История балов в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Цель исследования:
Изучить один из интереснейших и важных моментов в истории русской зрелищной культуры — становления и развития светских праздников России XVIII – XIX веков.
Задачи исследования:
Описать культуру балов в России.
Выяснить, почему перестали проходить балы.
Познакомиться с эпохами правления русских царей в XVIII – XIX веках и узнать их отношение к балам.
Выявить предпосылки и причины появления бального танца в России и проследить его развитие на русской почве.
Проследить развитие данных зрелищных форм на русской почве.

Содержание работы

 Введение………………………………………………………………………..2
 Общая характеристика……………………………………………………....4
 Глава 1……………………………………………………………………….4
 Глава 2……………………………………………………………………….8
 Глава 3……………………………………………………………………….9
 Глава 4……………………………………………………………………...10
 Глава5………………………………………………………………………12
 Бальный этикет……………………………………………………………...13
 Правила проведения бала……………………………………………..13
 Элементы светского этикета………………………………………….14
 Элементы танцевального этикета…………………………………….15
 Элементы бального этикета…………………………………………..15
 Классификация балов………………………………………………………16
 Глава 1………………………………………………………………….16
 Глава 2………………………………………………………………….17
 Глава 3………………………………………………………………….17
 Глава 4………………………………………………………………….18
 Глава 5………………………………………………………………….18
 Глава 6………………………………………………………………….19
 Московские «ярмарки невест»....................................................................19
 Необходимые на балу сведения……………………………………………24
 Язык веера……………………………………………………………...24
 Язык цветов…………………………………………………………….24
 Символика цветов……………………………………………………...25
 Заключение…………………………………………………………………..26
 Вывод…………………………………………………………………………28
 Список литературы………………………………………………………....29

Файлы: 1 файл

конференция по истории.docx

— 66.18 Кб (Скачать файл)

Он праздник пасмурным  отцам.

Чтоб дочка куколкой оделась,

Хлопочет опытная мать,

А чтоб она не засиделась,

Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Глава 3.

     Представители  знати были обязаны давать  балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», – писал Пушкин.

     Следующая категория балов – общественные. Общественные балы в России устраивались дворянством, купечеством, ремесленниками, художниками и даже артистами. Как правило, круг участников таких балов был достаточно пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы либо собирались по подписке (в складчину), либо через продажу билетов, которые мог купить каждый желающий. Организация общественного бала возлагалась на подготовительный комитет, функции председателя которого были сопоставимы с функциями хозяина или хозяйки или бала. Каждому члену подготовительного комитета давалось какое-то конкретное поручение по организации бала: один, например, занимался приглашениями, другой - убранством помещения, третий -выбором оркестра, четвертый - угощением гостей, и так далее и тому подобное.

Глава 4.

     Самые непринужденные  из балов – семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Глава 5.

     Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Открылся бал. Кружась, летели

Четы младые за четой;

Одежды роскошью блестели,

А лица - свежей красотой.

Усталый, из толпы я скрылся

И, жаркую склоня главу,

К окну в раздумье прислонился

И загляделся на Неву.

Глава 6.

     Балы – маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.

 

 

 

Как в Москве проводились дворянские балы - «ярмарки невест»?

 
Первый бал Наташи Ростовой. 
     Помните у Пушкина «Пора, пора уж замуж ей»? А ведь Татьяне Лариной было всего-то 17 лет. Это засидевшихся в женихах тогда не существовало, женись первый раз хоть в сорок, хоть в шестьдесят лет. А вот замуж выходить следовало до двадцати, максимум до двадцати трех лет, старше – засидевшаяся в девках. Если есть богатое приданое, то можно жениха и повыбирать, не оглядываясь на возраст и приклеившийся статус «разборчивой невесты». А если с приданым не густо, то придется довольствоваться и захудалым женишком, лишь бы только под венец. Естественно, что желаний дочерей особо не спрашивали, забота о выборе жениха ложилась на родителей, родственников и свах, которых в России всегда хватало. Но так найти жениха можно было только в своем кругу, а хотелось-то большего, не зря ведь кумушки рассказывали, как бесприданницы благодаря красоте становились графинями и княгинями. Если не хватало средств, то брали в долг, справляли дочерям бальные платья, благо драгоценности носить девицам не полагалось, и ехали в первопрестольную.

