Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:38, контрольная работа
В Древнем мире появились первые государства и формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся рекомендации по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке. Термин «экономика» пришел к нам из древнегреческого языка.
В период развития меркантилизма в России стали известны такие имена, как Афанасий Ордин-Нащокин (1605 – 1680), Юрий Крижанич (1618-1663).
Особое значение Ордин-Нащокин придавал развитию торговли, которую считал важнейшим источником доходов государства и одним из способов увеличения народного благосостояния. Он выступал за свободную торговлю, направленную против привилегий, предоставляемых иностранным купцам, откупщикам и пр., которые сдерживали торговую деятельность отечественных купцов.
С его именем связывают разработку Новоторгового устава 1667 г. который определил дальнейшее направление внешнеторговой политики и внес существенный вклад в разработку торгового законодательства России. Во введении к уставу Ордин-Нащокин призывал русских купцов к созданию торговых компаний, чтобы устанавливать твердые и высокие цены на русские товары, конкурировать с иностранными купцами. Новоторговый устав включал вопросы организации таможенного обложения, а также статьи, регулирующие иностранную торговлю.
Фактически Ордин-Нащокин сформулировал основы таможенного протекционизма. Так, по уставу иностранные купцы должны были уплачивать таможенные пошлины только иностранной валютой, что способствовало привлечению в государственную казну иностранного серебра. Иностранцы были стеснены в выборе контрагентов (запрещалось торговать друг с другом, а нарушение каралось конфискацией товаров), запрещались для них розничная торговля, беспошлинная торговля между собой. В Новоторговом уставе формулировались принципы финансовой политики. В нем была установлена строгая регламентация торговли и контроля над ввозом и вывозом золота и серебра с целью обеспечения активного денежного баланса. Ордин-Нащокин попытался организовать систему кредитования торговли, в частности, предлагал создать «земскую избу», выполняющую функции своеобразного банка.
Юрий Крижанич (1617- 1683 гг.), хорват по национальности, призывал к ограничению торговли иностранных купцов, организации государственной торговли, предоставлению купцам займов без взимания процентов, предотвращению вывоза промышленного сырья.
Крижанич выступал против свободной торговли для иностранных купцов, которые скупают по дешевке русские товары, увозят их «от нашего пота, кормятся и богатеют». Чтобы защитить и развить русскую торговлю, Крижанич предлагал радикальное средство — царскую монополию на внешнюю торговлю. Тогда «всему народу будет общая польза», окажется возможным посредничество между восточной торговлей (с Персией, Турцией) и западной. Он рекомендовал создание «торговищ» на Дону, в Путивле и т. д.
Главную задачу Крижанич усматривал в том, чтобы нужные России товары не вывозились за рубеж, а на ее территорию ввозились только необходимые ей продукты и изделия. Для поощрения русских купцов он рекомендовал выдавать беспроцентные ссуды. Крижанич высоко ценил мастеров, умеющих выплавлять металлы и изготовлять из них разные вещи (в том числе оружие), а богатым признавал государство, имеющее золотые, серебряные и другие рудники.
► Завершение петровской эпохи реформаторства было отмечено появлением «Книги о скудости и богатстве» (1724) «купецкого человека» Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726). Его экономическая книга предназначалось для Петра I, но, на беду сочинителя, царь умер в январе 1725 г., а через полгода Посошков был заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.
Название его основного труда
"Исследование о скудости и богатстве"
(1724) очень напоминает название вышедшей
значительно позже работы А.Смита
"Исследование о природе и причинах
богатства народов" (1776). И это
сходство не только внешнее. Обе работы
рассматривают главные проблемы
политической экономии: сущность и
формы богатства нации, механизмы
его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков
источник национального богатства
видел в труде, при этом у него
и сельскохозяйственный и промышленный
труд одинаково важен. Ему было чуждо
пренебрежение к сельскому
Посошков считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Задачей экономической политики государства Посошков ставил "всенародное обогащение". Он писал: "... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому".
Рост народного богатства
Много места в своем сочинении
Посошков отводит вопросам торговли.
Из всех видов хозяйственной
В русле меркантилистских идей Посошков предлагал регламентировать внешнюю торговлю: повышать экспортные цены, ограничивать операции иностранцев лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов роскоши и т.д. Однако он был чужд односторонности концепции "торгового баланса". В отличие от западноевропейских меркантилистов, у Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами. Более того, в целом он осуждал денежное богатство как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества и в этом заключается еще одна особенность русского меркантилизма. Как и А.Смит, богатство народов Посошков видел не в деньгах, а в вещественном богатстве, приобретаемом исключительно трудом и потому считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег.
Трактуя деньги, Посошков развивал номиналистическую концепцию (что близко традициям классической политической экономии), полагая, что их курс определяется лишь царским штампом. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли, безусловно, деньги должны быть полноценными. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая самодовлеющую роль государства в экономике, в своем сочинении Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собираются в казну, и проводит четкое различие между богатством казны и богатством народа. Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд.
Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России, и без чего обойтись совершенно невозможно. В целях поощрения собственного производства Посошков предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.
Посошков подверг резкой критике
ничем не ограниченную эксплуатацию
крестьян помещиками, за что и был
заключен в тюрьму. Не требуя открыто
отмены крепостного права, он стремился
ограничить власть помещиков определенными
рамками, определить законом размер
крестьянских повинностей, существенно
понизив их. Он писал о "правде"
как необходимой предпосылке
возможности устранения скудости и
умножения богатства в стране.
В поисках правды и справедливости
И.Т.Посошков проявляет значительный
радикализм, осуждая подушную подать
(как не учитывающую разницы в
экономическом положении
Таким образом, в своей книге Посошков сумел понять основные проблемы и задачи России, определить пути их решения. Он был один из первых русских писателей-экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов.