Интеллигенция в казахстане в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Изменения, происходившие в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX - начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.

Содержание работы

Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3

Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4

Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5

Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9

Файлы: 1 файл

для диплома.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

5. Октябрьский переворот. Временный народный совет «Алаш-Орда»

 
 
Течение общественно-политической жизни России и ее национальных окраин в русле демократических перемен было прервано октябрьским переворотом, сломавшим все традиционные социальные связи, появившиеся политические институты, движения. Не успев до конца оформиться в партию, движение Алаш было вынуждено сконструироваться как общенациональный орган государственной власти.  
 
Это произошло на II-ом Всеказахком съезде, проходившем с 5 по 12 декабря 1917 г. в Оренбурге. Съезд объединил представителей различных слоев казахского общества. На съезд прибыли делегаты из всех областей Казахстана. В его работе участвовали так же представители казахов Алтайской губернии, Самарканда, Киргизии. На повестке дня стояли следующие вопросы:"1. О Сибирской, Туркестанской автономиях и о юго-восточном союзе.2. Казах-киргизская автономия. 3. Милиция. 4. Народный Совет. 5. Образование. 6. Народная казна. 7. Проблемы муфтиатства. 8. Народный суд. 9. Аульное управления. 10. Продовольственный вопрос".7 
 
Центральной проблемой, обсуждаемой на съезде был вопрос о национальной автономии. С докладом по этому вопросу выступил А. Букейханов. Выслушав и обсудив его, делегаты избрали комиссию из 5 человек для окончательной разработки вопросов об автономии, милиции и Народном Совете. От лица комиссии выступил Х. Габбасов, исходя из этого доклада съезд вынес следующую резолюцию: "В связи с падением Временного правительства, съезд в целях предотвращения распространения анархии и гражданской войны, единственным выходом из создавшегося положения считает: 1. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Семипалатинской, Акмолинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, киргизских уездов Ферганы, Самарканда, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных киргизских волостей Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением единого казах-киргизского происхождения, единой культуры, истории, единого языка. 2. Назвать казах-киргизскую автономию - Алаш".8 
 
При обсуждении вопроса о времени объявления автономии мнения разделились: одни участники предлагали немедленно ее провозгласит (33 депутата), другие считали необходимым повременить и официально объявить более удобное время. Большинством голосов (42 против 33) прошло второе предложение. Придерживаясь демократических принципов в государственном строительстве съезд провозгласил равенство всех национальных меньшинств, проживающих в пределах "Алашской автономии", "во всех учреждениях автономии представители всех наций должны быть представлены пропорционально. Представляется также экстерриториальная и культурная автономия тем, кто оказался без территории в пределах автономии "Алаш". 
 
На съезде был организован временный народный совет Алаш-Орда, состоявший из 25 представителей Алаш, при этом 10 мест предоставлялось представителям народов, проживающих среди казахов. Новому правительству предлагалось немедленно взять в свои руки всю исполнительную власть "в целях спасения областей Алаш общего развала, анархии".  
 
В состав правительства вошли 15 членов: 7 человек от каждой области и 8 - независимо от области, среди которых: А. Букейханов, Ж. Досмухамедов, А. Ермеков, М. Тынышпаев, Б. Кулманов, Ж. Акбаев, Б. Мамытов, О. Альжанов. В председатели Народного Совета Алаш-Орды баллотировалось три человека: А. Букейханов, Б. Кулманов, А. Турлыбаев. По итогам тайного голосования большинством (в 40 голосов) председателем Совета был избран А. Букейханов.  
 
27 ноября 1917 г. на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Туркестанской автономии (Туркестанский Мухтариат) во главе с Туркестанским Временным Советом, который возглавил М. Тынышпаев, занимавший и пост министра внутренних дел. Его заместителем стал юрист по образованию Абдрахман Оразаев. Министерство иностранных дел возглавил известный политический деятель, юрист Мустафа Чокай (1890-1941 гг.). 
 
Создание Туркестанской автономии во многом было связано с практической реализацией идей национального самоуправления, тем более, что в образованном в Ташкенте правительстве Туркестанской советской республики из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. За день до начала первого заседания председатель Совнаркома Туркреспублики Ф.И. Колесов заявил: "Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации".  
 
