Исторический источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:03, доклад

Описание работы

Источниковедение делится на две области исследования: теоретическое и прикладное источниковедение. Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы изучения и исследования исторических источников. Эти методы конкретизируются при изучении отдельных групп источников, или определенных их характеристик. Предметом исследования для теоретического источниковедения являются методы, в прикладном источниковедении метод – это определенный инструмент изучения категориальный аппарат источников, их интерпретация.

Файлы: 1 файл

Определение исторического источника.docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

1 Определение исторического источника. Предмет источниковедения

Объект и предмет источниковедения

Источниковедение– это специальная историческая дисциплина, которая занимается изучением исторических источников. Объектом источниковедения является вся совокупность исторических источников. Предметом источниковедения являются конкретные стороны, свойства источников, которые изучаются в определенный момент с определенной целью.

Теоретическое и прикладное источниковедение.

Источниковедение  делится на две области исследования: теоретическое и прикладное источниковедение. Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы изучения и исследования исторических источников. Эти методы конкретизируются при изучении отдельных групп источников, или определенных их характеристик. Предметом исследования для теоретического источниковедения являются методы, в прикладном источниковедении метод – это определенный инструмент изучения категориальный аппарат источников, их интерпретация. Прикладное источниковедение занимается такими проблемами, возникающими при работе с историческими источниками, как установление времени, места создания источника, его автора,  реконструкция источника и др.

2 Определение исторического источника. Понятия “исторический источник”, “историческое пособие”, “историческое исследование”.

 Историческим источником называется материальный предмет, который содержит информацию о прошлом и вовлечен в процесс научного исследования. В отличие от исторического источника, историческое пособие– это модель, основанная на данных источников, которая позволяет изучать события прошлого. В историческом пособии (например, труды М. Стрыйковского или В.Н. Татищева) наработанный материал обобщается, сравнивается, в нем уточняются определенные факты действительности. В качестве «пособия» могут выступать вещественные и другие типы источников. Например, орудия труда, представленные в археологических коллекциях музеев, позволяют реконструировать основные занятия древних людей. Историческое исследование – это труд профессионального историка, выполненный на основании источников с применением разработанных в исторической науке методов исследования.

3 Природа исторического источника. Исторический источник как основа  междисциплинарного синтеза

 Исторический  источник по своей природе  имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона исторического источника заключается в отражении действительно произошедших в прошлом событий. Субъективная сторона исторического источника образуется в результате взгляда на события прошлого со стороны автора (редактора, переписчика) источника, который, зачастую вносил искажения, вызванные идейными, религиозными взглядами, социальным и должностным положением автора. Изучение источников как материальных объектов-посредников в передаче культуры от одного поколения к другому позволяет рассматривать источниковедение в качестве основы междисциплинарного синтеза гуманитарных и естественных наук. В географии, психологии и других науках исследователям приходится сталкиваться с разнообразными источниками (географическими картами, отчетами о психологических тестах и т.д.), что требует знаний и навыков анализа источников. Методы и приемы анализа источников хорошо изучены в источниковедении, что позволяет применять их и в других науках.

Тема:  Роль и место  источниковедения в системе  исторических наук

5 Взаимодействие источниковедения, археографии, архивоведения и музееведения

Роль специальной исторической дисциплины источниковедения заключается в предоставлении истории объективной информации, извлеченной из исторических источников. Место источниковедения – это объединяющий центр в системе исторических наук, каждая из которых занимается определенным видом исторических источников (дипломатика – актовыми источниками, палеография – рукописными источниками, сфрагистика – печатями, и. т. д.).

Археография – это специальная историческая дисциплина, которая занимается сбором и публикацией исторических источников. Ее основной целью является разработка правил публикации источников. Археография вводит в научный оборот новые исторические источники. Благодаря разработанным в археографии методам и приемам достигается высокий уровень научных публикаций источников, позволяющий источниковедам избежать при анализе источника искажения информации, вызванного неправильной передачей его содержания или внешнего вида.

