Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:44, контрольная работа
На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.
Введение ………………………………………………………………….стр.3
Зарождение благотворительности и ее развитие ……………………..стр.4
Переход от общественного призрения к социальному обеспечению..стр.8
Периодизация истории социальной работы в России и за рубежом..стр.20
Влияние благотворительности на социальную работу……………….стр.23
Проблемы развития благотворительности в России …………………стр.25
Заключение………………………………………………………………..стр.28
Список литературы……………………………………………………....стр.29
На тему: « Историческое становление социальной работы»
На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.
Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки для развития социальной работы. Человек не может жить вне социума, потому он всегда сталкивался и сталкивается с различными проявлениями социальной деятельности, с развитием общества происходят качественные изменения в социальной работе, совершенствуется ее структура, возрастает значимость. Нельзя недооценивать и важнейшие исторические события, которые в значительной степени повлияли на развитие тех или иных форм социальной помощи.
Нормальная «жизнеспособность»
государства возможна лишь при
условии социальной
2.Зарождение
В повседневной жизни под благотворительностью мы понимаем – проявление внимания к людям, не способным себя обеспечить необходимым для существования, оказание им помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, материальная и духовная поддержка.
Зачатки благотворительности,
как в России, так и в других
странах, появляются еще в языческие
времена, когда отдельные лица, либо
группы, вынуждены были кормить и
одевать нуждающихся. Эта помощь
носила примитивные формы, не была организованной
и регулярной. Появление государственности
практически мало что изменило, т.к.
в основе благотворительности по-
Многие историки отмечают, что славянские народы славились гуманным отношением к соплеменникам и даже бывшим врагам. Так, С.М. Соловьев отмечает, что все западные путешественники превозносят гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые у славян не рабствовали весь век, как у других народов, а по истечении определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей.
Официально начало благотворительности связывают с 911 г., когда был подписан договор князя Олега с греками, который содержал в себе взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, где бы они ни находились, и отправление их на родину. По своей сути этот договор содержал в себе моменты социальной работы и был первым свидетельством заботы государства о гражданах.
Формирование духовности
славян, развитие культуры проходило
также под влиянием деятельности
просветителей Кирилла и
-4-
IX веке алфавит. Он явился одной из важнейших предпосылок становления самобытной славянской цивилизации, той особой духовности россиян, отличающейся предрасположенностью к добру, справедливости, сострадательности.
Истинным толчком в развитии благотворительности стало принятие христианства в 988 г. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, Православная Церковь довольно быстро распространила свое влияние в Киевской Руси.
Историк В.О. Ключевский
охарактеризовал древнерусское
благотворение так: «
Князь Владимир, первый русский
князь-христианин, был ярким примером
высочайшего покровительства
Начинания Владимира продолжил
его сын Ярослав Мудрый, основав
училище на 300 человек, которое было
первым настоящим учебным заведением
в России. Однако более всего он
прославился как составитель
первого письменного свода
государств Европы.
Таким образом, «Русская Правда» утвердила в себе основы социальной политики: 8 статей из 37 посвящены проблемам детской защищенности. Многие последующие законы на Руси были обращены к образцу «Русской Правды».
Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и христианским человеколюбием. «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».
Но жизнь того времени способствовала развитию нищенства, бродяжничества. «Церковные и богадельные люди» были по существу профессиональными нищими, которые образовывали вокруг церквей и монастырей целые поселения. Соборы и церкви имели своих «штатных» нищих – по 10-12 человек, которые получали милостыню деньгами.
В условиях феодальной раздробленности, нашествия татаро-монгол Русская Православная Церковь становится единственным прибежищем для нуждающихся, престарелых и убогих людей. Она берет на себя функции благотворительности: кормила странников, богомольцев, всех, кто стекался к ней в период бедствий, войн, голода. Чудов монастырь в Кремле в XIV веке «открыл гостеприимный кров для приходивших в Москву иноземных православных святителей и старцев, в особенности для южных славян и греков, которые находили в нем приют, подолгу в нем проживали и, умирая, бывали, погребаемы на его же кладбище».
Можно сказать, что Христианская церковь с самого начала своего возникновения пыталась дать правильную организацию благотворительности и
достигла в этом значительных
высот. Церкви и монастыри сделались
сборным местом крупных пожертвований,
которые расходовались на устройство
приютов для разного рода нуждающихся
и на раздачу милостыни под
наблюдением духовенства. Но, будучи
в зависимости от общественных условий
и степени развития общества, церковная
благотворительность
Таким образом, случалось, что около бедных церквей и монастырей сотни здоровых людей находили легкое пропитание, тогда как в местах более отдаленных от этих центров благотворительности погибало без помощи голодающее население. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищенство, тем более что само «испрашивание» милостыни стало в средние века считаться богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «нищенствующие» монашеские ордена.
3.Переход от общественного призрения к социальному обеспечению
Простые виды благотворительности,
заключавшиеся почти
Находясь под влиянием
только что воспринятого христианского
вероучения, они охотно поучались
религиозным великим заповедям,
главные из которых повелевали любить
Бога и любить ближнего, как самого
себя. Практически это означало накормить
голодного, напоить жаждущего, посетить
заключенного в темнице, призреть хоть
одного “единого из малых сих” и
вообще, так или иначе, проявить свое
милосердие и нищелюбие. Исходя из таких
побуждений, благотворительность была,
по единогласному утверждению
время его княжения получали не только призрение, но и, по-видимому, врачебную помощь. Кроме Св. Владимира история указывает еще целый ряд
других христолюбивцев и нищелюбивых князей. Особенно отличают великого князя Ярослава Владимировича и брата его Мстислава.
Но больше других, после Св. Владимира, нищелюбцем прославился Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Из преемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав, и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное им по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Св. Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Александр Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена, Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню.
Исходя в своей
Информация о работе Историческое становление социальной работы