Интеллигенция в казахстане в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Изменения, происходившие в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX - начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.

Содержание работы

Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3

Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4

Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5

Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9

Файлы: 1 файл

для диплома.doc

— 1.41 Мб (Скачать файл)

В мае 1911 года прошла забастовка рабочих акционерного общества «Атбасарские медные рудники», золотодобывающих рудников Усть-Каменогорского уезда.

В октябре 1912 года - стачка рабочих угольных предприятий «Байконур», Семипалатинских водяных мельниц, шахты «Шокпаркул», почти во всех городах прошли митинги и забастовки, протесты рабочих Доссора в Уральско-Каспийском нефтяном обществе и Эмбенского предприятия закончились с успехом.

25 июня 1915 года вышли «Правила об использовании инородцев», по которым рабочих фактически прикрепляли к владельцам предприятий. В этих условиях, в августе 1916 года рабочие Карсакбайского медного рудника организовали политическую забастовку. 

Первая мировая война кроме экономических тягот, привела в Казахстан поток военнопленных. В декабре 1914 года в Омске находилось до 20 000 пленных различных национальностей, преобладали австро-венгерские поданные. Троицкий лагерь, между Челябинском и Кустанаем, получил название «лагерь мертвецов». Большую часть размещенных в Акмолинской и Семипалатинской областях военнопленных составляли лица славянского происхождения. Труд пленных использовался как в сельском хозяйстве, так и на предприятиях Экибастуза, Риддера.

Переход от гражданской войны к мировой жизни совершается в очень сложной международной и внутренней обстановке. 
 
Ликвидация многоукладности в экономике и фактическое огосударствление всех сфер жизни позволили и В.Сталину заявить о победе Социализма в СССР.  
 
Общественно-политическая жизнь республики изменилась в худшую сторону и приняла особенно жестокую линию с приходом Ф.И. Голощёкина, направленного в сентябре 1925 года на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП (б). Ф.И. Голощекин был избран в состав крайкома и его секретарем методом кооптации. Укрепление тоталитарной системы в Казахстане также связано с именем Ф.Голощекина. Профессиональный революционер, Ф. Голощекин сразу после прибытия в Кызыл-Орду заявил, что советской власти в ауле нет, а есть господство бая. Вскоре он провозгласил свою главную идею: « Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись с «Малым Октябрем». Экономические условия в ауле надо изменить. Нужно помочь бедноте в классовой борьбе против бая, и если это гражданская война, мы за нее».  
 
Во второй половине 20-х годов общественно-политическая ситуация в Казахстане круто изменилась. Решение V краевой партконференции, проходившей в декабре 1925 года о ”советизации аула” дало импульс резкому обострению классовой борьбы. Так создавалась идеологическая база для проведения “Малого октября” в республике, приведшего к немыслимым бедствиям и трагедии казахского народа в период насильственной коллективизации и массовых репрессий 1937 - 1938 годы.  
 
В 1927 году Ф.И. Голощекин выпустил две работы - “Казахстан на Октябрьском смотре” и “10 лет Советской власти”. В них он упорно доказывал, что аул “не чувствовал дыхания Октября”,“в казахском ауле нет Советской власти”, “аул не имел Октября”, “не имел комбедов и раскулачивания”,“то что происходило у нас до осени 1925 года, можно было бы назвать предысторией Казахстана и его партийной организации”2). Такова голощекинская модель преобразований в Казахстане.  
 
Казахских коммунистов Ф.Голощекин делил на три группы. Первая - национал-уклонисты, которые не восприимчивы ни к каким воспитательным мерам, неисправимы, а потому непригодны для использования в строительстве нового общества. Вторая - хамелеоны, которые в зависимости от обстоятельств меняют политическую окраску. Третья группа - это те, которые стремятся за все допустимые ошибки привлечь к ответственности одного Голощекина.  
 
