История Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Реферат на тему становления Индии как государства

Файлы: 1 файл

История Индии.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

  Переходный  период на юге

  Иная  судьба сложилась у южной ветви  Хараппской цивилизации, распространившейся вдоль побережья Аравийского  моря и защищенной с севера пустыней Тар и обширными солончаками  Качского Ранна. Там, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично прошла через  промежуточные фазы, перерастая в  культуры-преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II – начала I тысячелетия до н.э.

  Цивилизация в долине Инда сменилась своеобразным культурным безвременьем, в то время  как на юге наблюдалась определенная трансляция прежней культуры. В самой  Хараппе среди развалин торчат остовы зданий, грубо сложенных из вторично использованных кирпичей. В городе Чанху-Даро, в долине Инда в 130 км к  юго-востоку от Мохенджо-Даро, хараппское население сменилось поселенцами, принадлежавшими к культуре Джхукар, стоявшей на более низкой ступени  развития. Они делали грубые глиняные изделия и пользовались круглыми печатями-пуговицами из керамики или  фаянса с ячеечным рисунком, похожими на печати II тысячелетия до н.э., найденными на севере Ирана и на Кавказе. Через  некоторое время этих жителей  сменили другие поселенцы, т.н. культуры Джхангар. Отдельные находки бронзовых  и медных изделий в Сулеймановых горах (Западный Пакистан) и горах  Белуджистана напоминают кавказские и  иранские формы, а каменные могильные  пирамиды содержат предметы, имеющие  сходство с иранскими примерно 10 в. до н.э. Имеются свидетельства  проникновения предметов материальной культуры из Анатолии и с запада, т.е. со стороны вторжения ариев.

  Позже в долине Ганга и Джамны появилась  своеобразная медная и бронзовая  индустрия, вслед за которой уже  в первой половине I тыс. до н.э. возникли первые в этом регионе города.

  Энеолитические  культуры Центральной  Индии

  Неваза  и Махешвар. Тем временем вдоль  рек прибрежных районов Катхиавада и Саураштры возник ряд энеолитических культур, находившихся в стадии перехода от сельских общин к более высоким  формам организации. Промежуточное  положение между культурами центральных  и западных районов занимает поселение  в Невазе, на берегу р.Правара, в 55 км к северо-востоку от Ахмаднагара. Здесь была построена большая  деревня, состоявшая из хрупких строений, которая неоднократно перестраивалась  в период 1500–900 до н.э. Жители занимались пастбищным скотоводством и земледелием, в числе возделывавшихся культур  был и рис. Они плавили медь, из которой делали простые резцы, браслеты и бусы, но шире всего использовались полированные каменные топоры и микролиты, изготовленные из халцедона, агата  и кремня. Микролиты представлены лезвиями, часто легкой вторичной  обработки, а иногда и без нее. Встречаются серповидные, треугольные, трапециевидные микролиты, вероятно, вставлявшиеся  в сделанные в дереве или кости  углубления и являвшиеся частью составного орудия. Керамические изделия изготавливались  на гончарном круге: это сосуды с  красными носиками, украшенными черным штриховым или треугольным орнаментом по бордюру, иногда с изображениями  собак, диких козлов и других животных. Погребения (найдены преимущественно  детские) производились в урнах  и часто помещались под полом  жилища.

  Поселения подобного типа во множестве возникали  по берегам крупных рек в Центральной  Индии, и некоторые из них просуществовали  до середины I тыс. до н.э. Поселение  в Махешваре, где находилась главная  переправа через р.Нарбада в  ее среднем течении, уже приближалось к статусу города, когда туда, как и в другие районы Центральной  Индии, в 500 до н.э. или несколько позже  начали проникать элементы гангской цивилизации железного века.

  Протоисторические цивилизации 

  Гангский  железный век

  Когда и каким образом возникла великая  цивилизация Гангской долины, до сих  пор не известно. Индийская история, о чем свидетельствуют религиозные  и литературные источники, начинается с завоевания Гандхары (Северо-Западная область) и средней части долины Инда персидским государством Ахеменидов во второй половине 6 в. до н.э., т.е. незадолго  до рождения Будды. Этот период слабо  документирован вплоть до вторжения  Александра Македонского в 327 до н.э. и  последовавшего основания великой  династии Маурьев в долине Ганга.

  К этому времени на берегах Ганга, Джамны и их притоков выросли города, которые либо существуют и поныне (например, Варанаси), либо разрушились  и превратились в холмы. В Хастинапуре, в верховьях Ганга, раскопан один из таких холмов, археологические  находки которого относятся к  началу I тысячелетия до н.э. Город, вероятно, был построен из глины и сырцового  кирпича ок. 500 до н.э., перед самым  появлением железа. Его жители пользовались медными изделиями и умели  делать массивную серую керамику, украшенную черным линейным орнаментом, которую археологи называют «серой расписной керамикой». Такая керамическая посуда была распространена в долине Ганга и за ее пределами в первой половине I тысячелетия до н.э., главным  образом в эпоху меди, но оставалась в употреблении и после появления  железа. Около 500 до н.э. ее вытесняет  прочная черная или стального  цвета посуда с блестящей поверхностью («северная черная шлифованная керамика»), типичная для гангских поселений  и регионов их влияния, которая встречается  до 2–1 в. до н.э. С появлением черной посуды сырцовые кирпичи в основном сменяются обожженными, а начало чеканки монет (несомненно, под влиянием Персии) свидетельствует о развитии торговых связей.

