Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:18, контрольная работа
Первый блок включает в себя довольно длительный период времени – с древних вре-мен до начала XVIIв., когда государственной администрации как урегулированного правом института власти не существовало. Второй блок охватывает период охватывает период с XVIIв. до середины XIXв. и связан с формированием института государственной администрации и полицейского (административного) права. Третий блок представлен временным периодом со второй половины XIX в. до первых десятилетий XXв. и характеризуется дифференциацией гуманитарных и социальных наук, развитием собственно теории государственного управления.
Введение…………………………………………………………………………………..............3 1 Условия и проекты государственного управления…………………………………………….5
Проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева………………………………………..6
Проекты П.И.Пестеля…………………………………………………………………….....7
1.3 Проекты Н.М. Муравьева………………………………………………………………......9
2 Реорганизация высших органов управления. ...………………………………………………11
2.1 Государственный совет………………………………………………………………....…11
2.2 Императорская канцелярия……………………………………………………........….....12
2.3 Сенат……………………………………………………………………………….…….....13
3 Система центральных учреждений. Министерская реформа…………………………..……14
Заключение………………………………………………………………………………………17
Список использованной литературы.…………………………………………………….…...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.3 Проекты Н.М.
Муравьева………………………………………………………
2 Реорганизация высших органов управления. ...………………………………………………11
2.1 Государственный
совет……………………………………………………………….
2.2 Императорская
канцелярия……………………………………………………
2.3 Сенат…………………………………………………………………
3 Система центральных учреждений. Министерская реформа…………………………..……14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы.…………………………………………………
Введение
Государственное управление как особая сфера деятельности в каждой стране имеет свои исторические условия формирования.
Теоретический и эмпирический материал, касающийся исследований сферы государственного управления, можно сгруппировать в несколько хронологических блоков.
Первый блок включает в себя довольно длительный период времени – с древних времен до начала XVIIв., когда государственной администрации как урегулированного правом института власти не существовало. Второй блок охватывает период охватывает период с XVIIв. до середины XIXв. и связан с формированием института государственной администрации и полицейского (административного) права. Третий блок представлен временным периодом со второй половины XIX в. до первых десятилетий XXв. и характеризуется дифференциацией гуманитарных и социальных наук, развитием собственно теории государственного управления. Четвертый блок это 20-е – 50-е годы XX в., когда развитие концептов теории государственного управления было связано с развитием теории организации. Пятый блок – вторая половина XX в. – начало XXI в., для которого характерно убеждение, что государственное управление должно стать самостоятельной научной дисциплиной, имеющей комплексный характер.
Одним из важнейших периодов становления государственного аппарата России приходится на начало XIX века. В этот период усложнившиеся задачи государства потребовали создания новых высших правительственных учреждений с более четкими подразделениями и функциями, результатом чего стало углубление специализации отдельных органов власти и управления.
В начале XIX века Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, включавшую обширную территорию от Балканского моря до Тихого океана. Численность населения и её мощь ставила Россию на одно из первых мест в Европе.
Развитие государственной системы России в первой половине XIX в. в основном проходило в русле, намеченном в XVIII в. Основными её характеристиками были дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата.
12 марта 1801 года в результате
государственного переворота
Государственное управление Российской империи к моменту вступления Александра на престол уже не отвечало потребностям государства и находилось в глубоком кризисе, особенно затронувшем центральные учреждения государственной власти. Большое количество разнообразных по своей структуре и назначению учреждений в совокупности составляли неповоротливый и плохо управляемый массив. Все эти учреждения, возникавшие на протяжении всего XVIII века и еще продолжавшие действовать к 1801 году, не сложились в централизованные отрасли управления. Противоречивым был и правовой статус многих учреждений, что порождало неопределенность вида этих учреждений, заключавшуюся в невозможности их юридической идентификации.
Назревшая необходимость реформы государственного аппарата вызвала проведение ряда административных преобразований.
