История государства зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:25, доклад

Описание работы

ДрВавилон Обществ строй напоминает Др Ег .Где 2е категории свободные и не свободные.Свободные чиновники советник судьи.Свободные подразделялись на 2е категории.Полноправные авиумы-сыны человечества.Неполноправные мушкенумы-покорные.Обе категории свободных относились к рабовладельцам.Также могли быть женщины которые освободились из под патриархальной власти мужчины вследствии вдовства или развода в случаии невиновности женщины.Несвободные рабы как гос собственность,рабы:военнопленные,несостоятельные должники рабство было временным.Гос строй во главе Хамурапи абсолютный монарх он стоял во главе законодательной исполнительной и судебной власти явл верховным военочальником.Жрец выполнял сокральные обряды и руководил хозяйством.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 77.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

15.Салическая правда - памятник раннефеодального государства франков. первоначальный текст) Салической правды (Lex Salica) не сохранился, по-видимому, он восходит к 60-70-м гг. V в. Древнейшие дошедшие до нас списки Салической правды датированы началом VIII в., они восходят к редакции начала VI в., написаны на варварской латыни, штрафы измеряются в римских монетах, а текст разбит на титулы (главы) по римскому образцу. Вместе с тем Салическая правда – систематизированный сборник оригинальных франкских обычаев, а не рецепиированного и извращенного варварами римского законодательства.

Салическая правда – прежде всего судебник. содержащий нормы процессуального характера. За убийство рядового франка-общинника взимается вергельд, т. е. штраф (200 солидов), за убийство графа – тройной вергельд (600 солидов). Низко оценивалась жизнь римлян, например римлянина – крупного землевладельца – всего в 100 солидов. Таким образом проявилась этническая ограниченность франкского права. Также в Салической правде упоминаются литы (полусвободные люди) и рабы.

Достаточно высоки были штрафы за покушение на честь  человека. Наказания (в основном штрафы) были чрезвычайно высоки. Суд по Салической правде в значительной степени  был основан на пережитках родоплеменного прошлого (суд общины), но уже существовало и государственное правосудие (суд  графа).

Среди судебных доказательств  упоминаются ордалия (существовала до XIII в.), клятва (соприсяжничество).

В целом, судебный процесс носил обвинительный  характер.

Главным источником богатства в условиях становящегося  феодализма была земля, поэтому большое  количество норм в Салической правде было посвящено земельным отношениям.

Салическая правда поощряет крепкие общинные отношения. Общины жили в виллах, т. е. маленьких  деревеньках. Поселиться в общину можно  было либо при согласии всех членов общины, либо при их молчаливом одобрении  в течение года (по давности) либо даже без согласия общинников, по королевскому приказу. Регулирование семейно-брачных отношений в Салической правде практически отсутствует.

Салическая правда ценна своей первозданностью, неподверженностью (в основном) римскому влиянию, она  наглядно иллюстрирует исконное право  франков. Салическая правда стала одним  из источников западноевропейского  права.

 

16.Реформы Людовика IX во Франции (XIII в.) и централизация

      государственной  власти

В XIII в., особенно после реформ Людовика IX, центр политической власти сеньориальной монархии постепенно перемещается к королю, который реально  выступает в качестве сюзерена всех феодалов Франции. В IX – X вв. кроль избирался  верхушкой светских и духовных феодалов, в XII в. утверждается порядок передачи трона по наследству. Первоначально  функции королевской власти были ограничены. Король считался главой французского войска, законодательствовал, осуществлял  суд. Другие королевские полномочия существовали лишь в теории, а не на практике. На короля возлагались  обязанности «защиты королевства  и церкви», а также поддержания  мира в стране, но он не имел реальной власти для их осуществления. Судебную власть король имел только в пределах своего домена. Но с XII в. положение короля изменяется. Так, восстанавливается  практика издания королем законодательных  актов. Хотя для этого требовалось  согласие крупных феодалов. Расширяется  сфера судебной юрисдикции короля.

В середине XIII в. король Людовик IX Святой проводит реформы: административную, финансовую, судебную и военную.

Административная реформа  заключалась в образовании Малого Королевского Совета – постоянного  совещательного органа при короле. Учреждались королевские ревизоры, которые осуществляли надзор за деятельностью  должностных лиц местного управления.

Монетная реформа состояла в образовании Счетной палаты – высшего финансового органа страны. Людовик IX ввел на территории домена единую королевскую монету, запретив использование денег, выпущенных другими  феодалами. Королевская казна получила новый источник доходов, поскольку  на остальной части страны королевская  монета имела право обращения  наряду с местными монетами.

Судебная реформа предусматривала  создание верховной судебной палаты, которую стали называть «парламентом». Парламент собирался на сессии в  Париже 4 раза в год и стал высшим судом во Франции. Первоначально  короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали  их посещать. Служащими парламента стали главным образом профессиональные юристы, люди не знатного происхождения. Введение новые правила судопроизводства ставили королевскую юстицию  на более высокий уровень в  сравнении с юстицией сеньориальной. В связи с новыми правилами  допускалось обжалование приговоров, вынесенных сеньориальными судами, в  королевский суд. Запрещались частные  войны между феодалами в пределах королевских владений, а также  судебные поединки в королевских  владениях. Устанавливались «40 дней короля», т.е. в течение 40 дней после  ссоры сеньоры не могли требовать  королевского суда. Обнажать оружие до истечения срока им запрещалось. Судебные поединки – ордалии в  королевском суде были запрещены. Было отменено старинное правило, согласно которому недовольная сторона могла  вызвать на поединок самого судью.

В результате военной реформы  была создана городская милиция  и наемное войско. Король стал меньше зависеть от феодального ополчения.

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и консолидации основной массы феодалов и городского населения вокруг короля. Произошедшие в XIII в. изменения в  общественном и государственном  строе Франции заложили основу для  последующего возникновения сословно-представительной монархии.

 

 

17.Сословно-представительная  монархия во Франции. Генеральные  штаты. 

     Великий мартовский  ордонанс 1357 г. 

В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: феодалов, духовенства, «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего городского нобилитета). Обычно сословия заседали отдельно. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился заручиться поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Генеральные штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами.

В 1357 г. Генеральные штаты выступили  против короля, выдвинув Великий мартовский ордонанс, в котором устанавливалось, что Генеральные штаты должны созываться регулярно (а не по указанию короля), и только им принадлежит право контроля за государственной казной. Однако данная попытка ограничения королевской власти потерпела поражение.

С конца XIII в. создаются местные сословно-представительные органы (в основном по подобию Генеральных  штатов), в XVI в. они получили название «провинциальных штатов».

Парижский парламент (члены которого с 1467 г стали назначаться пожизненно) превратился в высший суд королевства по делам феодальной знати верховную апелляционную инстанцию по всем судебным делам. С 1350 г. стала обязательной регистрация королевских ордонансов и других актов в Парижском парламенте. При этом Парижский парламент мог заявить возражение (ремонстрацию) и отказаться регистрировать тот или иной законодательный или подзаконный акт. Ремонстрация преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парижского парламента.

 

18.Абсолютная монархия  во Франции (ХУ1-ХУШ вв.).

К началу XVI в. Франция стала единым государством. Формой этого государства становится абсолютная монархия, которая приобрела во Франции наиболее законченную, последовательно выраженную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках главы государства – короля. Словесным символом абсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV, является высказывание: «Государство – это я!».

Значительной  опорой короля в его постоянной борьбе против крупных феодалов стало третье сословие.

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руководил государственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32 государственные должности, являвшийся председателем королевского совета в 1624–1642 гг., поэтому его нередко называют первым министром, хотя формально такой должности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политических прав, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворная должность коннетабля была ликвидирована в 1627 г.), вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил  становление абсолютизма король Людовик XIV (правил в 1643–1715 гг., из династии Бурбонов). В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет, в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, председательствовавший во время отсутствия короля. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы, для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, особые функции выполняли также Совет депеш и Совет по вопросам финансов. В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать, что значительно увеличило королевские доходы. Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль), различных королевских сборов и пошлин.

На  местах при Людовике XIV была создана система интендантов – специальных правительственных комиссаров с большими полномочиями во всех областях государственного управления, от контроля за банками до борьбы с ересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент  старинного права ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось  формирование единой системы королевского правосудия хотя в некоторых частях Франции сеньориальная юстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в свою пользу.

.

19.Влияние нормандского  завоевания на общественный и государственный

     строй Англии в Х1-ХН вв. Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться в результате разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IX–XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения: все свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне – в пользу феодалов, обладающих над ними судебной и личной властью.

Вся власть в государстве  сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский  совет – уантагемот («собрание мудрых»). Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни осуществлять какие-либо другие важные государственные мероприятия.

Новый этап истории  английской феодальной государственности  связан с завоеванием страны в 1066 г. норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем ставшим английским королем Вильгельмом I.

После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с  сильной королевской властью. Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках  короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть.

При короле действовала  так называемая Королевская курия – совещательный орган из знати и приближенных короля. Высшими должностными лицами были: маршал, командующий войском; камерарий управляющий землями и имуществом короля; канцлер, руководитель королевской канцелярии; юристиарий, первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия.Королевская власть сохраняла контроль за церковью.Нормандские короли сами назначали епископов.издавали церковные постоновления для англии и нормандии получали доход с вакантных еписковств.

 

 

 

20.Реформы Генриха II в Англии (XII в.) и их значение.1154-1189 проводил ряд реформ для укрепления королевской власти:Военная реформа и Судебная реформа.Военная реформа Генриха 2 состояла в распространении воинской повиности на все населения страны:любой свободный –феодал,крестьянин ,городской житель должен был иметь вооружение соответствующие его имущ положению.Была узаконена личной воинской повиности уплатой счетовых денег которые стали взымать не только с феодалов но даже с несвободных.Это открывало возможности для короля содержать наемное рыцорское ополчение.Судебная реформа 1164г Генрих второй издал Кларедонские конституции по ним король признавался верховным судьей по делам расматриваемым церковными судами без его соглашения ни кто не мог быть отлучен от церкви.Во 2 половине 12 века Генрихом 2 был создан специальный механизм королевского правосудия по гр и уг делам который повысел афторитет и расширел юрисдикцию королевских судов.Была создана система разъездных судов которые разбирали все иски и преступления.Расследование осущ судья шериф с участием 12 присяжных(рыцари полноправные граждане).Реформы Генриха 2 позволили резко увиличить численность преданных королю войск и подорвать руководство войском со стороны феодалов.

 

 

21.Великая хартия вольностей 1215 г. в Англии.

В начале XIII в. королевская власть потерпела неудачи во внешней политике (в частности, в крестовых походах), поэтому очень нуждалась в деньгах, которые пыталась получить от своих подданных. Король Иоанн Безземельный в 1215 г. принимает Великую хартию вольностей (ВХВ), которая считается первым английским конституционным актом.

Большинство статей ВХВ касается вассально-ленных отношений короля и баронов, ограничивая произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Регламентируются порядок опеки, получения рельефа (платы за вступление в наследство), взыскания долга и т. п. (ст. 2-11 и др.). Политические претензии баронства выражены в ст. 61, где заметно стремление к созданию баронской олигархии путем учреждения комитета из 25 баронов с контрольными функциями в отношении короля. Статьи 12, 14 предусматривали создание совета королевства, ограничивающего власть короля по одному из важных финансовых вопросов – взиманию «щитовых денег» Статьи 21, 34 были направлены на ослабление судебных прерогатив короля (в пользу баронов). Статьи, отражающие интересы других участников конфликта (рыцарей, горожан, купцов): ст. 41 Хартии разрешает всем купцам свободное и безопасное передвижение и торговлю внутри страны без взимания с них незаконных пошлин.

Статьи  ВХВ, направленные на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата: ст. 39 запрещала арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание или «обездоливание каким-либо образом» свободных людей иначе, как по законному приговору равных и по закону страны.

Информация о работе История государства зарубежных стран