Исторический источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:03, доклад

Описание работы

Источниковедение делится на две области исследования: теоретическое и прикладное источниковедение. Теоретическое источниковедение разрабатывает общие методы изучения и исследования исторических источников. Эти методы конкретизируются при изучении отдельных групп источников, или определенных их характеристик. Предметом исследования для теоретического источниковедения являются методы, в прикладном источниковедении метод – это определенный инструмент изучения категориальный аппарат источников, их интерпретация.

Файлы: 1 файл

Определение исторического источника.docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

20 Классификация исторических источников, ее сущность и цели. Критерии классификации

Классификация– это разделение источников на группы на основании внутренних признаков, раскрытие внутренне необходимой связи между отдельными категориями исторических источников: типами, родами и видами. С середины ХIХ в. получило распространение деление всех источников на “остатки” и “предания”. “Остатками” называли части явлений, которые сохранились (останки людей, материальные следы деятельности людей: домашняя утварь, оружие и т. д., письменные документы для текущих нужд); а также язык, песни, реликты древних обычаев. Главная черта “остатков” — они не создавались специально для передачи информации о прошлом.

“Предания” – это все сообщения, которые описывают исторические факты, говорят о них, но самих этих фактов не фиксируют и в современность не переносят. В “преданиях” перед нами восстают не сами факты и даже не их отдельные части, а только отражение их в сознании каких-то информаторов. Эти сообщения об исторических фактах создавались специально для сохранения и передачи исторической информации и поэтому рассматривались как более субъективные, чем “остатки”.

Недостатком этой классификации  было то, что некоторые источники  можно было считать и остатками, и преданиями. Например, летописи (сообщение  о прошлом) являются не только преданиями, но одновременно и “остатками”  деятельности конкретных людей –  летописцев.

Формационный подход в  советской исторической литературе вызвал попытки делить письменные источники  на группы по содержанию (экономические, политические, культурные) и происхождению (в сфере социальных, экономических отношений). Главный недостаток этой классификации был в том, что источник формируется не в одной какой-то сфере, но даже если это и происходит, то она, как правило, отражает не одну, а много сторон исторического прошлого.

В 1970-е гг. Л.М. Пушкаревым и А.П. Пронштейном была предложена классификация по способу фиксирования (кодировки информации. В соответствии с ней все источники делились на следующие типы (тип объединяет источники, которые отличаются способом кодировки информации):

письменные вещественные; этнографические; устные (фольклорные); лингвистические; фонодокументы; фотокинодокументы.;

Отмеченная выше классификация, которая позволяет произвести деление  на 7 типов, учитывает, с одной стороны, наиболее существенные черты, характерные  для тех или других источников (происхождение, форма, содержание), а  с другой – объекты исследования конкретных отраслей гуманитарных наук

Недостатки этой классификации  следующие: этнографические, устные (фольклорные) и лингвистические источники  могут быть представлены как в  письменной форме, так и в виде фоно- и кинофотодокументов. Графические (картографические) источники же вообще не попадают ни в один из названных  типов. Поэтому И.Д. Ковальченко предложил классификацию с точки зрения не способов, а форм фиксации информации и выделил следующие типы:

вещественные; изобразительные: художественно-изобразительные и графически-изобразительные; письменные источники; фонодокументы.

В последние годы большой  интерес вызвала типологическая классификация исторических источников, предложенная С.О. Шмидтом. Во-первых, она охватывает все источники исторического происхождения. Во-вторых, она очень удобна для восприятия, ибо в ее основе – внешняя, “материальная” форма источника. В соответствии с классификацией С.О. Шмидта выделяются следующие типы и подтипы:

Вещественные  источники во всем их многообразии (от предметов археологии до современных машин и бытовых предметов). Это, кстати, позволяет учесть, что в результате деятельности человека изменялся и растительный и животный мир (флора и фауна). К данному типу можно отнести и чучела животных, птиц и муляжи плодов, гербарии (выставленные в музеях

Изобразительные источники:

а) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусство кино и фотографии);

б) изобразительно-графические (источники, которые содержат информацию, переданную при помощи графических изображений);

в) изобразительно-натуральные (фотографии, документальные кинокадры).

Словесные источники :

а) разговор (и фонодокументы его фиксирующие);

б) памятники устного  творчества (фольклор);

в) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии их форм и видов.

Конвенциональные источники (от латинского conventionalis - условный). К настоящему времени имеется огромное количество их форм и видов – нотная запись, знаки математической и другой символики, информация, зафиксированная на машинных носителях и т. д. Можно предположить, что это один из наиболее недостаточно определенных типов источников.

Поведенческие источники. Это, во-первых, визуально наблюдаемые обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные, спортивные и т. д.) Обычаи и обряды изучаются этнографами. Однако термин “этнографические источники” нельзя признать удачным, ибо собственно этнографическими материалами, которые используются этнографами в своих исследованиях и даже в полевой практике являются и вещественные источники, и определенные письменные записи, и т. д.

Звуковые и  аудиальные источники. Это звуки в широком и узко музыкальном смысле (“звуки”, “звоны”, “шумы”), записи голосов птиц, животных. Можно предполагать, что сюда же следует отнести и эмоции, выражаемые человеком, но не облеченные в словесную форму.

Условность классификации  С.О. Шмидта, как и других, очень  заметна. Отдельные виды (например, деньги) нельзя отнести точно только к одному из определенных типов. Явление  и сущность не всегда совпадают.

Было бы удивительно, если бы появилась классификация, которая  полностью совпадает с делением источников в действительности. В  реальной жизни просто не существует “чистых” типов и любая классификация  – вещь условная. Так, например, кинофотоматериалы  неразрывно связаны с аннотированием (карточки предметно-тематического  каталога, архивные и студийные монтажные  листы); в этом случае считаются изобразительная  и письменная формы, но предмет отражения  один и тот же. Классификация С.О. Шмидта позволяет, однако, как бы охватить одним взглядом все огромное многообразие источников – в этом ее главная  ценность. Она наилучшим образом  отвечает учебным целям, музейной и  краеведческой деятельности. Вместе с тем, практические потребности  отдельных дисциплин (археологии, библиографии, исторической информатики,  документоведения) определяют появление и других классификаций, удобных для использования в  работе. Систематизация исторических источников. Виды систематизации

Систематизация – это разделение всех источников на группы на основании внешних характеристик источника. При этом могут быть избраны следующие принципы систематизации:

хронологический, который учитывает время создания источника (большие системы: античные, средневековые, новой и новейшей истории; мелкие: по истории второй мировой войны, послевоенного десятилетия и т. д.);

региональный принцип (по истории Прибалтики, восточнославянских земель, Восточной Европы);

этнический (по истории России, Украины, истории татар, цыган и т.д.);

проблемный (например, по вопросу отмены крепостного права в Беларуси и др.)

персональный (источники, появившиеся в результате  и в период деятельности Витовта, Петра I и т. д.).

Наибольшее  распространение получила систематизация по нескольким принципам (например, по хронологическому и региональному  — источники истории Беларуси (России, Прибалтики и др.) нового и  новейшего времени).

21 Письменные источники, их роль в изучении истории. Классификация письменных источников

 В ХIХ – начале  ХХ вв. письменные источники делились  на “остатки” и “предания”.Недостаток  этой классификации заключается  в разрыве единства объективного  и субъективного в источнике,  что вызвало критику со стороны  советских историков. Л. Н. Пушкарев  делил письменные источники на два рода : актовые и повествовательные. Актовые (документальные) источники вызваны к жизни необходимостью зафиксировать, отразить какие-то явления, факты прошлого и являются их частью (“остатками”). Они не создавались специально для передачи информации и вызывают большее доверие у исследователей. Однако, являясь лишь частью факта, они все-таки не передают его во всей полноте и требуют безусловной проверки и дополнения их информации.

Повествовательные источники отличаются от документальных тем, что дают последовательное изложение событий и позволяют объяснить взаимосвязи изучаемых явлений с другими явлениями того же времени. Являясь “преданиями”, они, преимущественно, создавались специально для передачи информации, подвергавшейся, безусловно, более существенному искажению.

Оба отмеченных рода письменных источников делят на виды. Вид – исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны схожесть их структуры и содержания. В процессе их эволюции отдельные виды исчезли, их место занимали другие (например, летописи заменила историко-мемуарная литература и т. д.). По мнению Л.Н. Пушкарева существуют такие виды письменных источников: картографические, статистические, актовые, канцелярские, личные, художественные, исторические и научные источники. В учебнике РГГУ 1998 г. закрепляется то деление, которое давно присутствует в реальных классификациях историков: Документальные источники: Документы законодательства (памятники права); Актовые источники (договорного характера); Материалы делопроизводства (в результате деятельности канцелярий и других учреждений по созданию документов);

Статистические материалы (выросшие из массива делопроизводства как реализация обратной связи в управлении). В качестве подвида сюда относятся: экономико-географические, хозяйственные описания, а также материалы фискального учета, которые часто приобретают характерные черты массовых источников.

