Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Изменения, происходившие в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX - начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3
Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4
Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5
Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9
3. Религия
Айт Большой международный исламский праздник. Есть два айта: "ораза айт" и "курбан айт". Айт был основан в Аравии до исламской религии. "Ораза айт" (пасхальный айт) начинается после 30-дневнего "ораза". Месяц этот называют еще и "месяцем рамазан". Денежное пожертвование преподносят в этот месяц. Каждый мусульманин в эти дни посещает мечеть. Слова Аллаха Мухамбет Пайгамбара услышал в месяц "ораза".
"Курбан айт" тоже является главным праздником мусульман. Он начинается после 70-ти дней после "ораза айта" и длится три дня. Эти дни совпадают с днями завершения мусульманского хаджа в Святую Мекку (зульхижа -месяц совершения хаджа). В "Курбан айт" каждый мусульманин в честь своей веры, духам предков приносит жертвоприношение, то есть режет скот. Это является одним из главных долгов мусульман (Мухтасар). Жертвоприносителю говорят пожелания: "Да воспримет Аллах ваше пожертвование". На жертвоприношение режут скот (кроме лошади) абсолютно здоровый, он не должен быть хромым, слепым, больным, раненым и т.д. Мясом угощают всех присутствующих. В честь духов предков читают (произносят) "дуга" молитву. Старшие по возрасту благословляют. В дни айта люди чисто одеваются, поздравляют друг друга, говорят "Кутты болсын!", просят "айттык". Прощают ошибки, обиды. Умерших в дни айта или ораза считают хорошими людьми. В мусульманских странах эти два айта проходят как праздники (той), и в такие дни люди обычно отдыхают.
Аксарбас
При катаклизмах, болезни, при безвыходном положении человек просит помощи о поддержке у Всевышнего. Человек в таком положении трижды должен повторить: "аксарбас". При благополучном исходе тот, кто избавился от невзгод, приглашает аулчан для угощения, дает "кудайы". "Аксарбас" делится на 3 вида : "бозкаска", "кеккаска" и "кызылкаска". "Бозкаска" - в жертву приносится баран; "кеккаска" - лошадь; "кызылкаска" - корова.
Жан беру
В некоторых местах называют "кепилге шыгу" (ручаться), "куманга шыгу". Приговоренного к смертной казни или тяжелому наказанию, при его невиновности, один человек защищает и, в знак доказательства его непричастности, как бы доказывает свои слова. Ручающийся человек перед би, муллами одевается в саван (во все белое) спускается в могилу или заходит за ширму для усопшего и произносит при этом клятвенные слова: "Клянусь Кораном", "Пусть Аллах покарает меня", "Да проклянут меня духи предков" и т.д, тем самым доказывая, что он готов отдать душу - "жан беру". В народном понимании, если человек говорит неправду, он должен умереть на месте. После подобного клятвенного доказательства дело рассмотрению и обжалованию не подлежит.
Жарапазан
Традиционная песня-частушка во время "оразы" (пост). Дети и подростки вечером, не входя в дом, на улице исполняют песню "жарапазан". Люди, которые постятся, исполнителям выносят угощение: курт, масло, творог, отрез на платье и пр. "Жарапазан" обычно исполняют 2 человека. Один начинает, второй подпевает. Да воздаст нам Аллах в месяц рамазан!
Зекет
Четвертое условие ислама - давать "зекет". "Зекет" дается от прироста скота малоимущим, служителям веры. Может даваться и от другой прибыли: золота, серебра, денег. От скота отчисляется: из 40 баранов I баран, из 5-ти верблюдов I верблюд, из 30-ти коров одна корова и т.д. Ежегодное преподношение-проявление человечности и мусульманский долг. Отказываться от "зекета" считалось постыдным.
Зикир
Обряд шамана. При лечении от недугов, при гадании на будущее и т.п. шаман, знахари призывают духов. Несмотря на критику в советские времена шаманство, знахарство нередко не обман, а природный дар человека, который может взять в руки горящие угли, облизывать каленое железо и гипнотизировать. Во время обряда внешность, движения и действия шамана и знахаря особенны. Необходимо отметить, что люди верили в их способности. Старшие поколения не исключают значимости искусства шамана.
Кудайы
Жертвоприношение. Уцелевший от несчастного случая, после возвращения из тяжелых поездок или с целью проявления благодарности, человек режет живность и угощает знакомых, родственников, односельчан и получает благословение, благопожелания людей. Это и называется "кудайы".
Куран устау
Доказательство невиновности, клятвенное заверение. Человек, обвиняемый в несовершенном преступлении, в знак доказательства своей невиновности или при заверении не повторять ошибку, взяв в руки священную книгу Коран, дает клятву или клятвенное заверение, обещание и ест хлеб. Это является полным доказательством непричастности к совершенному преступлению или верности данной клятве. Противостоящая сторона убеждается и верит оправдывающемуся. Иногда за недоказательством просят прощения. Сочетание: "куран, нан" (Коран, хлеб") исходит из этой традиции.
