Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:58, курсовая работа
В организации государственного единства, с одной стороны, были расширены права союзных республик в очень важных и ответственных сферах, с другой стороны, были совершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанесло громадный вред развитию национальных отношений.
Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и они отмерли после войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового. Советский Союз, победив в жесточайшей войне, обеспечил свое дальнейшее существование и развитие и принес мир всему человечеству.
Введение……………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные действия государства и изменения в его структуре и процедурах…………………………………………………………………………………………………..5
1. Изменения в государственном аппарате…………………………………………
2. Вооруженные силы…………………………………………………………………………..
3. Военные трибуналы………………………………………………………………………….
Глава 2. Изменения в организации государственного единства…………….
Глава 3. Право…………………………………………………………………………………………….
1. Колхозное право……………………………………………………………………………..
2. Гражданское право…………………………………………………………………………….
3. Семейное право……………………………………………………………………………….
4. Трудовое право……………………………………………………………………………….
5. Уголовное право……………………………………………………………………………….
6. Депортация народов……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………
Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, Управления Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. Чаще всего Ставку представляли Г.К. Жуков, назначенный в августе 1942 года первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальник Генерального штаба А.М. Василевский.
Для руководства партизанской борьбой в мае 1942 года ГКО образовал при Ставке Центральный штаб партизанского движения, а ткже штабы при военных советах фронтов, в сентябре 1942 года было создано Главное командование партизанского движения.1
С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в вооруженных силах существовал институт военных комиссаров, однако без права контроля над командным составом. В январе 1943 г. для личного состава Красной Армии были введены новые знаки различия - погоны. Были учреждены новые ордена: Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Невского и др.
Военные трибуналы
22 июня 1941 г.
были учреждены военные
По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. В публицистике последних лет эта мера представлена как неоправданная жестокость, хотя сведений о расстрелах заградотрядами не приводилось. На деле это была мера психологического воздействия. Она была введена после того, как опыт первого года войны показал, что самые большие потери войска несли с случае паники и беспорядочного отхода.
Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 г.). 2
§2. Изменения в организации государственного единства.
Готовя войну против Советского Союза, Гитлер рассчитывал и на то, что ему легко удастся использовать различные этнические противоречия, неизбежные такой многонациональной стране,как СССР. Руководствуясь этим, на Прибалтике и Украине немцы создали целые воинские соединения из националистов, которые воевали против Красной Армиии, также им удалось привлечь на свою сторону и националистов-мусульман. Однако советсткий народ выступил как единая монолитная сила. Не случайно заместитель Наркома обороны в 1942 году издал три приказа об организции фронтовых газет на различных языках народов страны – закавказских, казахском, татарском. 3
Расширение прав союзных республик, произведённое в 1944 году Верховным Советом СССР, давало право создавать свои войсковые формирования, в соответствии с чем Наркомат обороны становился союзно-руспубликанским, то есть в республиках должны были организовываться собственные наркоматы обороны, подчинённые НКО СССР. Закон не вызвал полной перекройки армии, однако национальные воинские формирования были созданы прежде всего из представителей прибалтийских народов. Национальные формирования сыграли заметную роль в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками.
Другой закон, принятый в тот же день, 1 февраля 1944 года, предоставлял республикам право внешних сношений. Соответственно Наркомат иностранных дел также преобразовывался в союзно-руспубликанский. Этот закон был в большей мере реализован,чем первый, однако тоже не полностью, поскольку его осуществление зависело не только от Союза, но и от других государств, которые воспротивились выходу всех 16 союзных республик на международную арену. Реально были признаны субъектами международного права только Украина и Белоруссия. Именно эти республики вместе с Советским Союзом были приглашены в апреле 1945 года на международную конференцию в Сан-Франциско, где была создана ООН, и вошли в число её учредителей.
Ровно за два
месяца до принятия упомянутых законов
закончилась Тегеранская
Также расширение
прав союзных республик имело
ещё одну политическую цель. С начала
1944 года советские войска развернули
широкое наступление на разных фронтах.
Освобождались всё новые
Вместе с тем во время войны была проведена серия акций, которые нельзя расценить иначе, как позор для Советского государства и его национальной политики. Имеется в виду принудительное выселение некоторых народов с места их постоянного проживания и упразднение автономии этих народов. Первыми ещё в 1941 году пострадали немцы Поволжья, а также другие советские немцы, проживающие в различных областях в Европейской части страны. Сталин заподозрил их в потенциальной готовности помогать врагу и счёл целесообразным переселить в Сибирь, Киргизию и Казахстан. Автономная республика немцев Поволжья была упразднена.
В Чечне, где
немецкая разведка ещё с мирного
времени имела связи, были подняты
настоящие антисоветские
Среди позитивных
изменений в организации
26 ноября
в городе Мукачево состоялся
первый съезд народных
Советский Союз
добился существенного
§3. Право
Колхозное право
Колхозное пpаво расширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время на время войны был повышен обязательный минимум трудодней в году до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120 - в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности.
Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащиеся и студентов с оплатой в трудоднях и сохранением по месту работы 50% оклада, а студентам стипендии. 5
Гражданское право
Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории. Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на такой территории, если они проотиворечили закону, признавались недействительными. Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности (например, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники). Граждане освобожденных территорий обязаны были сдать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого неизвестны. СНК в 1943 г. обязал органы власти восточных областей возвратить колхозам освобожденных районов скот, эвакуированный на восток.
В целом сужалось применение гражданско-правовых договоров и возрастала роль административно-правовых, плановых заданий. Это касалось прежде всего военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т. д. Были уточнены условия договора жилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращением жителей городов, введение льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников. в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры.
Советское гражданское право с его акцентом на приоритет права социалистической собственности , на защиту имущественных интересов государства в годы войны оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения особых задач военного времени. Весьма важную роль здесь сыграл такой принцип советского права, как принцип единства государственной собственности – ведущей формы собственности в СССР.
Правовой механизм передачи продукции в собственность потребителя основывается, как и ранее, на плановых актах и договорах. Но в годы войны формы планирования изменились, главными стали квартальные, месячные и декадные формы.
Был упрощён
порядок регламентации
Законодательство военного времени в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и членов их семей. Были приостановлены в судах все дела о выселении из жилых домов лиц, призванных в ряды армии и флота, и членов их семей. За всеми военнослужащими сохранялась жилая площадь, квартирная плата с них не взималась. Для членов их семей был установлен льготный размер квартирной платы. Временные жильцы, занимавшие жилплощадь военнослужащего, обязаны были освободить по его возвращении. Они подлежали выселению в административном порядке без предоставления другого жилья.
Особый жилищно-правовой
статус имели рабочие и служащие
предприятий, эвакуированных во время
войны на восток. Они получали здесь
новую жилую площадь, а их прежнее
жилье поступало в распоряжение
соответствующих советских
Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону и установления очередности призвания наследников. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследниках по закону и по завещанию" ввел две новые категории наследников по закону: трудоспособных родителей, а также братьев и сестер. Наследники по закону были разделены на три очереди: к наследникам первой очереди были отнесены дети, в том числе и усыновленные, супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного. При отсутствии этих наследников призывались наследники второй очереди - трудоспособные родители, а если их не было - наследники третьей очереди - братья и сестры наследодателя. Наследство должно было делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли. При этом завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии наследников по закону имущество могло быть завещано любому лицу.
Информация о работе Государство и право в период Великой Отечественной войны