История Экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

В Древнем мире появились первые государства и формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся рекомендации по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке. Термин «экономика» пришел к нам из древнегреческого языка.

Файлы: 1 файл

Istoria_ekonomicheskoy_mysli_K_T_1 (1).docx

— 79.05 Кб (Скачать файл)

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ.

Развитие экономической мысли  классического средневековья, как  и в предыдущий период, происходил под огромным влиянием христианской (католической) церкви, ставшей крупным  феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В  поисках ответа на экономические  вопросы стали принимать участие  монахи – каноники (канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.

 

Наибольшим тогдашним авторитетом, который высказал много важных экономических  идей, был Фома Аквинский (Аквинат) (1225/26 - 1274), которого уже 1323 г. было канонизировано, а его обучение 1879 г. было провозглашено единственно искренней философией католицизма. В своих взглядах на политическое и социальное устройство общества он выступал за централизацию власти и признавал социальную иерархию, поскольку низменность на состояния «происходит от Бог». Естественное основание сословной иерархии Аквинат видел в разделении труда. По его словам, «одни должны обрабатывать пашню, других - сводить дома, а часть людей, будучи свободной от человеческих забот, должны посвятить себя духовной работе ради спасения сдачи». Хотя соответственно христианской доктрине Фома Аквинский считал работу неотъемлемой обязанностью верующего, сугубо физическая, трудная работа, по его мнению, была «рабским занятием».

Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни. Средневековье с самого начала определило свое отношение к труду  и богатству, совершенно отличное от отношения к ним в античном мире. В последнем труд не мог  считаться добродетелью, более того, он вообще не рассматривался как существенный признак человека.

Человеческий идеал античности предполагал индивида - члена полиса, государства, гражданина, поглощенного общественной, политической, культурной жизнью, а не физическим трудом. Этот труд перекладывался на плечи рабов, вольноотпущенников. Гражданин - воин, участник народного собрания, спортивных состязаний, религиозных жертвоприношений, посетитель театральных зрелищ и  дружеских пиров - личность, развивающая  себя вне сферы материального  производства. Богатство - средство для  ведения гражданской жизни, и  поэтому экономические теории античности сводятся к вопросу: какой вид  собственности обеспечивает наилучших  граждан? Античная цивилизация в  «классический» период не знала высокого достоинства физического труда, его религиозно-нравственной ценности. Платон, отвергая зримый, осязаемый  мир - бледную копию мира идей, Аристотель, подчеркивая политическую природу  человека, относились к производительному труду с аристократическим презрением. Благородная праздность доблестна. Труд для древних был недосугом, своего рода отклонением от нормального образа жизни. Однако необходимо подчеркнуть, что понимание ими досуга не сводилось к пустому безделью.

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВИЗАНТИИ (Г.ПЛИФОН).

До недавнего времени господствующим было мнение, что система социально-экономических  воззрений Плифона представляет собой утопию, которая не имеет иных источников, кроме Платона и других античных авторов, на основании чего делался вывод о полной оторванности этих проектов от жизни, об их неосуществимости.  Однако постепенно подобная негативная оценка социальных и экономических воззрений Плифона сменилась восторженным преклонением перед Плифоном как великим реалистом, прекрасным знатоком современной ему истории и действительности. Плифон рассматривается как провозвестник национального возрождения, гениальный государственный деятель и социолог.

 

В частности, Плифон отмечает существование трех классов в обществе. В соответствии со своей апологетической точкой зрения на земледелие как на основу общественного производства и на земледельческий труд как на единственно производительный труд, он считает первейшим, необходимейшим и наиболее многочисленным «трудящийся класс», в который он включает земледельцев, пастухов и всех тех, которые собственными руками добывают плоды земли.

При этом у Плифона нет отрицательного отношения к ремесленной и торговой деятельности, считая ремесленников и торговцев вспомогательным классом, обслуживающим как производителей материальных благ, так и «остальную часть граждан государства». «Ремесленники, - говорит он, - дают недостающие из предметов необходимых людям в их жизни. Купцы же посредством перемещения тех предметов, которых в одном месте излишек, а в другом недостаток, уравнивают это несоответствие и оказывают услуги тем, кто из-за своих дел не имеет времени для этих занятий. В свою очередь лавочники покупают у ремесленников или купцов все оптом и продают их отдельным лицам по их потребностям». При этом мы не находим у Плифона мыслей о назначении денег как всеобщего эквивалента и посредника в сфере разделения труда.

С целью усовершенствовать  структуры общества, Плифон предлагает делить его на три основных класса, участвующих в создании общественного богатства (каждый по-своему): первым и основным классом называются производители материальных благ земледельцы, виноградари и пастухи; вторым являются собственники, вкладывающие свое имущество в производство; третьим – «обеспечивающие общую безопасность»: армия, государственный аппарат, и, наконец, император. Это и есть «правящий класс». Появление понятия «производство» у Плифона, в качестве необходимого и самостоятельного компонента в создании общественного богатства, позволяет говорить о всех признаках производительного капитала, а в его собственниках усматривать (как и в самом Плифоне) прообраз современных капиталистов-бизнесменов. Таким образом, Плифон отождествляя средства производства с капиталом (во всяком случае, подсознательно), не переносит эту экономическую категорию в византийскую действительность, а предлагает как средство для усовершенствования структуры общества (для чего собственно он и делил общество на три класса).

