Государство и право византии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:57, контрольная работа

Описание работы

Развитие Византийской империи прошло несколько этапов. Первый этап (IV — середина VII в.) был периодом разложения рабовладельческого строя, зарождения в недрах византийского общества элементов раннефеодальных отношений. Госу­дарство этого периода представляло централизованную монархию с развитым военно-бюрократическим аппаратом, но с некоторыми огра­ничениями власти императора. Второй этап (с конца VII до конца XII в.) был периодом формирования феодальных порядков. В это вре­мя государство приобретает законченные черты своеобразной формы неограниченной монархии, отличной от деспотических мoнархий Восто­ка и монархий феодального Запада: Императорская власть в Визан­тии достигает наивысшего уровня. Наконец, на третьем этапе (в XIII— XV вв.) происходит углубление политического кризиса византийского общества, вызванного усилением процесса его феодализации в услови­ях нарастания турецкой военной агрессии. Этот период характеризует­ся резким ослаблением византийского государства и его распадом в XIII—XIV вв., что в конечном счете привело его в XV в. к гибел

Содержание работы

Введение ………………………………………………………..3
Основная часть:
Государство и право Византии………………………………...4
Правовое положение населения Византии…………………..11
Центральные органы власти и управления. Царская власть..15
Органы центрального управления…………………………....16
Местное управление…………………………………………...18
Право. Источники права……………………………………..19
Эклога и законодательство императоров-иконоборцев…..20
Гражданское право. Право собственности………………....22
Обязательно право……………………………………………..23
Брачное и семейное право………………………………….....24
Наследственное право………………………………...…….....26
Уголовное право…………………..…………………………...27
Процесс………………………………………………………....29

Заключение…………………………………………………......30
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

План.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

                                       Уголовное право 

     Уголовная ответственность наступала для  лиц, достигших 7-ми летнего возраста.

     В системе наказаний закреплялось социальное неравенство. Так, пособники похищения свободных женщин подвергались телесному наказанию, острижению и изгнанию, а раб наказывался сожжением.

       Господин мог безнаказанно убить  своего раба. Византийское право  учитывало формы виновности, знало понятие невменяемости.

       В двух случаях разрешался  самосуд: убийство ночного вора, а также любовника жены, застигнутого  с поличным на месте свидания.

       Наказывалось не только оконченное  преступление, но и покушение  на него, если имел место факт  приготовления к нему. Умысел к совершению государственных и религиозных преступлений был наказуемым. За соучастие (подстрекательство, пoпустительство, укрывательство, пособничество) установлено такое же наказание, как и за само преступление.

     При назначении наказания учитывался рецидив. Так за кражу в первый раз вор подлежал телесному наказанию, за втoрой раз ему отсекали руку.

Византийское  право предусматривало следующие  виды преступлений.

     Государственные преступления: измена, заговоры против императора; другие действия, направленные против государства и царя. Например, передача неприятелю военной тайны. За все это смертная казнь путем сожжения.

          Религиозные преступления: вероотступничество, совращение в иудейскую религию, раскол, святотатство — кража мертвых, колдовство и лжеприсяга. Наиболее тяжкие религиозные преступления наказывались смертной казнью путем отсечения головы или повешения. За клятвопреступление и лжесвидетельство — отсечение языка.

          Преступления против личности. Убийство наказывалось смертной казнью путем отсечения головы, а за убийство родственников — сожжение. За нанесение телесных повреждений — членовредительские наказания. К преступлениям против личности были также отнесены побои, истязания, клевета, продажа свободных людей в рабство.

          Преступления прoтив собственности. За совершение кражи — бичевание и штраф в двойном размере цены похищенного имущества; за грабеж — штраф в четвертном размере; за разбой — сажание на кол. К этому виду преступления относился также поджог, а также неосторожное обращение с чужим имуществом.

        Преступления против нравственности и семьи: прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, мужеложество, скотоложество, многобрачие, насильственный брак, обольщения. Некоторые из этих преступлений наказывались смертной казнью, другие членовредительством (за половые преступления — отсечение носа, кастрация — за скотоложество), изгнанием. За похищение женщин — отсечение руки.

     В византийском уголовном праве закреплялась множественность наказаний за одно и то же преступление. В качестве дополнительного наказания нередко применялась конфискация имущества (например, имущество государственных преступников). Кроме того, имущество умерших еретиков, дети которых не являлись православными, замужней женщины, находившейся в связи со своим рабом, подлежало конфискации.

     Изгнание  чаще всего применялось как дополнительное к членовредительскому наказанию. Острижение применялось тoлько как дополнение к членовредительскому наказанию.  
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Процесс 

     В византийском праве по уголовным  делам все более усиливались  начала следственно-розыскного инквизиционного  процесса, для которого были характерны презумпция виновности, признание вины — высшее доказательство, допрос под пыткой, тайна и письменность процесса, запрещение представительства со стороны обвиняемого. По уголовным делам судьи обязаны были допрашивать обвиняемых и свидетелей, каждого в отдельности.

     В качестве свидетелей не допускались  женщины, несовершеннолетние, развратники, слабоумные, слуги, домашние, бедные, глухие, изобличенные в подлогах, еретики и евреи против христиан.

     Суд мог потребовать от свидетелей принесения присяги. В отличие от свидетелей по гражданским делам, свидетели  по уголовным делам вызывались по распоряжению судебных органов и их явка в суд была обязательной.

     Представители сенаторского сословия имели привилегии. Они были подсудны только префекту столицы. Сенаторы не могли подвергаться пыткам за исключением тех случаев, когда они обвинялись в государственных преступлениях. Приговор в отношении сенаторов вступал в законную силу после утверждения его императором.

При рассмотрении гражданских дел закреплялась состязательная форма процесса. 
 
 
 
 
 

      

                                       Заключение 

     Я сделала вывод, что в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно  из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой.  
Для себя я выявила, что в основе всей системы управления Византии лежала вера в то, что император является избранником божьим, его наместником на Земле, и что императорская власть является отражением во времени и пространстве высшей власти Бога. Законодательная власть также принадлежала императору: изменения в законы обычно вносились императорскими эдиктами. Для кодификации и пересмотра существующих законов время от времени создавались юридические комиссии. Более старые кодексы были на латинском языке, самые известные из них - Дигесты Юстиниана (533) с дополнениями (Новеллы).  
        Меня удивило, что византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям обществу, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом, подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационныхработ.  
       Византийская империя оказала значительное влияние на политическое развитие, народов Южной и Восточной Европы, а также Закавказья. Она долгoе время была хранителем и проводником государственно-правового наследия античности. Восприятие феодальными государствами Болгарии,', Сербии, Киевской Руси и Грузии обширного культурного наследия Византийского государства способствовало их прогрессивному развитию. Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетий исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии человеческого общества. История Византийской империи поэтому вызывает живой интерес и у людей современной эпохи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Список использованных источников: 
 

     1.Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стан. Часть 1 М.,1993г.

     2.Жидкова,  О.А. История государства и  права зарубежных стан. Часть  1.

     1991г.

     3.Крашенинникова, Н.А. История государства и  права зарубежных стран. Часть  2.М.,1994г.

     4.Батыра, К.И. Всеобщая история государства и права, 1995

     5. Бердникова, С.А. Истории государства и права Византии IV-VIII в. Красноярск, КГУ, 2000.

          6. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права. М. 1995г.     
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Государство и право византии