Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:31, доклад
Рассмотрим насаждение христианства на Руси с позиций язычества. Именно его христианство хотело уничтожить. Мы глянем на все глазами потерпевшей стороны. Христианство любит порассуждать об искупительной роли жертвы. Ну что же, это сделаем и мы.
Христиане хотят вызвать к себе жалость. Мы к себе жалости вызвать не хотим. Мы просто хотим посмотреть на историю своей Родины русскими языческими глазами.
Что же касается европейцев и западников,
ссылающихся на жестокость монголов,
то лучше бы они при этом упоминали
про разграбленный
Так же не выдерживает никакой критики затасканная теория, что татаро-монголы повинны в запустении и в упадке Руси. Тут, думается, есть замысел списать всё зло, причинённое Руси князьками, погрязшими в междоусобицах, на татар. Перепутывание ответственностей.
Так, например, во Владимиро-Суздальской земле монголо-татары сожгли 14 городов и крупных сел из 300. Да, ничего хорошего. Но во время обычных для того времени междоусобных войн уничтожалось больше городов и сёл. Любая война невозможна без убийств и пожаров, но масштабы бедствий часто несопоставимы. Глянем на поход Батыя. Летописцы свидетельствуют, что в 1240 году при взятии Батыем Владимира-Волынского население города было уничтожено ("копьем" и народ "изби не щадя"). На самом же деле население, как оказалось, успело убежать в лес и потом вернулось (уцелели и церковь Богородицы и другие). Ещё один пример. В Галичине во время нашествия Батыя погибло 12 тысяч человек. Почти столько же полегло на реке Липице в междоусобной войне русских с русскими. Это грустно, но такова наша история.
В 1411 году (почти за сто лет до начала "ведьмомании" в Европе) 12 "жонок вещих" попали на костер за то, что "нанесли чуму".
Грамота 1452 года митрополита
Ионы вятскому духовенству
Вот как внедрялось христианство у татар. Глаголет ахриепископ Никон (Рождественский): "За своё ревностное служение церкви и строгую подвижническую жизнь удостоенный сана митрополита только что покорённой Казани, святитель божий весь отдался святому делу утверждения в православии новокрещеных татар, из коих некоторые возвращались в магометанство, а другие уклонялись в католичество и лютеранство.
Митрополит Ермоген испросил у царя Федора Иоанновича (1584-1587 гг.) указ, в силу которого новокрещёные татары поселены были вместе с русскими в особой слободе, где для них построили церковь и наблюдали за ними, чтобы они посещали богослужение, носили кресты на груди, имели у себя иконы и жили по православному. А иноверцам было запрещено брать на службу к себе православных. Святитель божий не пускался в рассуждения о какой-то свободе совести: «он веровал, что истина православия превыше всех сокровищ на земле, и ограждал ее всею силою своей святительской власти. И ни в какие сделки со своею совестью он не входил, и грехом почел бы допускать совращения из православия в какую бы то ни было иную веру».
Первые еретики появились в XIV веке в Пскове. Вообще, Псков и Новгород были главными центрами еретического движения на Руси до середины XVI века. Были даже и сверхсмелые люди, отказывающиеся верить в бессмертие души. Такими были Никита и Карп, казнённые в 1375 году.
В 1490 году по приказу новгородского архиепископа Геннадия против ряда видных еретиков применили следующую казнь. В Новгороде еретиков (которые проповедовали свободу воли) посадили задом наперед на лошадей, надели на головы "бесовские" колпаки с рогами, а на грудь каждому повесили надпись: «се есть сатанино въинство». После этого их провезли по всему городу, и каждый встречный должен был плевать в еретиков и кричать «се врази божий и христианьскии хульници».
Это было наказанием за "гордыню". Далее берестяные шлемы были сожжены на головах у еретиков. Поп Денис, не выдержав расправы, тронулся умом - стал "козлогласовати" - кричать голосами птиц и зверей. То есть, "предался вселившемуся в него бесу хульному". Некоторые еретики были казнены, многие сосланы в отдалённые монастыри. Сходство с действиями западной инквизиции не случайно. Геннадий очень лестно отзывался об опыте западноевропейских "коллег" и описанное действие устроил в точности по испанским руководствам по борьбе с ересями.
Иосиф Волоцкий (Иван Савин), современник Ивана III (1462-1505 гг.) говорил, «что должно не только осуждать еретиков и отступников, но и проклинать их, и не только проклинать, но и предавать лютым казням. Всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».