Ораза
Пост. Одна из 5-ти заповедей мусульман. По условиям обычая постятся-женский пол с 9-летнего возраста и мужской пол с 12-летнего возраста. Постящийся в течение 30-ти дней не употребляет пищу весь световой день. Утром, до восхода солнца, завтракают и вечером, после заката солнца, выполняется обряд "ауыз ашу". Знакомые, близкие в знак почитания постящихся готовят разные вкусные блюда и приглашают вечером на "ауыз ашар". По шариату не рекомендуется пост людям со слабым здоровьем, беременным женщинам, путникам дальнего следования, детям младшего возраста, людям, страдающим хроническими заболеваниями. Есть 6 разновидностей "оразы": 1. Парыз, 2.Уажип, З.Суннет, 4.Мандуп, 5.Нафила, б.Макру (Мухтасар). "Ораза" ежегодно опережается на 10 дней. Во время поста запрещается сквернословить, производить насилие. Восточные ученые не раз доказывали пользу этого обряда для человеческого организма.
Намаз
Молитва. Вторая заповедь ислама-"намаз". Безграничная вера в Аллаха-высокий долг. После этого высокого долга значительный долг-читать намаз. Намаз-зеркало вероисповедания. Во всех религиозных наименованиях есть молитвы. Необходимо придерживаться 12 обязанностей и выполнять шесть условий намаза. 1. хадестен тазару - внутреннее очищение. 2. Ауреттi жабу - одеваться по условию шариата. 3. Кубалага бет карату - чтение намаза лицом на закат. 4. Уакытты откизип алмау - не пропускать время намаза. 5. Ниет ету - душевное вдохновение. Намаз читается 5 раз в день: 1. Тан намазы - утренний намаз. 2. Бесин намазы - перед обедом. 3. Екинди намазы - полуденный намаз. 4. Акшам намазы - перед закатом. 5. Жашиык намазы - после заката.
Садака
Денежное и прочие пожертвования. Сиротам, вдовам и другим нуждающимся людям преподносятся "садака". Принимающий, берущий садака произносит, говорит благопожелание семье, родным дающего. Пожертвование считается обязанностью для каждого человека.
Сыйыну
Вера. Древним обычаем тюркского народа является вера в сверхъестественные силы, в Бога, в ангелов и пр. На поле боя воины, в тяжелых недугах больные, в трудные моменты жизни и в обычные дни люди часто выражают свою веру в словах, в молитвах. Особенно борцы перед поединком, охотники перед охотой, пожилые люди в молитве духам предков. К примеру, больные просят исцеления Лукпана, женщины верят в силы матери Биби Фатимы, юные батыры просят помощи Кабанбая, Богенбая батыров. Чабаны, скотники перед большим делом молились на святых покровителей лошадей-Камбар ата, верблюдов - Ойсыл кара, коров - Зенги баба, баранов, козлов - Шекшек ата. Предки казахов считали, что у природных явлений, предметов, тел есть душа и покровитель, оберегающий их и управляющий ими. Эти духи-покровители, в отличие от духов зла-демонов, защищали людей и животных от несчастий, нечистой силы.
Талак
Закон бракоразводного процесса. По обычаю, если муж разводится с женой, особенно из-за супружеской неверности, слово "талак" произносится 3 раза, после чего брак считается недействительным. Однако женщина может ждать еще некоторое время решения мужа. Если после "талак", они решают продолжить совместную жизнь, то по обычаю должны узаконить свой брак.
Тасборан
Обычай, который имеет юридическую силу. Предателей своего народа, веры или особо опасных убийц, женщин легкого поведения приговаривали к смертной казни. Приговоренного, связав руки и ноги, свидетели, присутствующие из разных родов закидывали камнями до смерти.
Тумар
Людям, маленьким детям, животным муллы, ишаны и знахари заговаривали от сглаза и порчи амулет (тумар). "Тумар" носят на шее, на головном уборе, на воротнике. От сглаза и порчи заговаривают чистокровных скакунов, породистых животных. Такие традиции существуют поныне и от этого не страдают ни животные, ни хозяева. В связи со словом "тумар" в языке есть наименования: "Жастык тумар" - амулет квадратной формы для украшения; из драгоценных металлов; "Киык тумар" - блестящее украшение; "Лагыл тумар" - амулет с рубиновым камнем; "Сиркели колтык тумар" - вычеканенный амулет; "Алтын тумар" - позолоченный амулет из серебра; "Тумарша" - амулет с драгоценным камнем из серебра, в основном служит украшением дня девушек; "Тилле тумар"-один из видов позолоченного амулета. Амулет также может быть и треугольного вида или другой геометрической формы-из дорогой ткани или кожи.
Ушыктау
Нашептывание, заговаривание. При отравлении организма, от чего-либо, раньше лечили путем "ушыктау". Это один из древних видов лечения и поверья. К примеру, при сильном ушибе или растяжения жил эту травму зашептывали "ушык-ушык". Перед закатом солнца больного выводили на улицу, делали "жер-ушык". Укладывали на землю, заговаривали, чтобы земля приняла его недуги, что и называется "жер-ушык". При сглазах нашептывается "сук сук", а при языковой порче-<тфа-тфа> .
