История государсвенного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Первый блок включает в себя довольно длительный период времени – с древних вре-мен до начала XVIIв., когда государственной администрации как урегулированного правом института власти не существовало. Второй блок охватывает период охватывает период с XVIIв. до середины XIXв. и связан с формированием института государственной администрации и полицейского (административного) права. Третий блок представлен временным периодом со второй половины XIX в. до первых десятилетий XXв. и характеризуется дифференциацией гуманитарных и социальных наук, развитием собственно теории государственного управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..............3 1 Условия и проекты государственного управления…………………………………………….5
Проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева………………………………………..6
Проекты П.И.Пестеля…………………………………………………………………….....7
1.3 Проекты Н.М. Муравьева………………………………………………………………......9
2 Реорганизация высших органов управления. ...………………………………………………11
2.1 Государственный совет………………………………………………………………....…11
2.2 Императорская канцелярия……………………………………………………........….....12
2.3 Сенат……………………………………………………………………………….…….....13
3 Система центральных учреждений. Министерская реформа…………………………..……14
Заключение………………………………………………………………………………………17
Список использованной литературы.…………………………………………………….…...18

Файлы: 1 файл

контрольная по истории гос.управления.docx

— 56.91 Кб (Скачать файл)

Все шесть отделений канцелярии фактически представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения, и между ними существовала постоянная и глубокая  внутренняя связь. Канцелярия, таким образом, вполне может рассматриваться  как высший правительственный орган с самыми широкими полномочиями и важнейшими функциями.

2.3 Сенат

К началу века роль Сената уменьшилась. Были изменены функции, состав, статус Сената. Указ « О правах и обязанностях Сената» от 8 сентября 1802 года объявил сенат верховным местом империи, хранителем законов, указы которого должны исполняться всеми органами, должностными лицами, как собственные императорские. Сенату надлежало быть высшими административным, судебным, контролирующим органом, проводить сенаторские ревизии, наблюдать повсеместно правосудие. Власть его ограничена только императором, который назначал генерал – прокурора, действовавшего от имени императора, всех сенаторов. Ему подчинены высшие, центральные органы управления, в том числе созданные министерства, судебная система.

Реформа сената была предпринята для усиления самодержавного начала. Возрастание же роли Сената в духе восстановления его петровского статуса встревожило Александра I. В 1811 году  М.М. Сперанский предложил новый проект возвышения Сената: отделение правительственных функций от судебных, создание двух самостоятельных и авторитетных сенатов: правительствующего сената и  Сената судебного. Проект остался нереализованным, был остановлен процесс превращения Сената в высший административный, правительственный

орган. Сенат был подчинен Госсовету, были совмещены должности генерал-прокурора и министра юстиции, изменены функции департаментов. Его роль ограничена Комитетом министров, созываемым по важным государственным вопросам, совещаниям. Постепенно роль сената угасла, и он вновь превратился в высшее судебное учреждение.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. Отсутствием персональной ответственности также  отрицательно сказывалось на деятельности центрального аппарата. Во многих западноевропейских странах в это время уже действовали министерства. В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства.

3  Система центральных  учреждений. Министерская реформа

Наиболее значительными изменениями в начале XIX в. подверглась система центрального управления, действовавшая в XVIII в. на основе коллежского принципа, который перестал отвечать требованиям нового столетия, не обеспечивал необходимую централизацию и персональную ответственность чиновников. Необходимо было более глубокое, оперативное, централизованное исполнительное управление. Александр I предпочел конституции радикальную административную реформу, поддержал проект Н.Н.Новосильцева о создании министерской системы управления, предпосылки которой формировались в исполнительных структурах и обозначились на рубеже веков, отразив и министерские образцы других стран.

Манифестом 8 сентября 1802 года в России создавались первые восемь министерств: военно-сухопутных сил,  военно-морских сил, иностранных дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Два из них прежде не имели аналогов в Российской системе управления – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. К 1861 году министерств стало уже 9, а к 1917 -12.

Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское –военными морскими силами. В первой половине XIX в. два эти министерства были важнейшими в общей структуре министерств в Российской империи, и именно на них приходилась львиная доля государственного бюджета. Министерство иностранных дел ведало внешними отношениями; на Министерство внутренних дел – новое в структуре центральных учреждений - были возложены функции по организации и поддержанию общественного порядка, оно возглавляло всю систему полицейских органов станы. Другой его важной функцией было управление государственной промышленностью и строительством. Министерство юстиции осуществляло судебное управление, Министерство финансов должно было контролировать собираемость налогов, доходы и расходы государства. На Министерство коммерции была

возложена  задача содействия торгово-промышленному развитию государственного аппарата, а также контроль над деятельностью университетов, институтов, Академии наук, библиотек, музеев и типографий. Важнейшей задачей этого нового для России министерства было осуществление цензуры.

Достаточно эффективной была организация Государственного казначейства, в ведении которого находились вопросы кассового исполнения бюджета и выпуска казначейских билетов, а также создание ревизии государственных счетов – контрольного финансового органа. Были также образованны Главное управление путей сообщения. В ведении которого находились, в частности, вопросы  строительства железных дорог и Главное управление духовных дел различных вероисповеданий, с помощью которого государство пыталось контролировать деятельность церкви.

В течении всего этого периода существовал Синод, являвшийся высшим органом управления делами православной церкви. Постепенно Синод утратил важные хозяйственные функции, которые перешли к государственным чиновникам, и государство практически полностью подчинило себе церковь, как в плане организационном, так и административном.

