Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:25, доклад
ДрВавилон Обществ строй напоминает Др Ег .Где 2е категории свободные и не свободные.Свободные чиновники советник судьи.Свободные подразделялись на 2е категории.Полноправные авиумы-сыны человечества.Неполноправные мушкенумы-покорные.Обе категории свободных относились к рабовладельцам.Также могли быть женщины которые освободились из под патриархальной власти мужчины вследствии вдовства или развода в случаии невиновности женщины.Несвободные рабы как гос собственность,рабы:военнопленные,несостоятельные должники рабство было временным.Гос строй во главе Хамурапи абсолютный монарх он стоял во главе законодательной исполнительной и судебной власти явл верховным военочальником.Жрец выполнял сокральные обряды и руководил хозяйством.
1. Особенности общественного и государственного строя стран Древнего
Востока.
ДрВавилон Обществ строй напоминает
Др Ег .Где 2е категории свободные и не
свободные.Свободные чиновники советник
судьи.Свободные подразделялись на 2е
категории.Полноправные авиумы-сыны человечества.Неполноправные
мушкенумы-покорные.Обе категории свободных
относились к рабовладельцам.Также могли
быть женщины которые освободились из
под патриархальной власти мужчины вследствии
вдовства или развода в случаии невиновности
женщины.Несвободные рабы как гос собственность,рабы:
I период – разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н. э.).
II период – рабовладельческие
государства в долинах Инда
и Ганга (первая половина
III период – централизованное государство Маурьев (IV–II вв. до н. э.).
IV период – кризис
индийского рабовладельческого
общества и утверждение
V вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был родовой союз – гана. Основным занятием ариев продолжало оставаться скотоводство, однако под влиянием коренного населения они перешли к оседлому образу жизни и стали земледельцами. Этот переход ускорил процесс имущественной дифференциации у ариев. Со временем на смену общине, основанной на кровном родстве, пришла сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и государственный строй Древней Индии.
Зависимость отдельного человека от общины охватывала все основные стороны его жизни. Община наделяла семьи землей и облагала их определенными повинностями, выполнение которых было обязательным.
Дальнейшее развитие ремесла и земледелия привело к разделению труда в общинах. Создание оросительных систем потребовало применения значительного количества рабочих рук, поэтому военнопленных стали обращать в рабов.
Своеобразие общественного
строя Древней Индии
Наивысшего расцвета
древнеиндийское государство
После смерти Ашоки единое государство в результате относительно слабых экономических связей между его различными частями распалось и образовалось большое число самостоятельных государств.
Во 11-1 вв. до н. э. кризис рабовладельческого хозяйства углубился. Наблюдается развитие феодальных отношений. В IV в. на территории Индии возникло огромное государство Гуптов.
ДРЕВНЕКИТАЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
К концу третьего
тысячелетия до н. э. население Китая
перешло к оседлому образу жизни.
Основными занятиями стали
Во второй половине второго тысячелетия до н. э. из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка, включавшая правителя, его родичей и приближенных, высших жрецов и чиновников. Верхушка Китая в период Чжоу была представлена наследственной аристократией. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями Шан Яна. Он ввел новое положение о рангах знатности: ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Со временем на первое место выдвигается новая знать – имущественная военная, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию.
На противоположном полюсе социальной структуры древнекитайского общества находились рабы. Первоначально рабами становились военнопленные, затем разорившиеся крестьяне-общинники вместе с женами и детьми, бездомные. Рабов можно было менять, покупать и продавать. Особенно широкие размеры приняла работорговля при Цинь (221–207 до н. э.). Вместе с тем в рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников.
На протяжении всей истории рабовладельческого Китая существовала монархическая форма правления. Зарождается идея неограниченной власти правителя – вана. Ван называет себя «единственным и первым человеком». Утверждение династии Цинь резко усиливает могущество верховного правителя. Древнекитайская монархия была наследственной и по форме являлась типичной восточной деспотией. В руках вана находился обширный и разветвленный аппарат управления. Должностные лица подразделялись по их функциям на три категории: гражданские, помогающие вану в различных видах административной деятельности; военные; всевозможные советники и прорицатели. Непосредственное управление государством осуществлялось высшими чиновниками, подчиняющимися непосредственно вану.
Низшей административной единицей на всем протяжении истории рабовладельческого древнекитайского государства оставалась сельская территориальная община, имевшая свои органы самоуправления.
