История балов в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Цель исследования:
Изучить один из интереснейших и важных моментов в истории русской зрелищной культуры — становления и развития светских праздников России XVIII – XIX веков.
Задачи исследования:
Описать культуру балов в России.
Выяснить, почему перестали проходить балы.
Познакомиться с эпохами правления русских царей в XVIII – XIX веках и узнать их отношение к балам.
Выявить предпосылки и причины появления бального танца в России и проследить его развитие на русской почве.
Проследить развитие данных зрелищных форм на русской почве.

Содержание работы

 Введение………………………………………………………………………..2
 Общая характеристика……………………………………………………....4
 Глава 1……………………………………………………………………….4
 Глава 2……………………………………………………………………….8
 Глава 3……………………………………………………………………….9
 Глава 4……………………………………………………………………...10
 Глава5………………………………………………………………………12
 Бальный этикет……………………………………………………………...13
 Правила проведения бала……………………………………………..13
 Элементы светского этикета………………………………………….14
 Элементы танцевального этикета…………………………………….15
 Элементы бального этикета…………………………………………..15
 Классификация балов………………………………………………………16
 Глава 1………………………………………………………………….16
 Глава 2………………………………………………………………….17
 Глава 3………………………………………………………………….17
 Глава 4………………………………………………………………….18
 Глава 5………………………………………………………………….18
 Глава 6………………………………………………………………….19
 Московские «ярмарки невест»....................................................................19
 Необходимые на балу сведения……………………………………………24
 Язык веера……………………………………………………………...24
 Язык цветов…………………………………………………………….24
 Символика цветов……………………………………………………...25
 Заключение…………………………………………………………………..26
 Вывод…………………………………………………………………………28
 Список литературы………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

конференция по истории.docx

— 66.18 Кб (Скачать файл)

Глава 3.

     На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор. 
     Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо – например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет). Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми – главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений – подвеска на шее, скромный браслетик. 
     Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте. 

Глава 4.

     Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут, пять, старики принимались за карты. 
     Балы проводились по определенной четко утвержденной традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. Бал открывал наследник с женой или с одной из фрейлин, а если бал устраивал один из вельмож, то хозяин дома с императрицей. Бал, прежде всего, был танцевальным мероприятием, на котором полагалось танцевать. Все остальное — разговоры, буфеты, игра в карты — лишь сопутствовало танцам, следовавшим один за другим в строгом порядке. Танцевали по чинам, в каждом танце участвовало ограниченное количество пар. Открывался бал полонезом (или польским). В полонезе шли обычно все присутствующие.

     Далее по бальному расписанию следовал контраданс, или кадриль. Вот здесь уже старички предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем — танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

И оркестр из шести богомолов  ударит в литавры!

Я сожму Вашу талию в  тонких костлявых руках.

Первый танец – кадриль, на широких лопатках кентавра.

Сорок бешеных па над бездной, чье детище – мрак!

 

     Кульминацией всякого бала была мазурка. Этот танец требовал особого мастерства. Здесь без специальной подготовки было не обойтись. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало, 
Когда гремел мазурки гром, 
В огромной зале все дрожало, 
Паркет трещал под каблуком, 
Тряслися, дребезжали рамы, 
Теперь не то: и мы, как дамы, 
Скользим по лаковым доскам.

И наконец, «самый бальный» танец— вальс. Хотя две сотни лет назад вальс считался, чуть ли не скабрезным танцем. Почему? Да потому, как писала в своем «Критическом и систематическом словаре придворного этикета» некая мадам, «молодая особа, легко одетая, бросается в руки молодого человека, который ее прижимает к своей груди, который ее увлекает с такой стремительностью, что сердце ее невольно начинает стучать, а голова идет кругом». А в Правилах Л. Петровского есть предостережение: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности... чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».

Танец этот действительно  немного однообразный, так как  состоит из одних и тех же постоянно  повторяющихся движений. Вальс —  танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию  и кружит ее по зале. А. С. Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой. 
Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Глава 5.

     Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины  даже любительский спектакль.

     Около девяти  часов вечера на балу в частном  доме накрывали ужин. Персики  и ананасы из своих оранжерей,  шампанское и сухое вино своего  приготовления. Хозяин не садился  за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую  и гости пускались в пляс. Когда  хозяин давал знать, то музыка  прекращалась, и все разъезжались  по домам. Хозяин целовал ручки  дам и обнимал знакомых, трепал  их по плечу. Улица заполнялась  экипажами.

   По сложившейся  в России традиции не принято  было устраивать балов, как  и других многолюдных развлечений,  в период больших постов, Особенно  Великого поста, а также во  время траура. Упоминание об этом  можно найти в "Горе от  ума" А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья

Потанцевать под фортепьяно.

Мы в трауре, так балу дать нельзя.

И в другом месте:

Балы дает нельзя богаче,

От Рождества и до поста

И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно  бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и  до последнего дня масленицы. В остальное  время года балы устраивались редко, по особым случаям.

 

 

 
Бальный этикет.

Проведение  бала имело свои правила. 
• По сложившейся в России традиции, не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. 
• Бал имел и свой этикет, особый для каждой исторической эпохи. 
• Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно серьезным балом не считалось. 
• Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт, живые картины, любительский спектакль. 
•   Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться на бал после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. Открывался бал полонезом, который вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Вторым танцем, по этикету, был вальс, а за ним шли другие танцы. В частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр… Кульминацией бала была мазурка, а завершал бал котильон. 
• Кавалеры заранее записывались на танец к дамам. 
• После мазурки кавалер, как правило, вел даму к столу на ужин. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками, за каждым из которых гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками. 
• Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. 
•Об окончании бала давал знать хозяин, музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дамам и прощался до следующего бала.

 

Элементы светского этикета, необходимые  для участия в бале 
1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям. 
2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны. 
3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость. 
4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия. 
5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты. 
6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах. 
7. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

 

Элементы  танцевального этикета, необходимые  для участия в бале

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

4. Не рекомендуется давать согласие на танец нескольким партнёрам, покидать зал перед началом танца, снимать перчатки во время танца.

5. Не рекомендуется выходить из танца до его окончания, если на то нет веских причин.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

7. Запрещается танцевать другой танец, нежели объявленный ведущими.

8. Запрещается нарушать направление движения танца.

 

Элементы  бального этикета, необходимые для  участия в бале.

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

8. Не рекомендуется покидать зал перед началом танца.

9. Не рекомендуется покидать танцевальный ордер (партнёра) во время танца.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.

 

Классификация балов.

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они  имели свои разновидности. Поэтому балы в России можно разделить на несколько категорий.  
Глава 1.

     Первая - это придворные балы. Такие балы, довольно чопорные и скучные, считались официальными мероприятиями. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. Великосветские балы давали представители самых знатных и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали выводить в свет. 
Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге. На Московских балах в определенное время года сговаривались свадьбы.

Я фантазирую и представляю

Жизнь другую, балы, придворные

Шуты и короли, улыбки, грация

И танец, страсти столько  в нём

Ну почему так больше не танцуют

Ну почему я там не родилась

Как хочется порой на миг

Взглянуть на пышность

Празднеств и окунутся

В мир наполненный

Другими мыслями и идеалами.

Глава 2.

     Но светская молодежь предпочитала посещать московские – гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал – настоящая находка

Для юных франтов и для  дам;

Его с восторгом ждет красотка,

Информация о работе История балов в России в 19 веке