Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:39, реферат
Изменения, происходившие в социально - экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX - начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
Предпосылки возникновения казахской интеллигенции ….……..………….…3
Основные задачи казахской интеллигенции ………………………………………4
Развитие литературы в конце XIX начале XX века …………………………….….5
Роль казахской интеллигенции в развитии Казахстана …………..………….…9
путем. Грузы по Иртышу перевозили пароходные компании «Западно-Сибирское
товарищество пароходства и
торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и
барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и
Семипалатинском7.
В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам
Семипалатинск -- Верный -- Ташкент, Оренбург -- Гурьев, Петропавловск -- Кокчетав
-- Акмолинск и др.
Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей
заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в
Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными
источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части
казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и
беднота местных городов, нижниё\воинские чины, а также квалифицированные
рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губерний Российской
империи.
Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла до 75 тыс. человек. В Казахстане
насчитывалось 675 фабрично-заводских предприятий, где работала 51 тыс. рабочих,
из них в крупной промышленности более 19 тыс. На железнодорожном и водном
транспорте было занято свыше 25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны число
рабочих увеличилось на предприятияхкрупной промышленности и транспорта. В 1917
г. накануне и в период Октябрьской революции численность рабочих Казахстана
была около 90 тыс. чел.8. Однако большинство рабочих были
сезонными. Постоянной работой обеспечивали лишь железнодорожные линии и отчасти
предприятия горнодобывающей и горнозаводской промышленности, что обусловило
возникновение более или менее постоянных кадровых рабочих в этих отраслях
производства. Степень концентрации промышленных рабочих был а слабой, особенно
на предприятиях обрабатывающей промышленности, где.в среднем на одно
предприятие приходилось не более 20 чел. Высокой концентрацией рабочих
отличались предприятия горнодобывающей, горнозаводской промышленности и
транспорта.
В условиях господства патриархально-феодальных отношений в крае и слабого
развития местной промышленности, элементом крупного капиталистического
производства с относительно высокой концентрацией рабочих были железнодорожные
мастерские и депо. Это имело особенно важное значение для развития рабочего и
социал-демократического движения в Казахстане, передовым отрядом которого
стали местные железнодорожники. В Северном Казахстане такую роль наравне с
омскими железнодорожниками играли рабочие мастерских и депо ст. Петропавловск,
где в июне 1905 г. работали 460 чел.9. Это был сравнительно крупный
очаг сосредоточения рабочих. Такую же роль играли рабочие железнодорожных
мастерских станций Оренбург, Уральск, Актюбинск, Казалинск, Перовск, Челкар,
Туркестан и др. Следовательно, основная масса промышленных и железнодорожных
рабочих сосредотачивалась в городах, расположенных вдоль железнодорожных
линий.
Среди фабрично-заводских рабочих местные жители, как правило, имели подавляющее
большинство. На железнодорожном транспорте, требовавшем более высокого
квалифицированного уровня и технических навыков, подавляющее большинство
рабочих составляли русские. Среди поденных и временных рабочих железных дорог
было большое число представителей местныхнациональностей. Так, в июле 1917 г.
на участке ст. Тугуз -- ст. Сапак Оренбургско-Ташкен-тской ж. д. из 467
железнодорожников был 381 рабочий, из них 47 проц. составляли казахи. Из 248
поденщиков казахов было 173 человека, т. е. 70%. Это были в основном
низкооплачиваемые ремонтные рабочие, грузчики, возчики и различные
чернорабочие10. В целом, в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников края
казахи составляли 5--б тыс. человек или около 20 проц.
Другим передовым отрядом местных рабочих являлись рабочие горной и
горнозаводской промышленности с более высокой концентрацией рабочих и
наличием постоянных кадров, чем в обрабатывающей промышленности. Еще в 1887
г. Зайсанский уездный начальник по поводу одной забастовки писал, что в ней
участвовали «горнорабочие киргизы», а возглавляли ее «русские мастеровые».
При этом он подчеркивал, что «горнорабочие киргизы Усть-Каменогорского и
Зайсанского уездов занимаются приисковыми работами более 10 лет, люди
опытные, многие говорят по-русски»".
Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной
инспекции и контроля за деятельностью предпринимателей, было значительно
тяжелее, чем в промышленно развитых районах России. Рабочий день
устанавливался по произволу хозяев предприятий и доходил на нефтепромыслах
Эмбы до 12, на золотых приисках -- до 10--12, на соляных -- до 14--16 ч. Для
подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12-часовой
рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной плате
рабочих России в целом на промышленных предприятиях края платили в 3--4 раза
меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата рабочих еще
больше урезывалась произвольными штрафами, обманом и обсчетом при выдаче
части зарплаты продуктами и товарами и т. д.
Примитивные орудия труда (клин, кайло и лопата) на горных предприятиях,
отсутствие элементарных мер безопасности труда приводили к массовому
травматизму, с частыми случаями увечья и смерти. Большинство рабочих не имели
жилья, лишь около 40% ютились в жалких лачугах, землянках и бараках, поэтому
при отсутствии медицинского обслуживания и санитарно-гигиенических условий
среди рабочих и их семей часто возникали эпидемии и инфекционные
заболевания.
