Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:55, контрольная работа
ИГПЗС относится к числу тех наук, которые называют историко-правовыми, так как они имеют отношение и к истории, и к науке о гос-ве и праве. ИГПЗС- правовая наука. Она не исследует общ-во в целом, а изучает исторические процессы развития гос-ва и юрид учреждений. ИГПЗС ставит целью выявление историч закономерностей развития гос-ва и права. ИГПЗС изучает гос-во и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в опред последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех историч эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Наука имеет огромное значение в формировании исторического сознания.
Вопрос 1
ИГПЗС относится к числу тех наук, которые называют историко-правовыми, так как они имеют отношение и к истории, и к науке о гос-ве и праве. ИГПЗС- правовая наука. Она не исследует общ-во в целом, а изучает исторические процессы развития гос-ва и юрид учреждений. ИГПЗС ставит целью выявление историч закономерностей развития гос-ва и права. ИГПЗС изучает гос-во и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в опред последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех историч эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Наука имеет огромное значение в формировании исторического сознания. Она дает возможность не только глубже понять госуд-правовые реалии современности, но и прогнозировать дальнейшее развитие гос-ва и права. Она помогает юристам в изучении государственных процессов и в избрании дальнейшего направления реформирования государства и права. ИГПЗС имеет связь с ТГП так как также изучает государство и право, но ИГПЗС изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности.
Методы истории государства и права зарубежных стран
формально-юридический − изучение событий и фактов, имеющих правовое значение и подлежащих истолкованию при помощи юридических терминов, конструкций и логики;
структурно-аналитический и структурно-системный − предполагают уяснение структурных элементов и особенностей институтов государства и права. Эти методы применимы при анализе организации, типологии и функционировании правовых институтов, отраслей права, учреждений государственной власти и т.д.;
сравнительно-исторический юридический метод анализа и обобщения − содействует упорядочению наших знаний и представлений о наиболее общих или наиболее характерных особенностях возникновения, функционирования права в его взаимосвязи с деятельностью институтов государства;
конкретно-исторический − предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они сложились и получили развитие, т.е. в конкретно-исторической обстановке.
История государства и права изучается при помощи совокупности всех методов
К источникам истории государства и прав зарубежных стран относятся:
1) конституции зарубежных стран;
2) конституционные законы:
а) вносящие изменения в текст конституции;
б) составляющие неписаную конституцию (Великобритания);
3) органические законы, дополняющие конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее сущности;
4) акты исполнительной власти, имеющие силу закона;
5) обычные законы, но не все законы могут выступать источниками;
6) парламентские уставы или регламент;
7) судебный прецедент – решения судов, имеющие характер закона. В свою очередь, они делятся на решения общих судов и решения специальных судов. Судебный прецедент – для стран с англосаксонской системой права (Великобритании, США, Индии, Австралии). Судебный прецедент – решение суда, служащее основанием для применения при рассмотрении других аналогичных дел судами или вообще имеющее характер общеобязательной нормы;
8) конституционный обычай
– правило поведения, которое
сложилось исторически; традиция, поддерживаемая
государством. Особенно этот источник
права распространен в
9) общее право, юрисдикция которого распространялось на территорию всей страны (Англия);
10) право справедливости,
которое расширило сферу
11) римское право, заложившее
основы регулирования
12) городское право, где
господствовали интересы
13) поместное право, выдвигавшее на первый план защиту права владения;
14) доктрины – труды
уважаемых деятелей научной
15) акты чрезвычайных органов
власти, т. е. принимаемые посредством
пришедшей к власти группы
военных, которая называет себя
временным правительством и
16) религиозное право (каноническое), состоящее из трех частей: мусульманского, индусского и индейского права
Вопрос 2
История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:
• история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н.э.-V в. н.э.);
• история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII - XVIII вв.);
• история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв. - конец XIX в.);
• история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).
Вопрос 4
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Вопрос 5
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?
Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.
В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.
Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:
- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);
- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).
Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.
Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудам
Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.
Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.
Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления
Первобытное право предполагает справедливое, чаще всего — мирное регулирование полезно-результативного общения, связанно го с разрешением личных и социально-групповых конфликтов, смягчаемых с помощью соблюдения требований равенства, безопасности, взаимной обязательности. Вначале право существует в нерас-члененном виде в виде комплексной общей нормы или, по-другому, мононормы, включающей в себя требования не только юридического, но также морального, этического, эстетического, ритуального и иного культового, обрядового характера. И только впоследствии право обособляется от морали, но сохраняет с ней определенные взаимосвязи по принципу необходимой в социальном общении взаимной дополняемости.
Области нормативной регуляции обычного права:
• брачные обрядовые И Внутрисемейные родственные отношения;
• поземельные отношения;
• основанные на дружеском доверии договорные обязательственные отношения;
• преступления и наказания (запреты и дозволения).
К основным мерам и санкциям в первобытном обществе можно отнести Осуждение Со стороны общественного мнения рода-племени в лице соплеменников. В случае измены человек превращался в изгоя, в «вольную птицу» (Fogelfrei), в человека «без роду, без племени», и потому его можно было убить, как дикого зверя, по собственной воле и безнаказанно. Существовали также Месть И Примирительные процедуры И, наконец, Ш т р а ф ы («тариф поранений»).
Одна из наиболее мощных потребностей в правовом регулировании возникла в процессе совместного общинного землепользования — коллективного, соседско-семейного и т. д. С ростом производства продуктов потребления и продуктообмена надлежащее регулирование получает также имущественный статус И Другие личные права членов семьи (в том числе жен и детей), имущественное и священно-начальственное положение носителей общественных функций — организационных, распределительных, военных, судебных, священнических и др.
Вопрос 6
Государственный строй
Специфика общественного строя изучаемых стран определила возникновение и развитие в них особой государственной формы, которая получила наименование древневосточной деспотии. Концепция этой формы стала складываться в исторической литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э).
Характерными чертами древневосточной деспотии как формы государства являлись:
1) сосредоточение всей
полноты государственной
2) строгая централизация
и бюрократизация громоздкого
и разветвленного
3) жесткий тоталитарный
режим, воплощавшийся во
В древневосточной деспотии особого развития достигли три главные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ.
В отдельных странах Востока существовали такие специфические особенности их государственной организации, которые свидетельствуют о значительной многовариантности институтов, составлявших сущность древневосточной деспотии. Можно даже отметить, что в ряде древневосточных обществ монархическая форма правления вообще не являлась единственно возможной. Так, в состав древнеиндийской империи Маурьев входил целый ряд полуавтономных образований («дана» и «сангха»), характеризовавшихся республиканскими принципами их государственной организации. В Месопотамии и Финикии также встречались элементы республиканских форм, порожденные традициями первобытно-племенной демократии. Однако многообразие специфических черт, свойственных отдельным древневосточным государствам на определенных этапах их развития, не исключает однородных проявлений их исторического бытия, вызванных к жизни общими закономерностями их социально-экономического происхождения.
1. Общественный строй
В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран