Историческое становление социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:44, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….стр.3
Зарождение благотворительности и ее развитие ……………………..стр.4
Переход от общественного призрения к социальному обеспечению..стр.8
Периодизация истории социальной работы в России и за рубежом..стр.20
Влияние благотворительности на социальную работу……………….стр.23
Проблемы развития благотворительности в России …………………стр.25
Заключение………………………………………………………………..стр.28
Список литературы……………………………………………………....стр.29

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

                                

 

 

 

 

                                     Контрольная работа 

На тему: « Историческое становление социальной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Содержание:

 

  1. Введение ………………………………………………………………….стр.3
  2. Зарождение благотворительности и ее развитие ……………………..стр.4
  3. Переход от общественного призрения к социальному обеспечению..стр.8    
  4. Периодизация истории социальной работы в России и за рубежом..стр.20
  5. Влияние благотворительности на социальную работу……………….стр.23
  6. Проблемы развития благотворительности в России …………………стр.25
  7. Заключение………………………………………………………………..стр.28
  8. Список литературы……………………………………………………....стр.29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   -2-

                                   1.Введение.

 

На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.

Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки  для развития социальной работы. Человек  не может жить вне социума, потому он всегда сталкивался и сталкивается с различными проявлениями социальной деятельности, с развитием общества происходят качественные изменения  в социальной работе, совершенствуется ее структура, возрастает значимость. Нельзя недооценивать и важнейшие  исторические события, которые в  значительной степени повлияли на развитие тех или иных форм социальной помощи.

   Нормальная «жизнеспособность»  государства возможна лишь при  условии социальной стабильности  общества. Поэтому проблемы социальной  защиты были актуальны для  всех периодов развития общества. На мой взгляд, история социальной  работы имеет единую схему  развития для многих стран.  Однако необходимо отметить, что  система государственной социальной  поддержки в каждой стране  складывалась с учетом исторических  условий и, несмотря на схожесть  и однотипность решаемых задач,  имеет различия в подходах, методах  и организационном оформлении.

                                            -3- 

2.Зарождение благотворительности  и ее развитие

 

            В повседневной жизни под благотворительностью мы понимаем – проявление внимания к людям, не способным себя обеспечить необходимым для существования, оказание им помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности,  материальная и духовная поддержка.

Зачатки благотворительности, как в России, так и в других странах, появляются еще в языческие  времена, когда отдельные лица, либо группы, вынуждены были кормить и  одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной. Появление государственности  практически мало что изменило, т.к. в основе благотворительности по-прежнему лежали чувства – сострадания, родственный  или соседский долг и т.п.

Многие историки отмечают, что славянские народы славились  гуманным отношением к соплеменникам  и даже бывшим врагам. Так, С.М. Соловьев отмечает, что все западные путешественники  превозносят гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые у славян не рабствовали  весь век, как у других народов, а  по истечении определенного срока  были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей.

Официально начало благотворительности  связывают с 911 г., когда был подписан договор князя Олега с греками, который содержал в себе взаимные обязательства о выкупе россиян  и греков, где бы они ни находились, и отправление их на родину. По своей  сути этот договор содержал в себе моменты социальной работы и был  первым свидетельством заботы государства  о гражданах.

Формирование духовности славян, развитие культуры проходило  также под влиянием деятельности просветителей Кирилла и Мефодия,  создавших в

                                          -4-

IX веке алфавит. Он явился одной из важнейших предпосылок становления самобытной славянской цивилизации, той особой духовности россиян, отличающейся предрасположенностью к добру, справедливости, сострадательности.

Истинным толчком в  развитии благотворительности стало  принятие христианства в 988 г. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, Православная Церковь  довольно быстро распространила свое влияние в Киевской Руси.

 Историк  В.О. Ключевский  охарактеризовал древнерусское  благотворение так: «Человеколюбие  у наших предков было то  же, что нищелюбие, и любить  ближнего значило, прежде всего  – накормить голодного, напоить  жаждущего, посетить заключенного  в темнице. Благотворительность  считалась нужной не столько  для благотворимых, сколько для благотворящих. Им она требовалась для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни ».

Князь Владимир, первый русский  князь-христианин, был ярким примером высочайшего покровительства над  бедными, нищими и убогими. В его  лице объединилась личная и государственная  благотворительность. Стремясь закрепить  свою деятельность, придать ей более  или менее организованный характер, Владимир Красное Солнышко, Креститель издает Устав, который поручал духовенству  в лице патриарха и церкви помогать нуждающимся. Князь Владимир за милосердие и нищелюбие был причислен к лику святых.

Начинания Владимира продолжил  его сын Ярослав Мудрый, основав  училище на 300 человек, которое было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего он прославился как составитель  первого письменного свода законов, именуемого «Русской Правдой». В нем  содержались статьи и социального  характера, что было ново для молодых 

                                            -5-

государств Европы.

Таким образом, «Русская Правда»  утвердила в себе основы социальной политики: 8 статей из 37 посвящены проблемам  детской защищенности. Многие последующие  законы на Руси были обращены к образцу  «Русской Правды».

Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах создал первое в своем  роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено  искренностью и христианским человеколюбием. «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время. Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».

Но жизнь того времени  способствовала развитию нищенства, бродяжничества. «Церковные и богадельные люди»  были по существу профессиональными  нищими, которые образовывали вокруг церквей и монастырей целые поселения. Соборы и церкви имели своих «штатных»  нищих – по 10-12 человек, которые  получали милостыню деньгами.

В условиях феодальной раздробленности, нашествия татаро-монгол Русская Православная Церковь становится единственным прибежищем для нуждающихся, престарелых и убогих людей. Она берет на себя функции благотворительности: кормила странников, богомольцев, всех, кто стекался к ней в период бедствий, войн, голода. Чудов монастырь в Кремле в XIV веке «открыл гостеприимный кров для приходивших в Москву иноземных православных святителей  и старцев, в особенности для южных славян и греков, которые находили в нем приют, подолгу в нем проживали и, умирая, бывали, погребаемы на его же кладбище».

Можно сказать, что Христианская церковь с самого начала своего возникновения  пыталась дать правильную организацию  благотворительности и

                                            -6-

достигла в этом значительных высот. Церкви и монастыри сделались  сборным местом крупных пожертвований, которые расходовались на устройство приютов для разного рода нуждающихся  и на раздачу милостыни под  наблюдением духовенства. Но, будучи в зависимости от общественных условий  и степени развития общества, церковная  благотворительность действовала  весьма различно в разные времена  и в разных странах. Существенный ее недостаток везде заключался в  том, что более всего имелось  обилие подаяний и не всегда при  этом обращалось достаточное внимание на достоинство просящего.

Таким образом, случалось, что  около бедных церквей и монастырей сотни здоровых людей находили легкое пропитание, тогда как в местах более отдаленных от этих центров  благотворительности погибало без  помощи голодающее население. При таком  положении дела благотворительность  сама плодила нищенство, тем более  что само «испрашивание» милостыни  стало в средние века считаться  богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «нищенствующие»  монашеские ордена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       -7-

       3.Переход от общественного призрения к социальному обеспечению

 

Простые виды благотворительности, заключавшиеся почти исключительно  в кормлении нищих, применялись  в самой глубокой древности. Как  свидетельствуют наши летописи, практиковались они отдельными  “нищелюбцами”, из среды которых особенно выделялись князья, духовенство и лучшие люди земли.

Находясь под влиянием только что воспринятого христианского  вероучения, они охотно поучались  религиозным великим заповедям, главные из которых повелевали любить Бога и любить ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить  голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть хоть одного “единого из малых сих” и  вообще, так или иначе, проявить свое милосердие и нищелюбие. Исходя из таких  побуждений, благотворительность была, по единогласному утверждению исследователей, не так вспомогательным средством  общественного устройства, как необходимым  условием личного нравственного  здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему.  При  таком взгляде на благотворительность  помощь бедным была делом отдельных  лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в  круг государственных обязанностей. Так относились к ней и князья, многие из которых восхвалялись летописцами  за их нищелюбие. Святой Владимир, как пишет летописец, позволял “всякому нищему и убогому” приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, - отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом. Некоторые писатели утверждают, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения этого в памятниках древней письменности и не встречалось, тем не менее, известно, что больные во

время его княжения получали не только призрение, но и, по-видимому, врачебную помощь. Кроме  Св. Владимира история указывает еще целый ряд  

                                                -8-                                               

других христолюбивцев и  нищелюбивых князей. Особенно отличают великого князя Ярослава Владимировича  и брата его Мстислава.

Но больше других, после Св. Владимира, нищелюбцем прославился Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Из преемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав, и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное им по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Св. Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Александр Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена, Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню.  

Исходя в своей благотворительности  из нравственно-религиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под  покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т.е. духовенству. Поэтому последнее  шло во главе благотворительности. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний,  Даминиан, Феодосий Печерский и др. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г. Заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, богаделен была определена “десятина”, т.е. десятая часть поступлений

Информация о работе Историческое становление социальной работы