Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:38, контрольная работа
В Древнем мире появились первые государства и формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся рекомендации по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке. Термин «экономика» пришел к нам из древнегреческого языка.
Развитие экономической мысли
классического средневековья, как
и в предыдущий период, происходил
под огромным влиянием христианской
(католической) церкви, ставшей крупным
феодалом, обладающим землями и крестьянами.
Вопросы эффективного управления землей,
получение дохода стали для церкви
также важны, как и для любого
другого хозяйствующего субъекта. В
поисках ответа на экономические
вопросы стали принимать
Наибольшим тогдашним
Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни. Средневековье с самого начала определило свое отношение к труду и богатству, совершенно отличное от отношения к ним в античном мире. В последнем труд не мог считаться добродетелью, более того, он вообще не рассматривался как существенный признак человека.
Человеческий идеал античности предполагал индивида - члена полиса, государства, гражданина, поглощенного общественной, политической, культурной жизнью, а не физическим трудом. Этот труд перекладывался на плечи рабов, вольноотпущенников. Гражданин - воин, участник народного собрания, спортивных состязаний, религиозных жертвоприношений, посетитель театральных зрелищ и дружеских пиров - личность, развивающая себя вне сферы материального производства. Богатство - средство для ведения гражданской жизни, и поэтому экономические теории античности сводятся к вопросу: какой вид собственности обеспечивает наилучших граждан? Античная цивилизация в «классический» период не знала высокого достоинства физического труда, его религиозно-нравственной ценности. Платон, отвергая зримый, осязаемый мир - бледную копию мира идей, Аристотель, подчеркивая политическую природу человека, относились к производительному труду с аристократическим презрением. Благородная праздность доблестна. Труд для древних был недосугом, своего рода отклонением от нормального образа жизни. Однако необходимо подчеркнуть, что понимание ими досуга не сводилось к пустому безделью.
До недавнего времени
В частности, Плифон отмечает существование трех классов в обществе. В соответствии со своей апологетической точкой зрения на земледелие как на основу общественного производства и на земледельческий труд как на единственно производительный труд, он считает первейшим, необходимейшим и наиболее многочисленным «трудящийся класс», в который он включает земледельцев, пастухов и всех тех, которые собственными руками добывают плоды земли.
При этом у Плифона нет отрицательного отношения к ремесленной и торговой деятельности, считая ремесленников и торговцев вспомогательным классом, обслуживающим как производителей материальных благ, так и «остальную часть граждан государства». «Ремесленники, - говорит он, - дают недостающие из предметов необходимых людям в их жизни. Купцы же посредством перемещения тех предметов, которых в одном месте излишек, а в другом недостаток, уравнивают это несоответствие и оказывают услуги тем, кто из-за своих дел не имеет времени для этих занятий. В свою очередь лавочники покупают у ремесленников или купцов все оптом и продают их отдельным лицам по их потребностям». При этом мы не находим у Плифона мыслей о назначении денег как всеобщего эквивалента и посредника в сфере разделения труда.
С целью усовершенствовать структуры общества, Плифон предлагает делить его на три основных класса, участвующих в создании общественного богатства (каждый по-своему): первым и основным классом называются производители материальных благ земледельцы, виноградари и пастухи; вторым являются собственники, вкладывающие свое имущество в производство; третьим – «обеспечивающие общую безопасность»: армия, государственный аппарат, и, наконец, император. Это и есть «правящий класс». Появление понятия «производство» у Плифона, в качестве необходимого и самостоятельного компонента в создании общественного богатства, позволяет говорить о всех признаках производительного капитала, а в его собственниках усматривать (как и в самом Плифоне) прообраз современных капиталистов-бизнесменов. Таким образом, Плифон отождествляя средства производства с капиталом (во всяком случае, подсознательно), не переносит эту экономическую категорию в византийскую действительность, а предлагает как средство для усовершенствования структуры общества (для чего собственно он и делил общество на три класса).
Халифат – система мусульманской теократии. Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей. Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок – это двигатель прогресса и перспективного развития общества.
Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше. Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления» и «достояние». Достояние – это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни.
Предметы потребления – это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.
Ибн-Халдун полагал, что стоимость товара зависит от того количества труда, которое на него затратили, и, конечно же, от важности товара для людей. Ибн-Халдун дал нам понятие стоимости. Он также постарался объяснить, как образуется эта стоимость. По мнению Ибн-Халдуна, в объеме стоимости должно отразиться несколько величин (стоимость сырья, стоимость труда, стоимость средств труда, т. е. предметов, которые понадобились для изготовления нового товара и остались пригодными для повторного использования).
Деньги Ибн-Халдун представлял и как средство для накопления, и как средство обращения для покупки товаров. Также он полагал, что деньги обязательно должны быть из золота и серебра. Труд Ибн-Халдун разделял на две категории: необходимый и прибавочный. Необходимый удовлетворяет все потребности, а прибавочный, в отличие от необходимого, позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства. Ибн-Халдун считал, что можно зарабатывать как при помощи труда, так и при помощи торговли. Однако он полагал, что ради получения прибыли продавцы готовы искусственно создавать дефицит, т. е. нехватку товара, пряча его до поры до времени и поддерживая ажиотаж, т. е. излишний интерес к какому-то товару, пуская слух, что этот товар необходим абсолютно всем. Возможно, так зародилась реклама.
Экономическая мысль Русского государства, как и в других странах, развивалась вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей их нравственными понятиями. Поэтому при изучении экономической мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры грамоты князей, церковную литературу.
Выдающимся памятником общественной мысли Киевской Руси является "Русская правда" – свод законов состаренный в XI –XII в.в. Статьи этого кодекса отражают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественные отношения, защищают право собственности князя и феодальной знати на землю и крепостных, право взимать налоги, получать ренту и т.п. В целом в "Русской правде" в известной мере отражены все основные процессы экономической и общественной жизни Древней Руси.
Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия.
Значительное для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или короче «Правительница», представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени. Большое место в "Правительнице" занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение.
Стремясь облегчить положение
крестьян, он считал необходимым освободить
их от денежных уплат землевладельцу
и от выполнения ямской повинности,
которую предлагал переложить на
население городов. Повинности землевладельцам
крестьяне, по его мнению, должны выполнять
только в форме натурального оброка
в размере пятой части
Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.
Меркантилизм (с итал. – «торговец») – направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счёт осуществления активного торгового баланса (превышение экспорта над импортом товаров).
Иными словами, концепция меркантилизма
- это система доктрин, выдвигавшихся
авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших
необходимость активного
Термин был предложен Адамом
Смитом, критиковавшим труды
Меркантилисты на протяжении трех столетий придерживались следующих общих принципов научного мировоззрения: