История археологических экспедиций в сравнительной перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения данной работы являются археологические экспедиции в РФ.
Предметом изучения данной работы является археологическая экспедиция СОШ № 10 г. Краснодара.
Цель данной работы – выяснить, может ли данная экспедиция называться общественным движением, если нет, то почему.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Археологическая экспедиция как объект исследования. 5
1.1 Археологическая экспедиция: определение, сущность, основные характеристики. 5
.1.2 История археологических экспедиций в сравнительной перспективе. 8
Глава 2. История школьной археологической экспедиции СОШ №10 г. Краснодара 24
Заключение. 39
Список источников: 42

Файлы: 1 файл

вот теперь курсовик.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

 Бригады формируются ещё до поездки. Бригадиры  выбираются путём тайного голосования  из числа тех, кто уже принимал участие в экспедиции. Потом формируются разновозрастные бригады с тем, чтобы в них были представлены как девочки, так и мальчики.

 Это делается для того, чтобы бригады  эффективно работали на раскопе, на кухне  и принимали участие в мероприятиях.  Кроме обычных бригад существует бригада, работающая на керамичке. Она сводная, формируется из младших членов всех бригад, но бригадир – «начальник керамички» постоянный. В разные годы ими были: И. Варнавский, А. Мурзилова и др.    Существует устав бригадира, который несколько в шуточной, юмористической форме определяет обязанности и права бригадира. Говоря серьёзно, задача бригадира: руководить своей бригадой, следить за соблюдением распорядка дня; организовывать бригаду для участия в мероприятиях; заботится о здоровье, хорошем настроении и взаимоотношениях в своей бригаде. На раскопе бригадир следит за соблюдением безопасности, никто не может выйти из раскопа без разрешения бригадира. Настоящий бригадир, как старший брат или сестра: требователен и заботлив.

 В экспедиции есть традиция: накануне отъезда голосованием определяют лучшего бригадира. Лучшая бригада определяется по результатам работы на раскопе и по сумме мест занятых при участии в мероприятиях.

 Открытие  лагерного сезона начинается с поднятия флагов: флага России, флага Кубани и флага Таманской археологической экспедиции. Его придумал, сделал эскиз и нарисовал Игорь Власенко. В 2000 году флаг был впервые поднят на открытии лагерного сезона. Он представлял собой полотнище с эмблемой в виде улыбающегося солнца и лопатами вместо лучей (лопатное солнце). В 2000 году лопат было пять, в каждый последующий год прибавлялось ещё по одной.

 После поднятия флагов проводится презентация  палаток. Распределение по палаткам обычно проходит по желанию членов экспедиции. Чаще всего в одной палатке оказываются друзья и одноклассники.

 Каждая  палатка придумывает своё название, готовит театрализованное представление  или презентацию своей палатки. Если названия палаток интересны, они  сохраняются на весь полевой сезон.

 Каждый  год новеньких участников экспедиции посвящают в археологи. Ритуал посвящения сложился ещё в первый сезон. Он представляет собой выход греческих богов. И, хотя сценарий посвящения каждый год меняется, клятва археологов и присутствие богов неизменны. Старшие ребята облачаются в одеяния богов и совершают ритуал посвящения: Гефест трижды ударяет лопатой по плечам, Посейдон даёт выпить глоток морской воды, Афина угощает морской рыбой, Деметра на лице каждого «археолога» рисует священный знак.

 Ещё одной  Таманской традицией стало написание песен. Первая песня была написана зимой 1996 года после первой поездки. Её написал Дмитрий Швачко. За 13 лет были написаны десятки песен о Тамани. Один из вечеров всегда посвящён именно песням, он называется  «старые песни о главном». К этому вечеру каждая бригада готовит театральную инсценировку 2-3 песен, представляет их на суд зрителей.

 Так как каждый год пишутся новые  песни, появился конкурс «Новые песни  о главном». Песню «До свидания» (Мензатов М. И Антоненко И.) каждый последний звонок поют таманцы-выпускники, она для всех стала прощальной. Песен о Тамани очень много, но есть и самые любимые: «Тамань.ru» (Жуков А.), «Афродита» (Курдюкова Е.), «Таманские люди» (Мензатов М.), «Тмутаракань» (Ватаман Р.) и многие другие.

 Существует  особая традиция – проводить Олимпийские игры. Это археологическое троеборье. Первый вид - это переталкивание носилок: двое ребят пытаются вытолкнуть друг друга из круга, взявшись за носилки с разных концов. Второй вид - это кидание черепков в ведро с большого расстояния. И третий вид – бег с лопатой в руке и черепком в лопате (кто за определённое время перетаскает больше черепков).

 Существует  и кулинарное соревнование, на звание лучшего повара – «Архевариус», заключающееся в приготовлении  необычного блюда во время своего дежурства.

 Позже, специально для новичков, придумали  конкурс «Мистер и мисс Тмутаракань». Каждая бригада представляет «женатую пару» и придумывает легенду  об их жизни и костюмы из всего, что попадётся под руку.

 А для  проведения конкурса «Цивилизации»  бригады придумывают свою неповторимую цивилизацию, со своим гимном, флагом, названием государства и всем прочим.

 Недавно появился конкурс «5 вечеров». Бригады  выбирают по одному мифу, связанному с  Кубанью, и в один из вечеров бригада  играет этот миф перед зрителями, в следующий вечер миф разыгрывает следующая бригада и так далее.

 Во  время конкурса «Разведчики» новенькие  ребята ищут «чупа-чупсы», спрятанные старшими участниками.

 Каждый  год в Тамани собирается «Шабаш». Ребята готовят костюмированное  представление, объявляя себя «нечистью».

 В Тамани не забывают и про тех, кто родился  летом и во время экспедиции отмечает день рождения, их поздравляют всем лагерем.

 Иногда  вечер посвящён песням у костра.

 В 2002 году впервые участниками экспедиции была поставлена античная трагедия «Антигона» (автор - древнегреческий писатель Софокл).  Она разыгрывалась на самом городище, которое очень похоже на античный театр. В 2003 году поставили «Прометея прикованного» (автор - древнегреческий писатель Эсхил), в 2004 году «Клеопатру» У. Шекспира. А в 2005, 2006 годах написали и поставили сами участники экспедиции «Легенду о царице Тиргатао». Все эти представления являются традицией театра на раскопе.

 В 2007 году уже новым таманцам удалось  воссоздать постановку «Прометей прикованный».

 В 2008 году зрителям была представлена пьеса  Еврипида «Ифигения в Тавриде».

 В 2009 году ребята дописали ещё две сцены «Легенды о царице Тиргатао» и сыграли её на раскопе.

 В 1996 году был написан первый дневник  Таманской археологической экспедиции, в котором описывались первые таманские традиции. Так и появилась традиция написания дневников

 Но  таманские традиции существуют не только в экспедиции,  они имеют продолжение  и переносятся в школу. Это - система  самоуправления, дежурства, школьных мероприятий.

 Каждый год, на последнем звонке в школе ученики-таманцы провожают таманцев-выпускников. Первые, облачившись в одеяния богов, произносят напутственные речи и желают успешной сдачи экзаменов и поступления в университеты.

 Именно  в Тамани складывается коллектив  людей, которые впоследствии становятся активом школы.

 

Заключение.

 Работая над данной темой, я пришла к выводу, что в школьной жизни не хватает  возможностей для проявления личности. Для подростков необходима возможность  самореализации. Школьная археологическая экспедиция не только даёт её, но и помогает реализовать себя с точки зрения труда, общественной деятельности, умения общаться со сверстниками. Там происходит значительный скачок в формировании личности. Много было и тех, кто хотел уехать домой, но большинство смогли переломить себя и в последствии ещё много раз ездили в экспедицию.  Ведь подросткам необходим не только отдых. Общественная деятельность раскрывает суть человека, проявляются положительные и отрицательные стороны характера, раскрываются таланты, человек становится виден насквозь.

 Изучив  историю таманской археологической экспедиции, я пришла к выводу, что школьная археологическая экспедиция подпадает под понятие общественного объединения, т.к. его определяет федеральный закон об общественных объединениях:

 Статья 5. Понятие общественного  объединения.

 «Под  общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

   Право граждан на создание  общественных объединений реализуется  как непосредственно путём объединения  физических лиц, так и через  юридические лица – общественные  объединения».

 Археологическая экспедиция имеет такие признаки, как добровольное объединение на основе общих интересов. Таким общим интересом является участие в сохранении исторического памятника культуры. А в соответствии с законом:

 Статья 6. Учредители, члены  и участники общественного  объединения.

 «Участниками  общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения  и (или) его конкретным акциям, принимающие  участие в его деятельности без  обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом».

 Таманская археологическая экспедиция существует как объединение учителей, родителей, выпускников и учащихся школы, что  соответствует 

статье 19. Требования, предъявляемые  к учредителям, членам и участникам общественных объединений:

 «Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным  законом, а так же законами об отдельных видах общественных объединений»;

 «Членами  и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет»;

 «Членами  и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет».

 Таким образом, детская археологическая экспедиция может быть отнесена к общественному объединению. Определённой формой которого является общественное движение, в соответствии со статьёй 9.

 Статья 9. Общественное движение.

 «Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

 Высшим  руководящим органом общественного  движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения  является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию».

 Детская археологическая экспедиция не имеет  членства, преследует общественно полезные цели, и её высшим органом является общее собрание. Что не хватает нашему общественному движению, так это его государственной регистрации в качестве юридического лица. Такая регистрация  дала бы возможность экспедиции получать государственные гранты и спонсорскую помощь. Тогда бы детская археологическая экспедиция стала более массовой, и большее количество учащихся и выпускников школы принимало бы в ней участие.    

 

Список  источников:

1) архив  Таманской археологической экспедиции:

1. дневники

2. протоколы  совета бригадиров

3. песенники

4. информационные  метки

5. экраны  соревнований

2) интервью  с участниками экспедиции

3) Гайдукевич В.Ф. История античных городов Северного Причерноморья:

краткий очерк.//Античные города Северного Причерноморья. М.-Л., 1955

4) анкетирование участников экспедиции

5) Федеральный закон об общественных объединениях. Москва, 2006 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе История археологических экспедиций в сравнительной перспективе