Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 13:24, реферат
Реферат на тему становления Индии как государства
Археология
Археологические находки в Индостане и на прилегающей территории свидетельствуют о том, что первобытный человек обитал там уже в палеолите. Наиболее древние предметы материальной культуры – грубые клинообразные орудия, или чопперы, относят к культуре досоан (ранний, или нижний, палеолит). Они были найдены на севере Индии в гравийных отложениях ледникового времени среднего плейстоцена. Артефакты более позднего времени, т.н. раннего соана, включают грубозаостренную гальку, отщепы и примитивные, обработанные с двух сторон каменные топоры грушевидной формы. Они найдены в отложениях плювиального периода среднего плейстоцена и относятся к раннему соану (ранний или средний палеолит).
Небольшие
отщепы и орудия из гальки обнаружены
на поверхности в долине р.Соан в
районе Равалпинди (Пакистан). Скребла,
ножи и вкладыши из агата, кремня и
халцедона вскрыты в
На территории Индии широко распространены микролиты (орудия труда небольших размеров). В принципе техника микролитов могла развиваться на месте, однако она обнаруживает большое сходство с капсийской культурой Восточной Африки, поэтому не исключено, что последняя распространила свое влияние через Аравию. Микролитические орудия обнаружены в Западной, Центральной и Южной Индии. Они представлены небольшими (1–8 см) каменными пластинами геометрической формы, использовавшимися в качестве наконечников стрел и вкладышей в деревянные или костяные рукоятки. Встречаются также небольшие ножи-скребла. Микролитическая техника датируется мезолитом, и в Центральной Индии она сохранялась вплоть до энеолита (халколита), когда начали выплавлять медь. Наиболее известна многослойная стоянка Лангнадж (шт. Гуджарат), включающая мезолитическую и переходные к неолиту культуры. На основе костных остатков животных и рыб в мезолитических слоях судят о том, что на начальном этапе существования этой стоянки человек занимался в основном охотой и рыболовством (не исключено также собирательство). Кроме того, имеются свидетельства, что первобытные люди занимались ручным изготовлением керамических изделий. На последнем этапе мезолита уже наметился переход к земледелию и появился гончарный круг, о чем свидетельствуют находки цветных керамических изделий, украшенных геометрическим орнаментом или стилизованными изображениями животных. Известны также мезолитические стоянки на юге Индии (в окрестностях Тинневелли) и на востоке (Бирбханпур в Западной Бенгалии). Интересно, что в то время, как на юге ок. IV тыс. до н.э. население мезолитических стоянок занималось рыболовством и охотой, на севере, в Синде, развивались оседлые земледельческие культуры. Хронологические рамки мезолита Индии оцениваются в X–IV тыс. до н.э.
Первые производящие культуры
Скотоводство
и земледелие в некоторых районах
Индостана появились довольно рано,
в конце мезолита (ок. VI тыс. до н.э.),
и получили широкое развитие в
неолите. Например, имеются данные,
что в долине Кветты в Белуджистане
(Западный Пакистан) в неолите, ок. 5100
до н.э., выращивали пшеницу и ячмень.
Возможно, был одомашнен крупный
рогатый скот. Вероятно, в отдельных
местах жители с помощью каменных
дамб собирали или отводили воды сезонных
паводков. Развитие неолитических культур
на Индостане происходило
В
начале III тыс. до н.э. сельские общины возникали
на равнинных территориях в
Хараппская цивилизация
Хараппская цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км.
Мохенджо-Даро и Хараппа. В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе – оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища (в Хараппе – рядом с рекой, в Мохенджо-Даро – в цитадели).
В
цитадели Мохенджо-Даро обнаружены также
сооружения для проведения ритуальных
церемоний, священный водоем, дворцовые
постройки и расположенные по
бокам от них залы приемов. Город
Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную
планировку. Его примечательной особенностью
является развитая система канализации.
Трубопроводы для сточных вод
строились из обожженного кирпича.
Дома, как правило, кирпичные, с двориком
в центре, стояли очень тесно. Они
имели удобную планировку. Во многих
домах были ванные комнаты с полами,
выложенными тщательно
Регулярная городская застройка характерна и для меньших по размеру городов Хараппской цивилизации, например небольшого морского порта Лотхал на плоском побережье Камбейского залива. Здесь также были прямые улицы с домами, выстроившимися вдоль красной линии, и искусная система канализации. В порту был построен кирпичный причал.