Архивоведение– это специальная историческая дисциплина, которая изучает историю создания и функционирования архивов. В область изучения архивоведения входит исследование исторических источников, находящихся в архивах. Архивисты устанавливают время, место создания и автора архивных источников, публикуют архивные источники. Часто они анализируют и расшифровывают информацию источников. Например, исследователи Белорусского государственного архива кино-, фото- и фонодокументов в г. Дзержинске установили личности людей и исторические события, которые были запечатлены на трофейной немецкой кинопленке, захваченной советскими войсками в 1944 г.

7 Геральдика и генеалогия в изучении исторических источников

 Исследованию исторических источников способствует использование данных геральдики – специальной исторической дисциплины, занимающейся изучением гербов. Изображение гербов на вещественных, письменных и изобразительных источниках, печатях позволяет их датировать и локализовать, а также устанавливать, кому принадлежал, от чьего имени был создан источник или кто был его автором. Например, наличие герба Льва Сапеги в издании Статута Великого княжества Литовского 1588 г. говорит об его особых правах в создании и распространения этого источника. При установлении автора исторического источника, а также при персонификации лиц, участвовавших в событиях прошлого, эффективно применяются данные генеалогии– специальной исторической дисциплины, занимающейся историей отдельных родов. Например, известно что автором “Перегринации в Святую Землю”, изданной в 1601 г., был Радзивилл. Данные генеалогии позволяют установить, что это был Миколай Крыштоф Радзивилл Сиротка (1549 – 1616), сын лидера Реформации в ВКЛ князя Миколая Радзивилла Черного (1512 – 1565).

 8 Предпосылки и основные этапы развития источниковедения

 Источниковедение как научная дисциплина сформировалось в середине ХIX в. в трудах по теории и методологии истории английского историка Э. Фримена (1886 г немецкого методолога  Э. Бернгейма (1889) г.; французских профессоров Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса (1898 г.). Источниковедение развивалось под влиянием позитивистской концепции методологии истории, наиболее ярким выражением которой было пособие профессоров Парижской Школы высших исследований при Сорбонне Ш.В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса “Введение в изучение истории”. Авторы “Введения” не ставили своей задачей заменить будущему историку его профессиональную подготовку, а стремились побудить специалиста рассуждать о приемах исследования исторического материала, которые применялись почти машинально. Проблемы критики и истолкования источника трактовались французскими учеными как подготовительный цикл, который завершается только в ходе исторического обобщения. В условиях приоритета технократических представлений на рубеже ХIX – ХХ вв. анализ источников рассматривался как определенная техника и прикладные приемы. В рамках позитивистской концепции истории гуманитарное знание стремилось доказать свою пригодность при помощи аналогий своих методов познания с техническими приемами. В начале ХХ в. позитивистская концепция источниковедения, ориентированная на изучение текстов письменных источников, встретила серьезную критику со стороны ученых-неокантианцев, подчеркивающих особую роль познания исследователя при интерпретации источников.

14 Развитие источниковедения в Российской империи. Зарождение российской школы источниковедения

 Исследования исторических  источников в Российской империи  были начаты с середины XVIII – первой половины XIX вв. в трудах русских историков В.Н. Татищева, Н.И. Карамзина, С.М. Соловьева, князя М.М Щербатова, М.Т. Каченовского, немецких ученых Г.Ф. Миллера, А.-Л. Шлецера и Бауэра, и др. Профессор Виленского университета И. Лелевель в 1822 г. издал книгу “Науки, позволяющие изучать источники”.

Большую роль в издании и изучении источников сыграли Археографические комиссии. Например, Археографическая комиссия в Санкт-Петербурге, начавшая свою деятельность с середины 30-х гг. XIX в., издала “Полное собрание русских летописей”, “Акты, относящиеся к истории Западной России”, в которых было много документов по истории Беларуси XIV – XVII вв. Источниковедение как специальная историческая дисциплина сформировалась в Российской империи только в 90-е гг. XIX в. В.О. Ключевский читал курс “Источниковедения” в Московском университете в 1894 г. В начале ХХ в. большую роль в развитии источниковедения сыграли работы А.А. Шахматова по изучению летописей и А.С. Лаппо-Данилевского, разработавшего методологию источниковедения и оригинальный подход в исследовании источников.

