История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

ИГПЗС относится к числу тех наук, которые называют историко-правовыми, так как они имеют отношение и к истории, и к науке о гос-ве и праве. ИГПЗС- правовая наука. Она не исследует общ-во в целом, а изучает исторические процессы развития гос-ва и юрид учреждений. ИГПЗС ставит целью выявление историч закономерностей развития гос-ва и права. ИГПЗС изучает гос-во и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в опред последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех историч эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Наука имеет огромное значение в формировании исторического сознания.

Файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 241.75 Кб (Скачать файл)

Было установлено вознаграждение за исполнение государственных должностей, что позволяло любому гражданину временно оставить свое ремесло для полноценной службы отечеству.

 

При Перикле порядок государственного устройства являлся следующим: верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась от двух до четырех раз в месяц. Она обсуждала и принимала законы, решала вопросы войны и мира, продовольственного снабжения, принимала отчеты должностных лиц, осуществляла высший государственный контроль и рассматривала судебные дела в последней инстанции. Право голоса в экклесии имели все граждане Афин, достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от имущественного положения. Однако, в связи с тем, что участи в народном собрании не оплачивалось, граждане, добывавшие себе на пропитание собственным трудом, или проживавшие в отдаленных местностях, не могли позволить себе по несколько раз в месяц участвовать в народном собрании. Поэтому число присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2 – 3 тысяч, в основной своей массе – жителей Афин.

 

Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и в другом важном государственном органе – совете пятисот. В него входили десять, избиравшихся по филам, пританей по пятьдесят человек в каждой. Каждая из пританей по очереди в строго определенное время года осуществляла свои функцию совет пятисот стоял во главе государства, ведал делами войны и мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками, флотом, контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль за должностными лицами. И все таки главной функцией совета пятисот являлось предварительное обсуждение дел, поступающих на рассмотрение народного собрания. Таким образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.

 

Со времени греко-персидских войн сильно возросло значение коллегии десяти стратегов, которые командовали флотом и войсками, ведали внешней политикой, финансами и т.д. переизбрание в коллегию можно было производить много раз, однако, за допущенные ошибки, злоупотребления, неоправданное доверие стратега можно было снять с поста до истечения срока полномочий и подвергнуть судебной ответственности: штрафу, лишению прав гражданства и даже смертной казни. За исполнение должности стратега денежное вознаграждение не предусматривалось, поэтому на этот пост могли претендовать только обеспеченные граждане.19

 

Оценивая демократическое устройство Афин как прогрессивное для своего времени и заложившее основы европейской демократии, нельзя в то же время забывать о ее отрицательных моментах. Как известно, во все времена одним из главных недостатков демократии считалась «говорильня». Не были исключением в этом смысле и Афины: по словам современника, «будучи весьма опытны на словах и на деле, мы так легкомысленны, что в один и тот же день об одном и том же имеем разное мнение. Что мы порицали, прежде чем идти на народное собрание, за то мы, собравшись вместе, голосуем, а немного спустя, когда разойдемся, снова порицаем тех, за кого здесь выступали».20

 

Кроме того, афинская демократия носила весьма ограниченный характер: из участия в государственной жизни полностью устранялись женщины и рабы, и почти полностью – метеки.

Вопрос 17

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы политического деятеля Солона. Он отменил часть долговой кабалы и аннулировал все поземельные долги. С этого времени рабами в Афинах могли быть только пленники, захваченные на войне или купленные на мировом рынке. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, были отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства. Впервые была узаконена свобода завещания.

Эти реформы получили название сисахфия. Самозаклад должника запрещался. Взыскание любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати, но удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев.

Важнейшей политической реформой было установление имущественного ценза. Все свободные граждане делились на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел.

Солон повысил авторитет Народного собрания, которое стало чаще созываться, и на котором рассматривались наиболее важные вопросы (принимались законы, избирались должностные лица). Был учрежден Совет четырехсот для оказания поддержки в работе Народного собрания.

Реформы Солона продолжил Клисфен: был принят закон, который упразднил деление граждан по родам.

Афинское государство делилось на три зоны: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть.

Совет четырехсот реорганизуется, создается Совет пятисот.

Коллегия архонтов потеряла былое значение, особенно с появлением коллегии стратегов, решавшей вопросы военных дел и внешних сношений. Реформа Клисфена сокрушила господство родовой аристократии, но отвечала интересам демоса.

Вопрос 18

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В АФИНАХ

По форме правления Афинское государство представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане были равноправными и могли принимать активное участие в политической жизни.

Основными органами Афинского государства являлись:

1) Народное собрание;

2) Совет пятисот;

3) гелиэя;

4) коллегия стратегов;

5) коллегия архонтов.

Право участия в Народном собрании (экк—лесии) имели только мужчины, достигшие 20–летнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий.

Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей.

Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший 30–летнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки – по 50 человек от каждой из 10 фил (фила – территориальная единица).

Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность

всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Руководство повседневными делами возлагалось на филу. Ее члены (пританы) избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился к тому же и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

Исполнительными органами власти являлись:

1) коллегия стратегов, которая  осуществляла руководство вооруженными  силами Афин;

2) коллегия архонтов. Коллегия  состояла из 10 стратегов, которые  согласно афинским законам пользовались  одинаковыми правами и имели  одинаковые обязанности. Стратеги  избирались из числа наиболее  богатых и влиятельных граждан  открытым голосованием путем  поднятия руки. К компетенции  коллегии архонтов относились  религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Коллегия архонтов состояла из 9 архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки – в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тыс. человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала большинство частных дел афинских граждан. Помимо судебных функций, гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Вопрос 19

Основные черты права Древней Греции

 

В Афинах возникла политическая традиция, предусматривающая разработанную процедуру принятия законов Народным собранием, что было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э.

Основным источником афинского права в период расцвета демократии был религиозный обычай. Его строгое соблюдение признавалось непременным элементом демократии.

Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта, относящиеся к VII в. до н.э. Они известны своей жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь.

При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право становилось весьма аморфным образованием. Значительная часть его была, как и в прежние времена, обычаем. Производя суд, Гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. То есть оставалось место для прецедента. После того как Греция была завоевана Филиппом Македонским, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Но каждый город имел собственное право. Судебные споры должны были решаться на основе правовых актов.

Право, регламентирующее имущественные отношения, достигло в Древних Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжения землей, скотом, рабами и прочим своим добром. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния.

Частная собственность, возведенная в ранг «священной и неприкосновенной», охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило, смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.

 

Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно.

Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах, а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны.

Наиболее тяжкими среди государственных преступлений считались: измена полису и его интересам, покушение на государственное устройство и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства. Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными, осуждение на голодную смерть. Тюремное заключение было только предварительным. Широко применялось всеобщее моральное наказание, лишение прав гражданства и изгнание из города.

В наказании видели главным образом страдание, муки. Определение наказания зависело от степени тяжести преступления, а также от таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, подготовка, подстрекательство, соучастие.

Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон.

Вопрос 20

Принято делить историю римского общества и государства на 3 основных периода:

1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.).

2. Республиканский период (VI-I вв. до н.э.).

3. Императорский период (I-V вв. н.э.).

Государственный строй

 

Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.

Царь (rex) является верховным владыкой государства; в его руках сосредоточиваются все функции государственной власти. Он является и верховным полководцем народа, и блюстителем внутреннего порядка, и предстателем за народ перед богами. В качестве полководца, он распоряжается военными силами народа, назначает командиров и т.д. В качестве блюстителя внутреннего порядка, он имеет право суда и наказания над всеми гражданами вплоть до права жизни и смерти.

Рим не является, однако, монархией династической. Возможно, что в эпоху доисторическую и Рим знал царскую власть, переходившую по наследству в каком-нибудь роде, но, во всяком случае, уже с самого начала исторической эпохи о такой наследственности речи быть не может.

После смерти царя, в момент междуцарствия верховная власть в государстве переходит к сенату. Сенат выбирает из своей среды 10 человек, которые по очереди (по 5 дней каждый) управляют государством до тех пор, пока не будет намечен кандидат в цари. Намеченного кандидата очередной сенат предлагает народному собранию, которое и облекает его властью. Для приобретения права сноситься с богами вновь избранному царю необходимо еще особое посвящение.

При отправлении своей власти царь может назначать себе помощников; но образовалось ли уже в царский период что-либо вроде постоянных магистратур, трудно сказать. Несомненно существовали командиры отдельных войсковых частей; возможно, что на время своего отсутствия царь оставлял в городе кого-либо в качестве своего заместителя, но постоянные судьи для уголовных дел, по всей вероятности, относятся уже к эпохе республики.

Рядом с царем стоит сенат (senatus), состоявший в древнейшее время из всех родовых старейшин, которые являлись, таким образом, как представители родов, членами сената. Ha это указывает уже упоминавшееся ранее совпадение числа сенаторов с числом родов по римскому преданию, а также наименование сенаторов «patres». Позже, однако, с постепенным падением значения родов и с усилением царской власти, этот принцип родового представительства отпадает и сенат составляется назначением царя.

Роль сената по отношению к царю является чисто совещательной: сенат обсуждает по предложению царя те или другие вопросы, и его заключения имеют принципиально значение советов, для царя юридически не обязательных, но имеющих, конечно, огромную фактическую силу.

По отношению к народу сенат играет роль опекуна. Ho и сверх того, всякий новый закон, принятый в народном собрании, нуждается еще для своей действительности в утверждении 16.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран