Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:55, контрольная работа
ИГПЗС относится к числу тех наук, которые называют историко-правовыми, так как они имеют отношение и к истории, и к науке о гос-ве и праве. ИГПЗС- правовая наука. Она не исследует общ-во в целом, а изучает исторические процессы развития гос-ва и юрид учреждений. ИГПЗС ставит целью выявление историч закономерностей развития гос-ва и права. ИГПЗС изучает гос-во и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в опред последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех историч эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Наука имеет огромное значение в формировании исторического сознания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ
Для Магадхско—Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.
Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования: еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью: был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.
При царе существовали советы:
1) паришад – совет царских сановников;
2) тайный совет;
3) раджа—сабха, или царский совет.
В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, который занимался проверкой всей системы управления государственной власти. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.
В эпоху Маурьев государство
имело следующее административно—
1) главные провинции;
2) обычные провинции (джанапады);
3) области (прадеши);
4) округа (ахале);
5) деревни.
Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки деятельности царевичей существовал институт
специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники – раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления.
В Древней Индии существовали две системы судов:
1) царские;
2) внутриобщинные (кастовые).
Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.
Начиная с 10 деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из 3 судейских чинов. Судопроизводство по уголовным делам осуществлялось в системе специализированных судов.
Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды. Армия играла важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть завоеванного имущества переходила царю, остальное подлежало распределению среди солдат.
Армия состояла из:
1) наследственных воинов – кшатрий;
2) наемников;
3) воинов, поставляемых зависимыми союзниками, вассалами.
Армия выполняла также функции по охране общественного порядка, она должна была стоять на защите государственной целостности.
Вопрос 12
Ману законы
Ману законы (санскр. Манавадхармашастра), древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными догматами брахманизма. Составление М. з. индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. М. з. написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав; 1-я глава содержит представления древних индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, сословий — варн; 2-я — правила жизни человека в период ученичества; 3—4-я — правила жизни семьянина-домохозяина (брачные обычаи, культовые предписания и прочее); 6-я — правила жизни отшельника; 7-я — наставления об обязанностях царя и управлении государством; 8-я — наставления о судопроизводстве и юридической практике; 9—10-я посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; 11-я — предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов; 12-я — описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
Вопрос 13
Законы Хаммурапи: система и принципы
Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.
Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.
Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого... доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) – правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) – семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.
Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если...»). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).
Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений, которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц. О многих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонских заклинаний «Шурпу», относящийся, правда, к более позднему времени (XII в. до н. э.)
Вопрос 14
Государство и право античного мира
Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II – I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.
Античное общество и античная государственность представляли новый, сравнительно с Древним Востоком, этап общей человеческой истории. Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом выраженной индивидуальной собственности и рабовладельческого уклада хозяйства. Основанные на этих особенностях исторического развития Европы (сравнительно не только с древневосточным обществом, но и с вообще господствовавшим в мировой истории типом отношений) черты политического быта и правовой культуры также были отмечены высокой степенью своеобразия юридических форм.
Античное общество и античные цивилизации сложились на берегах Средиземного моря, которое в первые века особенно стимулировало экономические усилия народов, их связи с другими землями. Подобно тому как древневосточные общества были цивилизациями великих рек, античный мир был морской цивилизацией, с раннего времени связанной военно-торговыми отношениями. Значительно более развитыми здесь были денежное хозяйство и финансовые связи. Значительно большую роль в созидании государственности античного мира сыграли финансовые системы и военная политика.
Античные государства почти с самого начала своего образования стали стремиться выйти за пределы первоначальных областей обитания основавших их народов. Развитие государственных форм здесь проходило на фоне колонизации – поначалу военно-торговой, затем чисто завоевательной – других областей Европы, Африки, Малой Азии. Имперская политика составляла существенный фактор деятельности властей. В результате крупнейшие античные государства развились в значительные империи – в период своего исторического заката поистине мирового масштаба (империя Александра Македонского, Римская империя). Здесь были впервые в мировой истории выработаны административные и правовые формы взаимоотношения метрополии и колоний, принципы управления территориями в масштабе континентов.
Благодаря особенностям социальных отношений своего времени, античное государство составило особый тип государственности, более высокий, чем древневосточное. Это государство в главном было построено на принципах народовластия и гражданской свободы, соединенных с особым общинно-полисным политическим строем. Оставаясь государственностью избранных, античный полис предоставил истории пример более высокой степени вовлеченности граждан в политическую и правовую систему, чем это было на Древнем Востоке.
В своем становлении и развитии античная государственность прошла некоторые исторические этапы. Формирование государства происходило в форме примитивных монархий или олигархически-родового строя, в котором клановые отношения объединялись с преимуществами крупной земельной собственности. Расцвет античной государственности принес с собой народовластие в форме демократической республики или особой монархии. Венцом исторического движения античной государственности стало оформление особой полувоенной, бюрократической монархии, которая станет образцом политических форм большинства европейских и азиатских народов в последующей истории.
В античную эпоху условный центр мировой истории переместился в Европу. Она стала в экономическом, социальном и культурном отношении более развитой, чем остальной мир. Здесь стали вырабатываться политические и юридические формы, определяющие мировое развитие, в том числе и путем прямого культурного и политического влияния. Особая роль принадлежит здесь системе римского права. Оно стало основой для последующего становления и развития большинства систем мирового правового уклада, оказало воздействие на формирование первых правовых принципов международных взаимоотношений, вообще всего современного юридического мышления.
Вопрос 15
ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС)
После разложения первобытно—общинного строя в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап – время формирования и расцвета полисов, городов—государств. На смену первобытно—общинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.
Полисный этап принято делить на три периода:
1) гомеровский период;
2) архаический период;
3) классический период.
Основную роль в истории Древней Греции играли два полиса – Афины и Спарта.
Гомеровский период характеризуется господством родоплеменных отношений. Земля представляет собой собственность племени, общинники имеют лишь право пользоваться ей.
В этот период существует военная демократия, во главе общества стоит родоплеменной вождь – басилевс. Он выполняет функции верховного начальника, верховного судьи и верховного жреца. Первоначально демократия была выборной, затем стала наследственной. На постоянной основе действовал совет старейшин (булэ). Значительную роль играли народные собрания.
Архаический период ознаменован созданием Афин, где свободное население было разделено на:
1) евпатридов – родовую аристократию, вла—дельцов крупных земельных участков;
2) геоморов – земледельцев, мелких земельных собственников, постепенно попадавших в долговую зависимость от евпатридов;
3) демиургов (ремесленников). Вместе с геоморами они составляли демос.
Также существовал слой населения, который был лишен политических прав, но оставался лично свободным – метеки. Сохранялось старое деление на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины 9 ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом – советом старейшин. В силу нарастающего социального неравенства усиливалась борьба между населением за права, передел земли, аннулирование долгов и отмену рабства. В классическом периоде наступает расцвет древнегреческого государства. В результате победы в войне с персами греческие полисы объединились в Делосский союз. Скоро в этом политическом образовании обозначилось главенство Афин, которое принесло этому полису право называться морской державой.
На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой внутриполитической борьбы утвердился наиболее прогрессивный для того времени строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная – Совету пятисот и магистрам, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных (гелиэе), выбираемых из граждан по жребию. За исполнение государственных обязанностей по избранию выплачивалось вознаграждение из казны. Увеличивающиеся расходы покрывались за счет налога, который выплачивали союзные города.
Вопрос 16
Сравнительный анализ развития государственности в Афинах и Спарте
влияние. В эти годы в городе окончательно складывается демократическая конституция. Несмотря на то, что цензовый порядок, введенный Солоном, продолжал сохраняться, все афинские граждане имели возможность занимать высшие руководящие должности, за исключением казначейских. Должностных лиц отныне стали избирать путем жеребьевки, а не голосованием: этим способом продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран