Характеристика Законов Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Законы Хаммурапи представляют собой сборник тщательно обобщенных и систематизированных писаных и неписаных судебных решений. Свод законов представлен 282 статьями, которые можно условно подразделить в несколько тематических разделов. Свод начинается с пролога, в котором перечисляются достоинства и благодетели Хаммурапи: «Я - заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаиля, могучий наследник Синмубаллита, вечное семя царственности, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар. Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей.»1. После пролога следуют сами законы, которые можно условно разбита на 8 разделов:

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_po_istory_zarubezhnykh_stran.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Дайте общую юридическую  характеристику Законов

Хаммурапи и охарактеризуйте правовое положение

населения по Законам Хаммурапи

  Царь Хаммурапи из I Вавилонской династии, правил в 1793 — 1750 гг. до н. э. Хаммурапи принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный на черном базальтовом столбе, обнаруженном в 1901-1902 гг., французскими археологами в Сузах.

Законы Хаммурапи представляют собой сборник тщательно обобщенных и систематизированных писаных  и неписаных судебных решений. Свод законов представлен 282 статьями, которые можно условно подразделить в несколько тематических разделов. Свод начинается с пролога, в котором перечисляются достоинства и благодетели Хаммурапи: «Я - заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаиля, могучий наследник Синмубаллита, вечное семя царственности, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар. Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей.»1. После пролога следуют сами законы, которые можно условно разбита на 8 разделов:

    1. ст. 1 – 5 (заключали общие правила об отправлении правосудия: «Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит»2)
    2. ст. 6 – 25 (охранительные предписания касающиеся собственности царя, храмов, общин: «Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.»3 )
    3. ст. 26 – 41 (регулировали охрану имущества, полученного от царя за службу: «Если сын редума или баирума, который был взят в плен в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны быть отданы ему, пусть несет службу своего отца».4)
    4. ст. 42 – 67/71 (регулировали операции с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств: «Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.»5)
    5. ст. 78/88 – 126 (регулировали торговые отношения, и неправомерные действия, связанные с ними: «Если человек дал человеку серебро в порядке "товарищества", то прибыль и убыток, которые будут, они должны поровну поделить перед богом.»6)
    6. ст. 127 – 195 (нормы брачно – семейного права: «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина - не жена.»7)
    7. ст. 196 – 214 (нормы регулирующие последствия причинения умышленных и неумышленных телесных повреждений: «Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.»8 )
    8. ст. 215 – 282 (нормы регулирующие правила совершения операций с движимым имуществом, и связанные с этим нарушения: «Если человек нанял вола и выколол ему глаз, то он должен заплатить хозяину вола половину его покупной цены серебром.»9)

Таким образом видно, что уровень юридической техники  невысок, нет деления на отрасли  права, нормы уголовные, административные и гражданские смешаны, нормы  процессуального права перемежаются с нормами материального права. Так ст. 78/88 – 126 регулировали торговые отношения, следующие за ними ст. 127 – 195 – семейные отношения, а затем (ст. 196 - 214): уголовные. Между тем, особенностью Законов является то, что группы норм, связанные по смыслу в отдельные группы, имеют между собой переходы в виде норм, регулирующих аналогичные отношения.

Пример:

Ст. 25 Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь. 
Ст. 26 Если редум или же баирум, которому было приказано идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его взамен себя, то этот редум или баирум должен быть казнен, а его наемник может забрать его дом.

Ст. 25 регулирует нормы  охраны имущества, а ст. 26 регулирование  имущества, полученного от царя за службу. Из ст. 25 видно, что она регулирует ответственность за грабеж/кражу (открытое/тайное хищение чужого имущества),  т.е  нарушение права собственности свободного человека, авилума, которое влечет за собой смерть преступника. Ст. 26 регулирует отношения собственности, возникающие у редума или баирума (военные колонисты), всвязи с поступлением на военную службу, вследствие которых у них появлялась обязанность нести военную службу, за которую они и получали землю. Таким образом, если они уклонялись от несения службы, они как бы крали эту землю у царя, и за это должны были быть наказаны.

Законы Хаммурапи казуистичны, то есть они не содержан обобщающих норм, которые следует анализировать и применять к отношениям, они не абстрактны. Нормы Законов являются примером – казусом, взятым из судебной деятельности. Отсюда и сама логическая форма норм: «Если…, то…», «Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.»10.

Еще одной особенностью Законов Хаммурапи является их религиозный  характер. В прологе Хаммурапи  указывает на то, что законы даны ему богами: «Когда высокий Ану… и Эллиль… владыка небес и земли, определяющий судьбу страны… определили Мардуку… владычество над всеми людьми… тогда меня, Хаммурапи,… чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… призвали меня для благоденствия населения… Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей.»

Сами законы строятся на принципах морали и справедливости тех времен и религиозных понятиях о них. Так, одним из принципов  наказания является принцип талиона: «Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.»11 В эпилоге законов Хаммурапи опять указывает на божественное происхождение законов, с тем, чтобы увеличить их значимсть и вес в глазах населения. «Я - Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду!».

В Законах Хаммурапи  указывается на три категории  населения, перечисленные в них: авилум, мушкенум и раб.

Авилумом называется свободный общинник, отец семейства. Общинник имел право на землю общины, которая находилась в собственности общины. Авилум являлся главой патриархальной семьи, над которой он имел власть, имуществом которой, являлся единственным собственником. Общинники были наделены правом самоуправления. Мушкенумом назывался человек не имеющий или потерявший по какой-то причине связь с общиной, и поступивший на службу к царю, с условием выдачи ему земли. Таким образом, мушкенумом являлся и вельможа, и крестьянин царя. Мушкенумы отличались от авилумов прежде всего тем, что не имели право самоуправления, их имущество было дано им государством, и они не были в полной мере свободными людьми. Жизнь и здоровье авилумов охранялись строже, чем жизнь и здоровье мушкенума: «Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.» и  «Если он выколол глаз мушкенуму или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.» Из этого примера видно, что честь, которая выше материальной выгоды, могла быть восстановлена только авилумом,  мушкенумы не имели права защищали своего достоинства, т.к. не являлись полноправными членами. Такое положение, возможно, было еще и потому, что мушкенумы, хоть и не были собственностью царя, но работали на него, и он был заинтересован в их физической целостности. Примеры неравного правового положения мушкенума по отношению к авилуму:

АВИЛУМ

МУШКЕНУМ

Ст. 209 Если человек побил  дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра  за ее плод.

Ст. 211 Если он побоями  причинил выкидыш дочери мушкенума, то он должен отвесить 5 сиклей серебра.

Из смысла этой статьи видно, что здоровье и жизнь свободного авилума, его дочери, и потомства ценится выше, чем здоровье и жизнь мушкенума, его дочери и потомства. Сословный статус дочерей разный потому что, они находятся под властью отцов, следовательно, закон защищает их по разному.

Ст. 215 Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

Ст. 216 Если это сын  мушкенума, то лекарь может получить 5 сиклей серебра.

Здоровье авилума опять  ставиться выше здоровья мушкенума, поэтому спасение жизни и здоровья неполноправного ценится и оплачивается ниже, чем свободного.

Ст. 138 Если человек захочет  оставить свою супругу, которая не родила ему детей, то он должен дать серебро, равное ее выкупу, а также восстановить ей приданое, которое она принесла из дома своего отца, а затем он сможет ее оставить.

Ст. 140 Если он мушкенум, то он должен дать ей 1/2 мины серебра.

Хотя мушкенум, следуя статье платил меньше, но он подвергался только материальной потере, так как его имущество, это часть имущества государство, и его земля дана ему царем, следовательно он не может полностью отвечать своим имуществом. Авилум является свободным, его имущество принадлежит ему на праве собственности, его жена – дочь свободного человека, и жена свободного человека следовательно она имеет право на то имущество, которое она принесла в качестве приданого и сверх того выкуп.

Ст. 203 Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

Ст. 204 Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей серебра.

1 сикль =1/60 мины, нанесение  урона чести и достоинству  мушкенума расценивалось менее  значительно, чем авилуму.

Ст. 206 Если человек сильно ударил человека в драке и нанес  ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил", - и оплачивать лекаря. 
ст. 207 Если тот умер от его побоев, то виновный должен поклясться, и, если умерший - сын человека, виновный должен отвесить 1/2 мины серебра.

Ст. 208 Если умерший - сын  мушкенума, то виновный должен отвесить 1/3 мины серебра.


 

Третьей, самой бесправной, категорией населения были рабы. Рабы являлись собственностью, их могли  покупать и продавать, они выступали как объекты, а не субъекты права. «Если человек купил из рук сына человека или раба человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без свидетелей или договора или же принял на хранение, то этот человек - вор, он должен быть убит». 12 Из этой статьи видно, что раб на равнее с иным имуществом охранялся как собственность его хозяина. Законы устанавливали возможность передачи рабы в услужение другому в счет долга, причем если таким образом передавались жена, сыновья и дочери, то они были в такой кабале в течении 3 лет, после чего их отпускали, и, по смыслу статьи 117 Законов Хаммурапи, закабалитель не мог их передавать дальше, а раба мог передать дальше, продать, и за это к нему не мог быть предъявлен иск (ст. 118). «Если человек купил раба или рабыню, и месяц не прошел, а на него обрушилась эпилепсия , то покупатель может вернуть его своему продавцу и получить серебро, которое он отвесил.»13 Законы охраняли права покупателя, приобретшего товар ненадлежащего качества.

Законы Хаммурапи защищали жизнь и здоровье раба, как собственность  человека, и предписывали возмещение ущерба хозяину, не рассматривая раба в ином качестве. «Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.»14. «Если он (человек) побил рабыню человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 2 сикля серебра.» . Опять законодатель заботится о благополучии человека, которому нанесен имущественный ущерб, ведь если бы не было выкидыша у рабыни, то у человека был бы еще один раб. «Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.». Эта статья также относится к защите жизни рабов, поскольку за аналогичное преступление свободный заплатил бы свободному 1 мину серебра (ст. 203), но раба не убивают, не отрубают руку, а отрезают ухо, это сделано для того, чтобы максимально защитить права хозяина, чтобы раб мог работать, слышать и видеть своего хозяина, но тем не менее был наказан. Если по вине человека, избившего беременную рабыню та умерла, то человек должен заплатить ½ мины серебра (ст. 212), для сравнения за тот же поступок в отношении дочери авилума (ст. 210), у преступника должны были убить дочь, то есть восстановить справедливость по принципу талиона. Принцип талиона не действует в отношении рабыни, потому что он – имущество.

Законами Хаммурапи, ст.ст. 15,16,19, установлена ответственность  за укрывательство беглых рабов. Установлено, что если человек выведет за городские ворота раба или рабыню мушкенума, или дворцового, то его следует казнить, та же кара ждет того, кто укрыл раба в своем доме, и не вывел его на зов глашатая. Такая жестокость по отношению к лицу укрывшему раба объясняется тем, что имущество дворца и мушкенума соответственно, охранялось более строго, поэтому такое укрывательство расценивалось как преступление против собственности царя.

Законы установили более  привилегированное положение дворцовых  рабов и рабов мушкенума, против рабов авилумов. Прежде всего это выражалось в том, что рабам мушкенума и дворцовым рабам были разрешены браки с неравными по положению это регулируют ст. ст. 175, 176.

Ст. 175 « Если либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и она родила сыновей, то хозяин раба не может предъявить иска к сыновьям дочери полноправного человека относительно рабства.

Ст. 176 А если дворцовый раб или же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей. Если дочь полноправного человека не имела приданого, то все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей.»

Таким образом правовое положение, а вместе с ним и  имущественные права жен и детей таких рабов охранялись. На них не распространялся статус рабов. Они оставались в том правовом положении, в котором была их мать. Закон регулировал раздел имущества женой раба и хозяином раба, оставшегося после смерти раба, им разрешалось организовывать совместное хозяйство, все это указывает на независимое положение жены раба.

Законом не регулируются все случаи поступления человека в рабы, в основном указаны случаи покупки рабов, но можно предположить, что так же был распространен  захват военнопленных с последующим обращением их в рабов. Закон различал отдачу в кабалу рабов, которые могли быть перепроданы либо отданы их новым держателем дальше, при этом прежний их хозяин терял право иска к новому15; авилум, пользуясь своей властью хозяина дома, мог также отдать в кабалу жену, сына либо дочь, в этом случае долг ему прощался, а поступившие в услужение домашние получали свободу через 3 года16.

Статьей 282 установлено: «Если раб сказал своему господину: "Ты - не мой господин", то он должен уличить его в том, что он - его раб, а затем его господин может отрезать ему ухо.». Эта статья установлена в пользу рабов, поскольку в ней установлено, что раб, сказавший господину : «Ты - не мой господин», не должен этого доказывать. Доказать принадлежность раба должен хозяин раба, т. о. бремя доказывания лежит не на рабе, он может сказать и все, доказывать обратное должен не он. Это видно из слов: «он должен уличить его в том, что он - его раб», первое «он», это господин, к которому обращается законодатель, второе «он» - раб, поскольку иная трактовка говорила бы о том, что раб будет доказывать, будто в отношениях «раб - господин», он является последним, что, конечно, является абсурдом.

Информация о работе Характеристика Законов Хаммурапи