Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:44, контрольная работа
На рубеже XVIII – XIX веков общественное призрение начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются учреждения поддержки разным категориям нуждающихся: беспризорным детям, инвалидам, увечным воинам, слепым, глухим и т.д. Намечаются меры и по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской безнадзорности. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки нуждающимся.
Введение ………………………………………………………………….стр.3
Зарождение благотворительности и ее развитие ……………………..стр.4
Переход от общественного призрения к социальному обеспечению..стр.8
Периодизация истории социальной работы в России и за рубежом..стр.20
Влияние благотворительности на социальную работу……………….стр.23
Проблемы развития благотворительности в России …………………стр.25
Заключение………………………………………………………………..стр.28
Список литературы……………………………………………………....стр.29
26 января 1918 года в Наркомате государственного призрения была создана Коллегия призрения несовершеннолетних, а в начале апреле 1918 года был образован отдел охраны детства, который занимался учетом и объединением под своим руководством всех детских приютов, благотворительных обществ, детских домов детей беженцев. Организационная работа была завершена в течение первой половины 1918 года. Бывшие "приюты" перестраивались в детские дома, в которых дети получали одежду, пищу, медицинскую помощь, воспитание. Детдомовские обучались в обычных трудовых школах. Школы при детских домах оставались лишь там, где не было условий для обучения в школах Народного комиссариата просвещения.
6 марта 1918 года Совнарком был принят декрет "Об образовании Народного совета социального обеспечения и учетно-ссудного комитета социального обеспечения", которым поручалось "Комиссариату призрения принять в свое ведение учет и урегулирование всех вопросов о пенсиях и пособиях, для чего создать Народный совет социального обеспечения."
Данным декретом Комиссариату
финансов было поручено объединить все
пенсионные капиталы, образовав при
Национальном банке Учетно-ссудный
комитет социального
Комиссариатам финансов и труда предписывалось работать в тесном
контакте с Комиссариатом призрения.
26 апреля 1918 года был подписан декрет Совета Народных Комиссаров о переименовании «Народного Комиссариата государственного призрения» в « Народный комиссариат социального обеспечения» ввиду того, что существующее название «Народного комиссариата государственного призрения» не соответствует социалистическому пониманию задач социального обеспечения и является пережитком старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни и благотворительности.
Именно эта дата считается
датой основания системы
Говоря об истории становления и развития социального обеспечения в России в послеоктябрьский период и социальной защиты в наши дни, нельзя забывать о том, что в России параллельно с системой общественного призрения, переросшей позже в систему социального обеспечения, развивалось обязательное социальное страхование. Страховым законодательством, принятым в 1912 г. и дополненным в 1917 г., предусматривалось обязательное страхование на случай болезни и родов, и трудового увечья, которое осуществлялось больничными кассами, ведавшими вопросами страхования по болезни и родам, и страховыми товариществами, осуществлявшими страхование по трудовым увечьям.
Полный переход на принципы социального обеспечения в 1918 г. рассматривался как вынужденная мера, принятая в условиях иностранной интервенции, гражданской войны, голода и разрухи и практической возможности осуществления обеспечения, нуждающихся только в натуральной форме на уравнительных началах по минимальным нормам. Вместе с тем этап социального обеспечения, формально длившийся с 1918г. по 1921г., представляет исключительный интерес с точки зрения обусловленности
характера социальной защиты
политическими, экономическими и идеологическими
факторами. Несмотря на краткость формального
этапа социального обеспечения
в развитии социальной защиты населения
в России, заложенная в резолюции
Шестой (Пражской) конференции РСДРП
и проверенная в период военного
коммунизма идеология организации
социальной защиты определяла характер
ее развития в России на протяжении
всего советского периода. Система
социального обеспечения в
4.Пероидизация истории социальной работы
в России и за рубежом
Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания. Процесс, лежащий в основе различных моделей
поддержки и защиты одних слоев общества другим, как нам представляется, — это процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи.
Итак, в современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом:
I. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).
II. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.).
III. Период общественной
(общинной, церковной)
IV. Период государственной благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.).
V. Период социальной работы (продолжающий настоящее время).
В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:
Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).
Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые
находились целые сутки в одном доме, переходя на следующие в другой) и
подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой).
Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной систему социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи подача
милостыни. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.
Период церковно-государственной благотворительности (ХVI – XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.
Период государственной благотворительности (ХVIII - начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. Бурный рост капитализма обуславливает
развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи.
Период социального планирования (1917—1991). Происходит реформирование системы призрения. Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными).
Министерство социального
обеспечения проводило
Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать, как решались эти проблемы у нас, а также в других странах.
5. Влияние благотворительности на социальную работу
В последние десятилетие
XX века в связи с произошедшими
кардинальными экономическими изменениями,
повлекшими за собой формирование частных
капиталов и, как следствие, огромное
расслоение населения, тема благотворительности
в России вновь стала актуальной.
Появилась возможность создания российских
благотворительных фондов, которые специализируются
в различных сферах. Наиболее привлекательными
сферами являются: поддержка научных,
учебных проектов, семей погибших и раненых
военнослужащих, помощь детским домам,
больницам, предоставление средств на
дорогостоящее лечение и др.
На сегодняшний день необходимо определиться, на что должна ориентироваться современная социальная работа: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции благотворительности? Необходимо учитывать, что благотворительная деятельность в России эволюционировала от стихийных форм благотворительности к организованной социальной работе. В России до 1917 года существовала прекрасная сеть организаций оказывающих социальную помощь населению, а именно городские благотворительные общества, деревенские земства, общества призрения для крестьян, ясли-приюты, церковно-приходская благотворительность, частная благотворительность в лице промышленников и богатых купцов.
Следовательно, нужно заниматься тем, чтобы возродиться имеющиеся положительные традиции, а не заимствовать западный опыт без учета специфики российской действительности. Надо лишь обогатить существующие традиции международным опытом социальной работы.
Также произошло осознание того, что невозможно только лишь одной благотворительностью решить все проблемы общества, необходимо непосредственное и тесное влияние государства. Это влияние осуществляется c
-23-
помощью социальной политики.
Наиболее важной функцией
социальной политики является служение
обществу, обеспечение социальной безопасности,
удовлетворение потребностей населения.
В самом общем виде можно представить
социальную политику как взаимоотношения
социальных групп по поводу сохранения
и изменения социального
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют единое целое.
Социальная политика является
затратным и дорогостоящим
В современных условиях прослеживается смещение акцента с государственных средств, необходимых для достижения целей социальной политики, на финансовые средства внебюджетных социальных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, населения, общественных, благотворительных, церковных и международных организаций. Иначе говоря, происходит перераспределение финансовых средств на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения людей.
6.Проблемы развития
Возрождаемая сегодня благородная традиция, безусловно, требует новых форм, которые далеко еще не обрели ни внутренней логики, ни стабильности, ни достойного места в скитаниях современной культуры. Художественная и научная общественность с чувством какой-то ностальгии призывает "новых русских" равняться на Мамонтовых и Третьяковых, хотя, кажется, сама мало верит в то, что они действительно (если не сегодня, то уж завтра точно) придут и выступят не в роли разыгрывающих свою карту спонсоров, а в роли подлинных благотворителей. Дело в том, что на сегодняшний день существует много проблем, стоящих на пути предпринимателей, желающих заниматься благотворительностью.
Информация о работе Историческое становление социальной работы