Вот ещё более по-христиански: «Подобает не только осуждать, но и предавать лютым казням, и притом не только еретиков и отступников. И сами православные, узнавшие о еретиках или отступниках, но не предавшие их судьям, подлежат смертной казни...». Стоит отметить, что такие рассуждения очень по нутру нынешним скудоумам, балующимся с идеей возрождения монархии.
В 1503 году состоялся церковный собор, на котором ересь была осуждена, а наиболее активные еретики приговорены к казни. Дознание происходило надёжным образом. Иосиф Волоцкий предложил начать с арестов «двух-трех еретиков, а оне всех скажют». Под пытками люди, конечно, не выдерживали и оговаривали даже невиновных. Организованный в 1504 году показательный процесс закончился очередным инквизиторским представлением. На льду Москвы реки в деревянной клетке были сожжены главные представители московского еретического кружка - брат Федора Курицына, дьяк Иван Волк-Курицын и некоторые другие лица. В Новгороде были сожжены архимандрит Юрьева монастыря Касьян с братом, помещик Рукавов и другие. Остальные были разосланы по монастырям под надзор игуменов. Одиночек-еретиков продолжали жечь и дальше.
Ученики Иосифа Волоцкого заодно усвоили и довели до крайних пределов такую черту своего пастыря, как начётничество. «Всем страстям мати - мнение, мнение (самостоятельная мысль - SCh.) - второе падение (грехопадение - SCh.)» - так выразился один из его учеников. Саму суть христианства начётники видели не в познании и размышлении, а в устройстве жизни в соответствии с догматически истолкованными "священными текстами". Да, интересная и увлекательная жизнь. В 1551 году по инициативе Макария был созван собор, который в истории известен под названием "Стоглавый". Он занимался в основном вопросами упорядочивания христианской жизни.
В ста главах, в которых попы выразили свои наказы пастве, подчеркивается ПОЛНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ церкви к обычаям славянской старины.
Грехом были признаны стрижка бороды, мытье в бане мужчин с женщинами, игра в единственную в то время азартную игру ("зернь"), колдовство. К числу греховных занятий собор также отнёс игру на всевозможных музыкальных инструментах, общение с иностранцами и шахматы, широко распространённые на Руси. В исповеди поп задавал вопрос: «Не играл ли в шахматы еси?». А если слышал утвердительный ответ, то накладывал какое-нибудь наказание.
Русские люди, говорилось в Стоглаве, «разных стран беззаконии оскверняхомся, обычая злая от них приимше, и сего ради казнит нас бог за таковые преступления». Сегодня из-за ограды церкви мы слышим то же самое. Церковные проповеди разных времён разнообразием не отличаются.
А вот глава 41 этого собора: «…в мирских свадьбах играют глумитворцы и арганики, и смехотворцы, и гусельники, и бесовские песни поют, и как к церкви венчатся поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщут, а священницы им в том не возбраняют и не запрещают... О том запрещати великим запрещением...». "Запрещать" - это одно из любимых христианских слов. Итак, Собор 1551 года ОФИЦИАЛЬНО объявил войну русской вольнице.
Приговорная грамота Троицко-Сергиева монастыря 1555 года призывает жестоко преследовать славянских скоморохов.
К XVI веку церковь на Руси настолько опустилась и разжирела, закормленная льготами от светских властей, что как русские люди, так и заезжие иностранцы смотрели на всё на это с неподдельным ужасом. Стоит справедливости ради отметить, что и католические "святые отцы" в жажде наживы и развращения нравов ни в чём не уступали православным священникам.
