История Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 13:24, реферат

Описание работы

Реферат на тему становления Индии как государства

Файлы: 1 файл

История Индии.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

  Вторжение гуннов

  При пятом правителе династии Скандагупте (455–467) империя впервые начала испытывать давление «белых гуннов», или эфталитов, проникавших с северо-запада. Эти  племена покорили Пенджаб в конце 5 в., их набеги свели территорию государства  Гупта до размеров второстепенного  княжества. Мощь гуннов была подорвана  незадолго до середины 6 в. совместными  усилиями Яшодхармана из Малвы и  Нарасимхагупты Баладитья, отпрыска императорской  династии.

  Государство Харши в Северной Индии. В конце 6 – начале 7 вв. в северной части  Индии главенствовали три державы: поздних Гуптов на востоке, Маукхари в центре и Вардханов на западе. Все они продолжали воевать с  остатками гуннских объединений. Харшавардхану (ок. 590 – 647) удалось объединить владения своих предшественников из рода Харша  и земли государства Маукхари. Этот монарх оказался талантливым военачальником, администратором и литератором, покровительствовал знаменитому прозаику Бана, писавшему на санскрите, и был  другом и почитателем дарований  Сюань-цзана, опытного китайского законоведа, который посетил Индию и оставил  подробное описание своего путешествия. К 612 Харша добился полной власти над Северной Индией и сохранял ее до самой смерти в 647. Его попытки  распространить свое влияние на Декан  отразил могущественный правитель  из династии Чалукья Пулакешин II.

  События на юге

  Тем временем на Декане после Сатаваханов  сменились несколько династий. Самыми известными из них были Вакатаки на севере, Кадамбы на юго-западе и последовательно  сменявшиеся Икшваку, Салайкайны и  Вишнукундины на востоке Декана, а  также Паллавы к югу и западу от них. Буддизм вступил при Икшваку  в 3 в. н.э. в период расцвета, в это  время усиливаются контакты с  Цейлоном, а также с индийскими колонистами в странах азиатского Востока. Джайнизм расширил область  своего влияния в западном Декане и Тамилнаде к 6 в.

  Чалукьи из Бадами, Паллавы из Канчипурама  и Пандьи из Мадурая были ведущей  силой на юге Индии в 6 в. Подчинить  себе весь Декан удалось Чалукья. Пулакешин II (ок. 608–642), выдающийся военачальник того времени, обменивался посольствами с персидским царем Хосровом II. Граница  между государствами Паллавов и  Пандья пролегала по р.Кавери, и такое  положение сохранялось до середины 9 в. Только наместники Чалукья в  Гуджарате (провинция Лата) и восточном  Декане (провинция Венги) сумели образовать независимые государства, в которых  правили побочные ветви династии. Сама же она в Бадами была свергнута  в середине 8 в. Дантидургом, основателем  державы Раштракутов, которые занимали престол в течение примерно двух столетий. Раштракуты были известны купцам из Аравии как династия Балхара (что  считают арабским искажением санскритского  Валлабхараджа, «господин раджей»). Эти купцы селились в портах и  городах империи и далее к  югу на Малабарском побережье. Они  являются предками моплов, мусульман, проживающих в штате Керала.

  В этот период на Декане процветали торговля, литература и искусство. Санскрит повсюду  пользовался почетом, способствуя  обогащению и развитию языков местного населения. Король Дурвинита из вассальной майсурской династии Ганга писал и на санскрите, и на каннаде; Махендраварман I Паллава в равной мере обладал талантами писателя, архитектора, музыканта и художника. Высеченные в скалах или сооруженные из камня и кирпича храмы, а также скульптуры того времени отличаются высокими художественными достоинствами. Бадами, Паттадакал, Эллора и Аджанта, Мамаллапурам («Семь пагод») и Канчипурам были самыми важными очагами развития искусства. В стране тамилов сильный протест против джайнизма и буддизма вылился в широкое движение – бхакти, которым руководили «святые» – наянары и альвары, как называли тех, кто поклонялся соответственно богам Шиве и Вишну. Экспрессивные песни участников движения бхакти вошли в сокровищницу тамильской литературы. В этот период творили крупнейшие индийские философы Кумарила и Шанкара.

  Подобного типа политические структуры и культура успешно развивались на юге Индии  с 9 по 13 вв. Раштракуты из Маньякхеты (Малкхед, к западу от Хайдарабада) уступили трон Чалукья, которые восстановили свои позиции в 973 после более чем 200-летнего  отлучения от престола и перенесли  столицу в Кальян, расположенный  в 80 км к северу от Маньякхеты.