Несмотря на образование Туркестанской автономии, ее лидеры не считали себя обособленными от Алашской автономии. Они участвовали во II-ом Всеказахском съезде и от Сырдарьинской и Семиреченской областей вошли в состав правительства Алаш-Орды. М. Чокай считал необходимым обязательное вхождение Туркестана в Алашскую автономию. Иного мнения на этот счет придерживался А. Букейханов, отмечавший, что в Средней Азии слишком сильны консервативные, религиозные традиции, переходящие в религиозный фанатизм, существуют различия в хозяйственной и культурной жизни.  
 
Кроме того, в тот период времени существовала еще одна серьезная причина, тормозившая процесс объединения юго-восточных и южных районов к Алашской автономии, которая сводилась к противодействию политике национального самоуправления со стороны русских крестьян-переселенцев, воинственно настроенных и вооруженных в свое время царским режимом. Проживая компактно и в довольно большом количестве среди казахского населения, они представляли значительную силу, с которой необходимо было считаться.  
 
Поэтому до открытия Учредительного собрания и его решений относительно казахской автономии, лидеры Алаш считали туркестанскую автономию наиболее приемлемой формой временного национального устройства казахского населения. Однако 8 января 1918 г. большевики разогнали Учредительное собрание, в то же самое время Ташкентский совет направил в Коканд карательную экспедицию, в составе которой были красногвардейские части, пробольшевистски настроенные солдаты городского гарнизона. 
 
В карательных операциях приняли участие и отряды армянских националистов "Дашнакцутюн", отличавшиеся особой жестокостью в отношении мусульманского населения. Сопротивление небольшого отряда националистов, защищавших Коканд, было легко сломлено и после трех дней резни и грабежей город был сожжен.  
 
Таким образом, установление Советской власти в Казахстане растянулось на несколько месяцев - с конца октября 1917 г. до марта 1918 г. Причем она устанавливалась в городах и населенных пунктах с преобладанием европейского населения, как правило, насильственным путем. 
 

6. Кризис алашского движения

 
 
Во время мусульманских праздников - Рамазан в июне 1917 г. казахи на собраниях и митингах постановили открыть самостоятельную городскую Думу, объявив, таким образом, об отделении Заречной слободы в самостоятельную единицу г. Семипалатинска. В это же время слобода была переименована в город Алаш. 19 ноября того же года прошли выборы гласных в городскую Думу, в них приняли участие 3476 человек. 21-22 ноября были избраны председателем Думы - Бийахмед Сарсенов, его заместителем М. Молдабаев, городской головой стал П.И. Шевченко.  
 
Представители новой власти г. Алаш столкнулись, в первую очередь, с проблемой продовольственного снабжения жителей. Несмотря на нормированный отпуск, продуктов питания, керосина, мануфактуры и других товаров явно не хватало. Чтобы разрешить как-то эту проблему городская продовольственная Управа отправляет своего представителя И.Н. Романовича в командировку в разные города России для закупки мануфактуры, машин, железа, гвоздей. Серьезным было положение с деньгами, о чем свидетельствует текст телеграммы Алашской городской Думы в Государственный банк г. Петрограда. В телеграмме сообщается, что запасы мелких денежных знаков истощились, товарообмен, вообще экономическая жизнь края угрожающая и в связи с этим Дума просит принять меры. Ухудшающая экономическая обстановка не только в Алаш, но и в области в целом, обострила и политическую ситуацию в крае. Этим и попытались воспользоваться и большевики г.Семипалатинска, предпринявшие попытку захвата.  
 
О том, что большевики собирались захватить власть в городе сообщила газета "Свободная речь" от 3 января 1918 г., опубликовавшая итоги по выборам, указав число - 5 января. О незаконности этого акта свидетельствует Обращение Временного Областного Совета в Алашскую городскую Управу, в котором говорится, что большевики отказались от вступления в этот орган власти и приступили к захвату власти силой.  
 
В г. Алаш 2 февраля прошел митинг, на котором поляризовались мнения жителей относительно статуса отдельной единицы Алаш. Русское население требовало ликвидировать Алашскую городскую Управу, разогнать казахскую милицию, а казахи настаивали на обратном. Положение в городе усугублялось тем, что городские власти не имели четкого представления как вести себя в создавшейся ситуации. Еще в январе 1918 г. они посылали телеграмму в Оренбург на имя А. Букейханова, занимавшего в то время пост председателя Киргизского (Казахского) национального совета. Ответа на эти телеграммы не было получено, что "вносило тревогу в среду местных киргизских деятелей". В создавшейся обстановке как никогда остро встал вопрос о Казахской автономии.  
 