В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к
которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские
рабочие получали значительно меньше, чем русские". Все это: низкая зарплата,
многочисленные штрафы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей и
хозяев, тяжелые жилищно-бытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за
улучшение своего экономического и политического положения.
§ 2. Участие населения края в Российской революции 1905--1907 гг.
Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому
пробуждению трудящихся Казахстана, разви
тию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм
движения против колониального, Социального и других видов угнетения.
Отношение различных слоев населения края к событиям 1905--1907гг. в России
было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и
политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось
рабочее движение, поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень.
В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие.
Аграрноедвижение было представлено в основном трудовыми слоями казахского
аула, переселенческой деревни и казачьих станиц. Национально-освободительное
движение объединяло различные слои казахского аула, начиная от широких масс
коренного населения в лице сельскохозяйственных батраков и бедноты до
зарождавшейся буржуазии, национальной интеллигенции, феодальных кругов и
мусульманского духовенства.
Рабочее движение в Казахстане в 1905--1907 гг. вступило в новый этап своего
развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических
выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в
России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском
медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне
1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного,
Кустаная и других городов.
Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на
железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно
прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили
8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации,
создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а
иногда целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в
период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные
комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне с
Советами рабочих депутатов «фактически являлись зачатками новой революционной
власти»13.
Первая российская революция 1905--1907 гг. способствовала возникновению в
крае первых групп и организаций РСДРП. Большую роль в этом сыграли Сибирский,
Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в
непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский
социал-демократический Союз», возникший в 1904 г., в особенности его Омская
организация, которая проводила большую пропагандистскую работу и среди
трудящихся, в первую очередь рабочих Петропавловска, Кокчетава и других
северо-восточных районов Казахстана, а также Семиречья.
Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане был кружок в Атбасаре,
организованный ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым в 1896 г. В начале XX в.
марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае,
Семипалатинске, Верном и других городах края14.
Постепенно марксистские кружки Казахстана от изучения и пропаганды
революционных идей переходили к политической агитации и практическим
выступлениям. В первые месяцы революции на базе ранее существовавших
марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске,
социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а
несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других
городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске.
С событиями революции 1905--1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в
крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске
(ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров (впоследствии один из
командиров Чапаевской дивизии), Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. В Уральске
действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых наиболее
сплоченным и боевым после железнодорожного являлся профсоюз типографских
рабочих.
Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбург-ско-Ташкентской
железной дороги, который в 1906 г. объединял б тыс. человек, т. е. 40,8% всех
рабочих и служащих линии.
Своебразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский
союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам,
в годы первой российской революции действовало 20--25 профсоюзов рабочих и
служащих, объединявших всего 3,5% от их общей численности15.
Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что
обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией по
предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и о социально-
экономической отсталости края, где подавляющую часть населения составляли
казахские шаруа и переселенческое крестьянство.
Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой
буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за
рамки отдельных разрозненных крестьянскихвыступлений. Эти стихийные акты
протеста против произвола баев -- феодалов и представителей колониальных органов
в основном ограничивались избиением хозяев, представителей власти, отказом от
уплаты налогов и выполнения повинностей, угоном их скота, потравой посевов и т.
д. Так, например, казахские шаруа из Арганатинской волости Лепсинского уезда
Семиреченской области в количестве 200 чел. в начале 1905 г. убили волостного
правителя, избили сопровождавших его стражников и баев16. Летом 1905
г. происходили волнения казахской бедноты в Семипалатинской, Тур-гайской,
Уральской и Сыр-Дарьинской областях.
В ноябре 1905 г. во многих казахских аулах происходили многолюдные собрания,
на которых обсуждались положения царского манифеста 17 октября и нужды
шаруа. Многолюдная демонстрация состоялась 15 ноября 1905 г. в г.
Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-переселенцами и
солдатами участвовала большая группа верховых казахских джигитов из аулов и
волостей этого уезда .
Крестьянские выступления происходили и в уйгурских и дунган-ских кишлаках
Семиречья, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами
общинного землевладения, а также
против царских чиновников. Волнения прошли и среди недавно переселившихся из
центральный губерний русских крестьян, беднейшей части казачества и солдат
отдельных гарнизонов.
В борьбе казахских шаруа против социального гнета значительное место заняла
петиционная кампания, т. е. подача жалоб и прошений в вышестоящие
правительственные инстанции вплоть до царя -- «акпадши». Эти петиции,
многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению, не
только характеризуют еще сохранившуюся у казахских крестьян веру в
справедливость царя, но являются своеобразной формой протеста против
произвола, выразившегося в изъятии у коренного населения плодородных земель,
пастбищ и лугов, против непосильных налогов, повинностей и других
злоупотреблений. Особо следует отметить обращение казахских крестьян к
Информация о работе Интеллигенция в казахстане в начале 20 века