Эти города в период расцвета преуспевали, по-видимому, благодаря развитию земледелия и торговли. Имеются сведения, что население занималось выращиванием пшеницы, ячменя, проса, гороха, сезама, кунжута, хлопчатника, дынь. В Хараппе рядом с зернохранилищами находились ряды площадок для обмолота зерна, а к ним примыкали сомкнутые ряды бараков, что может свидетельствовать о применении рабского труда. В Мохенджо-Даро также обнаружены постройки барачного типа, но их назначение менее определенно. В годы расцвета центры Хараппской цивилизации развивались по единому принципу. К сожалению, наводнения, неоднократно происходившие на протяжении многих веков, уничтожили следы системы искусственного орошения и противопаводковых сооружений в долине Инда.
Неизвестно,
были ли города Мохенджо-Даро и Хараппа
взаимодополняющими и конкурирующими
центрами единой «обширной империи».
Тем не менее складывается представление,
что Хараппская цивилизация отличалась
удивительной однородностью во всех
основных сферах жизнедеятельности. Только
на периферии этой цивилизации в
более поздние времена
Резные печати
Наиболее
примечательными из типичных для
Хараппской цивилизации изделий
являются уникальные резные печати. Обычно
они изготавливались из стеатита
и имели квадратную форму (иногда
круглую). Печать вставлялась в ручку.
На лицевой стороне имелись
Скульптура
Из тех немногих скульптурных произведений, которые сохранились до нашего времени, самое интересное – поясной портрет «бородатого жреца», выполненный в половину натуральной величины. Его плащ украшен рисунком трилистника (клевера), что, по-видимому, имело сакральное (возможно, астрологическое) значение.
Орудия и украшения
В
качестве орудий труда и оружия жители
долины Инда использовали простые изделия
из меди или бронзы с низким содержанием
олова: плоские ножи, копья, плоские
топоры без гнезда для рукоятки,
которые давно уже были известны
в Западной Азии. Широко применялись
примитивные лезвия из кремня, отколотые
от приготовленных для этого стержней
с незначительной последующей обработкой
или без нее. Украшения делали
из золота, серебра, меди или фаянса,
реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана,
а также бирюза из северо-восточной
Персии. Другие материалы доставлялись
издалека, даже из Южной Индии. Отдельные
предметы из долины Инда, встречающиеся
при раскопках городов в
Религия
Многочисленные
выполненные из терракоты фигурки
женщин, обнаженных, но с украшениями,
свидетельствуют о широко распространенном
культе богини-матери, а статуэтки
беременных женщин или женщин с детьми
– о культе плодородия. Полированные
камни высотой до 60 см, возможно,
использовались в обрядах, предвосхищавших
фаллический культ. На трех печатях
из Мохенджо-Даро изображены сидящие
фигуры в головных уборах с рогами,
а на двух – с тремя лицами,
которые рассматриваются
Письменность
Хараппская письменность, представленная символами на печатях и гончарных пластинах, полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-либо развилась в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не обнаружено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку – и слева направо. Однако даже общий смысл многих сотен примеров таких записей пока неясен.
Погребения
В Хараппской цивилизации не было мрачных «царских погребений», характерных для Ура в Месопотамии. Как правило, покойника хоронили в вырытой могиле головой к северу. Погребения людей среднего достатка содержали от 15 до 20 горшков и личные вещи – браслеты из ракушек, ожерелья, ножные браслеты из стеатитовых или глиняных бусин, медные кольца или серьги, медные зеркала. В то же время обнаружены две необычные могилы: одна выложена сырцовым кирпичом, в другой находился продолговатый гроб из розового дерева с крышкой из гималайского кедра. В Лотхале, у Камбейского залива, захоронения (возможно, несколько более позднего времени) включают три двойных погребения, что может означать зарождение индийского обычая «сати» (самосожжения вдовы).
Упадок и нашествие ариев
Заключительный этап Хараппской цивилизации, вероятно, в разных регионах протекал неодинаково. Цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в гимнах Ригведы, самом раннем индийском литературном памятнике. Из них можно узнать и о том, как арии осаждали местные укрепления, по-видимому, города Хараппской цивилизации. Определенно известно, что конец Мохенджо-Даро был кровавым, и повинны в этом, вероятно, арии. В различных местах Мохенджо-Даро найдены беспорядочные скопления скелетов мужчин, женщин и детей (некоторые со следами ран от мечей или топоров). По всей вероятности, город был взят штурмом, а наступавшие двинулись дальше.
В
тот период кочевники-арии еще не
перешли к оседлости, так что
такого рода налет вполне соответствовал
их образу жизни. Однако независимо от
того, была ли трагическая гибель Мохенджо-Даро
(и других городов в долине Инда)
делом рук ариев, существуют убедительные
свидетельства, что к этому моменту
город уже находился в