История балов в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Цель исследования:
Изучить один из интереснейших и важных моментов в истории русской зрелищной культуры — становления и развития светских праздников России XVIII – XIX веков.
Задачи исследования:
Описать культуру балов в России.
Выяснить, почему перестали проходить балы.
Познакомиться с эпохами правления русских царей в XVIII – XIX веках и узнать их отношение к балам.
Выявить предпосылки и причины появления бального танца в России и проследить его развитие на русской почве.
Проследить развитие данных зрелищных форм на русской почве.

Содержание работы

 Введение………………………………………………………………………..2
 Общая характеристика……………………………………………………....4
 Глава 1……………………………………………………………………….4
 Глава 2……………………………………………………………………….8
 Глава 3……………………………………………………………………….9
 Глава 4……………………………………………………………………...10
 Глава5………………………………………………………………………12
 Бальный этикет……………………………………………………………...13
 Правила проведения бала……………………………………………..13
 Элементы светского этикета………………………………………….14
 Элементы танцевального этикета…………………………………….15
 Элементы бального этикета…………………………………………..15
 Классификация балов………………………………………………………16
 Глава 1………………………………………………………………….16
 Глава 2………………………………………………………………….17
 Глава 3………………………………………………………………….17
 Глава 4………………………………………………………………….18
 Глава 5………………………………………………………………….18
 Глава 6………………………………………………………………….19
 Московские «ярмарки невест»....................................................................19
 Необходимые на балу сведения……………………………………………24
 Язык веера……………………………………………………………...24
 Язык цветов…………………………………………………………….24
 Символика цветов……………………………………………………...25
 Заключение…………………………………………………………………..26
 Вывод…………………………………………………………………………28
 Список литературы………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

конференция по истории.docx

— 66.18 Кб (Скачать файл)

Содержание:

    • Введение………………………………………………………………………..2
    • Общая характеристика……………………………………………………....4
    • Глава 1……………………………………………………………………….4
    • Глава 2……………………………………………………………………….8
    • Глава 3……………………………………………………………………….9
    • Глава 4……………………………………………………………………...10
    • Глава5………………………………………………………………………12
    • Бальный этикет……………………………………………………………...13
      • Правила проведения бала……………………………………………..13
      • Элементы светского этикета………………………………………….14
      • Элементы танцевального этикета…………………………………….15
      • Элементы бального этикета…………………………………………..15
    • Классификация балов………………………………………………………16
      • Глава 1………………………………………………………………….16
      • Глава 2………………………………………………………………….17
      • Глава 3………………………………………………………………….17
      • Глава 4………………………………………………………………….18
      • Глава 5………………………………………………………………….18
      • Глава 6………………………………………………………………….19
    • Московские «ярмарки невест»....................................................................19
    • Необходимые на балу сведения……………………………………………24
      • Язык веера……………………………………………………………...24
      • Язык цветов…………………………………………………………….24
      • Символика цветов……………………………………………………...25
    • Заключение…………………………………………………………………..26
    • Вывод…………………………………………………………………………28
    • Список литературы………………………………………………………....29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность  исследования. За последние двадцать лет в нашей стране, как и во всем мире, произошел значительный рост интереса к бальным танцам. Это можно заметить по количеству различных студий, в которых занимаются этим видом хореографии, как по всей России, так и в нашем городе, по количеству трансляций с различных международных конкурсов по спортивным бальным танцам. Включение бальных танцев в Олимпийскую программу так же является фактом, подтверждающим наличие этого интереса.

     И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание. Прекрасные пары на паркете, одетые во фраки и бальные платья, чарующая музыка, светящиеся одухотворенные лица – что может быть лучше этого? Какие родители после знакомства с бальной хореографией не мечтают, чтобы их ребенок научился так красиво двигаться? Кроме того, большим плюсом бального танца является приобщение к музыке и театру, к искусству в целом.

     И именно поэтому я решила выбрать эту тему для конференции по истории, так как мало, что известно о культуре балов в России. Мне захотелось узнать, почему проводились балы, что они из себя представляли. Также я заинтересовалась вопросом, почему прекратились балы, почему проводятся в наше время очень редко. Лично я ещё ни разу не слышала о проведении того или иного бала.

 

Предмет исследования:

Особенности проведения балов  и маскарадов в России XVIII – XIX веков.

Объект исследования:

История и культура балов

 

Цель исследования:

Изучить один из интереснейших  и важных моментов в истории русской  зрелищной культуры — становления  и развития светских праздников России XVIII – XIX веков.

Задачи исследования:

  • Описать культуру балов в России.
  • Выяснить, почему перестали проходить балы.
  • Познакомиться с эпохами правления русских царей в XVIII – XIX веках и узнать их отношение к балам.
  • Выявить предпосылки и причины появления бального танца в России и проследить его развитие на русской почве.
  • Проследить развитие данных зрелищных форм на русской почве.

Хронологические рамки: XVIII-XIX век

Территориальные рамки: территория Российской империи

Методы исследования: анализ литературы по данной тематике, сравнение различных этапов развития «бальной» культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика

Бал – настоящая находка,  
Для юных франтов и для дам;  
Его с восторгом ждет красотка,  
Он праздник пасмурным отцам.  
Чтоб дочка куколкой оделась,  
Хлопочет опытная мать,  
А чтоб она не засиделась,  
Везет ее потанцевать. (Ф. Кони)

      С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы.

Глава 1.

     Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого и в переводе означает «мяч». В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж, и каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами. Также слово «бал» - заимствованно из французского «bal» и происходит от старо – французского глагола «baller» - «танцевать».

Одним из первых балов был  бал в 1385 г. в Амьене, данный в честь бракосочетания Карла VI  с Изабеллой Баварской.

     Инициатором  маскарадов как массовых общественных  увеселений в России был Петр I — страстный любитель рядиться. В Санкт-Петербурге с 26 ноября 1718 г. Указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворян, проникнув во все слои городского населения. Балами славилась столица России - Санкт-Петербург, но любили их и в провинциальных городах. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись". В 1721 году было устроено пышное уличное костюмированное шествие в ознаменование Ништадтского мира, завершившего победоносную войну России со Швецией.

     После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином. 

     Продолжательницей карнавальных традиций стала Анна Иоанновна, которая и 1731 году устроила грандиозный маскарад по случаю первой годовщины своего восшествия на престол, продолжавшийся целый месяц. 
     Слабость к переодеваниям питала и государыня Елизавета Петровна, которая частенько устраивала маскарады, называемые «метаморфозами». Их участники должны были являться в костюмах противоположного пола: мужчинам предписывалось надевать женское платье с корсетом на китовом усе, а женщины облачались в мужские панталоны и камзолы. 
Во время правления Екатерины II мода на маскарады разгорелась вновь. В 1763 году в Москве состоялся грандиозный театрализованный маскарад «Торжествующая Минерва», поставленный по случаю коронации Екатерины II. Его распорядителем был известный русский актер Ф.Г. Волков, стихи и песни для хоров написали М.М. Херасков и А.П. Сумароков. Маскарадную процессию, продолжавшуюся три дня, составляли 4 тысячи действующих лиц и 12 колесниц.

     Для Николая I проведение балов было таким же регулярным и естественным ритуалом, как прием министров или служба в церкви. «Во время молодости императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны двор был очень оживлен. Они оба были весьма общительного и веселого нрава, да притом считали своим долгом много принимать, развлекать общество, часто показываться на публике: в театрах, концертах и т.п., показываться народу на народных гуляниях и прочее; словом, вели жизнь со всеми и для всех. Вся обстановка была царская, величественная; они понимали, что престиж необходим в их высоком положении» - вспоминала баронесса М.П. Фредерикс.

     Балы давали круглый год, кроме периода православных постов. Начало сезона – январский императорский бал в Зимнем дворце. Бал всегда открывал полонезом сам Николай I с дамой, за ним следовала императрица Александра Федоровна с кавалером. Все современники отмечали особую грациозность и танцевальное искусство царицы, которая не только была олицетворением женской красоты, но и представляла идеал русской царицы своей добротой, открытостью и приветливостью.

     Новые веяния отразились в появлении так называемых балов с мужиками, на которые созывалось не только высшее общество, но и представители мещанского сословия. 1 января 1828 г. на бал в Зимний дворец собралось около 40 тысяч приглашенных. По воспоминаниям А.О. Смирновой – Россет, «давка была страшная, Государь говорил беспрестанно: «Господа, пожалуйста», и перед ним раздвигалась эта толпа, все спешили за ним».

     Его сын, император Александр II, также любил балы и давал их с той же регулярностью, как и отец. Однако что-то неуловимое менялось в тональности придворных празднеств. В первую очередь отношение к ним самой царской четы. Александр II, любивший женское внимание и веселье, растворялся в атмосфере праздника, а его жена, императрица Мария Александровна, воспринимала балы, по словам графа С.Д. Шереметева, как долгую и «скучную обязанность».

     Любопытно, что у следующей императорской четы отношение к балам было диаметрально противоположным. Александр III, не успев открыть бал, мечтал о его окончании, а императрица Мария Федоровна могла танцевать хоть до утра.

     В царствование императора Николая II последний придворный бал состоялся 19 января 1904 г., а через несколько дней началась русско-японская война... Императрица Александра Федоровна ждала ребенка. Это был долгожданный наследник престола. Но тогда она еще не знала того, что ребенок будет болен страшной болезнью - гемофилией. Узнав это, царица все больше и больше стала замыкаться в узком семейном кругу, все дальше удаляясь от светских развлечений. Общество не простило Александре Федоровне отмену придворных балов. Ее не любили и не понимали. Двору, аристократии, сановникам нужна была императрица, олицетворявшая гостеприимную, приветливую, заботившуюся о своих подданных хозяйку страны.

     Время по-своему разрешило этот конфликт. Первая мировая война и две революции 1917 г. поставили окончательную точку не только в истории придворных балов, но и в истории императорской России.

Глава 2.

В России бальная культура начинает развиваться в эпоху  петровских реформ. В то время бал  являлся элементом чуждой западноевропейской культуры и искусственно прививаемой  формой нового социального общения. Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом.

     Танцы осваивали  с раннего детства — с 5—6  лет. Обучение танцам напоминало  тренировку спортсмена, которая  в нужный момент придавала  танцорам ловкость, уверенность,  привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

     Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

     Мероприятия и празднования совершались в виде ассамблей, непременно в присутствии государя,  танцевальная часть была обязательной. Форма проведения торжества, которая сложилась в эпоху Петра Петровича, сохранялась еще долгое время: богослужение – прием – праздничный обед – бал – фейерверк.    

Информация о работе История балов в России в 19 веке