Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:11, доклад
Чеченский кризис - явление сложное, многофакторное. Многие из его составляющих сегодня пока еще трудно оценить объективно. Вообще у таких событий не может быть однозначного толкования, у каждого его участника своя правда. Вместе с тем нынешняя степень изученности проблемы позволяет сделать ряд выводов. Августовские события 1991 г. в Москве, последовавший затем распад СССР, предоставили многонациональному народу ЧИР уникальный шанс сменить режим коммунистической бюрократии на демократическую систему власти конституционным путем, определить посредством референдума статус республики, найти приемлемую форму взаимоотношений с РФ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.Сущность и природа чеченского кризиса 4
2. Характерные черты Чеченской войны 7
3. Русско-чеченский конфликт глазами Запада 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
3. Русско-чеченский конфликт глазами Запада
Русско-чеченский конфликт, который с перерывами продолжается уже седьмой год, видится и оценивается очень по-разному в зависимости от положения наблюдателя. Для человека из России - это центральный политический конфликт страны.
В западных СМИ русско-чеченский конфликт в последнее время называют “забытая война”.
В отличие
от правительственных кругов мировое
общественное мнение за последние годы
выработало по чеченскому конфликту
целую гамму позиций, весьма разнящихся
между собой. В случае Чечни это
разнообразие позиций и подходов,
эта разноголосица мнений по поводу
чеченского кризиса ослабили возможности
общественного мнения влиять на правительственные
круги, позволив правительствам занять
выжидательную позицию и
Для левых западных кругов, в которых еще очень сильно ощущается исторический водораздел между коммунистами и социал-демократами, характерны два принципиальных подхода к русско-чеченской войне. Группы, восходящие к коммунистам и объединенные в прошлом просоветской ориентацией, антикапитализмом и антиамериканизмом, используют готовую риторику антиколониальных движений и национально-освободительной борьбы для резкого осуждения русской интервенции и полной поддержки чеченского сепаратизма. Но именно это использование антизападнических и антиамериканских клише, во многом разделяемых и крайне правыми группировками, игра на обветшавших протретьемирских установках, догматическая пропаганда лозунга “права наций на самоопределение” не позволяют этой позиции оказывать серьезное влияние на общественное мнение.
Социал-демократические
группировки, к которым присоединяется
транснациональная партия радикалов,
также поддерживают, хотя и с заметными
оговорками, идею права наций на
самоопределение и осуждают действия
российского правительства в
Чечне, однако обосновывают свою критику
грубейшими и повсеместно
Наиболее
сложно, но и наиболее важно проанализировать
либерально-демократическую
Обратившись к переменам в отношении к России за последние несколько лет, происшедшим, кстати сказать, под сильным влиянием русско-чеченской войны, следует помнить, что международная политика позднего Горбачева и раннего Ельцина и их министров иностранных дел Шеварднадзе и Козырева произвела на Запад огромное впечатление. Идея Шеварднадзе лишить Запад образа врага и тем самым подорвать основы “холодной войны” увенчалась успехом. “Бархатная” революция в Восточной Европе осуществилась именно потому, что советское руководство “добровольно” оставило Восточную Германию и Восточную Европу. Естественно, это была политика превращения порока в добродетель, когда добровольно отдавалось то, что ни Советский Союз, ни тем более Россия после него не могли больше удержать. Эта политика сумела создать России среди западных правительственных кругов и мирового общественного мнения значительный кредит доверия, который, несмотря на все усилия российской “красно-коричневой” коалиции и политиков последнего созыва, полностью не исчерпан и до сих пор.
Война в Чечне стала важнейшим фактором заметного снижения доверия к российскому руководству именно среди центристских и умеренно-правых групп Европы и Америки, придерживающихся либерально-демократической ориентации. Трудности, испытываемые российским правительством в отношениях с Чечней, были встречены на Западе с полным пониманием и без всякого злорадства. Чем бы ни объяснялась выжидательная политика, которую администрация Ельцина в первые годы проводила по отношению к чеченскому сепаратизму - слабостью ли центрального правительства, возросшей политической зрелостью русской политической элиты или комбинацией этих факторов, - эта политика производила впечатление резкого разрыва с теорией и практикой политики советского государства и соответственно оценивалась как неоспоримое свидетельство движения России к демократизации.
Вторжение в Чечню показало, что ни опыт Вьетнама, ни Афганистан ничему не научили русскую политическую элиту, которая, как и прежде, не желает или не в состоянии контролировать притязания военно-промышленного комплекса. Мгновенная же консолидация общества вокруг сильного лидера и истерическая мобилизация против общего врага, предшествовавшие победе Путина на президентских выборах и обусловившие ее, продемонстрировали, что население в большинстве своем остается восприимчивым к идеям вражеского окружения, всеобщего заговора и жизни в осажденной крепости, продолжает испытывать огромную фрустрацию от потери имперского величия и готово поддержать политику экспансионизма.
В либерально-демократических кругах Запада существует достаточно ясное понимание, что чеченская война отбрасывает Россию назад, задерживая ее модернизацию и ограничивая российские возможности участия в международной политике. И здесь следует вывод, который из-за правил политической корректности, американского варианта политической самоцензуры, обычно не произносится, но подразумевается: “Вот и хорошо!”
Никто на Западе
не желает продолжения русско-чеченской
войны. Ее окончание было бы воспринято
с общим удовлетворением. Но, наблюдая
за тем, как была развязана война,
как она ведется, и, главное, видя
неспособность политического
Парадокс
русско-чеченской войны
В этом смысле
при всех негативных последствиях русско-чеченской
войны (нарушения прав человека и
замедление российской демократизации
и перехода к рыночной экономике)
русско-чеченский конфликт видится
и либерально-демократическим
Во-первых, ход развития России в последние годы приводит к выводу, что пока в стране не произойдет смены поколений и не появятся новые молодые силы, свободные от советского влияния и от примитивного антизападничества, Россия, как ребенок, может неумышленно нанести вред самой себе. России надо дать время, чтобы созреть, чтобы реалистически оценить свои силы и понять свое место в мире и свои реальные интересы.
Во-вторых, война
дает Западу выигрыш времени, необходимый
для основательной
Чеченская война продемонстрировала Западу, что такие взаимопересекающиеся группы, как российская политическая элита и высшая государственная бюрократия, среди которых весьма невелик процент истинных демократов, но еще много тех, кто мечтает о возвращении статуса сверхдержавы, чтобы заставить говорить о себе и считаться с собой, остаются наименее реформированным сегментом российского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
самым тяжелым последствием войны
стала массовая гибель людей, прежде
всего, мирных граждан. В Чечне, по официальным
данным, потери среди мирного населения
составили: около 3 тыс. убитыми и
свыше 4,5 тыс. ранеными. К последствиям
войны следует отнести и
Материальные потери велики. Многие села пострадали в результате бомбардировок, разрушена столица - Грозный. Бездействует промышленность. Сильно пострадало сельское хозяйство. Большинство населения не имеет постоянной работы. Чечню покинули наиболее образованные, трудоспособные, квалифицированные граждане - то есть та часть народа, которая представляет потенциал нации и воплощает ее надежду на будущее.
Характеризуя нынешнюю ситуацию в ЧР, важно отметить, что основные силы сепаратистов в Чечне разгромлены. Боевики не имеют ни сил, ни средств вести крупномасштабные боевые действия и перешли к тактике диверсионной войны и террора. Война в Чечне, в нынешней ее форме, стала своеобразным промыслом, бизнесом на человеческой крови.
Кредит доверия чеченцев к национал-радикалам полностью исчерпан. Они больше не желают быть подопытными кроликами для экспериментов международного терроризма, а хотят, как любая цивилизованная нация, иметь власть, обслуживающую нужды общества в рамках делегированных ей народом полномочий. Чеченцы могут и хотят почувствовать себя полноправными гражданами России, занять подобающее им место в едином федеративном правовом государстве – Российской Федерации.
Простая мысль,
которую с детства усваивают
граждане развитых демократических
стран, что величие и влияние
государства определяется не только
и не столько его географическими
размерами и военной мощью, сколько
показателями экономического благосостояния,
уровнем культуры, качеством системы
образования и здравоохранения
и общим жизненным уровнем
населения, еще не стала прочной
характеристикой российского
С точки зрения русского национального интереса было бы прямой выгодой предоставить максимальную автономию, а еще лучше - полную независимость Чечне, наиболее отсталой и бедной республике федерации, которая к тому же переживает стадию демографического взрыва и политическая элита которой стремится к независимости.
Нельзя исключить, что сегодняшняя политическая элита России раньше или позже пересмотрит свое безнадежно устарелое понимание как национального, так и собственного интереса. Хотя никто еще не выучился на исторических уроках соседей, собственный политический провал - хороший учитель. При всех случаях не за горами и смена политических поколений. Время политиков, не затронутых советским опытом, уже близко.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Автандилян Р. О межэтнических отношениях и о конфликте в Чечне. – М., 2000.
Айдамиров А. Хронология Чечено-Ингушетии. – Грозный, 1991.
Аспидов Ф. Кавказский Победоносец // Тайм-аут. 2002.2 ноября
Ахмадов Я. Чеченцы: История и современность. – М., 1996.
Бухараев Р. Дорога Бог знает куда (Великий джихад). – СПб., 1999.
Вагабов М.В. Коранические мудрости в меняющемся мире // Дагестан – перекресток религий, культур, цивилизаций. – Махачкала, 2002.
Варденбург Жак. Мировые религии с точки зрения ислама // Христиане и мусульмане: проблемы диалога. – М., 2000.