     Балы в московском Благородном собрании еще в XVIII веке стали в России своеобразной «ярмаркой невест». Вы можете себе представить – более тысячи невест в громадном зале? На это даже иностранцы специально приезжали посмотреть. Красочное воспоминание об этом оставил Филипп Вигель: «Не одно только московское дворянство, но и дворяне всех почти Великороссийских губерний стекались сюда, чтобы повеселить жен и дочерей. Чертог в три яруса, весь белый, весь в колоннах, от яркого освещения весь, как в огне, горящий, тысячи толпящихся посетителей в лучших нарядах, гремящие в нем хоры музыки. Не одно маленькое тщеславие проводить вечера со знатью привлекало их в Собрание. Нет почти русской семьи, в которой бы не было полдюжины дочерей: авось или Дунюшка, или Параша приглянутся какому-нибудь хорошему человеку! Но если хороший человек незнаком никому из знакомых, как быть? И на это есть средство. В старину существовало в Москве целое сословие свах, им сообщались лета невест, описи приданного и брачные условия; к ним можно было прямо адресоваться, и они договаривали родителям все то, что в Собрании не могли высказать девице одни только взгляды жениха. Пусть другие смеются, а в простоте сих дедовских нравов я вижу что-то трогательное».       

     Потенциальному жениху увидеть на балу красивую девушку – еще пол проблемы. Незнакомец не мог приглашать девушку на танец, вдруг он шалопай какой-то или не обладает должным статусом и этим её скомпрометирует. В виде исключения это позволялось только офицерам, об их положении в обществе свидетельствовал мундир. Остальные же должны были быть заранее представлены родителям девушки и ей. Это мог сделать любой общий знакомый, которому родители доверяли. В крайнем случае, молодой человек мог представиться и сам, но подобный поступок считался ко многому обязывающим, так как демонстрировал явный интерес к девушке. На частных балах представление гостя брал на себя хозяин дома или его сын. 
Только после соблюдения всех формальностей молодой человек мог подойти к девушке и с поклоном поинтересоваться: «На какой танец с вами я могу надеяться?». Естественно, что вариантов обращения было несколько, но суть от этого не менялась.

     Обычно на балу девушка могла иметь в руках три предмета: веер, маленький букетик цветов и записную книжечку, называемую «агенда», которая служила для записей танцев. Порядок танцев на балу был заранее занесен в агенду, оставалось её открыть и сказать молодому человеку: «У меня свободен вальс, предлагаю его вам». Отказ при незанятом танце считался неприличным. В крайнем случае, можно было отказаться перед самим танцем, сославшись на утомленность или что-то еще, но при этом следовало предложить молодому человеку занять место рядом с собой, чтобы в течение этого танца он мог развлекать даму разговором. Этим многие девушки пользовались, так как во время танца поговорить невозможно, а общаться с молодым человеком наедине не позволял этикет. 
     Поговорить на балу можно было и без слов, для этого использовался веер. Существовала целая система знаков: положение веера, разнообразные движения им и прикосновения к частям тела, количество открытых лепестков и т.п. Небольшое отмахивание от себя открытым веером – я сегодня не расположена к флирту; один открытый лепесток – могу предложить только дружбу; закрытие веера – вы мне не интересны; взгляд над открытым веером, прикрывающим пол лица – вы меня заинтересовали; приложить полузакрытый веер левой рукой к правой щеке – я согласна, а правой рукой к левой щеке – категорический отказ. Значение знаков могло изменяться, но, согласитесь, определенная логика в них была. Часто девушка на балу имела в руках небольшой букетик цветов, напоминающий уменьшенный современный букет невесты. Создание таких букетов было целой наукой. Цветовая гамма и названия цветов могли сказать очень много, а изменение положения букетика в руках позволяло вести «разговор» примерно так же, как веером. Иногда букетик делался совсем маленьким и прикалывался к платью. Если букетик был в руках, то при непосредственном приглашении на танец его оставляли на стуле или отдавали не танцующей родственнице.

     В бальном зале девушки, заранее ангажированные на танцы, сидели или стояли рядом с матерью и родственниками. Пока шли танцы, отходить с этого места не полагалось, чтобы кавалерам не пришлось их разыскивать по залу. В перерывах между танцами можно было подойти поболтать к подругам, знакомым, родственникам. Девушке прогуливаться по залу в одиночестве было не принято, а вместе с молодым человеком – только после помолвки. 

     На домашних балах нравы были свободнее, так как большинство присутствующих хорошо знало друг друга. Здесь девушки уже могли не сидеть рядом с матерями, а располагаться с подругами, где им удобнее. Не возбранялось и общение с молодыми мужчинами, лишь бы не наедине. 

     Естественно, что прибывшая на бал девушка должна была уметь танцевать. Мужчинам было проще, ведь их на танцы не приглашают. Обучение танцам в те времена было делом не дешевым и длительным. В богатых семьях приглашали учителей домой. Как правило, уроки танцев проводились не индивидуально, а с группами детей, причем обоего пола. Иначе освоить парные танцы было бы просто невозможно. Практиковалось и проведение детских балов, на которых соблюдались все ритуалы, включая записи танцев в агенду. Кстати, на домашних балах дети с 12-13 лет могли танцевать вместе с взрослыми, это приветствовалось. Иногда даже на придворных балах часть пар танцующих составляли дети.

     Дворянство в России не было однородным, а состояло из потомственных и личных дворян. Дети последних дворянами не являлись и носили статус обер-офицерских детей (вне зависимости, был ли отец офицером). Молодые люди из таких семей могли ездить на дворянские балы, а девушек могли сватать не только за потомственных, но и за титулованных дворян, в обществе на это смотрели сквозь пальцы и не считали особым мезальянсом. А вот за молодого человека из такой семьи потомственная дворянка выйти не могла. В этом была одна из причин предварительного представления молодого человека родителям девушки. 
Когда-то в зале Благородного собрания «между двух теток, у колоны, не замечаема никем» стояла Татьяна Ларина. Это ей казалось, что «не замечаема». Кому надо – увидел. Именно здесь Пушкин показал свою героиню её будущему мужу. Сделал он это не случайно. Нередко на московские балы приезжали за невестами и люди в возрасте, в том числе и из Петербурга. Красавица жена часто становилась для мужа «пропуском» ко двору. Не зря же иностранцы в один голос заявляли, что столько красавиц, как при российском императорском дворе, они не видели нигде. Вот как француженка Виже – Лебрен описывала один из придворных балов времен Екатерины II: «В то время российский двор мог похвалиться таким количеством прелестных женщин, что балы у императрицы являли собой воистину восхитительное зрелище».  
     В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии. 
     Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму. 
     На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.  
     Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости. 
     Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает. 
     По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней. 
Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов. 
     По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.

Также необходимые на балу сведения:

 
Язык  веера. 
Веер развернут, дама отмахивается - "я замужем"; 
Веер закрывается - "вы мне безразличны"; 
Открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой"; 
Веер полностью раскрыт - "ты мой кумир". 
Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба): 
Подать верхним концом - симпатия и любовь; 
Подать ручкой - презрение; 
Подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь. 
 
Язык цветов. 
В начале XIX в. в моде были Александровские букеты - по имени русского императора: 
Anemon - анемон; 
Lilie - лилия; 
Eicheln - желуди; 
Xeranthenun - амарант; 
Accazie - акация; 
Nelke - гвоздика; 
Dreifaltigkeitsblume - веселые (анютины) глазки; 
Epheu - плющ; 
Roze - роза; 
первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр. 
 
Символика цветов. 
василек - верность, искренность; 
жасмин - непорочность; 
маргаритка - терпение, печаль; 
"медвежьи ушки" - вас ищут обмануть; 
резеда - минутное блаженство; 
дикая роза - простота; 
белая роза - невинность; 
тюльпан - гордость и неблагодарность; 
фиалка - скромность и дружба; 
ноготки - кокетство; 
астра - величие; 
петушки - спокойствие; 
мак - воспоминания; 
подсолнечник - чем больше вижу, тем более люблю; 
белая гвоздика - целомудрие; 
розовая гвоздика - брак; 
лавр - торжество вечного целомудрия; 
гиацинт - спокойствие души; 
ландыш - символ пришествия Христа, непорочного зачатия. 
Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом: 
мак - сохраним нашу тайну; 
цветы клевера - жениться или нет; 
лист клевера - жду ответа.

 

Заключение.

     Последним в истории российской бальной культуры был костюмированный бал в Зимнем дворце, который прошел в 1903 году, и был стилизован под Россию XVII века. Накануне Русско-японской войны обращение к «русской теме» было особенно актуальным. К этим балам готовились с особым усердием и даже провели своеобразную репетицию в Эрмитажном театре. Директор императорских театров В. А. Теляковский вспоминал: «Зрительный зал представлял собой редкую картину, особенно заинтересовавшую артистов, участвовавших в спектакле этого вечера. Через дырочки занавеса они внимательно разглядывали всех костюмированных и делились своими замечаниями по поводу манеры и умения приглашенных носить столь необычное для них и столь обычное для актеров платье». Балы прошли с невиданным размахом и стали настоящим событием тех лет. По традиции бал открылся полонезом. Императорская семья заняла места возле дверей Арабской комнаты, а мимо нее проходили парами бояре и боярыни в роскошных национальных костюмах, украшенных мехами, брильянтами, жемчугом и в фамильных драгоценностях. Затем 16 пар исполнили русский танец, в котором солировала княгиня 3. Н. Юсупова. Ужин был накрыт в Николаевском зале. Бал имел огромный успех и был в деталях повторен через неделю в доме графа А. Д. Шереметева. На нет, балы сошли в России в начале XX века. То было не самое лучшее время для страны. Поражение в войне с Японией, потом Первая мировая война, революция... Так и кончилась старая история балов в России, а новая только начинается.

Информация о работе История балов в России в 19 веке