Поэтому влиятельных казахов-коммунистов. Протестовавших против разрушения веками налаженного хозяйства, он обвинил в «национал-уклонизме» и разгромил их. Заручившись поддержкой Сталина.  
 
Немалый “вклад” в нагнетание истории о националистах и национал - уклонистах и преследование местных кадров внес и Н.И.Ежов, посланный в 1923 году из Марийского обкома на должность секретаря Семипалатинского губкома ВКП (б), а затем назначенный заведующим организационно-инструкторским отделом крайкома партии. Под различными предлогами в 1927 -1929 годы из республики были удалены видные государственные и общественные деятели Казахстана: Н. Нурмаков, Т.Рыскулов, С. Ходжанов, М. Мурзагалиев.  
 
Сняты со своих постов председатель КазЦик Ж. Мунбаев, нарком просвещения С.Садвакасов, нарком земледелия Ж. Султанбеков и др. В письах И.В. Сталину, В.М. Малотову и Л.М. Кагановичу Н.И.Ежов доносил о том, что все национальные кадры, все казахские коммунисты заражены национал - уклонизмом и группировочной борьбой, что среди них нет здоровых партийных сил.1) Так “оттачивал” свою карьеру перед переводом в Москву будущий нарком внутренних дел СССР, чьими стараниями были проведены массовые репрессии 1937 года.  
 
Последняя треть 30-х годов ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности “врагов народа” привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, т.е. всех руководящих партийных и советских работников. В 1937-1938 г.г. в “национал - фашизме ” и шпионаже были обвинены Т. Рыскулов, Н.Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, У Джандосов, Ж. Садвакасов, С.Сафарбеков, Т. Жургенов и мн. др. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки - А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Дж. и Х. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, М. Жумабаев, С.Сейфулин, И.Джансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров, и мн. др. Их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-30-х годов, связях с японской разведкой, политике отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны.  
 
Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия интеллигенции, став тем самым трагедией и несчастьем всего казахского народа.  
 
В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А.Байтурсынова, М.Жумабаева, Ж.Аймауытова, А.Букейханова, М. Дулатова, М.Тынышпаева, С.Асфендиярова и многих других деятелей Казахстана.  
 
В 30-е годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливой форме.  
 
Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь, в республике были созданы лагеря: Дальный, Степной, Песчаный, Камышлаг, Актюбинский, Жезказганлаг, Петропавловский, спец - лагерь Кингир, Усть - Каменогорский. Крупнейшим из них был Карлаг - Карагандинский лагерь особого режима. Он был создан 13 мая 1930 года постановлением СНК СССР. В 1937 -1938 годах здесь содержалось 43 тысяч заключенных. В системе Карлага были 292 производительные лагерные точки, 26 самостоятельных отделений. С 1931 года по 1960 год в Карлаге побывало около 1 млн. человек. Специально для жен “изменников родины” образовали Акмолинский лагерь “АЛЖИР”. В 1929 году было образовано Главное управление трудовых лагерей и трудовых поселений - ГУЛАГ. В 1940 году системе ГУЛАГа имелось 53 лагеря, а в 1954 году - 64. В 1930 году в лагерях содержалось заключенных 179 тыс., в 1940 году уже 1344408, а в 1953 году 1727970 человек.  
 
В конце 30-х годов начинается процесс переселения в республику целых народов. Начался он с репрессий против корейцев, населявших районы Дальнего Востока. В августе 1937 года “в целях пресечения проникновения Японского шпионажа”180 тыс. 526 семей (102 тыс.) корейцев2) были депортированы из родных мест и расселены в Казахстане и Узбекистане. В ходе этой акции народ был лишен родины и обречен на трудности и лишения. Опыт. Отработанный органами НКВД в 1937 году был использован и позже. Так накануне войны в Казахстан было депортировано 102 тыс. поляков из западных районов Украины и Белоруссии. Особенно большой размах процесс насильственного переселения принял уже позже, в годы войны.  
 