  При дворе Викрамадитья VI (1075–1125) из династии Чалукья находились правовед Виджнанешвара, автор индуистского свода законов  Митакшара, и поэт Билхана, который  сочинял пространные поэмы на санскрите о жизни государя. На землях тамилов Чолы из Танджавура пришли к власти в середине 9 в., построив свою империю на развалинах держав Паллавов и Пандья. Они утвердили  свое господство над всей территорией  к югу от р.Тунгабхадры, включая  Мальдивские о-ва и Цейлон (Шри-Ланка); примерно с 1000 их протекторатом стала  также область Венги на востоке  Декана, находившаяся под управлением  восточной ветви Чалукья.

  Раджараджа I (ок. 985–1014) и его сын Раджендра I (ок. 1014–1044) были самыми видными представителями  династии Чолов. Они впервые в  истории осуществили политическое объединение всей Южной Индии  и успешно боролись с Западными  Чалукья из Кальяни, чьи владения находились к северу от долины р.Тунгабхадры. Империя Чолов создала сильный  военно-морской флот и контролировала пути через Индийский океан, эффективно вмешиваясь в дела государства Шривиджайя на Суматре. Император-отец возвел в  Танджавуре Большой храм – превосходный образец южноиндийской архитектуры, а сын создал копию этого храма  во вновь отстроенном среди дикой  природы в округе Тируччираппалли  городе Гангайкондачолапурам. Таким  образом была отмечена годовщина  похода к берегам Ганга. Чолы основывали больницы и учебные заведения  и внесли весомый вклад в ирригационное  строительство и организацию  общественных работ. Главные произведения тамильской литературы так же, как  и наиболее древние из дошедших до наших дней комментариев к ведам, были созданы при Раджарадже I и  Раджендре I.

  Северная  Индия после распада империи  Харши. После кончины Харши в 647 политическая обстановка в Северной Индии обострилась, и в жизнь  ее северо-восточных районов эпизодически вмешивался Тибет. Это открыло путь для распространения буддизма в  Тибете. В дела Центральной Азии включился Кашмир, упрочивший в начале 8 в. контакты с Китаем, в то же время  его политические амбиции распространились и на Индию. Казалось, что вернулся век кушанского царя Канишки, с той  разницей, что кашмирские правители  получали формальную санкцию на власть от китайских императоров. Однако такое  положение продолжалось недолго, и  Кашмир вновь занял свою обычную  нишу как пограничная область  Индии. Синд и некоторые сопредельные территории в Пенджабе были завоеваны  арабами в 712 и получили статус провинции  Багдадского халифата. Вскоре они  превратились в два по существу самостоятельных  княжества, лишь номинально подчинявшихся  халифу. В итоге вторжение арабов осталось кратковременным эпизодом, не имевшим серьезных политических или культурных последствий, а попытка  арабов продвинуться дальше на юг была успешно отражена гуджаратскими  Чалукья. В остальное время Северная Индия оставалась разделенной между  раджпутскими государствами, которые  нередко конфликтовали друг с  другом.

  Династия  Гурджаров, господствовавшая в Канаудже (совр. Фаррухабад), сумела создать сильное  государство в 820–1020, а следующей  по мощи династией стали Парамары, правившие в Малве. Раштракуты и  деканские Чалукья эпизодически совершали походы на север и вмешивались  в дела находившихся там держав. Чанделлы из Бунделкханда, Гахадвалы  из Бенареса и Канауджа, где они  сменили Гурджаров, и Чауханы (Чахаманы) из Самбхара и Аджмера в Раджпутане впоследствии тоже превратились в могущественных правителей. В конце 12 в. они тщетно сопротивлялись окончательному подчинению Хиндустана мусульманским завоевателям. Одновременное существование в  Индии многих государств и наличие  противоречий между ними отнюдь не были серьезным препятствием для  взаимообогащения культур. Храм Мартанд  в Кашмире и храмовый комплекс в Кхаджурахо в Центральной Индии  служат наглядными свидетельствами  архитектурных достижений того времени.

  Непал, еще одно важное государство на границе  индийского мира, приобрел первостепенное значение как узловой пункт для  передачи достижений индуистской культуры в другие области Азии. Бенгалия и Бихар представляли собой достаточно обособленный мир во время возвышения династии Палов в 8 в. Палы были связаны  с тантрийским буддизмом, переживавшим тогда подъем, и поддерживали тесные контакты со знаменитым монастырем в  Наланде. Документально подтверждаются их заморские контакты с некоторыми районами Индонезии.

  Индия под властью тюрков и моголов 

  Делийский султанат. Серьезную угрозу для индусского общества создало нашествие тюрков в 11 в. Эти закаленные в боях воины, приняв ислам, сочли своей обязанностью борьбу с иноверцами. Строгое следование мусульманским канонам означало, что побежденным предоставлялся выбор между обращением в ислам, смертью или рабством. Вскоре отношение  к «неверным» смягчилось, и упор был перенесен на специальный  подушный налог – джизию. Первую мечеть в Дели построили в 1198 на месте  индуистского храма, и арабские надписи  на стенах указывают, что для ее сооружения использовались материалы 27 языческих  культовых объектов. После разграбления мусульманами Наланды там не осталось в живых ни одного монаха.