Вот что пишет о Руси Дж. Флетчер в конце XVI века: «Монашествующих у них бесчисленное множество, гораздо более, чем в других государствах, подвластных папе. Каждый город и значительная часть всей страны ими наполнены, все лучшие и приятнейшие места в государстве заняты обителями и монастырями, монашеская жизнь наиболее отстранена от притеснений и поборов, падающих на простой народ. Кроме того что монахи владеют поместьями (весьма значительными), они самые оборотливые купцы во всем государстве и торгуют всякого рода товарами». Сосредоточение в руках церкви огромных земельных владений, закрепощение крестьян, нарушение церковных заповедей архиереями и монахами, да и торговая деятельность - всё это вызывало недовольство и осуждение не только со стороны посторонних людей, но и со стороны самих церковников. Среди части священников развернулось движение за отказ от церковных богатств. Но их было очень мало. Один из самых видных деятелей этих "нестяжателей", Вассиан, писал: "»Господь сказал: раздай имение твоё. А мы, войдя в монастырь, не перестаём, по нашему безумию, всячески приобретать себе чужие села и имения, то бесстыдно выпрашиваем у вельмож лестью, то покупая. Господь повелевает: отдай нищим. А мы, заразившись ненасытным сребролюбием, различным образом оскорбляем братий наших, живущих у нас в селах, обижаем их неправедными поборами, налагаем на них лихву на лихву. И если они не имеют сил отдать нам лихвы, то мы без жалости лишаем их имущества, отнимаем и них корову или лошадку, а самих с детьми, как поганых иноверцев, далеко прогоняем от своих пределов, а иных, предав княжеской власти, доводим до конечного разорения. Иноки, забыв свой обет и отринув всякое благоговенство, уже в седой старости поднимаются из своих обителей и толкаются в мирских судилищах, то тягаясь с убогими людьми о своих многолихвенных заимоданиях, то судясь с своими соседями о границах земель и сел. Сами вы изобилуете богатством и объедаетесь сверх иноческой потребы. Все годовые избытки берете себе или обращаете их в деньги, чтобы давать в рост, или храните в кладовых, чтобы после, во время голода, продавать за большую цену».
Архиепископ Макарий (Булгаков) свидетельствует о жизни православной церкви следующими словесами: «Это было благочестие по преимуществу внешнее, обрядовое, фарисейское. Оно было распространено и глубоко чтилось во всех слоях нашего общества, между тем как там господствовали самые тяжкие пороки и почти совершенная безнравственность».
В Московский период, в XV-XVI веках правительство относилось к евреям весьма враждебно. Известно, что, взяв Полоцк в 1563 году, Иван IV Грозный (1547-1584 гг) издал распоряжение относительно полоцких евреев: «Согласных креститься - крестить, а несогласных утопить в реке Полотье». Евреям не позволяли даже появляться в Московской Руси на самое короткое время. И мы видим, что польский король Сигизмунд I выпрашивает у Ивана Грозного разрешение евреям появляться в Москве по челобитным делам. А на выпрашивание того же короля разрешения предоставить жидовским купцам права торговать Иван IV отвечал вот что: «Мы к тебе уже не раз писали о диких делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья к нам привозили и пакости многим нашим людям делали, так тебе бы, брату нашему, не годилось и писать о них, слыша их такие злые дела».
При Иване Грозном попы сидели тихо и особливо не высовывались. Конечно Иван IV был деспотичным и жестоким правителем, отрицать это было бы нелепо. Но он не был каким-то выдающимся исключением. Все рассказы о его невероятной жестокости лишены всякой основы.
За эпоху его правления было казнено 3-4 тысячи человек. А во время так называемой Варфоломеевской ночи (в ней активно участвовал король Франции Карл IX, отстреливая еретиков из аркебузы, стоя на балконе) 23 августа 1572 года было убито более 3 тысяч гугенотов (протестантов). За что? Да за то, что они осмелились выбрать немного иной путь в христианстве. Получается, что всего за одну ночь в самой "цивилизованной" европейской стране было уничтожено примерно столько же людей, сколько за ВСЁ время "террора" Ивана Грозного. Добавим, что тогда во Франции от внутрихристианских разборок в течение двух недель погибло около 30 тысяч протестантов. Интересный результат воздействия религии на нравы людей, верящих и чтящих главную заповедь христианства: «бог есть любовь». Правда, эту мыслеформу выдумали в XIX веке, когда церковь серьёзно получила по морде. До этого была мыслеформа "страх божий".
В Варфоломеевскую ночь испанский посол пишет в Мадрид письмо: «Когда я это пишу, они убивают их. Они сдирают с них одежду, волочат по улицам, грабят их дома, не давая пощады даже детям. да будет благословлён господь, обративший французских принцев к служению его делу! Да вдохновит он их сердца на преодоление того, что они начали!». Екатерине Медичи, стоявшей во главе католиков, учинивших резню, приписывается такое изречение: «Быть с ними жестокими - человечно, а быть милосердными – жестоко».
Западные современники Ивана Грозного
- английский король Генрих VIII, испанский
король Карл V и другие, несмотря на
то, что они повинны в смерти
десятков, если не сотен тысяч неповинных
людей, являются исключительно высоко
почитаемыми историческими