31 января 1918 г. в г. Семипалатинске областное Земское собрание обратилось к жителям области с предложением поддержать решение о самоуправлении всего Киргизского края, куда входила и Семипалатинская область. Причины в объявлении автономного края собрание объясняло существующими различиями в хозяйственно-экономических, бытовых условиях края от остальной России. Как говорилось в обращении "огромную часть населения области составляют кочевники-киргизы с родовым укладом жизни. хозяйство крестьян-переселенцев еще не имеет сложившихся форм. В области нет не только развитой фабрично-заводской промышленности, но и кустарное производство находится в зачаточном состоянии". 
 
Участники собрания отмечали, что Общекиргизский съезд в Оренбурге высказался за автономию края, "теперь очередь за русской частью населения." Областное Земское собрание считало невозможным проведение декретов Советской власти в Семипалатинской области, так как они негативно отразились бы на интересах жителей и их благосостоянии. Декреты новой власти могли бы быть проведены в жизнь только в том случае, если местная власть будет состоять из людей, близко стоящих к населению Семипалатинской области. Поэтому возложение этой задачи на местный Совет рабочих и солдатских депутатов, который состоял из "людей пришлых, чуждых интересам степи и деревни, связанных, в лучшем случае, только с г. Семипалатинской, собрание считало непоправимой ошибкой". 
 
В связи с началом военных действий против Советской власти в г. Алаш началось формирование казахской военной организации. 5 июня 1918 г. сюда прибыл организованный в степи отряд казахской конницы в 500 человек с офицерами-инструкторами. С ними приехал и председатель Алаш-Орды А.Н. Букейханов. 6 июня отряд был представлен общественности Семипалатинска, где ему была устроена торжественная встреча возле Никольской церкви. На встрече присутствовали представители Военного штаба. Этот отряд был вооружен и обучен военному искусству, имел свою форму одежды, напоминавшую национальный камзол с кожаными прошитыми воротниками. Отряду был учрежден белый флаг, в центре которого находилось изображение юрты, как и на титуле газеты "Казах". 
 
В первых числах декабря 1918 г. подполковник Х. Тохтамышев приступил к формированию второго алашского полка. После этого предполагалось пригласить из уездов молодых людей для прохождения службы в учебной команде с последующим поступлением в ново открывавшуюся школу прапорщиков. Отказываясь признать советскую власть Алаш-Орда вынуждена была опираться на реальную военную силу в крае - казачью армию генерала А.Н. Дутова. Официальное объявление, сделанное 4 ноября 1918 г. "Сибирским правительством" о своей неспособности поддерживать казахскую автономию, полностью изменило ситуацию. Адмирал Колчак еще более ужесточил свое отношение к требованию националов, что заставило их обратиться к Советской власти. Несмотря на амнистию алашординцам в 1919 г., постепенно начались на них гонения: они изолировались от общественной, политической жизни, подвергались нападкам, репрессиям со стороны Советской власти.  
 
Лидеры алашского движения оставались принципиальными противниками большевистских форм и методов социалистического переустройства Казахстана. Несмотря на вынужденный переход на сторону Советской власти, вся их общественно-политическая деятельность начала 1920-х годов свидетельствовала о приверженности ее к прежним гуманистическим, демократическим принципам.  
 
Активная политическая деятельность национально-демократической интеллигенции после окончания гражданской войны перешла в плоскость духовного сопротивления укрепляющемуся тоталитарному режиму пролетарского государства. Стратегия и тактика духовного сопротивления национальной интеллигенции политике советской власти в концентрированном виде сформулированы в статьях и выступлениях А. Байтурсынова, А. Букейханова, М. Дулатова, Х. Болганбаева, опубликованных в журнале "Сана", газете "Акжол" и других изданиях. Их позиции во многом совпадали с политическими воззрениями Т. Рыскулова, М. Султангалиева, Заки Валиди, Мунаввара Кари и других лидеров национальной интеллигенции Татарии, Башкирии, Узбекистана.  
 
Таким образом, попытки консолидации национального движения народов мусульманского Востока, предпринятые уже в начале 1920-х годов (создание весной 1920 г. в Москве А. Байтурсыновым, А. Букейхановым, Заки Валиди, В. Ибрагимовым и другими организации "Иттихад ве Теракки" ("Единение и прогресс") и в январе 1921 г. в Туркестане "Джамиат" были жестоко подавлены со стороны советского режима.10 Вследствие всего этого история движения Алаш и Алаш-Орды получила однозначно негативную оценку как буржуазно-националистическое и контрреволюционное, что предопределило официальный характер советской историографии проблемы. 
 

7. Общественно-политическая жизнь Казахстана середины 20-х годов

 
 
Трагической особенностью общественно-политической жизни Казахстана середины 20-х гг. являлось то, что с этого времени идеологический аппарат сталинизма начал проводить широкомасштабные мероприятия, направленные на искоренение исторической памяти народов и физическое уничтожение носителей этой памяти - видных представителей национальной интеллигенции.  
 
Известно, что народы Советского Востока, частично Поволжья, в течение многих столетий пользовались арабским алфавитом. В конце 20-х гг. по приказу сверху он был заменен на латинский, а в 1940 г. - на кириллицу. 
 
С укреплением тоталитарного режима постепенно усилились политические преследования участников партии "Алаш", а также руководящих работников республики. 
 
Политика давления на республику усилилась и приняла особенно жесткую линию с приходом Ф.И.Голощекина, направленного в сентябре 1925 г. На пост первого секретаря Казрайкома ВКП(б). Ф.И.Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации. 
 
Немалый "вклад" в нагнетание истерии о националистах и национал-уклонистов и преследование местных кадров внес и Н.И.Ежов. Одновременно было сломлено сопротивление крупных ответственных работников, не согласных с голощекинско-сталинской моделью "преобразований" в Казахстане. Под различными предлогами в 1927 - 1929 гг. из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана Н.Нурмаков, Т.Рыскулов, С.Ходжанов, М.Мурзагалиев. 
 
К концу 20-х годов нагнетание обстановки и подозрительности стали всеобщими. Нарастание борьбы в центре с троцкиско-зиновьевской оппозицией и "правыми оппортунистами" в национальных республиках проявилось в форме репрессий представителей национально-освободительного движения. В конце 1928 г. по ложному обвинению были арестованы 44 человека из числа так называемых "буржуазных националистов" -- бывших деятелей "Алаш-Орды". Другая группа национальной интеллигенции (около 40 чел.) была арестована в сентябре - октябре 1930 г. Вскоре 15 из них были сосланы в Центрально-Черноземную область России. Почти все они были репрессированы в 1937 - 1938 гг. 
 
В конце 20-х- начале 30-х гг. по мере обострения кризиса в социально- экономическом развитии СССР, широкие масштабы приобрели поиски подрывных антисоветских элементов и подпольных организаций. По аналогии с центром (судебные процессы над участниками "промпартии", "крестьянской партии" и т.д.) в Казахстане начались поиски врагов в национальном варианте. Случайные аварии на шахтах и предприятиях, падеже скота в колхозах и совхозах, пожары и другие стихийные бедствия объяснялись происками классовых врагов и соответственно этому фабриковались уголовные дела врагов народа и подрывных антисоветских организаций. 
 
Одновременно проводились чистки в партийных организациях. Все, кто не внушал доверия или когда-то ошибался безжалостно изгонялись из рядов ВКП(б). Основными пунктами обвинения были принадлежность или сочувствие троцкизму, правым и "национал-уклонистам". В период репрессий 1937 - 1938 гг. из ВКП(б) было исключено 9223 коммуниста. 
 
В обстановке страха и истерии проходило обсуждение проекта новой Конституции СССР, которая была принята на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г. Согласно новой Конституции СССР, Казахская АССР была преобразована в союзную республику. 26 марта 1937 г. Чрезвычайный X съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию Казахской ССР. 12 декабря 1937 г. состоялись выборы в Верховный Совет республики. 
 
Однако эти государственные акты продолжали сопровождаться трагическими событиями: начавшиеся в начале 1937 г. политические репрессии охватили всю страну. В декабре 1936 г. на Пленуме ЦК ВКП(б), а затем на февральско-мартовском Пленуме 1937 г. была дана установка ЦК ВКП(б), И.В.Сталина и его окружения о необходимости "искоренения и уничтожения двурушников", всех врагов народа. 
 
