Характеристика Законов Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Законы Хаммурапи представляют собой сборник тщательно обобщенных и систематизированных писаных и неписаных судебных решений. Свод законов представлен 282 статьями, которые можно условно подразделить в несколько тематических разделов. Свод начинается с пролога, в котором перечисляются достоинства и благодетели Хаммурапи: «Я - заботливый, покорный великим богам потомок Сумулаиля, могучий наследник Синмубаллита, вечное семя царственности, могучий царь, солнце Вавилона, давший свет стране Шумера и Аккада, царь, вынудивший к послушанию четыре страны света, любимец богини Иштар. Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и ублаготворил плоть людей.»1. После пролога следуют сами законы, которые можно условно разбита на 8 разделов:

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_po_istory_zarubezhnykh_stran.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

Казус 1

Приглашенный  к больному авилуму хирург явился в нетрезвом виде и дрожащей рукой произвел операцию так неловко, что больной умер под ножом.

В законах Хаммурапи  не установлены обстоятельства смягчающие и отягчающие преступление, поэтому  состояние опьянения не будет  квалифицирующим признаком этого  преступления. Объектом данного деяния (преступления) будет жизнь свободного человека, поскольку в задаче прямо указано на то, что больной был авилумом. Хирург будет судим по ст. 218 Законов Хаммурапи: «Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.» .  Человеком в законах назывался свободный и полноправный человек, т.е. авилум, следовательно, за негодно проведенную операцию хирургу должны были отрезать кисть руки.

Ответственность врача измениться в том случае, если такая операция будет проведена рабу мушкенума, в этом случае в соответствии со ст. 219 он должен будет возместить раба, за раба, то есть возместить понесенный мушкенумом имущественный вред.

Раб мушкенума, хоть и находится  в более выгодном положении чем  раб авилума все же является объектом, а не субъектом права. Он не имеет никаких прав, кроме права на заключение брака, но и в этом случае его имущество будет после его смерти поделено между его женой и хозяином, из чего можно сделать вывод, что в случае смерти жены, все имущество перейдет к хозяину, поскольку раб не может завещать своим детям, ведь он не собственник. Статьи, в которых охраняется раб, направлен вы первую очередь на защиту интересов его хозяина, отсюда и штрафы за нанесение ему вреда.

Казус 2

Крестьянин Балму-намхе  дал без всякого повода пощечину повстречавшемуся на улице жрецу.

Поскольку в задаче не указано к какой категории  жителей относился крестьянин, предположим, что это был авилум, тогда, нанеся пощечину жрецу, он очень сильно оскорбил равного себе по правовому положению, но стоящего выше по положению в обществе, то, в соответствии со ст. 202: «Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.». То есть человека должны унизить прилюдно, здесь учитывается принцип талиона: битье кнутом не просто больно, но и очень унизительно, для того, чьи права охраняются государством, и чей статус является выше статуса остальных. Такое наказание за оскорбление делом назначено потому, что жрец, является не просто свободным общинником, но и проводником воли богов, он играет значительную роль в жизни древней общины, он представитель богов, отсюда и охрана его достоинства, чести. Этим объясняется и суровость и унизительность наказания.

В ст. 203 указано «Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.», попранная честь равного по положению, могла быть восстановлена материально. Человека ударил равный ему, поэтому и вследствие достаточной развитости уже торговых отношений, принцип талиона здесь не учитывается. Законы не устанавливают ответственности на тот случай, если на месте жреца окажется мушкенум или раб, вероятно в силу того, что их личное достоинство (раба в особенности), не подлежало такой охране как достоинство свободных общинников.

Казус 3

Жена авилума вошла  в безлюдное помещение с посторонним мужчиной. После этого муж предупредил ее, чтобы она больше не делала этого, потому что, несмотря на все уважение к ней, это вызывает у него подозрения в прелюбодеянии. Она же не обратила внимания на его замечание и повторила свой поступок. Муж обвинил ее в прелюбодеянии.