Повествовательные источники:

Летописи и  хроники;

Мемуарная литература и эпистолярные источники многие мемуарные произведения зарождались в эпистолярной форме, тесную связь между этими подвидами можно проследить на протяжении ХХ в.). В учебнике РГГУ им дано общее название: источники личного происхождения.

Литературные  и публицистические произведения (в том числе переводная и агиографическая литература) - их сближает стремление автора в той или другой степени воздействовать на читателя, обосновать свою точку зрения, свою мысль, используя значительный отход от действительности и т. д.; Периодическая печать рассматривается как специфическая система, исторических источников, ибо помимо видов, характерных для своих развитых форм (аналитический жанр: корреспонденции, статьи, рецензии; художественно-публицистический: очерки, фельетоны, памфлеты), периодика содержит и законодательные документы, и мемуарные произведения и т. д.

? Выявление исторических источников. Задачи источниковедческой эвристики

 Выявлением  исторических источников занимается  специальная дисциплина – источниковедческая эвристика (от греч. – отыскиваю, открываю), которая вырабатывает специальные методы поиска источников. Задачами источниковедческой эвристики являются: а) определение типов и видов источников, которые соответствуют теме исследования; б) установление учреждений (архивов, музеев, библиотек) или мест (в случае археологических раскопок), где эти источники следует искать; в) разработка программы и методов поиска ранее определенных типов источников в этом учреждении или местности, используя средства “навигации” (каталоги, путеводители, архивные описи, данные аэрофотосъемки, визуальные признаки древних поселений и др.).

Поиск опубликованных источников. Библиографическая эвристика

 Начинать  поиск письменных источников  следует с библиотеки, где находятся  опубликованные источники. Это  необходимо для того, чтобы не  вводить снова в научный оборот, уже известные архивные источники  или музейные предметы. По правилам библиографической эвристики, разрабатывающей правила поиска литературы в библиотеке, на первом этапе целесообразно познакомиться с библиографическими указателями и энциклопедическими изданиями, что позволит составить первоначальный список источников и литературы по избранной теме. На втором этапе поиска следует обратиться к библиотечным каталогам. В систематическом (тематическом) каталоге все публикации расположены по темам или отраслям знаний, в алфавитном – по фамилии или имени автора или при его отсутствии по названию источника. В последние годы в библиотеках появились электронные каталоги, позволяющие осуществлять поиск по фамилиям авторов, названиям публикаций, ключевым словам и другим атрибутам. При работе с литературой по теме следует обращать внимание на научно-справочный аппарат, где можно найти ссылки на интересующие источники.

23 Типы и виды публикаций. Проблемы, возникающие в процессе работы с опубликованными источниками

 Публикации  источников по цели их издания  делят на научные, учебные (хрестоматии), литературно-художественные и научно-популярные. Научные публикации стремятся наиболее точно отразить источник. Среди них можно выделить факсимильные публикации, которые точно передают внешний вид источника (например, издание Статута Великого княжества Литовского 1588 г.). Если внешний вид источника не представляется, то оговариваются правила, по которым источник публикуется. Разработкой этих правил занимается специальная историческая дисциплина – археография. Научные публикации источников всегда оснащены справочным аппаратом, комментариями, именным и географическим указателями. Учебные публикации предназначены для образовательных целей и представляют собой адаптированные для понимания обучаемых тексты. Литературно-художественные публикации источников – это перевод источника на современный язык. Примером такой публикации служит перевод “Слова о полку Игореве” белорусским поэтом Я. Купалой. Научно-популярные публикации служат для пропаганды исторических знаний среди народа, поэтому они переведены на современный язык и адаптированы для понимания обычным человеком. Учебные, литературно-художественные и научно-популярные публикации не рекомендуется использовать в научном исследовании. Кроме первичных публикаций источников, существуют и вторичные – информационные издания (рефераты), справочная литература (энциклопедии, словари), библиографические пособия, в которых передается лишь содержание источника. При работе с опубликованными источниками у исследователя возникают определенные проблемы. При нефаксимильном издании ученый не может видеть оригинал источника и должен доверять публикаторам, которые часто сами делят текст на слова и расставляют знаки препинания. Следует учитывать, что в официальных изданиях, имевших идеологические цели, соответственно подбирались источники (например, чтобы показать гонения на православную церковь в период Речи Посполитой), а в частных изданиях – часто отсутствуют правила публикации.

Информация о работе Исторический источник