  Каушамби  и Уджаяни

  Трудно  себе представить более впечатляющие свидетельства этого созидательного периода, чем развалины Каушамби на берегу Джамны, приблизительно в 50 км от Аллахабада. Над равниной вокруг развалин на высоту до 9 м поднимаются  укрепления протяженностью 6,5 км. Земляной крепостной вал обложен с внешней  стороны внушительным слоем обожженного  кирпича и через правильные интервалы  усилен мощными бастионами. Он построен ок. 500 до н.э. или несколько ранее, когда город был столицей Ватсы  – царства, упоминаемого в буддийских источниках. Проводившие раскопки археологи  обнаружили великолепные кирпичные  здания и множество ремесленных  изделий, свидетельствующих о богатстве  этого торгового и административного  центра на речной магистрали.

  Еще одним значительным городом той  эпохи был Уджаяни (совр. Удджайн), один из семи священных городов Индии, который располагался на периферии  Гангской цивилизации в предгорьях Центральной Индии. Он стоял на основном пути от северных равнин к плоскогорью  Декан и к западному побережью  Индии и одно время был столицей царства Аванти, также упоминаемого в буддийских источниках. Город окружен  высокими земляными валами протяженностью 1,5 км, укрепленными бревнами у крутых берегов р.Сипра, и со стороны  суши защищен глубоким рвом. Валы, вероятно, построены в начале железного  века, почти одновременно с укреплениями Каушамби. Внутри укреплений сгрудились дома из камня и обожженного кирпича. Улицы, вымощенные связанным глиной булыжником, регулярно ремонтировались.

  Раджагриха

  По  мере продолжения археологических  раскопок все больше выявляется богатство  городов северных равнин и окружающих их территорий в последние столетия до н.э. В предгорьях к югу от Патны, в Бихаре, сохранились развалины  знаменитой Раджагрихи, столицы древнеиндийского государства Магадха. Его каменные укрепления, сложенные из крупных  необработанных и не скрепленных  раствором камней, с огромными  бастионами четырехугольной формы  имеют протяженность не менее 40 км. Подобные укрепления свидетельствуют  о том, насколько важна была Раджагриха, с которой в 5 в. до н.э. были связаны  имена Будды и Махавиры.

  Период  после похода Александра Великого

  Результаты  греческих завоеваний

  В буддийской литературе сообщается, что  на территории между Гималаями и  горами Виндхья в то время существовали 16 суверенных государств. Среди них  в начале 6 в. до н.э. выделялось царство  Кошала (впоследствии историческая область  Ауд), затем постепенно на первый план вышло царство Магадха (совр. Бихар). Махавира и Будда, основатели джайнизма  и буддизма, принадлежавшие к касте  воинов-кшатриев, развернули свою деятельность в то время, когда царь Бимбисара (544–493 до н.э.) правил в Магадхе. Купцы  из Южной Индии, которые вели с 7 в. до н.э., а возможно и раньше активную торговлю на море, установили контакты с Вавилоном (предположительно, также  с Индонезией и Филиппинами).

  Долина  Инда стала провинцией Персидского  царства примерно в 518 до н.э., но вновь  обрела независимость перед вторжением Александра Македонского в Индию  в 326 до н.э. Завоевание Северо-Западной Индии Александром Македонским  было кратковременным эпизодом в  истории. После смерти Александра к  западу от Индии образовались греческие  государства, упрочились контакты Индии  с Западом, начавшиеся еще при  персидских правителях из династии Ахеменидов.

  Империя Маурьев

  В молодости Чандрагупта Маурья, основатель первой империи Маурьев в Северной Индии, возглавил выступление против греческих войск, вторгшихся в Пенджаб. Чандрагупта находился на престоле примерно с 322 по 298 до н.э. и своими политическими  успехами во многом был обязан своему главному министру брахману Каутилье, которому приписывают авторство  трактата о принципах индийской  политики –  Артхашастра. Чандрагупта завоевал Пенджаб вскоре после смерти Александра Македонского. В 321 до н.э. он сверг и убил своего кровного родственника Дхана Нанду, правившего государством Магадхи. Заняв его место, он установил господство над всей Северной Индией. Затем Чандрагупта нанес сокрушительное поражение правителю Западной Азии Селевку I, одному из преемников Александра Македонского. На протяжении более 100 лет, начиная с 325 до н.э., династия Маурьев сохраняла контроль почти над всей Индией, кроме ее крайнего юга.  

  Ашока, внук Чандрагупты, правил примерно в 273–232 до н.э. После завоевания государства  Калинга Ашока отказался от действий с позиций силы, принял буддизм  и энергично пропагандировал  его принципы. Он считал, что государственные  границы следует расширять только путем мирного распространения  буддизма (эта политика получила название дхармавиджая). Стремясь сохранить  чистоту буддизма и авторитетно  истолковывать его каноны, Ашока  провел в столице империи Паталипутре (Патна) монашеский собор. Он делал акцент на этические нормы поведения  и особенно настаивал на необходимости  проявления терпимости по отношению  к другим верованиям. Во время правления  Ашоки расцвели искусство и зодчество.

  По  свидетельству Мегасфена, посла  Селевка, одного из наследников Александра Македонского, Паталипутра протянулась  на 15 км вдоль южного берега Ганга. Она  была окружена деревянным частоколом с бойницами для лучников, 570 башнями  и 64 воротами. В царском дворце были парки, тенистые рощи с павлинами  и фазанами, великолепные бассейны. Археологам удалось обнаружить частокол и каменную кладку в персидском стиле.

  Последующие вторжения на Индостан

  После смерти Ашоки империя распалась. Спокойствие малых государств, возникавших  на развалинах прежней империи, нередко  нарушалось вторжениями греков, саков, парфян и, наконец, кушанов.

  Властитель  Пенджаба во 2 в. до н.э. Менандр, имевший  греческие корни, отождествляется  с правителем Милиндой в буддийском труде Вопросы Милинды. На кушанских  монетах были выбиты рельефные изображения  индуистских богов, а некоторые  чужеземные предводители получали индийские  имена, например Васудэва. Величайший из кушанских царей Канишка (правил на рубеже 2–1 вв. до н.э.) созвал последний  буддийский собор и покровительствовал знаменитому буддийскому поэту  Ашвагхоше, а также Чараке, автору руководства по индийской медицине. В этот период буддийская скульптура развивается под влиянием греко-римских  традиций, о чем свидетельствуют  достижения гандхарской школы изобразительного искусства.

  Южноиндийские государства

  На  плоскогорье Декан в Южной  Индии вскоре после смерти Ашоки  сложилось мощное независимое государство  Андхра (ок. 230 до н.э. – 230 н.э.), во главе  которого стояла династия Сатаваханов. Эти правители посылали свои войска на север и захватили Удджайн, разделив в итоге плато Малва  с правителями из династии Шунга, преемниками империи Маурья. Позднее  Сатаваханы вели с переменным успехом  войны с сакскими сатрапами в  Гуджарате и Малве. Легенды о  знаменитом Викрамадитьясакари, неустрашимом враге саков (шаков), по-видимому, относятся  к ранней стадии этих вооруженных  столкновений. Несомненно, эра Викрама, начавшаяся в 57 до н.э., и эра Саков, начавшаяся в 78 н.э., тоже были связаны  с этой борьбой. Правители государства  Андхра следовали практике ведических жертвоприношений и поощряли развитие литературы и искусства. При них  процветал буддизм, замечательные архитектурные памятники (ступы, храмы и монастыри) высекались в скалах Западных Гат и сооружались из кирпича и камня в дельтовых областях Годавари и Кришны. Сатаваханы, называвшие себя «властителями трех океанов», имели военный флот. Их подданные не только вели торговлю с дальними заморскими странами, но и основывали там поселения, особенно в Юго-Восточной Азии.

  На  крайнем юге Индии существовали три государства – Чера, Чола и Пандья. Превосходные текстильные  изделия и черный перец из Южной  Индии и специи из Восточной Индии  вывозились в обмен на вина, золото и серебро еще на заре существования  Римской империи. Эта торговля продолжалась, пока приток предметов роскоши и  отток благородных металлов не вызвали  серьезной озабоченности на Западе. В тамильской литературе, зародившейся в начале новой эры, если не раньше, отразился разнородный характер этой части Индии: городов, деревень и морских портов; правителей, знати  и простого народа; ремесел и торговли.

  «Золотой  век» Индии 

  Североиндийская империя Гупта. Государство Гупта  в 4–5 вв. н.э. включало почти всю территорию Северной Индии и открыло новую  яркую страницу в истории региона. Самудрагупта (ок. 330 – ок. 375) был  знаменитым завоевателем, поэтом и  музыкантом; выбранный им в качестве наследника Чандрагупта II продолжил  дело отца и принял титул Викрамадитья.

  Эти два царя правили с 330 по 415. Китайский  паломник Фа Сянь, много путешествовавший по их владениям, сообщает о материальном достатке жителей и умелом управлении страной при Гуптах.  Васубандху, известный буддийский мыслитель и грамматист, и  Калидаса, величайший индийский поэт и драматург, жили и творили именно в ту эпоху, когда главным пуранам была придана более современная форма. Такие ученые, как Арьябхата и Варахамихири, внесли выдающийся вклад в математику и астрономию. Наланда (совр. шт. Бихар) стала крупным центром просвещения в масштабах всей Азии. Сидящий каменный Будда в Сарнатхе, железная колонна в Дели, медный Будда из Султанганджа, великолепной чеканки золотые монеты (одна из которых была обнаружена даже на Яве) и настенная роспись пещерного буддийского монастыря Аджанта (совр. шт. Махараштра) служат образцами культуры той эпохи. Влияние искусства Гупты прослеживается в Индокитае и Индонезии, подтверждая интенсивность былых контактов.

Информация о работе История Индии