Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:47, контрольная работа
Сергей Фёдорович Платонов родился в 1860 году в Чернигове в семье коренных москвичей, предками которых были крестьяне из под Калуги. Среднее образование Платонов получил в одной из петербургских гимназий (его отец - типографский техник, был переведен на службу в Петербург в 1869 году).
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Исторический факультет
Кафедра истории России
Контрольная работа по историографии
Исторические взгляды С.Ф. Платонова
Екатеринбург 2013г.
(1860-1933)
Сергей Фёдорович Платонов родился в 1860 году в Чернигове в семье коренных москвичей, предками которых были крестьяне из под Калуги. Среднее образование Платонов получил в одной из петербургских гимназий (его отец - типографский техник, был переведен на службу в Петербург в 1869 году).
В 1878 г. Платонов поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, ожидая, что перед ним сразу развернется величественная картина научной работы во всех областях гуманитарного знания. Детские ожидания эти не во всем оправдались: На первый курс факультет послал не таких преподавателей, которые могли бы увлечь собою молодежь, - заметил уже много позже Платонов. Но именно впечатления студенческих лет, по существу, предопределили его жизненный путь. Уже тогда он уяснил себе линии своего поведения и в сфере науки и культуры и в общественно-политической жизни. «Никакая партийная идея не владеет мной . С гораздо большим интересом и симпатией отношусь я к миру науки, к области научного умозрения», пишет в 1879 году в своем дневнике молодой Платонов. А в марте 1881 году, сразу после убийства императора Александра II его объяснение в любви к науке читается как заклинание:
От многих гадостей спасение ты, наука! Я через тебя стал нравственнее, в тебе нахожу и теперь утешение и приют от гнетущей скорби». Этим представлениям юности он остался верен, обогащая их опытом дальнейших жизненных наблюдений, что впоследствии придавало особую цельность натуре Платонова.
Лекции преподавателей литературы и древних языков не заинтересовали юношу, зато профессора-историки и юристы сразу увлекли, как личными талантами, так и предметом своих чтений. Из них наибольшее влияние оказал профессор русской истории К.Н. Бестужев-Рюмин (с 1878 г. официальный руководитель и Высших женских курсов в Петербурге). Этим профессорам Платонов, по его словам, обязан тем, что сделался историком и юные мечты о философско-литературном образовании и поэтическом творчестве... сменились наклонностью к изучению русской истории. А на третьем курсе, когда была уже избрана специальность, Платонов познакомился с лекциями и семинарами по истории зарубежного средневековья (особенно Византии) В.Г. Васильевского. В его семинаре Платоновым была сделана первая научная работа на предложенную руководителем тему о местожительстве готов-тетракситов, которых начинающий ученый, в отличие от мнения Васильевского, поселил прямо на Таманском полуострове. Первое знакомство послужило началом долгих и близких отношений. Тогда же, в 1880 г., Бестужев-Рюмин одобрил избранную самим студентом - тему Московские земские соборы XVI-XVII веков для диссертации, с какою тогда оканчивали курс факультета наиболее успевающие студенты" (кандидат университета).
Совершенно особый интерес у Платонова вызвали взгляды тогда еще молодого московского профессора В.О.Ключевского. Платонова привлекала не столько склонность Ключевского к экономической точке зрения, сколько широта исторического знания и полная, как ему казалось независимость от корифеев историко-юридической школы.
В 1882 году, после окончания университета, Платонов был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Одновременно начинается его педагогическая деятельность - он читает лекции по русской истории на Высших женских курсах, в Александровском лицее. В 1888 году, после защиты магистерской диссертации он становится приват-доцентом Петербургского университета, а с 1889 года - исполняет обязанности профессора кафедры русской истории.
Платонов с увлечением отдается
университетскому преподаванию - он читает
общий курс русской истории и
лекции по отдельным эпохам и вопросам
и ведет семинары, обязательные для
всех студентов исторического
В 1899г. Платонов защитил докторскую диссертацию «Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХVI–ХVII веков», написанная на основе большого числа источников, превосходным литературным языком, эта работа – вершина научного творчества ученого. Используя теорию С.М. Соловьева о борьбе родовых и государственных отношений в истории России, автор постарался вложить в эту теорию «конкретное содержание и на фактах показать, как погибал в Смуте старый порядок и в каких формах возникал новый порядок, в условиях которого создавалось современное государство». Главный смысл «политических несчастий и социального междоусобия» начала 17 в. автор видел в смене господствующего класса – старой знати на дворянство. Среди предпосылок и движущей силы развития Смуты назывались формирование крепостного права, усиление феодального гнета и социальная борьба «неимущих и обездоленных против богатых и знатных». Опричнина Ивана Грозного определялась не как «каприз робкого тирана», а как продуманная система действий по разгрому «удельной аристократии».
Другие труды Платонова – серия статей о деятелях Смутного времени (патриархе Гермогене, Лжедмитрии I и др.), о первых Романовых, Земском соборе 1648–1649, личности и деяниях Петра I.
Широкую известность Платонову принесли, однако, не его научные монографии и статьи, а ставшие настольной книгой студенчества Лекции по русской истории (первое издание 1899) и Учебник русской истории для средней школы (в 2-х частях, 1909–1910). Отличавшиеся стройностью и доступностью изложения огромного фактического материала, учебники были необычайно популярными в дореволюционной высшей школе и гимназиях.