16 Развитие источниковедения в новейшее время. Дискуссии о сущности истории и роли исторических источников. Школа “Анналов”

 Первая мировая война привела к кризису всех духовных ценностей XIX в., в том числе гуманитарных наук, среди которых было и источниковедение. Потребовался пересмотр разработанного историками-позитивистами подхода, основанного на критике письменных источников и ориентированного на изучение политической истории. Постановка новых проблем в области социальной и экономической истории потребовала изменения подходов к изучению источников. Историки французской школы “Анналов”,которая сформировалась в конце 1920-х – начале 1930-х гг., М. Блок и Л. Февр предложили использовать в исследованиях принцип “тотальной истории”т.е. изучения исторических событий с различных точек зрения: политической, социальной, экономической, психологической. Это приводило к более активному использованию наряду с письменными вещественных, устных, изобразительных источников, кинофотодокументов. В послевоенное время лидеры школы “Анналов” Ф. Бродель, а затем Ле Гофф, обратили внимание на изучение менталитета различных народов, существовавших в прошлом экономических и социальных структур, что потребовало привлечения новых видов источников. В 1980-е – 1990-е гг. под влиянием идей постструктурализма и постмодернизма (Ж. Деррида и др.) наметился “лингвистический” и “антропологический” поворот в исследованиях по истории, ориентированный на изучение личного опыта человека в истории. Это стимулировало развитие таких новых направлений, как устная история, вовлекающая в изучение устные источники и разрабатывающая методы их анализа, гендерная истории изучающие источники по истории женщин и отношений между полами, новая интеллектуальная история, исследующая источники по истории развития идей.

15 Разработка теории источниковедения советскими историками

 После Октябрьской революции 1917 г. на территории Советской России, а затем Советского Союза господствующей идеологической доктриной был марксизм-ленинизм, который являлся теоретической, методологической основой всех гуманитарных наук, в том числе и источниковедения. В научный оборот вводились и изучались источники по экономическому и социальному развитию страны, проблемам классовой борьбы. С новых позиций интерпретировались уже изучавшиеся источники (Русская Правда, летописи, частноправовые акты и т.д.). На первое место выходили источники по истории революционного движения, Коммунистической партии, истории советского времени. В роли “первоисточников” выступали произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, а затем и И.В. Сталина. Несмотря на репрессии, в 1930-е – 1950-е гг. преподавание и исследования в области источниковедения продолжались, о чем свидетельствует вышедший в 1940 г. двухтомник по “Источниковедению истории СССР” М.Н. Тихомирова и С.А. Никитина. Продолжая традиции А.А. Шахматова, М.Д. Приселков и Д.С. Лихачев изучали летописи. М.Н. Тихомиров и С. Юшков исследовали законодательные источники (и в первую очередь, Русскую Правду). Продолжая исследования А.С. Лаппо-Данилевского, С.Н. Валк, ?? Андреев изучали актовые источники. В послевоенное время центрами развития источниковедения были Историко-архивный институт и Московский государственный университет. В Историко-архивном институте работали такие известные источниковеды, как А.А. Зимин, С.О. Шмидт, разработавший в конце 1960-х гг. собственную классификацию исторических источников, О.М. Медушевская, обобщившая теоретический опыт изучения исторических источников XIX – XX вв., С.М. Каштанов, исследовавший актовые источники методами дипломатики. В Московском государственном университете И.Д. Ковальченко и ряд других исследователей большое внимание уделяли обработке массовых источников с помощью количественных методов и новых информационных технологий. И.Д. Ковальченко разработал в конце 1970-х – начале 1980-х гг. учение об историческом источнике в свете теории информации, позволившее сделать вывод о неисчерпаемости информации источника. Крупным достижением в области теоретического источниковедения была разработка в 1970-е гг. Л.Н. Пушкаревым и А.П. Пронштейном классификации письменных источников.

