Государство и право византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Развитие Византийской империи прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Госу­дарство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми огра­ничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это вре­мя государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических мoнархий Восто­ка и монархий феодального Запада: Императорская власть в Визан­тии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (в XIII— XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в услови­ях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризует­ся резким ослаблением византийского государства и его распадом в XIII—XIV вв., что в конечном счете привело его в XV в. к гибел

Содержание работы

Введение ………………………………………………………..3
Основная часть:
Государство и право Византии………………………………...4
Правовое положение населения Византии…………………..11
Центральные органы власти и управления. Царская власть..15
Органы центрального управления…………………………....16
Местное управление…………………………………………...18
Право. Источники права……………………………………..19
Эклога и законодательство императоров-иконоборцев…..20
Гражданское право. Право собственности………………....22
Обязательно право……………………………………………..23
Брачное и семейное право………………………………….....24
Наследственное право………………………………...…….....26
Уголовное право…………………..…………………………...27
Процесс………………………………………………………....29

Заключение…………………………………………………......30
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

План.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание: 
 

       Введение ………………………………………………………..3

       Основная часть:

           Государство и право Византии………………………………...4

           Правовое положение населения Византии…………………..11

           Центральные органы власти и управления. Царская власть..15

           Органы центрального управления…………………………....16

           Местное управление…………………………………………...18

          Право. Источники права……………………………………..19

          Эклога и законодательство императоров-иконоборцев…..20

       Гражданское право. Право собственности………………....22  

           Обязательно право……………………………………………..23

           Брачное и семейное право………………………………….....24

           Наследственное право………………………………...…….....26

           Уголовное право…………………..…………………………...27

           Процесс………………………………………………………....29 

           Заключение…………………………………………………......30 
         Список использованных источников…………………………32       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                        Введение 
 
     Византийская  империя  оформилась в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н. э. Она просуществовала свыше тысячи лет вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Kонстантинополя в ходе турецкого нашествия. 
     Развитие Византийской империи прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических мoнархий Востока и монархий феодального Запада: Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (в XIII— XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его распадом в XIII—XIV вв., что в конечном счете привело его в XV в. к гибели. 

 

     

                                  Государство и право Византии 

     Римская империя по завещанию императора Феодосия I разделилась в 395 г. на два  самостоятельны государства — Западную Римскую империю и Восточную  со столицей Константинополь. Тогда как Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., Восточная Римская империя, или Византия, существовала еще почти целое тысячелетие.

     Большая устойчивость Византии обусловливалась  рядом особенностей в экономическом, политическом и историческом ее развитии по сравнению с Западной Римской империей. В состав Византии входили такие экономически развитые страны, как Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, Балканский полуостров. Эти страны вели оживленную торговлю с Индией, Kитаем, Ираном, Аравией и Северной Африкой. Упадок рабовладельческого хозяйства чувствовался здесь в меньшей степени, чем в Западной Римской империи, ибо значительная часть населения находилась в свободном состоянии. Большое место в сельском хозяйстве занимали не крупные рабовладельческие латифундии, а мелкие крестьянские хозяйства. В ремесленном производстве основную роль играли не рабы, а свободные люди.

     Располагая  огромными материальными ресурсами, Восточная Римская империя имела  сильную армию, флот и крепкий государственный аппарат, что позволяло ей отражать удары германских племен и подавлять восстания недовольных народных масс.

     Наибольшего могущества Византия достигла в правление  императора Юстиниана I (527 — 565), при  котором были завоеваны некоторые  территории Западной Римской империи, захваченные так называемыми варварами. Была завоевана Северная Африка (Вандальское королевство), Италия (Остготское королевство) и южная часть Испании, входившая в состав Вестготского королевства. Власть Византии была распространена на Крым и частично на Закавказье. На Балканском полуострове Юстиниан построил ряд укреплений

для отражения  натиска со стороны северных соседей  — славян. Таким образом, Юстиниану  удалось восстановить большую часть  территории Римской империи.

     В начальный период его правления  была осуществлена кодификация римского права. После смерти Юстиниана Византийская империя вступила в длительный кризис, из которого она вышла лишь в начале VIII в. В результате страны, завоеванные  при Юстиниане, были потеряны. В 568 г. лангобарды захватили северную и среднюю Италию. В VI в. славяне стали проникать на территорию Византии. В конце VII в. арабы, покорив Иран, захватили Египет, Сирию, Палестину и часть Малой Азии. В начале VIII в. почти вся Северная Африка была также захвачена арабами.

     Таким образом, власть Византии сохранилась лишь в части Малой Aзии и Балканского полуострова. Торговые связи с Востоком в этот период были подорваны.

     Массовое  продвижение славян на Балканский полуостров в VI и первой половине VII в. оказало огромное влияние на социально-экономический строй Византии.

     Славяне расселялись сельскими территориальными общинами, что способствовало широкому распространению в империи общины и общинного землевладения. Славянская колонизация сыграла крупную роль в развитии феодальных отношений в Византии, в усилении ее обороноспособности.

     В начале VIII в. Византийская империя начинает постепенно выходить из ослабевшего  ее кризиса. В борьбе с трудностями  императоры Исаврийской династии (717 — 802), основателем которой был Лев III, провели ряд реформ. Главная цель реформ — изыскать средства, необходимые для содержания армии и совершенствования государственного управления.

     Эта проблема была решена путем так называемого  иконоборчества, которое с 726 г. стало  официальной государственной политикой правительства. С этим была связана цель ликвидации монастырского землевладения,  

составлявшего половину всего лучшего земельного фонда страны, на который распространялись многочисленные монастырские привилегии, приносящие духовным феодалам колоссальные доходы.

     Императоры  — иконоборцы издают законы против почитания икон, расценивая это почитание  как идолопоклонство.

     Иконоборчество  в какой-то мере зарождалось и  как протест против городской  церкви с ее пышным культом, бесчисленным городским духовенством и его античными традициями жизни.

     В ходе иконоборческого движения ликвидировались  монастыри, конфисковывались их земли, а самих монахов под угрозой  сурового наказания власти обязывали  вступать в брак. В целях обеспечения  регулярного поступления в казну дополнительных налогов и усиления армии императоры Исаврийской династии наделяли крестьян землей, отобранной у монастырей. Эта земля не могла отчуждаться, она как бы носила характер общинного землевладения; община отвечала перед государством за уплату налогов.

     Было  важно также наделение феодалов землей на условиях несения ими военной службы. Наконец императоры-иконоборцы наделили землей военных поселенцев (стратиотов), проживавших в приграничных районах. Эти меры укрепили внутреннее и внешнее положение Византии, что позволило снова распространить власть на Грецию, Македонию, Kрит, Южную Италию и Сицилию.

     Благодаря полученным средствам от иконоборческой политике Лев III смог создать армию, которая могла противостоять  арабской коннице. В результате в 740 г. арабы были разгромлены в битве при Акроине (Малая

Азия).

     Когда в начале IX в. арабская опасность  ослабла, процесс феодализации усилился, в результате чего положение крестьян стало резко ухудшаться. Феодалы  захватывали общинные земли и превращали крестьян в крепостных. В результате в 820 г. произошло массовое выступление византийского крестьянства под предводительством Фомы Славянина. Восстание показало силу народного недовольства. Но одновременно оно ускорило и усилило консолидацию класса феодалов. Даже непримиримый иконопочитатель Федор Студит писал: “Теперь не время возобновлять прошлые споры. Это приносит смуты. Теперь время единомыслия”.

    Иконоборческие и иконопочитательские партии, напуганные подъемом народного движения, вскоре после подавления восстания примирились. Восстановление иконопочитания стало одним из крупнейших праздников православной церкви. Тем самым господствующий класс оформил свое социальное единство духовным и организационным единством церкви.

         Во второй половине IX в. и особенно в X в. Византийская империя достигла нового подъема. В этот период могущественный Aрабский халифат распался на ряд самостоятельных государств, и Византия, воспользовавшись этим обстоятельством восстановила свою территорию почти до пределов ранней Византийской империи. В начале XI в. была завоевана Болгария.

       В истории страны это почти  двухсотлетняя эпоха правления  императоров Македонской династии (867 — 1056), когда оформились основы  социальной организации и централизованной раннесредневековой государственности.

     На  почве оживления торговых отношений, принятия русскими в 988 г. христианства от греков и совместной борьбы с  общими врагами (печенегами, хазарами, половцами) во второй половине X века укрепились связи Киевской Руси и Византии. На Руси распространилась славянская письменность, из Византии ввозились богословские книги, предметы культа, византийские

зодчие  работали в Киеве и других русских  городах.

     В процессе феодализации Византии свободное  крестьянство стремительно сокращалось. Начало массового обеднения свободного крестьянства приходится на вторую половину IX в. и было связано с ростом податного гнета и повинностей.

     В XI — XII вв. число свободных крестьян-общинников стало уже совершенно —незначительным. Kрепостной крестьянин (парик), сидящий на земле феодала и платящий ему оброк, стал наиболее часто встречающейся фигурой в византийской деревне. При этом неуклонно росло крупное феодальное землевладение. Закрепощение было завершено при династии Комненов. Налоговое бремя, ложившееся на крестьян, все более возрастало, что вело к их обнищанию. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии рынка. Его развитие во второй половине XII в. начинает замедляться в связи со снижением покупательной способности крестьян. В последней четверти XII в. усиливается процесс пауперизации и люмпен-пролетаризации части городского населения, что особенно остро проявлялось в Константинополе.

     В империи появились мощные тенденции  к феодальной децентрализации страны. Растущая изоляция и слабость Константинополя были во многом учтены крестоносцами и венецианцами, видевшими реальную возможность превратить столицу в центр своего господства в Восточном Средиземноморье.

     В начале XIII в. римский папа Иннокентий III призвал Европу к очередному крестовому походу, который оказался весьма своеобразным. На этот раз крестоносцы направились не против турок или других мусульман, а против христианской Византии. В этом значительную роль сыграла Венеция, торговавшая выгодно с Египтом, который находился во владениях турецкого султана (куда кстати и предполагалось идти крестоносцами) Венеция была заинтересована в ослаблении Византии. Воспользовавшись междоусобной борьбой в новой династии Ангелов, крестоносцы захватили в 1204 г. Константинополь и создали на южной части Балканского полуострова государство под названием Латинской империи.

     “Латинские”, т. е. западноевропейские феодалы беспощадно грабили местное византийское население. Византийская империя распалась  на ряд государств: греческое Эпирское царство на Западе, Никейская империя в Малой Aзии и др. Никейская империя стала центром консолидации греческих сил и борьбы за ликвидацию Латинской империи, которая распалась на фактически самостоятельные области — венецианские владения, Фессалоникское королевство, Афинское герцогство, княжество Ахейское.  

     Никейский император Михаил VIII Палеолог в июне 1261 г. взял Константинополь; Византийская империя была восстановлена. Но восстановленная  империя мало напоминала империю, какой  она была до латинского завоевания. Четвертый крестовый поход (1202 — 1204 гг.) покончил с Византией как с великой державой; ее владения ограничились незначительной частью Балканского полуострова (часть Фракии и Македонии), островами Эгейского моря, узкой полосой Малой Азии, несколькими крепостями в Полопоннесе.

Информация о работе Государство и право византии