В 1916 году Платонов оставил официальную службу и стал практически заштатным профессором. Как писал Платонов в своей автобиографии: переворот 1917 года поставил его снова в ряды повседневных работников. С 1918 по 1923 годы он заведовал Петроградским отделением Главархива. Постепенно его работа сосредоточилась в Академии наук и в 1920 году он стал ее действительным членом. С 1925 по 1928 годы Платонов - директор Пушкинского дома. С декабря 1918 года он был председателем Археографической комиссии, преобразованной в 1926 году в Постоянную историко-археографическую комиссию. С мая по ноябрь 1929 года он был академиком-секретарем Отделения Гуманитарных науки и членом Президиума Академии наук. В своей автобиографии Платонов писал: «Переворот 1917 года и ломка старого строя, начатая в 1918 г., пощадили меня и мою семью и среди общих лишений испытанных русским обществом в период блокады, и голода я не потерял своей библиотеки и привычной оседлости».
К Октябрьской революции Платонов относился отрицательно. Он считал, что она не подготовлена «ни с какой точки зрения», программа советского правительства «искусственна и утопична». Привлеченный Д.Б.Рязановым к сотрудничеству в деле спасения памятников истории и культуры, Платонов работал в межведомственной комиссии по охране и устройству архивов упраздненных учреждений, затем – заместителем председателя Главного управления архивным делом, заведующим Петроградским отделением Главархива. Платонов не предвидел, что ему еще предстояли тяжелые испытания: арест, в связи с Академическим делом, заключение, ссылка в Самару, где он и скончается 10 января 1933 года.
Были изданы научно-популярные очерки Платонова - «Борис Годунов» (1921), «Иван Грозный» (1923), книги «Москва и Запад в ХVI–ХVII веках» (1925) и «Петр Великий. Личность и деятельность» (1926), статьи о древнейшей колонизации русского Севера и др. В своем творчестве Платонов продолжал руководствоваться теми же принципами, что и ранее. «Миросозерцание мое, – писал он в 1930, – сложившееся к исходу XIX века, имело базой христианскую мораль, позитивистскую философию и научную эволюционную теорию… В сущности я остаюсь таким и в настоящую минуту. Атеизм чужд мне столько же, сколько и церковная догма».
Трагическую роль в судьбе ученого сыграло так называемое «дело Академии наук». 12 октября 1929 в управление ОГПУ по Ленинграду и области поступили агентурные сведения о хранении в Библиотеке Академии наук важных политических архивов, якобы не известных советской власти. Через комиссию по чистке аппарата Академии наук была организована проверка этих сведений. 19 октября председатель комиссии Ю.П.Фигатнер обнаружил в Библиотеке подлинные экземпляры манифестов об отречении от престола Николая II и его брата Михаила, документы ЦК партий кадетов и эсеров, некоторые другие материалы. Об этом незамедлительно был извещен И.В. Сталин. Вину за «сокрытие» документов (об их наличии сообщалось во ВЦИК еще в 1926) возложили на Платонова. 5 ноября 1929 Политбюро постановило отстранить ученого от всех занимаемых им постов.
Однако этим дело не ограничилось. В ночь с 12 на 13 января 1930 Платонов и его дочь Мария были арестованы. Вскоре в тюрьме оказалось много его друзей и товарищей по профессии. Все они были представителями старой профессуры и не придерживались официальной марксистской идеологии. В их числе Н.П.Лихачев, М.К.Любавский, Е.В.Тарле, С.В.Бахрушин, П.Г.Васенко, Ю.В.Готье, В.Г.Дружинин, Д.Н.Егоров, В.И.Пичета, Б.А.Романов, А.И.Яковлев, всего 115 человек. Им было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционной монархической организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России». По версии ОГПУ, целью организации являлось свержение советской власти и установление конституционной монархии во главе с великим князем Андреем Владимировичем (бывшим учеником Платонова); роль премьер-министра будущего правительства отводилась самому Платонову.
8 августа 1931года 15 «главных преступников», среди которых был Платонов, приговорили к 5 годам ссылки. Местом ссылки ученого и двух его дочерей назначили Самару.
Первые попытки осмысления вклада
С.Ф.Платонова в историческую науку
были предприняты еще в
В советской историографии
Характеризуя общеисторические взгляды Платонова авторы, отмечали слияние в его трудах правого крыла либеральной (по методам) историографии с дворянско-монархической историографией. В конце 1980-начале 1990-х годов оживился интерес исследователей к советскому периоду жизни учёного, закончившемуся так трагически (А.Н. Горяинов, А.Е. Левин, Ф.Ф. Перченок, Б.А. Каганович, В.С. Брачев, В.А.Колобков, Ю.В.Кривошеев, А.Е.Дворниченко, С.О.Шмидт, Б.В.Ананьич, В.М.Панеях, М.А. Рахматуллин). Важным историографическим событием явилось опубликование следственного дела С.Ф.Платонова. В 1994 году издан первый выпуск архива академика С.Ф.Платонова.
В последнее время, в
качестве самостоятельной темы широко
обсуждается история
По Платонову, отправной точкой, определившей особенности русской истории на много веков вперёд, является «военный характер» Московского государства, возникшего в конце XV века. Окружённое почти одновременно с трёх сторон врагами, действовавшими наступательно, великорусское племя вынуждено было принять чисто военную организацию и постоянно воевать на три фронта. Чисто военная организация Московского государства имела своим следствием закрепощение сословий, что на много столетий вперёд предопределило внутреннее развитие страны, в том числе и знаменитую «Смуту» начала XVII века.
«Раскрепощение» сословий началось с
«раскрепощения» дворянства, которое
получило своё окончательное оформление
в «Жалованной грамоте