Согласно ст. 131 «Если жену человека ее муж обвинит, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то она может произнести клятву богом и вернуться в свой дом.» Таким образом, чтобы снять с себя все подозрения и оправдаться жене необходимо всего лишь произнести клятву. Законодатель трезво смотрит на взаимоотношения между мужем и женой, и не может полностью доверять мужу на слово, так как он может быть ослеплен ревностью и наговорить на жену. Поведение жены в моральном аспекте, конечно, разумным назвать нельзя, а в правовом - ей ничего не грозит. Другое дело, если на нее покажет другой человек, тем самым обвинив ее в прелюбодеянии, тогда в соответствии со ст. 132: «Если на жену человека был простерт палец но поводу другого мужчины, но она не была схвачена при лежании с другим мужчиной, то ради своего мужа она должна погрузиться в реку», то есть она должна будет перед богами ответить, если утонет – виновата, если нет – невиновна. Безразличное отношение женщины к обвинению мужа, т.о. объясняется тем, что кроме своего голословного утверждения, он ничего не может предоставить, никто кроме него не видел ее с другим.

 

 

 

Опишите историю формирования конституционной

дуалистической и парламентарной монархии в

Англии во второй половине XVII – начале XIX в

3 сентября 1958 года умер  Оливер Кромвель. Через полтора  года в Англии закончилось республиканское правление, на трон был приглашен сын короля Карл II Стюарт. Монархия была восстановлена.

Еще до восстановления Карла II подписал Бредскую декларацию. Карл II, предлагал амнистию всем  лицам,  кроме тех,  которые будут исключены парламентом,  обещал  сохранить  конфискованные  имения  за  их  последними владельцами,  гарантировал  религиозную  терпимость  и   созыв   свободного парламента. Король признал политическое верховенство парламента, его прерогативы, а также подтвердил значение Великой хартии вольностей 1215 г., Петиции о праве 1628 г. и Великой ремонстрации 1641 г.

Такие обещания устраивали всех, роялисты надеялись на возвращение  отобранных во время революции поместий, протестанты надеялись на независимость  от англиканской церкви, а ярые революционеры, сподвижники Кромвеля - на амнистию.

Практическая деятельность Карла II, после его возвращения в 1660 году, пошла вразрез с его обещаниями. Начал он с того, что провел суд над убийцами отца и казнил их, тело Кромвеля и еще нескольких революционеров были выкопаны из могил, подвешены, а затем четвертованы.

Англия, за период революции  начала формировать капиталистический  экономический строй, уже не феодалы, а торговцы, обладали землей и деньгами, но Карл II был приверженцем абсолютной монархии. Карл II начал проверку прав собственности торговцев и иных держателей земли, с тем, чтобы возвратить их феодалам, в которых он видел единственную свою опору. Но эта деятельность не увенчалась успехом, старые земли феодалы продавали по всем правилам и с соблюдением всех юридических процедур, поэтому их возвращение не представлялось возможным. В конце концов, притязания феодалов, которых Карл II не мог игнорировать, были частично удовлетворены, часть земель была возвращена, за остальные они получили компенсацию.

Карлом II были введены запреты на самовольные религиозные собрания с числом участников более 5 человек, под угрозой уголовной ответственности.

Политика Карла II нашла полную поддержку вновь избранного Кавалерского парламента (1661 - 1678), парламент был избран по старым законам и состоял из феодалов – приверженцев монархии.

Таким образом, форму правления Англии можно определить как дуалистическую монархию. Такой строй характеризуется наличием конституции, формально – юридическим разделением власти короля и парламента. В Англии Карл II самостоятельно формировал правительство, законодательные функции принадлежали парламенту. Король имел право вето.

Стремление Карла II к абсолютизму однако не вызывало поддержки ни у палаты лордов ни, тем более, у палаты общин. В парламенте с 1673 сложилась сознательная и организованная оппозиция королю. В парламенте сформировались две партии, партия роялистов – тори, и партия торговцев – виги.

«Партия двора» - тори, состояла из крупных землевладельцев, и отстаивала привилегии короны, она являлась опорой короля в парламенте. «Партия страны» - виги – представляла палату общин и состояла из торговцев, буржуа, сквайров, они выступали за свободу совести, ограничение прав короля, искоренение коррупции, они критиковали союз с Францией и правительство.

Неудачная внешняя политика. Непопулярные войны с Голландией, распущенность двора и притеснения  протестантов, все это привело  к тому, что партия вигов победила на парламентских выборах в 1679 году. Первым важнейшим правовым актом принятым вигским парламентом является Habeas corpus act – «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями». В первую очередь целью этого акты было обеспечение безопасности от возможных преследований представителей парламента со стороны короля. Хабеас корпус акт вводил основные гарантии от неправомерного ареста:

    1. Арестовывать, должностные лица, могли только по приказу Habeas corpus, который должен быть предъявлен арестованному. «Если какое-нибудь лицо или лица представят приказ Habeas corpus, обращенный к какому-либо шерифу или шерифам, тюремщику, надзирателю, то названное должностное лицо или лица … в течение трех дней по предъявлении указанного приказа … должны (исключая те случаи, когда вышеупомянутый арест произведен за государственную измену или тяжкое уголовное преступление…) выполнить такой приказ и доставить или велеть доставить личность арестованного или задержанного к лорду-канцлеру или лорду-хранителю печати Англии или к судьям или баронам того суда, откуда будет выдан означенный приказ, … и одновременно удостоверить истинные причины задержания или заключения.17»
    2. Арестованный сам вправе требовать, чтобы его доставили в ближайший суд для решения вопроса о задержании, родственники арестованного (и всякие другие лица) имеют право обращаться в Высокий суд за приказом о Habeas corpus. «И названные лорд-канцлер, лорд-хранитель, судьи или бароны … настоящим уполномочиваются и обязываются по письменной просьбе (задержанного) лица или лиц или кого-нибудь, за него, за нее или за них действующего, … присудить и даровать за печатью того суда, одним из судей которого будет … лицо, выдающее приказ, приказ Наbeas corpus и вслед за тем, в течение двух дней после того, как заинтересованное лицо будет доставлено к ним, упомянутый лорд-канцлер»18
    3. Habeas corpus также устанавливал материальную ответственность лиц, нарушивших акт, и вводил право лица, на внесение залога.

Восстановление политической значимости парламента, при помощи партии вигов вызвало конфликт с  Короной. В 1680 г. парламент, под предлогом выявления вигского заговора был распущен, новый парламент оказался также оппозиционным,  и тоже был распущен, после чего, до смерти Карла II парламент не созывался.

После смерти Карла II в 1685 году, на престол взошел его брат Яков II. Сформированный им парламент состоял в большинстве из тори, 30-40 вигов были малоактивны, и не составляли реальной оппозиции королю. Внешняя и внутренняя политика нового короля не была поддержана никем. Его абсолютистские стремления не отвечали развившемуся по пути социальной модернизации обществу. Яростный католик, Яков II, отменил старое правило не назначать на должности госслужащих католиков, чем вызвал протест со стороны англиканской церкви. Яков II установил тесные отношения с Францией, своим стратегическим противником, и порвал отношения с Голландией, своим многовековым союзником. Следствием такой политики стало общее для тори и вигов желание осуществления переворота, Голландия готова была оказать им любую помощь, в том числе военную.

В августе 1688 года представители парламента пригласили Вильгельма Оранского,  стадхаудера Голландии, занять престол с помощью оружия. В сентябре того же года, Вильгельм, заручившись поддержкой Генеральных штатов Голландии, и получив субсидии на то, вторгся в Англию. Армия отказалась поддерживать короля. Так была проведена «Славная революция».

В результате «Славной революции» в Англии прекратила существование  дуалистическая монархия, настала пора парламентской монархии. Особенно важной чертой формирования нового строя стал тот факт, что законодательные акты, закреплявшие новые права и обязанности короля и парламента не были октроированы, то есть дарованы королем, они имели вид политического соглашения с Короной. Это гарантировало их юридическую прочность, и изменение политической ориентации с короля на парламент.

Важнейшим из конституционных  актов стал Билль о правах 1689 года. Билль о правах определил положение парламента в системе  государственных  органов.  Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и  финансовой политики,  Билль провозгласил незаконным:

  1. приостановление действия законов или их исполнения без  согласия парламента; 19
  2. взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента20

Кроме того,  содержать постоянную  армию  в мирное время дозволялось только с его санкции21. Он содержал специальное                                                 указание, что парламент  должен  созываться  достаточно часто. Впоследствии это положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен сначала в 3 года, а затем - 7 лет.       

Гражданам были гарантированы  следующие права:

  1. свобода (для Протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);
  2. свобода подачи петиций королю22;
  3. свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;
  4. свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов23;
  5. свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не должны быть привлечены к ответственности или подвергнуты сомнению в любом суде или месте за пределами Парламента24.
  6. свобода выборов в Парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля25.

Информация о работе Характеристика Законов Хаммурапи