опасности подпадают под признаки кражи, совершенной во время пожара, наводнения или другого стихийного бедствия. Лишением свободы на срок до двух лет наказывались виновные в краже с индивидуальных огородов, а также в порче посевов.

Очень важным и актуальным был вопрос об уголовной ответственности  фашистских захватчиков за совершенные  ими зверства по отношению к военнопленным  и мирному населению. В Заявлении  Советского правительства от 14 октября  1942 г. указывалось, что оно считает необходимым незамедлительное предание суду специального международного трибунала и наказание по всей строгости уголовного закона каждого из фашистских главарей, оказавшегося в годы войны в руках государств, борющихся против гитлеровской Германии. Что же касается остальных изуверов и военных преступников, то Президиум Верховного Совета СССР Указом от 19 апреля 1943 г. установил, что дела о злодеяниях немецких захватчиков, совершенных на оккупированной территории СССР, рассматриваются советскими судами. В качестве наказания преступников могли применяться смертная казнь через повешение или ссылка на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в военное  время произошли важные изменения  в законодательстве и судебной практике по уголовным делам. Были определены новые составы преступлений, в  том числе такие, как преступления против человечества, военные преступления. В ряде случаев - при совершении государственных  и воинских преступлений, расхищении государственной собственности, при  совершении особо опасных преступлений против порядка управления и некоторых  других - судебная репрессия усиливалась. При этом усиливался общепредупредительный характер наказания. Осужденным военнослужащим и военнообязанным гражданам часто предоставлялась возможность искупить свою вину на фронте в борьбе с врагом. Суды широко практиковали отсрочку исполнения приговоров в отношении таких осужденных с направлением их в действующую армию. Осужденных, проявивших себя на фронте стойкими защитниками Родины, освобождали от наказания со снятием судимости.

Война потребовала внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Положение о военных  трибуналах в местностях, объявленных  на военном положении, и в районах  военных действий, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., установило новый порядок рассмотрения дел. Они могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. О каждом приговоре к высшей мере наказания военный трибунал должен был немедленно сообщать по телеграфу председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главному военному прокурору или Главному прокурору Военно-Морского Флота. Приговор о расстреле приводился в исполнение, если от вышестоящей инстанции в течение 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановлении исполнения приговора.

Следует признать, что беззакония и необоснованные репрессии против советских людей, имевшие место  в 30-х гг., продолжались в нелегкую пору борьбы с фашизмом, хотя и не в таких масштабах. Объявленные "врагами народа". В 1941 - 1942 гг. составляли около 30% всех заключенных, в 1943 г. - 35,6%, в 1944 г. - 40,7%, а в 1945 г. - 41,2%. 7

 

Депортация  народов

Во время  перестройки одна из сильных идеологических кампаний была связана с проведенными накануне и во время войны депортациями (переселением) поляков, немцев, крымских татар, чеченцев и ряда других народов  Кавказа. Было введено правовое понятие репрессированных народов. Главное обвинение Советскому государству касалось не степени обоснованности этих репрессий, а их несовместимости с принципами правового государства (7).

Депортации  по этническому признаку - не советское  изобретение. В 1915-1916 гг. было проведено  принудительное выселение немцев из прифронтовой полосы и даже из Приазовья. В том же 1915 г. по приказу верховного главнокомандующего российской армии  было выселено свыше 100 тыс. человек  из Прибалтики на Алтай. В 1941 г. власти США даже не депортировали, а заключили  в концлагерь и принудили к  тяжелым работам в рудниках граждан  японского происхождения на западном побережье - хотя никакой угрозы японского  вторжения в США не было. Однако по сути депортация в СССР отличалась.

Отложим сравнительно простую проблему - превентивное выселение  из районов с военным положением "потенциально опасных" элементов. Такими были депортации немцев (950 тыс. человек, из них 450 тыс. из АССР немцев Повольжья), "польских осадников" из Западной Белоруссии и Украины (польских переселенцев после 1921 г., которые выполняли полицейские функции против местного населения, 134 тыс. человек) и др. После начала войны поляки были освобождены из спецпоселений и из них были сформированы две польские армии.

Более сложный  вопрос - депортация как наказание. Современное право не признает коллективного наказания. Депортация была наказанием народа на солидарной основе (на принципе круговой поруки) за вину части мужчин. Применяя такое наказание, государство отказывалось от выяснения индивидуальной вины и преследования отдельных личностей. Это - вид наказания, свойственный традиционному обществу.

Необычность этого наказания видна уже  из того, что при депортации не ликвидировались  партийные и комсомольские организации. Так, среди чеченцев было более 1 тыс. членов ВКП(б) и около 900 комсомольцев, сотни офицеров Красной армии.

При депортациях  происходили эксцессы, жестокости и  преступления (8). В прессе говорилось о массовой гибели крымских татар  при транспортировке, хотя на деле именно для них она прошла сравнительно благополучно: из 151720 человек, депортированных  в мае 1944 г., органами НКВД Узбекистана  по актам было принято 151529 человек (умер в пути 191 человек). Но речь не об эксцессах, а о сути. Этот тип наказания, тяжелый  для всех, был спасением для  большой части мужчин, а значит для этноса. Если бы чеченцев судили индивидуально по законам военного времени, это было бы этноцидом - утрата такой части молодых мужчин подорвала бы демографический потенциал народа. Благодаря архаическому наказанию численность чеченцев и ингушей с 1944 по 1959 г. выросла на 14,2% (примерно так же, как у народов Кавказа, не подвергнувшихся депортации). В местах поселения они получали образование на родном языке и не испытывали дискриминации при получении высшего образования. Они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом.

Информация о работе Государство и право в период Великой Отечественной войны