Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа
Объектом изучения данной работы являются археологические экспедиции в РФ.
Предметом изучения данной работы является археологическая экспедиция СОШ № 10 г. Краснодара.
Цель данной работы – выяснить, может ли данная экспедиция называться общественным движением, если нет, то почему.
Введение 3
Глава 1. Археологическая экспедиция как объект исследования. 5
1.1 Археологическая экспедиция: определение, сущность, основные характеристики. 5
.1.2 История археологических экспедиций в сравнительной перспективе. 8
Глава 2. История школьной археологической экспедиции СОШ №10 г. Краснодара 24
Заключение. 39
Список источников: 42
В 2003 полевом сезоне в Тамани побывали 48 человек. Были найдены поливная, краснолаковая, чернолаковая, сероглиняная с лощением керамика, игральная кость, бусины, фрагменты браслетов, фрагменты железа, костяная накладка для ножа, фрагменты стекла, железный гвоздь, бронза, 16 курительных трубок в одной яме (Ватагина В.), фрагмент тонкостенного позднеантичного сосуда, наконечник стрелы, пряслице, монета, фрагмент светильника, ксилодоновые чашечки для сакэ, бронзовый крест XII в.
2004 полевой сезон был уникален тем, что юным археологам не удалось поехать в Тамань. Экспедиция отправилась в Архипо-Осиповку на дольмены. В Архипо-Осиповке археологам удалось не только вести раскопки дольменов под руководством московских археологов, но и найти скелет скифа, позднее в шутку названного «Васей», золотую подвеску и многое другое.
В 2005 полевом сезоне поехало 28 человек и 9 взрослых. И уже в первый день, прорубая лестницу на море, Женя Киселев нашел перламутровый крестик. В этом году было очень много новеньких и юным археологам даже не удалось начать копать, велись только работы по расчистке, но в борту Восточного раскопа удалось найти пифос. Трудности этого сезона заключались в «нашествии» комаров, ни в одном сезоне их не было столько, сколько в этом.
В 2006 сезоне поехало 30 человек и 6 взрослых. Погодные условия были жуткие – сильный ветер, поднимающий пыль на раскопе и сносящий палатки.
В 2007 полевом сезоне поехало 35 учащихся 5-10-х классов. По традиции работа на раскопе началась с приведения раскопа в экспозиционное состояние (зачистка травы), и только потом ребята начали исследовательскую работу на Восточном раскопе. В этом году нам были доверены охранные и восстановительные работы. Юные археологи прикоснулись к самим истокам, им доверили воссоздать кладки хазарской эпохи и эпохи Золотой орды.
Во время работы на раскопе нами был собран интересный археологический материал: византийская полива, курительные турецкие трубки, глиняные сосуды, огромное количество керамических фрагментов.
В этом году, впервые, наряду
с работой на раскопе,
В 2008 году в экспедицию поехало 35 учащихся. Этот сезон был уникален тем, что ребятам доверили не только охранно-спасательные, а и археологические работы на Восточном раскопе.
В 2009 году поехало 38 человек. Было много новеньких, так как выпустилось очередное поколение таманцев.
В экспедиции работа сочетается с активным отдыхом, физической закалкой, различными видами деятельности, где каждый может себя проявить. В этом году проводились как традиционные мероприятия: «Занавес пошел» (театрализованный конкурс), «Минута славы», «Старые и новые песни о главном», «Олимпийские игры» и т.д., так и новые: «Цивилизации», «Разведчики» и т.д . Члены экспедиции активно участвуют в культурной жизни Тамани, ухаживают за часовней, проводят экскурсии по городищу. Мы – участники «Дней памяти Лермонтова».
Школьная археологическая экспедиция – своеобразная республика с демократическими формами правления. Главным органом управления является Совет бригадиров, выбранный на альтернативной основе еще в мае месяце. Организация работы, досуга, быта – это прерогатива Совета.
Традиционно название нашего лагеря «Чупа-дай», по главной награде за добросовестный труд и заслуги – карамель «Чупа-Чупс». Каждый вечер мы награждали победителей. В этом году лучшими стали: Панова Алина, Крапивной Арсений, Тищенко Андрей, Ткаченко Александр.
Особенностью нашей экспедиции этого года стало то, что в ее составе было много учащихся 5-х классов, которые наравне со старшими и работали и участвовали во всех мероприятиях экспедиции. В этом им помогали старшие товарищи, поскольку традиционно в бригадах работают ребята разного возраста. Это помогает легко адаптироваться младшим, а старшим – вырастить себе достойную смену.
Всего за 14 лет в экспедиции побывало около 200 детей. Большинство ездило по нескольку раз.
Естественно, каждая Таманская экспедиция по-своему уникальна. Каждый таманец внёс свой вклад в историю Таманской археологической экспедиции.
Состав экспедиции – это не только учащиеся 7-10-х классов (иногда и 5-х), бывшие ученики школы, но и их родители.
В организации экспедиции большую помощь оказывают родители. Как материальную, так и моральную. Они помогают в закупке необходимого оборудования, инвентаря, продуктов питания. Среди них срочно находятся электрики, сантехники, шоферы, повара и охранники. В начале сезона самые смелые из родителей вместе с детским «комендантским взводом» выезжают на городище и подключают электричество, ремонтируют водопровод, собирают туалеты и души, приводят в нормальное состояние кухню, а затем уезжают. 1-2 человека остаются на неделю для охраны лагеря в ночное время, затем их сменяют другие. Посещать детей во время сезона не запрещается. Приветствуется любая помощь, как в виде продуктов, так и в виде умелых рук и организации культурно-массовых мероприятий. На последний вечер перед отъездом приезжают многие (ведь обычно в этот вечер проходит посвящение) и уезжают на следующий день, помогают снимать лагерь.
Обычно, экспедиция проводится в июле-августе, а подготовка начинается ещё в апреле. Учащиеся изучают историю Таманского полуострова, готовят документы, составляются списки. Уже начинают составлять программу мероприятий. В конце мая проводится отбор новичков, заключающийся в проверке их знаний по истории Кубани. В июне проводятся сборы, подготовка и ремонт снаряжения и оборудования, закупка инвентаря. В первые дни экспедиции отправляется «комендантский взвод» для расчистки территории, установки лагеря, обустройства кухни. После всего этого приезжает основной состав. Лагерь располагается на самом городище, на берегу Таманского залива. Около 20 м. вниз по ступенькам, которые делаем мы сами, и вот уже море! Кухня представляет собой шиферный навес с кирпичной пристройкой. Под навесом стоят столы и лавки – это столовая. Сбоку от неё, любимое место всех таманцев – сеновал. Здесь под навесом складывают сено, а на него матрацы и одеяла. По мнению многих, сеновал является лучшим местом для отдыха и сна. Единственными подарками цивилизации являются водопровод, который не всегда работает, электричество и баллонный газ.
Члены экспедиции не только ведут работы на раскопе, проводят разные культурно-массовые мероприятия, но и посещают таманский музей, исторические и природные достопримечательности ст. Тамань и ее окрестностей.
За 14 лет маленький школьный отряд превратился в детско-юношескую археологическую экспедицию, которая участвовала в раскопках античной Гермонассы в Тамани и дольменов в Архипо-Осиповке. Однако, наша экспедиция – это не только раскоп, но и возможность близкого общения со сверстниками.
За 14 лет у большинства юных археологов экспедиция оставила неизгладимый след в жизни, она, как пишут в своих анкетах сами ребята, научила их выдержке, взаимодействию с людьми, слову «надо», самостоятельности…
Впервые побывав в Тамани, понимаешь, что это не только море, солнце и отдых, но и тяжелый физический труд, ответственность друг за друга. Для некоторых этот опыт оказался «разовым» по самым разным причинам, но таких меньшинство.
Несмотря на непривычную поначалу жизнь в палаточном лагере, иногда неблагоприятные погодные условия, ранний подъем, тяжелую и пыльную работу археолога, подавляющее большинство ребят благодарны приобретенному опыту и гордятся своей причастностью к археологии.
Кроме
познаний в истории, археологии, кроме
трудового воспитания, таманцы получают
и другие полезные знания и навыки.
Наш лагерь – это настоящая
школа жизни, таково мнение абсолютно
всех таманцев. Там родилась система самоуправления,
перенесённая в школу. Экспедиционные
дни, заполненные работой и мероприятиями,
учат распределять свободное время, общаться
и сотрудничать, брать на себя ответственность.
Схема самоуправления.
Вся жизнь лагеря организуется советом бригадиров, который является высшим органом самоуправления экспедиции. Он был создан в третий сезон в 1998 году, когда количество участников резко возросло, и появилась необходимость переложить часть организационных вопросов экспедиции от взрослых к старшим ребятам. Совет бригадиров собирается ежедневно во второй половине дня и обсуждает итоги работы каждой бригады за день. Бригадиры анализируют работу. Каждый бригадир выступает по очереди, отчитываясь о работе своей бригады. Совет бригадиров даёт оценку работы с учётом общего мнения. На совете принимаются решения путём голосования, итоги которого заносятся в дневник бригадиров. Эти итоги объявляются на общем собрании перед отбоем – «разборе полётов». Ведёт его дежурный бригадир, передавая слово остальным бригадирам. На собрании имеет право выступить каждый с критикой или похвалой в адрес любого члена экспедиции.
Жизнь в экспедиции идёт по расписанию. Этот порядок сложился ещё в первые годы. Каждый день начинается в 6:00. Объявляя подъём, дежурный бьёт в колокол, он сделан из алюминиевого умывальника, в течение уже многих лет этот колокол является неотъемлемой частью школьной экспедиции. Ребята одеваются и бегут на поле. Там проводит зарядку дежурный бригадир или физорг. Так же это поле является и футбольным.
Уже
несколько лет одновременно с
археологической экспедицией
После зарядки все идут умываться, убирать в палатках, одеваться для работы на раскопе. В 6:30 первый завтрак. В 7:00 выход на работу. Ребята собираются по бригадам, идут разбирать инструменты: лопаты, грабли, совки, веники, щётки, вёдра и т. д. Эти инструменты привозятся из школы, перед поездкой, примерно за неделю, инвентарь приводится в рабочее состояние. За всем инвентарём следит специальный человек. Бригадам даются отдельные участки работ. В первые дни экспедиции работа заключается в расчистке территории, на которой впоследствии будут вестись непосредственно археологические раскопки. Все вместе спускаются в раскоп. Через каждые 50 минут работы 10 минут перерыв, дежурные приносят на раскоп бутылки с водой, и так до второго завтрака, то есть до 10:00, а в 10:30 опять в раскоп. После второго завтрака солнце обычно уже вовсю палит. Поэтому в 12:30, по окончании работы, всем не терпится искупаться.
Перед тем, как начать спуск к морю, всех пересчитывают. На берегу за порядком и дисциплиной следят взрослые.
После моря в 14:00 - обед, затем - тихий час. Обычно в первый раз, приехав в Тамань, ребята думают, что они уже взрослые и во время тихого часа спать ни за что не будут, но через четыре дня днём спят абсолютно все, да ещё и спешат занять лучшее место на сеновале. Днём в палатках очень душно и жарко, в это время единственное место, где можно хорошо отдохнуть - это сеновал. Когда в начале сезона, чтобы убрать территорию, косят траву, её потом собирают и сушат. Потом над травой натягивают тент, сверху на траву кладут матрацы, одеяла – все, на чём можно спать.
В 17:00 полдник, обычно это фрукты, йогурты, печенье. Вкусности, которые привозят родители, тоже подают на полдник.
В 17:30 совет бригадиров. В этот момент у остальных участников экспедиции личное время. Они стирают свою одежду, чинят и убирают в палатках, занимаются личными делами. После совета бригадиры собирают свои бригады, и начинается подготовка к вечернему мероприятию. Тут за дело принимаются безграничная фантазия и таланты.
В 19:00 ужин, после которого начинается суетливая подготовка к мероприятию. Оно обычно проходит у костра, а в плохую погоду в столовой.
В 10:30, перед отбоем, традиционный вечерний сбор в столовой - «разбор полётов». Это традиционное вечернее собрание, на котором оглашаются итоги дня, тех, кто хорошо работает, награждают «чупа-чупсами». Они являются своеобразным символом экспедиции.
В 23:00 отбой. А по выходным можно поспать подольше. В воскресенье подъём в 8:00, первого завтрака нет, зато есть культурная программа. Походы на Тузлу, походы к Турецкому фонтану, походы в музеи – все они являются традиционными.
В течение полевого сезона каждой бригаде приходится несколько раз дежурить на кухне и в лагере. Дежурство – самая сложная, трудная и суетливая работа. В обязанности дежурных входит многое. Дежурная бригада встаёт раньше всех остальных. Готовит завтраки, полдник, обед и ужин, перед сном подаёт сонник. Моет туалеты, следит за водой, моет посуду, следит за соблюдением распорядка дня, закупает продукты, даёт звонки. Но самое тяжёлое - это приготовление еды. Пять раз в день кормить сорок человек и давать добавку, на это способны не многие. Конечно, как на раскопе, так и на кухне необходимо умение, мастерство и знание своего дела. Каждый выполняет посильную для себя работу. В конце дня дежурный бригадир сдаёт лагерь следующей бригаде. За дежурство ставится оценка.
Информация о работе История археологических экспедиций в сравнительной перспективе