Народы Казахстана, как и страны в целом, серьезно пострадали от политических репрессий. По далеко не полным данным, в 1930-1953 годы по обвинению в контрреволюционных и государственных преступлениях судебными и разного вида несудебными органами вынесены приговоры, постановления и решения в отношении 35 тысяч человек, из них 5430 были расстреляны. В их числе государственные и партийные руководители республики, видные ученые, деятели литературы и искусства, хозяйственные руководители, военные. Пострадали все слои общества - рабочие, крестьяне, интеллигенция.  
 
Таким образом, в Казахстане накануне Великой Отечественной войны демографическая ситуация была крайне неблагоприятной. За десятилетие (1928-1938 г.г.) произошло снижение численности населения, вызванное коллективизацией, голодом и политическими репрессиями.  
 
Итоги общественно-политической жизни 20-30-х годов.  
 
Положительные аспекты:  
 
1. Казахский народ получил политическое равноправие, право на территориальную автономию (затем на союзную республику с 1936 года). 
2. Бурное развитие получила индустрия, изменилась социально-классовая структура населения. 
3. Были достигнуты успехи в области культуры и образования:  
а) осуществление всеобщего обязательного образования;  
б) формирование профессиональной системы образования;  
в) формирование новых отрядов интеллигенции;  
г) становление культурных очагов.  
 
Негативные аспекты:  
 
1. Утверждалась тоталитарная система. 
2. Сталинская политика репрессий уничтожила передовую часть общества. 
3. Тоталитарное идеологизирование культуры народа. 
4. Отсутствие понятия национальная культура и замена ее на «интернациональная культура». http://www.testent.ru/index/0-74 Введение 
 
1. Казахстан в годы первой российской революции и ее влияние на общественные движения 
 
2. Роль и деятельность национальной интеллигенции в политической жизни страны 
 
3. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России и ее влияние на общеполитическую жизнь Казахстана 
 
4. Образование партии «Алаш» 
 
5. Октябрьский переворот. Временный народный совет «Алаш-Орда» 
 
6. Кризис алашского движения 
 
7. Общественно-политическая жизнь Казахстана середины 20-х годов 
 
Заключение 
 
Список использованной литературы

 
Содержание 3 
 
Введение 4 
 
1. Казахстан в годы первой российской революции и ее влияние на общественные движения 6 
 
3. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России и ее влияние на общеполитическую жизнь Казахстана 12 
 
4. Образование партии «Алаш» 13 
 
5. Октябрьский переворот. Временный народный совет «Алаш-Орда» 17 
 
6. Кризис алашского движения 21 
 
7. Общественно-политическая жизнь Казахстана середины 20-х годов 25 
 
Заключение 28 
 
Список использованной литературы 30

Введение

 
 
Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социально-экономическую жизнь края привели к росту национального самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения. 
 
Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905--1907 гг. в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие. Аграрное движение было представлено в основном трудовыми слоями казахского аула, переселенческой деревни и казачьих станиц. 
 
Таким образом, события в Казахстане в годы первой российской революции 1905--1907 гг., в особенности выступления рабочих, крестьян и интеллигенции, национально-освободительное движение и т.д., несмотря на их слабость и разрозненность, стали политической школой для местных трудящихся, опыт которой ими был использован в дальнейшей борьбе за национальное и социальное освобождение. 
 
Цель реферата - исследовать общественные движения и политические партии Казахстана первой четверти XX века. 
 
Данная тема актуальна в связи с систематическим и целенаправленным изучением истории общественно-политических движений Казахстана. Еще в начале ХХ века к проблеме национально-освободительного движения обращались выдающийся ученый и общественный деятель, впоследствии руководитель движения Алаш А. Букейханов (1870-1937гг.) и его единомышленники А. Байтурсынов (1873-1938 гг.), М. Дулатов (1885-1931 гг.) и другие. 
 
