Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:51, реферат
Цель исследования:
Изучить один из интереснейших и важных моментов в истории русской зрелищной культуры — становления и развития светских праздников России XVIII – XIX веков.
Задачи исследования:
Описать культуру балов в России.
Выяснить, почему перестали проходить балы.
Познакомиться с эпохами правления русских царей в XVIII – XIX веках и узнать их отношение к балам.
Выявить предпосылки и причины появления бального танца в России и проследить его развитие на русской почве.
Проследить развитие данных зрелищных форм на русской почве.
Введение………………………………………………………………………..2
Общая характеристика……………………………………………………....4
Глава 1……………………………………………………………………….4
Глава 2……………………………………………………………………….8
Глава 3……………………………………………………………………….9
Глава 4……………………………………………………………………...10
Глава5………………………………………………………………………12
Бальный этикет……………………………………………………………...13
Правила проведения бала……………………………………………..13
Элементы светского этикета………………………………………….14
Элементы танцевального этикета…………………………………….15
Элементы бального этикета…………………………………………..15
Классификация балов………………………………………………………16
Глава 1………………………………………………………………….16
Глава 2………………………………………………………………….17
Глава 3………………………………………………………………….17
Глава 4………………………………………………………………….18
Глава 5………………………………………………………………….18
Глава 6………………………………………………………………….19
Московские «ярмарки невест»....................................................................19
Необходимые на балу сведения……………………………………………24
Язык веера……………………………………………………………...24
Язык цветов…………………………………………………………….24
Символика цветов……………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………..26
Вывод…………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………....29
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. За последние двадцать лет в нашей стране, как и во всем мире, произошел значительный рост интереса к бальным танцам. Это можно заметить по количеству различных студий, в которых занимаются этим видом хореографии, как по всей России, так и в нашем городе, по количеству трансляций с различных международных конкурсов по спортивным бальным танцам. Включение бальных танцев в Олимпийскую программу так же является фактом, подтверждающим наличие этого интереса.
И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание. Прекрасные пары на паркете, одетые во фраки и бальные платья, чарующая музыка, светящиеся одухотворенные лица – что может быть лучше этого? Какие родители после знакомства с бальной хореографией не мечтают, чтобы их ребенок научился так красиво двигаться? Кроме того, большим плюсом бального танца является приобщение к музыке и театру, к искусству в целом.
И именно поэтому я решила выбрать эту тему для конференции по истории, так как мало, что известно о культуре балов в России. Мне захотелось узнать, почему проводились балы, что они из себя представляли. Также я заинтересовалась вопросом, почему прекратились балы, почему проводятся в наше время очень редко. Лично я ещё ни разу не слышала о проведении того или иного бала.
Предмет исследования:
Особенности проведения балов и маскарадов в России XVIII – XIX веков.
Объект исследования:
История и культура балов
Цель исследования:
Изучить один из интереснейших и важных моментов в истории русской зрелищной культуры — становления и развития светских праздников России XVIII – XIX веков.
Задачи исследования:
Хронологические рамки: XVIII-XIX век
Территориальные рамки: территория Российской империи
Методы исследования: анализ литературы по данной тематике, сравнение различных этапов развития «бальной» культуры.
Общая характеристика
Бал – настоящая находка,
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф. Кони)
С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы.
Глава 1.
Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого и в переводе означает «мяч». В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж, и каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. Также слово «бал» - заимствованно из французского «bal» и происходит от старо – французского глагола «baller» - «танцевать».
Одним из первых балов был бал в 1385 г. в Амьене, данный в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской.
Инициатором
маскарадов как массовых
После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.
Продолжательницей
карнавальных традиций стала Анна Иоанновна,
которая и 1731 году устроила грандиозный
маскарад по случаю первой годовщины своего
восшествия на престол, продолжавшийся
целый месяц.
Слабость к переодеваниям
питала и государыня Елизавета Петровна,
которая частенько устраивала маскарады,
называемые «метаморфозами». Их участники
должны были являться в костюмах противоположного
пола: мужчинам предписывалось надевать
женское платье с корсетом на китовом
усе, а женщины облачались в мужские панталоны
и камзолы.