17 Разработка источниковедения истории Беларуси

Большое значение  в изучении и публикации источников по истории  Беларуси имела Виленская Археографическая комиссия, которая за период с 1865 по 1915 гг. издала 39 томов “Актов Виленской  археографической комиссии” и много  других сборников документов. Источники  по истории Беларуси изучались в рамках изучения источников российской истории. Так, белорусско-литовскими летописями и актовыми источниками периода Великого княжества Литовского и Речи Посполитой занимался И. Данилович. В кружок графа Н.П. Румянцева в Гомеле входил известный археограф И.И. Григорович, который издал в 1824 г. первый том “Белорусского архива древнейших грамот”. В XIX – начале ХХ вв изучение источников по истории Беларуси проводили польские и немецкие ученые. Большое значение для изучения источников по истории Беларуси имели в начале ХХ в. работы М.В. Довнар-Запольского, в которых изучались хозяйственные описания и ревизии XVI в., Баркулабовская летопись, мытные книги и другие источники. Разработка источниковедения истории Беларуси, как особой дисциплины исследования и преподавания, началась в 1920-е гг. В этот период в Белорусском государственном университете Д.И. Довгялло читал курс “Источниковедение истории Беларуси”, в котором уделялось большое внимание законодательным источникам (“Русской Правде”), актам Метрики Великого княжества Литовского, археологическим источникам. Однако репрессии 1930-х – 1950-х гг. привели к уничтожению или высылке из Беларуси многих исследователей, работавших в источниковедении (М.В. Довнар-Запольского, Д.И. Довгялло, В.И. Пичеты и др.). В этот период большее значение придавалось изучению “первоисточников” – произведений классиков марксизма-ленинизма, источников по истории революционного движения и Коммунистической партии (программам партии, решениям партийных съездов и съездов Советов, и т.д.). Лишь с начала 1960-х гг. активизируются исследования по источниковедению истории Беларуси. Работавший в Москве, Н.Н. Улащик исследовал источники по истории Беларуси XIX в. – отчеты губернаторов, ревизии, инвентари помещичьих имений, “Минские губернские ведомости”. Основные достижения Н.Н. Улащика в источниковедении были связаны с изучением и изданием белорусско-литовских летописей. Перу Н.Н. Улащика также принадлежат обзоры публикаций источников по истории Беларуси с 1824 г. до 1970-х гг. Исследованием белорусско-литовских летописей занимается также В.А. Чемерицкий, который разработал классификацию всех летописей по летописным сводам. Таможенные книги белорусских земель изучал В.И. Мелешко. В 1960-е – 1970-е гг. П.Г. Козловский и З.Ю. Копысский исследовали хозяйственные описания, реестры и другие делопроизводственные документы частных хозяйств. Мемуарные источники по истории Беларуси исследовались А.Ф. Коршуновым и А.И. Мальдисом. В.П. Грицкевич и А.И. Мальдис изучали записки путешественников, проезжавших через территорию Беларуси. С конца 1970-х гг. в Белорусском государственном университете спецкурс по источниковедению истории БССР начал читать А.П. Игнатенко. Новая волна интереса к источниковедению истории Беларуси началась во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. В этот период была создана кафедра источниковедения и музееведения на историческом факультете БГУ, отдел специальных исторических наук в Институте истории Национальной Академии наук Республики Беларусь. Вышли первые учебные пособия — С. Морозовой, посвященное письменным источникам по истории Беларуси до XVIII в., и С.Н. Ходина, предпринявшего историко-генетическое и компаративное изучение источников по истории Беларуси. Появились новые работы, посвященные законодательным источникам по истории Беларуси, И.А. Юхо и Т.И. Довнар, книгам Литовской Метрики — В. Менжинского, белорусско-литовским летописям — А. Семенчук, литературным произведениям — А.А. Мельникова. Документальные источники по истории Беларуси в новейшее время изучали и изучают польские историки С. Кутшеба, В. Семкович, Г. Ловмянский, Ю. Бардах, М. Косман, литовские ученые Э. Банионис, С. Лазутка, российские исследователи В.Т. Пашута, А.Л. Хорошкевич.

Информация о работе Исторический источник