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА (ИБН-ХАЛЬДУН).

Халифат – система мусульманской  теократии. Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей. Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок – это двигатель прогресса и перспективного развития общества.

Частная собственность толковалась  Ибн-Халдуном как дар свыше. Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления» и «достояние». Достояние – это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни.

 

Предметы потребления – это  те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.

  1. Когда начинает расти город, тогда начинают расти потребности человека как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.
  2. Если начать понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь, город в целом начнет процветать.
  3. Чем меньше город, тем дороже необходимые товары.
  4. Город будет процветать, даже если снизить налоги и пошлины. Это касается и общества в целом.

 

Ибн-Халдун полагал, что стоимость товара зависит от того количества труда, которое на него затратили, и, конечно же, от важности товара для людей. Ибн-Халдун дал нам понятие стоимости. Он также постарался объяснить, как образуется эта стоимость. По мнению Ибн-Халдуна, в объеме стоимости должно отразиться несколько величин (стоимость сырья, стоимость труда, стоимость средств труда, т. е. предметов, которые понадобились для изготовления нового товара и остались пригодными для повторного использования).

 

Деньги Ибн-Халдун представлял и как средство для накопления, и как средство обращения для покупки товаров. Также он полагал, что деньги обязательно должны быть из золота и серебра. Труд Ибн-Халдун разделял на две категории: необходимый и прибавочный. Необходимый удовлетворяет все потребности, а прибавочный, в отличие от необходимого, позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства. Ибн-Халдун считал, что можно зарабатывать как при помощи труда, так и при помощи торговли. Однако он полагал, что ради получения прибыли продавцы готовы искусственно создавать дефицит, т. е. нехватку товара, пряча его до поры до времени и поддерживая ажиотаж, т. е. излишний интерес к какому-то товару, пуская слух, что этот товар необходим абсолютно всем. Возможно, так зародилась реклама.

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ.

Экономическая мысль Русского государства, как и в других странах, развивалась  вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями  людей их нравственными понятиями. Поэтому при изучении экономической  мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры грамоты  князей, церковную литературу.

 

Выдающимся памятником общественной мысли Киевской Руси является "Русская  правда" – свод законов состаренный в XI –XII в.в. Статьи этого кодекса отражают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественные отношения, защищают право собственности князя и феодальной знати на землю и крепостных, право взимать налоги, получать ренту и т.п. В целом в "Русской правде" в известной мере отражены все основные процессы экономической и общественной жизни Древней Руси.

 

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия.

Значительное для своего времени  произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или короче «Правительница», представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени. Большое место в "Правительнице" занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение.

Стремясь облегчить положение  крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам  крестьяне, по его мнению, должны выполнять  только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого  ими продукта. Размер обеспечения  землей и крестьянами Еразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое. В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства.

 

Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.

 

  1. МЕРКАНТИЛИЗМ – ПЕРВАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МЕРКАНТИЛИЗМА.

Меркантилизм (с итал. – «торговец») – направление экономической мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счёт осуществления активного торгового баланса (превышение экспорта над импортом товаров).

Иными словами, концепция меркантилизма - это система доктрин, выдвигавшихся  авторами трактатов XVI—XVIII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства  государства в хозяйственную  деятельность, в основном в форме  протекционизма — установления высоких  импортных пошлин, субсидий национальным производителям и т. д.

 

Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Смит утверждал, что меркантилисты, которые в большинстве являлись экономистами-практиками, отстаивали интересы торгово-монополистических  институтов Ост-Индской компании и  др. Однако впоследствии такая трактовка  была оспорена. По мнению английского  историка Ч. Уилсона, в конце XVII века в Англии в выработке меркантилистских законов участвовал более широкий  круг людей, чем купцы и промышленники. Как результат меркантилистской политики этот автор указывает, помимо удовлетворения интересов английских купцов и промышленников, также на увеличения занятости, на снятие предпосылок  спекуляции на продовольствии, на увеличение поступлений в госбюджет и  на упрочение национальной безопасности.

 

Меркантилисты на протяжении трех столетий придерживались следующих общих  принципов научного мировоззрения:

  1. Золото и сокровища являются выражением богатства
  2. Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья
  3. Протекционистские тарифы на импортные товары
  4. Поощрение экспорта
  5. Рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы (поддержание предложения рабочей силы)
  6. Обеспечение притока в страну золота и серебра
  7. Недопущение в национальную экономику заграничных инвестиций

Информация о работе История Экономической мысли