Во время правления Екатерины II мода на
маскарады разгорелась вновь. В 1763 году
в Москве состоялся грандиозный театрализованный
маскарад «Торжествующая Минерва», поставленный
по случаю коронации Екатерины II. Его распорядителем
был известный русский актер Ф.Г. Волков,
стихи и песни для хоров написали М.М. Херасков
и А.П. Сумароков. Маскарадную процессию,
продолжавшуюся три дня, составляли 4 тысячи
действующих лиц и 12 колесниц.
Для Николая I проведение балов было таким же регулярным и естественным ритуалом, как прием министров или служба в церкви. «Во время молодости императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны двор был очень оживлен. Они оба были весьма общительного и веселого нрава, да притом считали своим долгом много принимать, развлекать общество, часто показываться на публике: в театрах, концертах и т.п., показываться народу на народных гуляниях и прочее; словом, вели жизнь со всеми и для всех. Вся обстановка была царская, величественная; они понимали, что престиж необходим в их высоком положении» - вспоминала баронесса М.П. Фредерикс.
Балы давали круглый год, кроме периода православных постов. Начало сезона – январский императорский бал в Зимнем дворце. Бал всегда открывал полонезом сам Николай I с дамой, за ним следовала императрица Александра Федоровна с кавалером. Все современники отмечали особую грациозность и танцевальное искусство царицы, которая не только была олицетворением женской красоты, но и представляла идеал русской царицы своей добротой, открытостью и приветливостью.
Новые веяния отразились в появлении так называемых балов с мужиками, на которые созывалось не только высшее общество, но и представители мещанского сословия. 1 января 1828 г. на бал в Зимний дворец собралось около 40 тысяч приглашенных. По воспоминаниям А.О. Смирновой – Россет, «давка была страшная, Государь говорил беспрестанно: «Господа, пожалуйста», и перед ним раздвигалась эта толпа, все спешили за ним».
Его сын, император Александр II, также любил балы и давал их с той же регулярностью, как и отец. Однако что-то неуловимое менялось в тональности придворных празднеств. В первую очередь отношение к ним самой царской четы. Александр II, любивший женское внимание и веселье, растворялся в атмосфере праздника, а его жена, императрица Мария Александровна, воспринимала балы, по словам графа С.Д. Шереметева, как долгую и «скучную обязанность».
Любопытно, что у следующей императорской четы отношение к балам было диаметрально противоположным. Александр III, не успев открыть бал, мечтал о его окончании, а императрица Мария Федоровна могла танцевать хоть до утра.
В царствование императора Николая II последний придворный бал состоялся 19 января 1904 г., а через несколько дней началась русско-японская война... Императрица Александра Федоровна ждала ребенка. Это был долгожданный наследник престола. Но тогда она еще не знала того, что ребенок будет болен страшной болезнью - гемофилией. Узнав это, царица все больше и больше стала замыкаться в узком семейном кругу, все дальше удаляясь от светских развлечений. Общество не простило Александре Федоровне отмену придворных балов. Ее не любили и не понимали. Двору, аристократии, сановникам нужна была императрица, олицетворявшая гостеприимную, приветливую, заботившуюся о своих подданных хозяйку страны.
Время по-своему разрешило этот конфликт. Первая мировая война и две революции 1917 г. поставили окончательную точку не только в истории придворных балов, но и в истории императорской России.
Глава 2.
В России бальная культура начинает развиваться в эпоху петровских реформ. В то время бал являлся элементом чуждой западноевропейской культуры и искусственно прививаемой формой нового социального общения. Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом.
Танцы осваивали
с раннего детства — с 5—6
лет. Обучение танцам
Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.
Мероприятия и празднования совершались в виде ассамблей, непременно в присутствии государя, танцевальная часть была обязательной. Форма проведения торжества, которая сложилась в эпоху Петра Петровича, сохранялась еще долгое время: богослужение – прием – праздничный обед – бал – фейерверк.