Большой резонанс получил судебный процесс над руководящими партийно-советскими работниками бывшего Каркаралинского округа А.Асылбековым, Н.Нурсеитовым, МГатауллиным и другими, состоявшийся в ноябре 1937 г. в Караганде. Однако судьбы основной массы "врагов народа" решались на заседаниях тройки Военной коллегии Верховного Суда СССР. В 1937 - 1938 гг. по ложному обвинению были репрессированы видные государственные и общественные деятели Казахстана Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, У.Джандосов, А.Досов, А.Асылбеков, Ж.Садвакасов, Л.Мирзоян, А.Сафарбеков, Ж.Султанбеков, Т.Жургенов, Н.Сыргабеков, З.Торегожин и многие другие. Невосполнимую епотерю понесли казахская наука и культура. Жертвами репрессий стали А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, М.Жумабаев, С.Сейфуллин, И.Джансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, К.Жубанов, Ж.Шанин, Т.Шонанов, К.Кеменгеров. 
 
Таким образом, в конце 20-х - 30-х гг. тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни Казахстана. 
 
 

Заключение

 
 
Возникновение казахского демократического государства в рамках России было действительно крупным историческим событием в жизни казахского народа, попыткой восстановления государственности, утраченной вследствие колониальной зависимости. Однако недолгой была жизнь этой автономии, не признавшей легитимности власти большевиков. Интеллигенция России, в том числе и казахская, в большинстве своем враждебно встретила революционный переворот в октябре 1917 г.  
 
Таким образом, анализ общественно-политической деятельности казахской интеллигенции накануне революции и в годы гражданской войны показал ее ярко выраженный антиколониальный характер, направленный на национальное освобождение и всестороннее развитие казахского народа в новых общественно-политических условиях.  
 
Придя к власти, партия большевиков провозгласила принцип равноправия и самоопределения наций. На практике же она отказывала бывшим колониальным народам империи в праве самим определять свою судьбу, объясняя это отсутствием в крае национального пролетариата. Красноречивым свидетельством этой политики служит отношение большевиков к Туркестанской автономии и правительству Алаш-Орды.  
 
Установление Советской власти в Казахстане растянулось на несколько месяцев - с конца октября 1917 г. до марта 1918 г. Причем она устанавливалась в городах и населенных пунктах с преобладанием европейского населения, как правило, насильственным путем.  
 
В конце 20-х - 30-х гг. тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его проявления в Казахстане приняли особенно уродливые формы, сопровождаясь трагическими событиями периода насильственно коллективизации и политических репрессий 1937- 1938 гг. 
 

Список использованной литературы

  1.  
    Беннигсен А., Ламарсье-Келькежей Ш. Пресса и национальное движение среди мусульман России до 1920 г.// Альманах. Алем. Алма-Ата. - 1991.- С.164. 
  2.  
    Букейханов А. Киргизы. //Формы национального движения в современных государствах. ( Под редакцией А.И.Костелянского). - СПб. 1910. - С. 599. 
  3.  
    Овруцкий Л., Думова Н. Драма русского либерализма // Родина. - 1990. -№ 10. - С. 18-19. 
  4.  
    Аккуыулы С. А. Букейханов и русское масонство // Простор. -1994. -№3.- С. 30. 
  5.  
    Сужиков Б.М. Казахская политическая элита и трансформация этнической тождественности на рубеже Х1Х-ХХ вв. в зарубежной историографии // Казахстан в начале XX в. Методология, историография, источниковедение. Вып 3. -Алматы, 1993. - С. 86-87. 
  6.  
    Мамраева А. К. Общественно-политическая деятельность и политико-правовые взгляды А.Букейханова. Караганда. Болашак-Баспа. 1998. - С.47-48.(96) 
  7.  
    Козыбаев М.К. Еще раз о проблемах истории национально-освободительного движения революции 1916 г. в Казахстане. Казахстан в начале XX века. Вып. 3. -1994. - С. 5,9. 
  8.  
    Сармурзин А.Г. Крушение Алаш-Орды.// О прошлом - для будущего. Некоторые актуальные проблемы истории Компартии Казахстана в свете гласности // Сб. статей. - Алма-Ата. 1990. - С. 15 (254 с.) 
  9.  
    Байтурсынов А. Киргизы и революция // Жизнь национальностей. - 1919. - 3 августа. - С. 29. 
  10.  
    Чокай М. Туркестан под властью Советов (к характеристике диктатуры пролетариата) // Простор. -1992. - № 9-10. - С. 104. 
  11.  
    Нурпеисов К.Н. Духовное сопротивление национально-демократической интеллигенции тоталитарному режиму в Казахстане (на примере 20-х годов) // Современные проблемы истории Казахстана: становление казахской государственности и развитие нации. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Уральск, 1997. 
  12.  
    Аманжолова Д. Казахский автономизм и Россия. - М.: Россия молодая, 1994. - С. 187 (216 с.). 
  13.  
    Алдажуманов К.С. Насильственная коллективизация и политические репрессии в Казахстане // Народ не безмолвствует. -Алматы: Гылым, 1996. - С. 10 (273 с.) 
  14.  
    Козыбаев М.К. Историография Казахстана: уроки истории. -Алма-Ата, 1990. - С. 75-76. 
  15.  
    Сулейменов Б.С. Вопросы публикации документов и материалов по истории Казахстана // Известия АН КССР. Серия истории, археологии и этнографии. 1958. - С. 93-94 
  16.  
    Сапаргалиев М.С. Возникновение Казахской советской государственности (1917-1920 гг.). - Алма-Ата: Казгосиздат, 1948. - С. 59 (480 с.).