Начало века ознаменовалось сменой коллегиальной форы управления министерской, вызвавшей усиление бюрократизации всего аппарата. Созданные реформой министерства и главные управления обособились в самостоятельные ведомства с более четкой по сравнению с коллегиями компетенцией. Порядком взаимоотношений с высшими и местными учреждениями и делопроизводством.
Актуальность темы настоящей работы определяется тем, что Российская Федерация на современном её этапе проходит также полосу реформ, и поэтому переосмысление опыта прошлого может оказаться полезным в предвидении последствий реформ современных.
Цель работы рассмотреть изменения, произошедшие в государственном управлении России в период реформ.
Объектом данной работы является государственное управление в России в первой половине XIX века. Предметов работы является изучение системы органов государственной власти в условиях разложения феодально-крепостнического строя.
1 Условия и проекты развития государственного управления
Состояние, методы управления отразили качество российской государственности, в условиях нестабильности которой окончательно утвердились на романовском престоле представители немецкой династической линии, стали возможны трагедии смены императоров. Павел I свергнут и убит в результате кровавого дворцового переворота 11 марта 1801 года с участием сына - наследника. Тень убитого отца преследовала всю жизнь Александра I. При восшествии на престол его брат Николай учинил невиданный доселе расстрел гвардейских полков - участников выступления 14 декабря 1825г., связанного с движением декабризма. Эта и другие жестокие акции Николая I по отношению к народу России сказались на режиме его управления страной, оставив ему в российской истории звание «Николая Палкина». Тяжелым грузом на систему управления давили массовые репрессии против прогрессивно мыслящих дворян, польских патриотов, участников солдатских и других народных выступлений.
Положение государственного управления и историческую ситуацию в целом обостряли многочисленные войны: с Францией, Турцией, Ираном, Швецией, развязанная Александром I в 1816 г колониальная изнурительная многолетняя Кавказская война, продолжавшаяся до 1864 г. Россия испытала в этих войнах и горечь поражения, и триумф побед. Войны, карательные европейские экспедиции усилили напряженность в деятельности органов государственного управления вплоть до административного ужесточения и чрезвычайных методов, сказались на социально-политической жизни российского общества.
Все заметнее становился диссонанс. Противоречие между качеством государственного управления и духовным, культурным подъемом, ростом национального самосознания, формированием новых идейных и политических ценностей в российском обществе.
Внутреннее и международное положение Российской империи, очевидный развал её административной системы, круговая безответственность, взяточничество, казнокрадство, беззаконие в органах центрального и местного самоуправления обострили потребность радикальной реорганизации системы власти и управления в целом, побудили к поискам более эффективного ее устройства. Обстановка, в которой они происходили, характеризовалась столкновением консервативной, либерально- модернистской и радикально-модернистской концепцией относительно судьбы управления. Эти поиски отразили формировавшиеся и все явственнее обозначавшиеся тогда три основных идейных общественно- политических направления, предлагавших варианты путей дальнейшего существования России.
Многочисленные проекты преобразования системы управления, её отдельных отраслей и звеньев, государственного строя создавались в секретной обстановке, в тайных кружка и обществах либерально и радикально настроенных дворянских кругов, по поручению императора. Разные по характеру и целям проекты воплотили новый уровень государственного мышления, осознанную жгучую потребность в новой организации власти и управления, адекватной новой исторической ситуации.
Концептуальностью, четкой системой предложений отличались проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, декабристов П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева. Общими для них являлось признание несоответствия системы власти и управления новому времени, неэффективность самодержавного управления, несостоятельности его феодально-крепостнических устоев, необходимости введения конституционных основ, всеобъемлющего упорядочения законности, создания всесословных представительных учреждений в центре и на местах, ведомственной системы по всей вертикали исполнительной власти, реорганизации устаревшей и пораженной пороками сферы управления, наделения сословий политическими и гражданскими правами.
1.1 Проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева
Статс-секретарь М.М. Сперанский вручил Александру I в октябре 1809 г. «Введение к уложению государственных законов», содержащее вместе с другими примыкающими к нему документами общий план государственных преобразований России, построенный концептуально в соответствии с определенной теорией исторического процесса. Предлагалось перестроить государственную систему на основании принципов законности, конституционности, разделения и сочетания функций законодательных, исполнительных, судебных органов власти, выборности представительных многосословных учреждений снизу доверху и чиновников . ответственных перед народом.
Исходя из приоритета законности, в образе правления, М.М. Сперанский обосновал необходимость «начертать план конституции», «определить разум коренных государственных законов», права державной власти, образ составления законов. Их силу и действие, политические и гражданские права различных групп населения. Составить государственное уложение, издать на этой основе новое «внутреннее политическое бытие России», верховную власть короны сочетать с системой управления из трех вертикалей учреждений, имеющих, земский, выборный характер: законодательная, исполнительная и судебная вертикаль.
Все вертикали управления замыкаются на Государственный совет, «в коем все они соединяются и через который державная власть на них действует и приемлет их действия». Этот орган предлагался в качестве особого высшего учреждения совещательного характера для предварительного рассмотрения исходящих от императора проектов законов, годовых смет доходов и расходов, а также для наблюдения за исполнением законов с цель упорядочения законодательства, но без вмешательства в функциональный надзор Сената. В Госсовете
централизовалась бы, таким образом, законодательная сфера. Он мог бы обеспечить единообразие юридических норм, исключить возможные противоречия в законодательных документах. Назначение Госсовета в том, чтобы объединять, согласовывать законодательные и иные действия всех высших государственных структур, наладить их правовое взаимодействие, выполнять роль связующего звена верховной власти монарха с её исполнительными структурами преимущественно в части утверждения законности в государстве.
Мыслился переход к державному, но не самодержавному управлению. К правильной и истиной монархии – представительной, но не самодержавной форме правления. Державную, верховную власть М.М. Сперанский толковал как выражение нравственных и физических сил народа, который представляет начало и источник государственности, стремится к достижению политической свободы. Державная власть есть соединение действий законодательных, судных, исполнительных сил, которые к ней восходят и то нее изливаются. Он исходил из необходимости и возможности установления строя с учреждением одинаково обязательных и равных законов для правителей, управляющих, управляемых.
«Государственная уставная грамота Российской империи» Н.Н. Новосильцева - оригинальный проект государственного устройства и управления на консервативно – умеренной основе с учетом польской (1815г.) и финляндской конституции (1810г), материалов М.М. Сперанского, первого опыта созданных недавно Госсовета и министерств. Пирамиду управления государством венчала неразделимая державная власть в лице государя – императора, который объявлялся верховным главой общего управления империей, единственным источником законодательной, политической, гражданской, военной власти, наделялся исключительным правом издавать, изменять законы, уставы, указы, повеления. Он возглавляет Госсовет, государственный сейм – новое представительное учреждение, Сенат, формирует их состав, назначает глав местных администраций, правит на основе конституции – Уставной грамоты Российской империи, в соответствии с которой должна строиться и функционировать вся система управления.
Проекты М. М. Сперанского и Н.Н.Новосильцев содержали предложения о либерализации власти и управления на началах законности, многосословности, выборного правительства.
1.2 Проекты П.И.Пестеля
Свой незаконченный проект П.И. Пестель назвал в память древнерусского свода «Русская правда или заповедная грамота великого народа российского, служащая для усовершенствования устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного Верховного правления». П.И Пестель предлагал следующую концепцию: основополагающим началом государственного управления становилось народное представительство, развивавшее древние отечественные традиции демократии, самоуправления, являющееся исходным фундаментальным фактором демократического устройства власти и управления на всех этажах государственного организма, обеспечивавшееся прямыми и непосредственными выборами всех структур власти и управления, чиновников и без ограничительных избирательных цензов.