  Газневидское  государство, выросшее из возникшего в 962 небольшого княжества, распространило свою власть на территории Индии при  своем третьем правителе, тюрке  Махмуде Газневи (971–1030), принявшем  титул султана. Махмуд совершил несколько  завоевательных походов к юго-востоку  от р.Инд и присоединил Пенджаб. Спустя 150 лет государство Газневидов распалось, его области Газну  и Пенджаб вошли в состав государства  Гуридов, основанного таджикской династией. Мухаммед Гури активно приступил  к покорению Индии. Несмотря на поражение  в 1191, ему удалось два года спустя на том же поле боя одержать победу и завоевать все североиндийские  области вплоть до Бенгалии. Столица  государства была перенесена в Дели.

  После кончины в 1206 Мухаммеда Гури его  держава продолжала доминировать на севере субконтинента на протяжении 13 в., а в 14 в. включала значительную часть Южной Индии. За этот период в Дели сменились три династии: тюрко-афганская Гулямов (или придворных рабов), Хильджей и Туглакидов. Лишь немногие из 26 правителей оставили по себе память. Первый из султанов династии Гулямов Кутб уд-дин Айбек (ок. 1206–1210) добился успехов как военачальник и администратор. Воздвигнутая им 73-метровая башня минарета Кутб-Минар до сих  пор возвышается среди руин старого  Дели. Ала уд-дин Хильджи (1296–1316) воевал с раджпутами и совершил завоевательные походы на юг п-ова Индостан. Правление  самодура Мухаммеда Туглака (1325–1351) спровоцировало восстания в разных частях его обширной империи, и в  результате возникли независимые мусульманские  княжества в Бенгалии (1336) и Декане (1347). Разрушительное нашествие Тимура (Тамерлана) в 1398 завершило распад Делийского султаната, из междоусобиц 15 в. временно победителем вышла афганская  династия Лоди.

  Последствия мусульманского господства

  Индия не была полностью покорена, очаги  сопротивления сохранялись в  Раджпутане и некоторых других областях. После первых жестоких столкновений были выработаны нормы взаимоотношений  между завоевателями и покоренным населением. Смешанные браки способствовали сглаживанию этнических различий. Местные  разговорные языки испытывали влияние  фарси, что привело к формированию нового языка – урду; многие персидские слова и обороты вошли в  хинди. Ислам в Индии признал  кастовую систему. Контакты привели  к взаимообогащению музыки и танцевального  искусства обеих главных конфессий. Новые направления развились  в архитектуре.

  Сопротивление мусульманам на юге. В 13 в. вместо империй  династий Чола и Чалукья в Южной  Индии появились четыре менее  крупных государства: династии Ядавов на западе (со столицей в городе Девагири), Какатиев на востоке Декана (столица  – Варангал), Хойсалов (столица –  Дварасамудра в Майсуре) и Пандьев  далее на юге (столица – Мадура). В 14 в. эти государства не могли  оказать серьезного сопротивления  натиску ислама с севера. Их территории отошли к более могущественному  индийскому государству Виджаянагар, основанному в 1336 на берегах р.Тунгабхадры, и к его северному соседу –  султанату Бахманидов, с которым  Виджаянагар сразу вступил в  вооруженный конфликт. Самым выдающимся из правителей Виджаянагара был Кришнадеварайя (1509–1529) – государственный деятель  и поэт.

  Моголы

  В 1525 Бабур (1483–1530), прямой потомок Тимура, вторгся в Индию, а в 1526 в битве  под Панипатом одержал победу над султаном Дели. Бабур подчинил большую часть северной Индии. Однако афганцы во главе с Шер-шахом  восстановили прежнее положение  при Хумаюне – сыне Бабура, и  уже на долю внука последнего,  Акбара (1542–1605), выпала миссия основать империю Великих Моголов. Ставший монархом в 14 лет, Акбар уже в юности продемонстрировал исключительные способности воина, администратора и государственного деятеля. Менее чем за 20 лет он покорил всю Северную Индию и, продолжая и далее расширять свои владения, создал эффективную систему управления благодаря умелому подбору помощников-министров. Чтобы снискать поддержку индусов, Акбар стремился поощрять контакты победителей и побежденных. Император зашел слишком далеко, когда попытался основать новую религию как инструмент трансформации существующего миропорядка. Значительную часть работы пришлось взять на себя его сыну  Джахангиру, но его политика была в определенной степени отвергнута уже во время правления Шах-Джахана, внука Акбара. Еще дальше отошел от нее следующий император Аурангзеб (1658–1707).

Информация о работе История Индии