4. Похороны
"Арыздасу"- прощальное слово умирающего. Находясь в здравом уме, он прощается со своими детьми, родными и со всеми присутствующими. Говорит им о своих несбывшихся мечтах и просьбах. Некоторые прощальное слово называют "макулдасу".
Иман айту
Отходная. Человек, чувствующий неизбежность кончины, сам себе воспевает отходную. Если больной не в состоянии, то за него отходную воспевает один из присутствующих. По традиции с тяжелобольным сидят родные, близкие родственники, мулла. Это называется "кузет". Человека, умершего без отходной, в народе называют "арам олипти" или "имансыз олипти". Последний вздох перед смертью называют "ант-мезгил".
Естирту
Извещение о смерти. Весть о кончине родителей, сына или дочери, близкого родственника всегда трагична. Извещающий начинает говорить тактично, издалека, просит проявить выдержку. Такую весть не сообщали где попало, не относились к ней спустя рукава. В народе много философских, психологических, классических примеров "естiрту". Его поручали человеку, владеющему ораторским искусством, многоуважаемому аксакалу.
Конил айту
Соболезнование, выражение скорби, сочувствия по поводу кончины родственника. Знакомые, родные спе циально посещают дом, в который пришла беда,-для "конил айту". Цель визита - успокоить, разделить горе. Не выразить родственникам умершего соболезнование (конил айту) считалось постыдным. Умение же выражать сочувствие- знак уважения, человечности.
Шашын жаю
Распускать волосы. Женщины распускали волосы (косы) только в знак траура при кончине близкого человека, выражая этим глубокую скорбь, горе, несчастье во время "жоктау"(прощальный плач-песня). Война, конфискация в годы голода и т.п. сопровождались слезами, горем народа. Женщины выражали свое внутреннее, физическое, моральное состояние стихами, сложенными самой песней-плачем. К женщине, которую постигло горе, услышав скорбную плач-песню, приходили аксакалы в дом, успокаивали, всячески поддерживали. "Жоктау" пели с распущенными волосами, по этой причине казахи своим дочерям запрещали распускать волосы, объясняя, что это не к добру-"шашынды жайма".
Жоктау
Плач-песня об умершем. Как известно, плач, слезы облегчают человеческое горе. С плачем-песней казахи провожают в последний путь усопшего. В "жоктау" поется о неописуемом горе, о постигшей беде, о невосполнимой утрате, вспоминаются добрые дела умершего; "жоктау" сочиняли акыны или мать, сестры умершего. "Жоктау" не религиозная, а национальная ритуальная традиция, которая учит ценить человека и помнить о нем. "Жоктау" продолжается в течение года. Плач-песня поется трагическим голосом, от всего сердца и от всей души.
В устном народном творчестве, а теперь и в письменном, есть немало образцов "жоктау". Добрые слова, похвала, рассказ о жизненном пути умершего - все это в "жоктау" складывается в красивые и умело сложенные стихи. "Жоктау" пели жена, сестры, дочери и другие близкие покойного (женщины).
По обряду женщины, которые поют "жоктау" в течение трех дней, не готовят еду. Данный обряд указывает на высокую культуру, приличие. Каждый уважающий себя гражданин просто обязан передавать подрастающему поколению наследие своего народа во всей его значимости.
Актай жоктау
Плач-песня невесты. Может случиться и так, что, не успев сыграть свадьбу, жених погибал или умирал. В таких случаях невеста тоже пела "жоктау". Пела о несбывшейся мечте, о невосполнимой утрате, выражая свое сочувствие родителям жениха. Это называлось "актай жоктау".
Корису
Плач-песня об умершем при встрече с родственниками. Близких родственников, родителей, родных и других, приехавших на похороны, встречали с "корису". В плаче-сожалении - скорбь, воспоминание о хороших делах покойного, о его мечтах. В южных областях Казахстана даже мужчины встречают друг друга на похоронах плачем, в центральных же - только женщины.
Кара тигу
Знак траура. Дом, где кто-либо умер, называют "каралы уй" - траурный дом. В знак траура вывешивается черный флаг, знамя, чтобы проезжающие могли посвятить "куран" усопшему. Такой дом всегда готов был встретить гостей. "Жоктау" (плач) продолжается в течение года, после годовщины и поминального аса выполняются ритуальные обряды, как "тул аудару", "каралы тенди бузу", "кара жыгу".
Сваты умершего, родственники, родные, аулчане и др. приглашают к себе домой семью усопшего, выражая этим свое сочувствие и предлагая помощь. Они помогают в хозяйстве, стараются не оставлять горюющих одних, разделяют тяжесть утраты. Это древняя традиция наших дедов и прадедов в проявлении сочувствия, человечности, заботы о ближнем, закон, который никто не имеет права нарушить. Он до сих пор свято чтится.
Информация о работе Интеллигенция в казахстане в начале 20 века