Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:25, доклад
ДрВавилон Обществ строй напоминает Др Ег .Где 2е категории свободные и не свободные.Свободные чиновники советник судьи.Свободные подразделялись на 2е категории.Полноправные авиумы-сыны человечества.Неполноправные мушкенумы-покорные.Обе категории свободных относились к рабовладельцам.Также могли быть женщины которые освободились из под патриархальной власти мужчины вследствии вдовства или развода в случаии невиновности женщины.Несвободные рабы как гос собственность,рабы:военнопленные,несостоятельные должники рабство было временным.Гос строй во главе Хамурапи абсолютный монарх он стоял во главе законодательной исполнительной и судебной власти явл верховным военочальником.Жрец выполнял сокральные обряды и руководил хозяйством.
ВХВ
отразила соотношение социально-
Из политических институтов, предусмотренных ВХВ. утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов. В середине XIII в. он часто именовался «парламентом», хотя по сути таковым не являлся.
22.Сословно-представительная монархия в Англии. Парламент как орган
сословного представительства.
В 1-й пол. 13 в. нарастает политич. противоречие меж королем и баронством, рыцарством, что привело к войне. В 1264 г. победили бароны Первый английский сословно-представительный парламент был созван в 1265 г. в результате борьбы трех группировок: сторонников короля, баронов и рыцарства. В 1295 г. был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих английских парламентов. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от важнейших городов.
Создание парламента означало возникновение монархии с сословным представительством. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от крупнейших светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Ф-ии: 1) Финансовая (нет роста налогов и введение новых); 2) Законодательная (статуты – законод. акты одобренные парл. и утвержд. королем. Король не мог изменить/отменить статут без согл. палат парл); 3) Парлам. контроль за исп. властью (импичмент).
23.Особенности абсолютной монархии в Англии. Княжеский абсолютизм в
Германии.
В к 15 в. на престоле династия Тюдоров. Сложились предпосылки для образования абс. монархии: 1) Распад и не эффективность феод. отношений (феод. земля и креп. право). 2) Зарождение мануфактурного производства.Политика огораживания. Кр-не как землевладельцы не нужны. Соц. изменения: Часть своб. кр. стали наемными рабочими. Из городских торговцев формир. слой буржуа. Появ. новое дворянство – джентри (Влад. мануф-р). Особенности абс-ма: 1) Продолжал действовать парл.; 2) Сохранение МСУ в графствах и городах; 3) Не было сильной централизации гос. вл. в руках монарха и гос. аппарата.; 4) У монарха нет сильной сухопутной армии. Гос. строй. Высш. органы: Тайный совет (высш. чины, назн. королем) – законосовещательный; - исполнит. орган; - суд. властный; - звездная палата (суд. трибунал, б-ба с оппозицией); - цензура печати. Королевский секретарь (имел доступ ко всем документам и печатям). В 16. проведена церковная реформа. Англиканская церковь – официальная. Глава церкви – король. Дух. вл. подчинена светской и совмещена. Секуляризация церк. земли. Высокая комиссия для преследования протестантов церкви. Для укр. центр. власти на местах применялся лорд-лейтенант. которому подчин. местные мировые судьи и полиция.
Сословно-предст. монархия Германии. Княжеский абсолютизм.Сосл. предст органом стал рейхстаг с 3-мя палатами. 1) коллегия курфюрстов; 2) предст. дворянства; 3) Предст. имперских городов. Рейхстаг обсуждал ? внут/вн. политики, законодательства, налогов. Но его решения не выполнялись из-за слабости королевской власти. Вл. сохранялась в руках коллегии курфюрстов => особенность в том, что сосл-предс. монархия сложились на местах (княжествах, землях), где действ. ландтаги. С развитием гос-ва образов. неск. местных экономич. центров. В 17 в. страна расколол. на католиков и протестантов. Не было сближения гос-ва в центре. В 17-18 вв. абсолютизм сложился на отдельных территориях. В 19 в. наиб. крупн. кн-ва образовали гос-ва – Пруссия.
25.Государственный строй
Германии в период сословно-
монархии. «Золотая булла» 1356 г.
В 1356 г. германским императором и чешским королем Карлом IV из династии Люксембургов была выпущена «Золотая булла». По ней вся реальная власть в империи была сосредоточена в руках коллегии курфюрстов (архиепископ Майнцский, архиепископ Кельнский, архиепископ Трирский, маркграф Бранденбургский, король Чешский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский), которая выбирала германского императора. Председателем коллегии с правом решающего голоса был архиепископ Майнцский, коллегия курфюрстов собиралась во Франкфурте-на-Майне. Кроме того, ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд курфюрстов для обсуждения государственных дел. Курфюрсты взимали пошлины, раздавали земельные держания чеканили монеты, фактически внутри страны была установлена олигархия курфюрстов, за императором по сути оставались лишь полномочия во внешнеполитической сфере.
Имперский орган сословного представительства в Германии – рейхстаг, состоял из трех курий: коллегия курфюрстов; коллегия князей, графов и свободных господ; коллегия представителей имперских городов. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций. В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Этому способствовало, в частности, провозглашение «вечного земского мира» (запрещение междоусобных войн) Вормским рейхстагом. Общеимперским учреждением был также имперский суд (учрежденный решением Вормсского рейхстага 1495 г.), его члены назначались курфюрстами, городами и императором.
В
Германии, как и во Франции, существовали
местные сословно-
Именно Германия стала родиной Реформации религиозного по форме, буржуазного по содержанию движения под лозунгом реформы католической церкви, именно в Германии опубликовал свои знаменитые тезисы Мартин Лютер. Реформация еще больше разъединила Германию, теперь еще и по признаку вероисповедания: на протестантский север и католический юг. Реформация повлекла за собой Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг., которая способствовала закреплению германской политической и экономической раздробленности.
26. «Каролина» 1532 г. - памятник средневековой Германии.
Единой системы права не было, т.к. децентрализация. Были статуты мира (пытались установить единый правопорядок в гос-ве). В отдельных землях существовали локальные УК и УПК. Бамбергское уложение, Браденбургское уложение. В 16 в. появ. Каролина – 1-й общеимперский УК и УПК. Причина – крестьянские восстания, феодалы напуганы. Необх. единое законодат-во. Каролина. Юридическая техника была высокого уровня. Изложены институты формы вины, отгч/смягч. вину, освобождающие от отв-ти обст-ва. Стадии преступления, соучастие. Видны объекты, составы, наказания.
УП по Каролине 1532 г. Процесс. Преступления: 1) Гос-е (измена, мятеж); 2) Религиозные (колдовство); 3) Личности; 4) Нравственности. В основе наказания – устрашение. Большая жестокость наказания (См. казнь (в т.ч. квалиф-я), членовредительство публичное). Процесс. Сохраняется обвинит-состязат. форма процесса. Но все же основное внимание на регулирование следственно-розыскного процесса (предварительное расследование и судебное разбирательство). Расследование не отделено от суда => обвинительный уклон, презумпция виновности.
17.Кодификация Юстиниана в Византии
кодификация Юстиниана) - систематическое
изложение римского и византийского
права, предпринятое по приказу императора
Юстиниана в VI в. Основной задачей
кодификации, проведенной Юстинианом,
было упорядочить применение римского
права в Византии, в том числе
согласовать его с новым
Основная часть С.Ю. была составлена небольшой комиссией из авторитетных юристов в 529-534 гг. Изначально С.Ю. включал три части: а) официальный учебник римского частного права (Институции); б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название - Дигесты, и греческое - Пандекты); в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие правовые акты императоров.
Последняя, четвертая часть С.Ю.- новеллы - представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534-556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации.
Законодательство Юстиниана
завершило развитие римского права.
По издании своих сборников
Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. С.Ю. действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г. С.Ю. являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи - Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на С.Ю. ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор.
28. Государственный строй Арабского халифата. Источники мусульманского
права.
Пророк Мухаммед,
основавший в VII в. в Аравии первую мусульманскую
общину, заложил основу для образования
Арабского халифата. Ближайшие родственники
и сподвижники Мухаммеда
На первом этапе развития халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал великий визирь (первый министр). К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа.
заведующий полицией и особый чиновник, осуществлявший надзор за другими должностными лицами. Центральные органы государственного управления: правительственные канцелярии – диваны военных дел, внутренних дел (финансовый и налоговый контроль), почтовой службы (почта, а также тайная полиция) и др.
Местное управление: сначала существовала старая система самоуправления, сохранившаяся с доисламских времен. Позднее халифат был разделен на провинции, управляемые военно-административными наместниками халифа – эмирами.
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Верховным судьей считался халиф. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) с обширными полномочиями.
Со временем светская
власть халифа стала ограничиваться
великим визирем и главным
кади. Стали усиливаться
В Арабском халифате возникла и оформилась одна из наиболее значительных правовых систем средневекового Востока – мусульманское право (шариат). Действие шариата со временем уже не ограничивалось рамками Арабского халифата.
В первые десятилетия Арабского халифата шариат отражал интересы племенной и государственной верхушки. К эпохе правления династии Абассидов (750-1258) он превратился в законченную и сравнительно цельную систему феодального права. В нем оказался законсервированным ряд обычаев и правовых норм, характерных для общинно-патриархального и рабовладельческого укладов.
Шариат – это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Мусульманин, находясь в любой стране, должен был следовать предписаниям ислама и шариата.
В VIII–IX вв. процесс
становления шариата как
К XIV в. завершился раскол ортодоксального (суннитского) направления в шариате. Оформились четыре основных толка (мазхаба) последователями четырех основных мусульманских правоведов, перечисленных выше.