26-27 июля 1922 г. в "Степной правде" появилась статья "К истории революционного движения в Восточной Киргизии" под авторством "Н.Ш.", давшая отрицательную оценку деятельности "Алаш" и его лидеров. Она вызвала ответные публикации Асфендиара Кенжина и Абдрахмана Байдильдина.  
 
Статьи А. Кенжина, посвященные истории алашского движения, были опубликованы в газете "Степная правда", в журналах "Кызыл Казахстан", "Известия Киробкома РКП(б)". В работе "К исторической оценке деятельности Алаш-Орды" он обращается, прежде всего, к истокам возникновения движения казахской интеллигенции. А. Кенжин подробно анализирует социально-экономическое положение дореволюционного Казахстана. 
 

1. Казахстан в годы первой российской революции и ее влияние на общественные движения

 
 
На рубеже веков национально-освободительное движение казахского народа вступило в новую фазу своего развития, характерной чертой которого был переход от традиционных форм вооруженной борьбы к политическим методам сопротивления колониальной системе царизма.  
 
Как свидетельствуют материалы казахской периодической печати начала века и в целом творческое наследие выдающихся представителей интеллигенции, вступивших тогда на арену политической борьбы и общественного движения, это было временем, когда на чашах весов оказались судьбы нации, само существование народа.  
 
Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В этот период функционировали три направления общественно-политического движения: религиозное, проводимое татарскими или туркестанскими муллами, другое - западная, возглавляемая коренной интеллигенцией, и, наконец, третье - самая слабая, пытавшаяся направить молодых в русло движения русских социалистов1.  
 
На основе пробуждения национального самосознания происходила консолидация тюркских народов. В 1905-1907 гг. были созваны I-III съезды мусульман России, образовано "Общество мусульманской партии", в составе Государственной думы - мусульманская парламентская фракция. В советской историографии развитие национального движения в восточных окраинах России рассматривалось только через призму влияние первой русской революции, в то время как тюркские народы, несмотря на изоляционистскую политику метрополии, всегда ощущали себя единым целым.  
 
Идея мусульманского единства всех народов, лежавшая в основе панисламистского движения, способствовала объединению тюрко-мусульманского населения российских колоний и способствовала росту антирусских настроений. На рубеже веков рост национального сознания во многом был обусловлен влиянием двух идей - просветительства и религии, получившие свое окончательное оформление в джадидизме. Единство целей и методов ее достижения способствовали объединению настроенных "по-западному" казахских националов и мусульманского движения в рассматриваемый период времени. 
 
Последовавшая за революцией столыпинская реакция полностью задушила все группировки, действовавшие в духе социал-демократов, и только две тенденции четко определились и породили первые политические образования. Об этом писал А. Букейханов в 1910 году: "В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с прочими мусульманами. Другое западное направление... Первое вероятно возьмет за образец мусульманские татарские партии, второе - оппозиционные русские, в частности партию народной свободы". 
 
Таким образом, активизация политической жизни в казахской степи в рассматриваемый период имела три главных направления: религиозное, движение интеллигенции Казахстана и движение русских социалистов.  
 
Позднее из этих течений организовались два независимых движения: мусульманское и движение интеллигенции. Последнее общественно-политическое движение представляет особый интерес ввиду его большей распространенности среди населения Казахстана.  
 
2. Роль и деятельность национальной интеллигенции в политической жизни страны 
 
 
В развитии рабочего и аграрного движений велика роль узкой прослойки интеллигенции (сформированной в XIX - XX вв). Состав -- различные группы -- учителя, врачи. Выходцы из дворян, разночинной среды и низших слоев общества. Большинство занимало имперские позиции, но политические ссыльные принимали активное участие в выступлениях. Возникают организации революционные, либерально-демократические (кадеты, октябристы). Они отличались воззрениями и действиями. Большая часть занимала либерально-демократические позиции -- представители феодально-демократической верхушки степи -- Букейханов (вошел во 2 Госдуму), Каратаев, хотя были выходцы из средних и низших слоев (Байтурсынов). 
 
Существовали различные идейно-политические течения, которые выразились в публицистической деятельности журнала «Айкап» и газеты «Казах». 
 
«Айкап» (1911-1915 гг.) -- издатель Сералин, выражал аграрно-демократические направления мысли. В нем сотрудничали Каратаев, Торайгыров, Сейфуллин, Майлин. Освещение проблемы аграрных отношений, изменения форм хозяйствования, просвещения, развития товарно-денежных отношений в ауле, разоблачение колонизаторской политики царизма. 
 
«Казах» (1913-1918 гг.) -- идеи либерально-демократические направления. Сотрудники Букейханов, Байтурсынов, Дулатов. В аграрном вопросе выступали за передачу Земли Казахам, запрета продажи Земли. Политические взгляды -- эволюционное развитие общества. Они сумели выразить общенациональные идеи и интересы Казахского общества. 
 
Первая попытка создать филиал партии "Народная свобода" была предпринята в 1905 г. в г. Уральске на съезде представителей пяти областей Степного края. Его организаторами были А. Букейханов, Б. Каратаев, Т. Бердиев, М. Бахытгиреев, Х. Досмухамедов, Н. Айтмухамедов и другие. В июле 1906 г. такое же совешание состоялось в Семипалатинске, на котором выступил А. Букейханов. Он познакомил участников с программой партии "Народная свобода". Об этой партии на совещании выступили Ш. Кудайбердиев и другие. Однако, по признанию А. Букейханова, даже в 1910 г. в массе киргизского населения политические партии находились "еще в зачаточном состоянии", а политические взгляды избирателей были еще "аморфны и не успели вылиться в определенную программу".3 
 
Не имевшая социальной опоры Казахская конституционно-демократическая партия тогда была обречена на неудачу, но публикация ее программы в газете "Фикер", с изложением общенациональных, общедемократических требований имела важное значение для развития национально-освободительного движения и выявила существенные отличия взглядов национальных кадетов от официальной программы всероссийской партии.  
 
Несмотря на то, что кадетская партия России отстаивала фундаментальные демократические свободы, принципы частной собственности, добивалась установления в стране правового строя, парламентской системы, ядром ее политической доктрины была идея государственности, единства Российской империи. Партия выступала за "свободное культурное самоопределение наций". Это было большим шагом вперед по сравнению с позицией правых шовинистических организаций, но о самоопределении малых народов в политическом плане в программе кадетов не было ни слова. При этом отрицалось даже право Финляндии и Польши на отделение от России, не говоря уже о других колониальных народах империи. 
 
Национальная политика кадетской верхушки вызывала недовольство членов той же партии - представителей народов России. Требование заложить в программе признание их независимости встречало в ЦК кадетской партии, по воспоминаниям одного из его членов - князя В.А. Оболенского - "единодушное негодование". 
 
Будучи одним из сторонников организации филиала кадетской партии в Казахстане, являясь членом ЦК партии, А. Букейханов, по всей вероятности, осознавал ее политическую сущность, что и сказалось в его последующих действиях. Видимо не случайным было его членство в масонской ложе, главная цель которой заключалась в свержении царизма. "Некоторые ее члены рассматривали будущее Российской империи, особенно накануне Февральской революции, в ее федеративном устройстве, по образу Северной Америки, субъектом которой служили штаты, соединенные между собой единой конституцией, но сохранявшие при этом все признаки автономии".Данная позиция в большей степени отвечала политическим интересам казахской интеллигенции.  
 
Однако, приняв во внимание историю возникновения масонства и политических пристрастий его руководящего ядра, детали и действующие лица которых тщательно скрываются, можно предположить, что ЦК партии кадетов, который сплошь входил в масонскую ложу, старался вовлечь в орбиту своих интересов и лидеров малых народов, обещая им политическую и финансовую поддержку в их борьбе и тем самым старался держать их в русле своей деятельности. 
 
В качестве выводов можно сформулировать следующее. В этот период наиболее крупным политическим образованием была группа интеллигенции либерального направления, близкая российским конституционным демократам во главе с А. Букейхановым. 
 
казахстан революция алаш-орда партия 

3. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. в России и ее влияние на общеполитическую жизнь Казахстана

 
 
В феврале 1917 г. победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая царизм. Казахский народ приветствовал поражение митингами и демонстрациями Мартовские митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов. В марте 1917 г. они возникли в Перовске и других городах на железнодорожных линиях. Инициаторами были железнодорожники. Советы рабочих депутатов объединяются с советами солдатских депутатов. В стране образовалось двоевластие: буржуазное временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов. Образ Временного правительства -- февраль 1917 г. Буржуазия и помещики захватили власть в свои руки и образовали Временное правительство.  
 
Временное правительство считало самоуправление в рамках культурно-национального развития основой буржуазной государственности. Лидеры же национальной интеллигенции отстаивали идею национально-территориальной автономии в составе Российской демократической республики. Свидетельством тому могут служить решения областных и всеказахских съездов в 1917 г. Они отразили объективный характер перемен, происходящих в казахском обществе и выработали программу неотложных национально-демократических преобразований государственного устройства, землепользования, судебного дела, просвещения и религии.  
 
Так, в резолюции вышеупомянутого I-го Семиреченского Областного киргизского съезда, состоявшегося 12-23 апреля 1917 г. было подчеркнуто, что "будущая форма высшего правления России - демократическая республика". Обратившись к проблемам духовно-религиозного состояния в крае, участники съезда пришли к выводу о необходимости учредить в Петрограде высшее мусульманское Духовное Управление, а в областных центрах организовать Особое Духовное Собрание и эти области "наименовать "Казахстан" (выделено в документе - Н.Р.).  
 
Наряду с общими проблемами, стоявшими перед казахским обществом в этот переходный период времени на съездах все настойчивее звучала мысль о необходимости создания самостоятельной национальной партии. 24 июня 1917 г. передовица газеты "Казах", указав, что программа ни одной общероссийской партии не соответствует целям казахского общества, сделала вывод о необходимости создания самостоятельной партии, "которая выражала бы более полно наши интересы".  
 
Таким образом, не смотря на то, что руководители Советов предоставляли Временному правительству компромисс, реальная власть была в руках последнего. Двоевластие отражало нестабильность. Временное правительство организовывало свои органы (комитеты общ безопасности, исполнительский), отражающие их интересы. Опорой Временного правительства были казачьи комитеты. Временное правительство, опираясь на байство, продолжало грабить население и стремилось ослабить революционный порыв. Все это способствовало образованию нового общественно-политического движения. 
 

4. Образование партии «Алаш»

 
 
Продолжая, по существу, политику царского самодержавия, Временное правительство в Казахстане не могло решить национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного вопроса. Вопрос о самоопределении, или автономии казахов, как и других угнетенных народов, оно даже не пыталось ставить. Это послужило причиной того, что в газете "Казах" А.Бокейханов публично заявил о своем выходе из партии кадетов. Он подчеркивал три момента: "Партия кадетов стоит за передачу земли в частную собственность. Передача земли в частные руки в наших условиях приведет к тому, что через некоторое время, как это случилось в Башкирии, участки земли перейдут к соседнему мужику, а казахи превратятся в нищих. Партия кадетов выступает против национальной автономии. Мы, подняв знамя Алаша, стремимся образовать национальную автономию… Партия кадетов выступает против отделения церкви от государства, а я поддерживаю отделение церкви от государства. Разногласия по этим трем позициям … отчетливо выявились. Я решил выйти из партии кадетов и организовать партию "Алаш". 
 
В этих условиях лидеры казахского либерального движения, учитывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс поляризации политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда. 
 
Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представители почти из всех областей Казахстана, состоялся в г. Оренбурге 21-26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов. 
 
Главное внимание делегаты уделили проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к Учредительному собранию и образованию казахской политической партии. 
 
Еще за месяц до начала съезда на страницах газеты "Казах" была опубликована серия статей, в которых высказывались различные точки зрения по вопросу автономии. 
 
А. Байтурсынов и М. Дулатов высказались за создание независимого автономного Казахского государства. Бокейханов отдал предпочтение казахской национально-территориальной автономии "в публике". Эту точку зрения поддержало большинство. 
 
Центральным пунктом в работе съезда был земельный вопрос. 
 
Съезд обсудил вопрос о подготовке к Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек - представители всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы и Хивы. 
 
На решения съезда оказала сильное влияние казахская интеллигенция, объединившая вокруг газеты "Казах". Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям.  
 
Вместе с тем решения съезда предусматривали создание независимого муфтиата в Оренбурге для управления Акмолинской, Семипалатинской,Тургайской, Уральской областями и казахскими районами Закаспийской области. 
 
Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию “Алаш”. Лидерами партии “Алаш” стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления. 
 
В партию “Алаш” вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М.Тынышпаев, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, Г.Карашев, С.Торайгыров, Х.Габбасов, А.Ермеков, Ж. и Х.Досмухаммедовы и др.  
 
Разразившийся в июле 1917 г. общероссийский политический кризис требовал скорейшего определения места и роли движения "Алаш" в сложившихся условиях. 21 ноября 1917 г. газета "Казах" напечатала проект программы партии, составленной А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, А. Жундебаевым, А. Беремжановым, Е. Турмухамедовым.  
 
Документ состоит из 10 разделов, каждый их которых озаглавлен. Например, в первой главе "Государственной устройство" указывалось, что Россия должна стать демократической федеративной республикой, "что означает народное управление государством, а федерация - союз равноправных государств, каждое из которых автономно и управляется самостоятельно на одинаковых правах и интересах".Проект программы представляет собой попытку, исходя из социально-политических и экономических реалий казахского общества определить оптимальный вариант его эволюции в сложившихся обстоятельствах. В проекте нашли свое выражение вековые чаяния казахского народа, то, что обеспечило достаточно широкую социальную базу движения на данном этапе.  
 
Поскольку новая партия руководствовалась общенациональными интересами, поставив во главу угла своей общественно-политической деятельности подъем и развитие экономической и культурной жизни казахского народа, в тот период она стала влиятельной политической силой. Свидетельством тому служат итоги выборов в Учредительное собрание, проходившие в конце 1917 г. Так, например, в Семипалатинске наибольшее количество голосов набрала партия Алаш - 3 тыс. 304, в то время, как за партию "Уш жуз" подан всего один голос. Из свыше 700 рабочих казахов Экибастузского завода партия Алаш собрала 705 голосов, в то время как за социалистическую партию не было подано ни одного голоса. В Омске число голосов распределилось следующим образом: по всему уезду за партию Алаш проголосовали 16 тыс.600 чел., за партию "Уш жуз" - 300, в самом городе за первых отдали свои голоса 80, за вторых 60 человек. 
 
Таким образом, в конце 1917 г. политическое руководство национально-освободительным движением в Казахстане большей частью принадлежало единственно организованной партии Алаш, социально-политический статус которой можно определить как национально-демократический. Естественно, что процесс формирования и становления партии со всеми присущими ему признаками был сжат во времени, а затем вообще прерван стремительным развитием революционных событий, приведших к октябрьскому перевороту. Поэтому в отношении партии Алаш применительно такое определение, как "движение" поскольку алашское движение и до появления партии "Уш жуз" и других групп являлось главной руководящей силой всей национально-освободительной борьбы казахского народа начала ХХ века. 
 

Информация о работе Интеллигенция в казахстане в начале 20 века