 

 
1 Нурпеисов К.Н. Духовное сопротивление национально-демократической интеллигенции тоталитарному режиму в Казахстане (на примере 20-х годов) // Современные проблемы истории Казахстана: становление казахской государственности и развитие нации. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Уральск, 1997.,с.164

 
2 Букейханов А. Киргизы. //Формы национального движения в современных государствах. ( Под редакцией А.И.Костелянского). - СПб. 1910, с.550

 
3 Букейханов А. Киргизы. //Формы национального движения в соврменных государствах. ( Под редакцией А.И.Костелянского). - СПб. 1910. - С. 599.

 
4 Овруцкий Л., Думова Н. Драма русского либерализма // Родина. - 1990. -№ 10. - С. 18-19.

 
5 Аккуыулы С. А. Букейханов и русское масонство // Простор. -1994. -№3.- С. 30.

 
6 Букейханов А. Киргизы. //Формы национального движения в современных государствах. ( Под редакцией А.И.Костелянского). - СПб. 1910. - С. 259.

 
7 Мамраева А. К. Общественно-политическая деятельность и политико-правовые взгляды А.Букейханова. Караганда. Болашак-Баспа. 1998. - С.51

 
8 Мамраева А. К. Общественно-политическая деятельность и политико-правовые взгляды А.Букейханова. Караганда. Болашак-Баспа. 1998. - С.51

 
9 Сармурзин А.Г. Крушение Алаш-Орды.// О прошлом - для будущего. Некоторые актуальные проблемы истории Компартии Казахстана в свете гласности // Сб. статей. - Алма-Ата. 1990. - С. 29

 
10 Нурпеисов К.Н. Духовное сопротивление национально-демократической интеллигенции тоталитарному режиму в Казахстане (на примере 20-х годов) // Современные проблемы истории Казахстана: становление казахской государственности и развитие нации. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Уральск, 1997. - С.14

1. Утверждение сталинизма. Репрессии. Трагедия народа.

 

 

 

В 30-годы в стране повсеместно установились социалистические отношения.

 

Земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы были огосударствлены. С одной стороны, утверждалась общественная собственность на средства производства, с другой, шло отчуждение крестьянства от земли. Провозглашённый союз рабочего класса и крестьянства по существу не имел экономической основы. В стране утвердилась бюрократическая централизация, провозглашённая сталинской конституцией ССР 1936 г. Суверенитет республик не получил на деле полной реализации. Республики были лишены законодательной инициативы, чему способствовал диктат центра, в том числе союзных наркоматов. Социализм принимал тоталитарный, казарменный характер.

 

«Теория» Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов, ограничения роли Советов, как органов государственной власти. Всё больше и больше попирались права личности. Человек, высказывавший альтернативное мнение, мог быть причислен к врагам народа.

Информация о работе Интеллигенция в казахстане в начале 20 века