Суд в Древнем Китае не был отделен от государственной администрации. Судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся ван. С образованием империи Цинь была введена должность окружного судьи. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведение которого были все местные тюрьмы.
2. Законы царя Хаммурапи Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но первый переводчик законов расчленил текст на статьи, которые содержат положения процессуального характера, регулируют имущественные отношения, семейное и наследственное право, предусматривают защиту личности, регламентируют условия найма и ряд других отношений.
Рабы в Вавилоне были таким же объектом собственности, как и другое имущество. Хозяин мог распоряжаться своими рабами: продавать их, дарить их. передавать по наследству. Наем чужого раба в древневавилонском обществе рассматривался как наем имущества. Плата в таком случае поступала его хозяину.
Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязанность возмещения убытков. Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог через суд истребовать свою вещь. Договор займа предусматривал не только обязанность должника вернуть долг в срок, но и уплату процентов. При заключении договора купли-продажи составлялся письменный документ, в котором указывались предмет купли-продажи, цена, а также другие условия договора. По договору хранения хранитель нес ответственность за сохранность вещей. Пропавшее при хранении имущество должно было быть возмещено собственнику в двойном размере. Договор аренды земли заключался на один-два года. Арендатор должен был платить арендную плату или в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая (до 2/3).
Семья в Древнем Вавилоне была патриархальной При заключении брака жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату. Отец давал дочери приданое, которое поступало в распоряжение мужа, после смерти жены оно должно было быть возвращено в ее старую семью или передано ее детям. При заключении брака требовалось составление письменного договора. Имущество умершего переходило к его сыновьям в равных долях. Дочери при этом получали свою наследственную долю в виде необходимого им приданого. Дети от рабынь, усыновленные отцом, принимали равное участие в дележе наследства.
В Законах Хаммурапи отсутствуют нормы о государственных и религиозных преступлениях, повидимому, они содержались в других источниках права. Закон устанавливал за одно и то же преступление разные наказания для лиц, принадлежавших к различным социальным группам. Допускалось применение наказания к заведомо невиновным лицам (объективное вменение).
Применение наказания в Законнике основано на принципе талиона. Смертная казнь осуществлялась через сожжение, утопление, сажание на кол, закапывание живьем. Применялись членовредительские наказания – отсечение языка, руки, пальцев рук, отрезание уха, повреждение глаза. Широко был распространен штраф.
Судебные дела (в т. ч. уголовные) возбуждались по инициативе частных лиц, а не органов государства. Дело начиналось с обращения истца. Стороны должны были сами вести свое дело. Процесс носил состязательный характер.
3. Закрепление кастового строя в Индии по законам Ману.
Появление в Древней Иендии варн связанно с разложением первобытно-общинного
строя. 4 варны. кот. опред. различея в общ. полож., правах и обяз. людей,
соц. положение в обществе. Варны изложенны в законе Ману- древнейшей правовой
кодификации Дхармы.
1. Брахманы- члены жречиских родов, определяли внутреннею и внешнею
политику.
2. Кшатрии- военная знать, поддерживает власть брахманов.
3. Вайшьи- общинники-земледельцы.
4. Шудры- не имели прав, на границе с рабами.
5. Рабы- пленники, дети рабов, раждённые в доме хозяина, купленные, рабы
в силу наказания (огранечения произвола хозяив над рабами).
С течением времени варны становятся всё более замкнутыми. Неразвитые
рабовладельческие отношения, но развиты отношения варн.
Кастовый характер права
усматривается в системе
Полис-город госво в древнем мире Греция Рим состоявшего из города и пролегавший к нему территорий.Оброзование нового гос ва спосбствовала преродно географический фактор:горные терретории мало плодородных земель но для ремесла благоприятные условия.Разобщенность организации между городами.В политических объединений между городами небыло необходимостью.Централизация управления отпадала.Географические и политические обстоятельства делали полис зависимым от вывоза изделий ремесла и ввоза зерна и рабов(морская торговля).В ряде городов выращивали оливы.Полисная форма гос ва приводила к тому что в гос ве преобладали республиканские формы прав во главе стоял аристократ хотя при этом утверждался демократический строй.-Афины развитая частная собственность ,рабовладения,система рыночных отношений,демократия.-Спарта аристакратически военное гос во подавление илотов(рабов)искуственно сдерживаеться частная собственность попытка сохранения единства среди спартиатов.
5. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена.
Считается, что
процесс возникновения