В период с 1802 по 1812 гг. аппарат министров состоял из департаментов, функции которых заключались в сборе сведений по профильным направлениям, обработке собранной информации, подготовке справок, докладов и отчетов, разработке наиболее целесообразных решений по текущей ситуации, составление планов развития на будущее. Важнейшей задачей министерств была организация работы с подведомственными местными органами власти – министерские чиновники разрабатывали для местных исполнительных органов инструкции, в соответствии с которыми те строили свою работу, а также проводили регулярные проверки их деятельности. Важным структурным подразделением министерств были министерские канцелярии, в которых осуществлялось все делопроизводство. Возглавляли департаменты и канцелярии директора. Кроме того, в составе министерства имелся Совет при министерстве, и в эту особую министерскую совещательную коллегию  входили товарищи министра, т.е. его заместители и директора департаментов.

В своей работе с 1811 года министерства руководствовались специальным документом , подготовленным М.М Сперанским, - «Общим уложением министерств», в котором  министерства определялись как высшие органы исполнительной власти, власть министров – как высшая исполнительная. Министры назначались императором и подчинялись верховной императорской власти.  Кроме того,  министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о состоянии дел в своей отрасли.

Для решения межведомственных вопросов созывались совещания министров. С 1802 года по 1812 год  совещания проводились нерегулярно  и не имели постоянного организаци-

оного статуса. С 1812 года совещания министров были организационно и законодательно оформлены как Комитет министров. В его состав входили министры, а также председатели департаментов Государственного Совета, государственный секретарь и некоторые лица по особому назначению императора. Председатель комитета министров одновременно был и председателем Государственного Совета и назначался царем. Комитет министров рассматривал вопросы управления страной в целом, занимался подбором кадров для высших должностей в государственных структурах, рассматривал проекты новых указов, заключения по ним, отчеты министров  и предложенные ими законопроекты. Решение комитета министров получали силу после утверждения их императором. Итак, Комитет министров  являлся еще одним высшим законосовещательным органом Российской империи; суть его деятельности состояла в совещании царя с высшими чиновниками по вопроса, которые затрагивали интересы различных ведомств.

В целом образование министерств усилило централизацию государственного аппарата. Их преимуществами по сравнению с коллегиальной формой управления были значительно более высокая оперативность в делах управления и установления персональной ответственности руководства и непосредственных исполнителей, которым поручалось ведение конкретного дела. Кроме того были значительно расширены возможности канцелярий, выросло их влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе (кризис феодального строя, складывание в недрах феодальной формации капиталистического уклада). Специфическими чертами монархии была ее политическая гибкость (лавирование между реформами и военно – полицейскими методами управления), укрепление  внешней «законности» императорской власти и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического воздействия крепостнического государства. Усложнение задач государства вызывало необходимость создания ряда высших государственных учреждений с более четким функциональным назначением: Государственного Совета, Комитета министров, Императорской канцелярии, превращение Сената в высший орган суда и надзора. На рубеже XVII  и XIX вв. произошла смена коллегиальной формы управления на министерскую, которая вызвала усиление бюрократизации всего управленческого аппарата.

Российская система государственного управления при Александре I становится  более четкой и разветвленной, создается система органов вертикального отраслевого  управления – министерства заменяют коллегии, усиливается законность, создается высший совещательный орган – Государственный Совет, которому была передана значительная часть функций Сената.

Император Николай I, вступив на трон, оставался более верным самодержавию, хотя и допускал либерализм в тех случаях, когда это не подрывало власть. При Николае I была усилена карательная функция власти, Россия была разделена на жандармские округа, при Императорской канцелярии было учреждено III отделение, усилен полицейский надзор за печатью. Система жесткого бюрократизма, отчуждавшая власть от обществ, привела в конченом счет, к господству канцелярии, способному породить только послушных исполнителей, чиновников-формалистов, далеких от действительной жизни и не желавших никаких изменений. Эта бюрократического централизма стала главным препятствием на пути дальнейшего реформирования общества.

По моему мнению реформы, проводимые в первой половине XIX века, не изменили самодержавной сущности  управленческой системы России. Они  способствовали приспособлению политического строя России к новым социально-экономическим отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат. Реформы усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата, что отвечало задаче поддержания самодержавной власти.

Список  использованной литературы

1  Горинов М.М.История  России: с древности до наших  дней./ Горинов М.М – М.:   Высшая     

   школа, 1995г. -430с.

2  Игнатоа В.Г. История  государственного управления в  России: Учебник./Игнатов В.Г. – 

   Ростов -н/Д,2002г. – 311с.

3  Павленко Н.И., Андреев И.Л., Кобрин В.Б., Федоров В.А.История России с древнейших

     времен до 1861 года: Учебное пособие/ - М,2001г.- 412с.

  1. Семенникова Л.И. Россия а мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, изд. «Курсив»,  

     200г.- 359 с.

5  Пихои Р.Г., Тимофеева  П.Т. Судьбы реформ т реформаторов  в России: Учебное пособие /

     -М., 1999г.-257с.

6  Тюкавкин В.Г. «История  России XIX век» Москва, изд. «ВЛАДОС», 2001г.-359с

7  История государственного  управления в России. Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К.

     -3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана,2007г.-319с.

8  История государственного  управления и государственной  службы России. Под ред.

    Ежова М.В. –  Спб.: Ленинградская областная организация  общества «Знание», 2004г- 239с


Информация о работе История государсвенного управления