Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:57, контрольная работа
Развитие Византийской империи прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Государство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми ограничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это время государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических мoнархий Востока и монархий феодального Запада: Императорская власть в Византии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (в XIII— XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в условиях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризуется резким ослаблением византийского государства и его распадом в XIII—XIV вв., что в конечном счете привело его в XV в. к гибел
Введение ………………………………………………………..3
Основная часть:
Государство и право Византии………………………………...4
Правовое положение населения Византии…………………..11
Центральные органы власти и управления. Царская власть..15
Органы центрального управления…………………………....16
Местное управление…………………………………………...18
Право. Источники права……………………………………..19
Эклога и законодательство императоров-иконоборцев…..20
Гражданское право. Право собственности………………....22
Обязательно право……………………………………………..23
Брачное и семейное право………………………………….....24
Наследственное право………………………………...…….....26
Уголовное право…………………..…………………………...27
Процесс………………………………………………………....29
Заключение…………………………………………………......30
Список использованных источников………………
Византийская империя делилась на две префектуры: Восточную и Иллирийскую. В состав Восточной входили Малая Азия, Египет и Фракия. В состав Иллирийской — Балканский полуостров. Префектуры возглавлялись префектами претория, в руках которых была сосредоточена административная и судебная власть. Префектуры делились на диоцезы, которые управлялись виккариями; диоцезы состояли из провинций, во главе которых стояли президы или ректоры. Провинции состояли из общин, которые управлялись сенаторами и выборными лицами, находящимися под контролем чиновников.
В
конце VI в. были образованы две особые
крупнейшие области (экзахарты): Равенская
в Италии и Карфагенская в Африке, в которых
царские наместники — экзархи сосредоточили
в своих руках военную и гражданскую власть.
В связи с возросшей в VII в. военной угрозой
(с востока со стороны персов и арабов;
с севера — болгар, славян и аваров) правительство
Византии перевело на военное положение
многие пограничные провинции, которые
превратились в военные округа — фемы
во главе с военачальниками — стратигами,
имевшими свой штат должностных лиц (доместик
или начальник штаба, хартулярий или интендант;
протонатарий, ведавший делами гражданского
управления и суда).
С 34 г. была завершена кодификация римского права и в силу вступил Свoд Юстиниана. Одним из важных источников византийского права были императорские указы, получившие название новелл. Новеллы в целом формулировали нормы развивающегося феодального права; они определяли
также
структуру и компетенцию
Конечно,
Свод Юстиниана предусматривался с
учетом развивающихся феодальных отношений,
что нашло отражение не только в новеллах,
но и в виде кодификаций.
Эклога и законодательство императоров-иконоборцев
Первым византийским кодексом явилась Эклога, изданная в 739 — 740 гг. Хотя в основу Эклоги был положен Свод Юстиниана, но в нее не вошло все то, что устарело или противоречило новеллам. Эклога пользовалась большой популярностью, она получила широкое распространение и вне Византии.
В середине IX в., когда было восстановлено почитание икон, Эклога была формально отменена; но ряд ее положений продолжал применяться в судах, а отдельные ее нормы оказали влияние на позднейшее законодательство34.
В
правление императоров
В Военном законе говорилось об ответственности военнослужащих за совершение воинских преступлений.
В Морском законе определялись правила поддержания порядка на кораблях, ответственности судовладельца, указывались нормы оплаты экипажа корабля и другие.
В период правления Македонской династии (867 — 1056) появляются новые руководства для судей и новый законодательный сборник: Прохирон, Эпаналоги и Базилики.
Прохирон 879 г. — краткое изложение законов для судей, содержащий нормы гражданского, уголовного, процессуального и церковного права. Прохирон существенно отходил от Свода Юстиниана; здесь осуждалась Эклога и в целом законодательство императоров-иконоборцев.
В 884 г. была опубликована "Ревизия древних законов", которая представляла собой совокупность тех норм Свода Юстиниана, которые сохраняли силу и могли быть использованы в судебной практике.
Эпаналога, изданная в 884 — 886 гг., являлась новым руководством для судей, в котором в Прохирон были внесены некоторые изменения с учетом "Ревизии древних законов" и новелла Василия I.
Базилики ("царские законы") — новый законодательный сборник, изданный в период правления Льва Мудрого — сына Василия I в 888 — 889 гг. Базилики прежде всего пересмотрели структуру Свода Юстиниана, в результате чего все нормы по одному и тому же вопросу оказались сосредоточенными в одном месте, а не разбросанными в четырех частях — Институциях, Дигестах, Кодексе и Новеллах. Базилики состоят из 60 книг, каждая из которых начинается выдержкой из Дигеста по определенному правовому институту, а далее приводятся сoответствующие положения из Институций, Новелл, Прохирона, Эпаналоги, которые подтверждают и дополняют Дигесты. В Базиликах были нормы не только гражданского, уголовного, процессуального, но и церковного права.
Если в Эклоге и Земледельческом законе защищалась крестьянская община и статус свободного крестьянина, то Прохирон, Эпаналога и особенного Базилики закрепощали свободных крестьян-общинников.
После Базилик издавались лишь императорские новеллы, получившие название хрисовул (золотопечатных грамот), в которых нередко указывались привилегии, предоставлявшиеся духовенству, монастырям и отдельным лицам (в частности предоставление им административно-судебных прав, а также налоговых льгот).
В
1345 г. появилась частная кодификация
судьи Арменопуло под названием "Шестикнижие",
содержащее нормы гражданского и уголовного
права Византии и имевшее широкое распространение.
После падения Византии "Шестикнижие"
действовало в Греции, Валахии, Молдавии
и Бессарабии после ее присоединения к
России в 1812 г.
Гражданское право. Право собственности
С началом истории Византии после краха Западной Римской империи происходил процесс приспособления римского права к развивающимся феодальным отношениям. Прежде всего стала формироваться феодальная поземельная собственность. Магнаты владели своими поместьями на праве частной собственности и феода. Широкое распространение среди дворянства получили проник (бенефиции), большая часть которых со временем превратилась в феоды.
В начальный период истории Византии среди крестьянского населения преобладали свободные мелкие собственники и крестьяне-общинники. Но в IX — X вв. после ослабления внешней опасности прежде всего со стороны Арабского халифата начинается наступление на свободных крестьян, которые теряли не только свою экономическую самoстоятельность, но и свободу, превращаясь таким образом в феодально-зависимых крестьян.
Феодалы (в том числе и прониары) осуществляли на территории своих владений судебные и административные функции. Так, крестьяне, жившие на земле прониаров, должны были платить им оброк и отбывать барщину.
Основные
институты вещных прав, регламентированные
в Своде Юстиниана, были сохранены
в византийском праве, где, например,
говорится о владении (possesio), которое
подразделялось на добросовестное и недобросовестное.
В византийских кодексах говорится о сервитутах
(особенно городских), об эмфитевзисе —
наследственной аренде.
В Византийском праве сохранилось деление обязательств на обязательства из договоров и на обязательства из деликтов (правонарушений). В византийских кодексах говорится, например, о договорах купли-продажи, дарения, мены, займа, найма, хранения (поклажи), товарищества.
С подробностью излагаются вопросы залогового права, причем отмечается два вида залога: один с передачей заложенной вещи кредитору и другой без этой передачи (ипотека), когда в виде залога выступает земля. Также подробно регулируется договор займа, по которому был установлен максимальный размер процента (12% годовых). При этом запрещалось взимание процентов на проценты.
Договоры,
как правило, заключались в письменной
форме
Брачное и семейное право
В Византии брак регулировался нормами православного церковного права, согласно которому предшествовало обручение, сопровождавшееся церковным обрядом. Обручение могло быть расторгнуто по причине нежелания обученных вступить в брак, совершения обручения без согласия родителей и опекунов, близкой степени родства между обрученными, неспособности к сожительству после вступления в брак, развратного поведения жениха или невесты, совершения преступления женихом или невестой, безвестного oтсутствия в течение трех лет, тяжелой болезни, сумасшествия в течения двух лет, желания уйти в монастырь.
Брак совершался путем церковного обряда (венчания). Для признания брака действительным необходимо было соответствовать следующим требования: достижение брачного возраста (для невесты — 12 лет, для жениха — 14 лет); согласие жениха и невесты, их родителей или опекунов; не состоять в другом браке; отсутствие родства и свойства в определенных степенях.
Разрешалось
вступать в брак не более трех раз.
Византийское право разрешало расторжение
брака путем развода при
Кроме
того, жена имела право на развод
в следующих случаях: если муж
оскорбил жену, стараясь свести ее с
другим мужчиной; если муж без основания
обвинил жену в прелюбoдеянии.
Расторжение
брака путем развода
Что касается имущественных отношений между супругами, то речь идет прежде всего о приданом и предбрачных подарках, которые супруги не имели права отчуждать за некоторыми исключительными случаями (например, для приобретения нового имущества, которое может дать более крупный доход; для уплаты долгов жены; для пропитания родителей, мужа или брата).
Муж имел право пользования доходами с имущества, входившего в состав приданого.
Жена
имела право обратиться в суд
с иском против мужа, растратившего
ее приданое.
В византийском праве говорилось о наследовании по закону и завещанию. В первом случае устанавливалось четыре ступени законных наследников: нисходящие (сыновья и дочери, внуки); восходящие (отец и мать), боковые родственники (брат, сестра), вдова наследодателя в половинной части (вторую часть получает казна). Выморочное имущество переходит полностью казне.
Завещание оформлялось в письменном виде, оно должно было подтверждаться подписями свидетелей. Завещание было недействительным, если оно сделано лицом, не достигшим 14 лет, глухонемым, слабоумным, пьяным, находившимся под опекой за расточительство, совершившим преступление, отрекшимся от христианства. Завещание ограничивалось обязательной долей в пользу детей и родителей, называемой фалкидионом. Приданое и предбрачные подарки были собственность жены.
Византийское право приводит перечень оснований, по которым можно было лишить наследства детей и рoдителей (например, оскорбительное отношение к завещателю, совершение преступления, позорное поведение, отступление от православной веры).
Византийское
право сохранило такие