Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:38, контрольная работа
В Древнем мире появились первые государства и формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся рекомендации по организации, методам ведения хозяйства. Поэтому принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке. Термин «экономика» пришел к нам из древнегреческого языка.
Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий.
Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес мыслитель древности Аристотель (384-322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона, он не разделял платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он - противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.
Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество.
Выдающейся заслугой Аристотеля в
развитии экономической мысли является
его попытка проникнуть в сущность
экономических явлений, вскрыть
их закономерности. Он положил начало
экономическому анализу, что проявилось
в подходе к определению
Естественные явления
Успехи Древнего Рима в умножении материального богатства основывались на рабском труде. Главной сферой применения рабского труда в Древнем Риме было земледелие, что и наложило отпечаток на характер экономической мысли, которая в основном решала аграрные проблемы.
Для римских патрициев занятия коммерцией, ремеслом, производством, кроме занятий, связанных с землей, земледелием, считались делом недостойным. Основное внимание привлекали вопросы практики хозяйственной деятельности, организации управления земельной латифундией.
Катон. В III в. до н. э. возвысилось Римское государство, в котором наряду с крупными латифундиями существовали рабовладельческие хозяйства, тесно связанные с рынком. Защитником последних выступал Катон. Основной его труд – «Земледелие» . Катон – военачальник, квестор, консул в Испании, талантливый оратор и наблюдательный историк; он досконально знал сельское хозяйство.
Взгляды Катона: 1)из всех видов хозяйственной деятельности выше всего ставил занятие, связанное с сельским хозяйством;
2) рассматривал прибыль как избыток над стоимо-стью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства;
3) был против применения наемного труда, он стремился обеспечить доход за счет рабов и уделял много внимания организации их труда;
4) требовал предельной загрузки и регламентации рабочего дня рабов. Опасаясь согласия в их среде, Катон требовал поддерживать между ними ссоры и изнурять их трудом.
" Однако рабский труд в
земледелии был
Гракхи (Тиберий и Гай). Во вв. до н. э. в Римском государстве начал развиваться экономический и политический кризис. Попытку приостановить его предприняли братья Гракхи, выдвинувшие проект аграрной реформы.
Они требовали:
1) ограничить крупное землевладение;
2) упрочить положение разорявшихся крестьян.
Но в своей борьбе против крупных рабовладельцев Гракхи погибли.
Варрон. Укрепить латифундии стремился Варрон – ученый, агроном, археолог и историк. Учитывая рост товарного сельского хозяйства, Варрон поставил своей задачей обосновать получение в стране устойчивых урожаев и доказывал необходимость союза между земледелием и животноводством.
Варрон высказывался за максимальную эксплуатацию рабов (основной его труд – трактат «О сельском хозяйстве»).
Колумелла. В связи с усилением кризиса рабовладельческих латифундий возникает критика жестокого обращения с рабами.
Взгляды Колумеллы: 1)указывал на отсутствие разумной твердости к рабам;
2) высказывал необходимость стремления к ведению интенсивного хозяйства путем использования научных достижений своего времени;
3) призывал производить товары для рынка, а не довольствоваться потреблением товаров, произведенных в собственном хозяйстве;
4) отстаивал необходимость повышения производительности труда рабов и разделения труда между ними.
Возникшее в Римской империи христианство — самая распространенная религия, господствующая до сих пор во многих странах мира. Изучение экономических идей этой религиозной доктрины важно не только для характеристики идеологии Римской империи, но и потому, что многие экономические концепции поздней античности, средневековья и нового времени имели религиозную окраску, развивались в рамках христианского мировоззрения, апеллировали к христианским нормам морали и права.
Важное социально-
Христианство учило любить и
ценить в человеке не его внешние
атрибуты, не его достоинства, а его
душу. Это было поистине новая, если
не революционная в той
Изначальным источником социально-экономической доктрины ислама являются зафиксированные в Коране и сборниках хадисов высказывания Мухаммеда по различным вопросам, имеющим отношение к регламентации экономического поведения мусульман. “Начиная с Корана и хадисов и далее в обширной мусульманской литературе как богословского, так и светского характера мы встречаем многочисленные упоминания (нередко целые разделы или трактаты), касающиеся регламентации мусульманского общества”. Причем для анализа истоков доктрины наибольшую ценность представляют проповеди пророка, зафиксированные в Коране, поскольку они в значительно меньшей мере, чем хадисы, подверглись позднейшим обработкам.
Во всяком случае, даже та “редакционная правка”, которая появилась в ходе подготовки канонизированного текста Корана, хронологически отделена от времени жизни Мухаммеда весьма незначительно и не могла существенным образом повлиять на содержательную сторону откровений.
В Коране можно выделить
следующие основные "блоки", касающиеся
социально-экономической
Новый этап в развитии экономической мысли связан с эпохой средневековья хронологические рамки которой охватывают период с конца V в.до начала ХVII в. В социально-экономическом отношении этот период совпадает с феодальной системой, главными моментами генезиса которой была превращение свободных общинников и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения. Экономика периода средневековья была преимущественно аграрной, в ней господствовали натурально-хозяйственные отношения. Это отразилось на экономических взглядах этой эпохи, которые охватывали широкий круг проблем, начиная от обоснования законности владения феодалами землей и кончая вниманием к проблемам товарно-денежных отношений.
Говоря об особенностях экономической мысли средних веков, следует выделить два момента:
Характерная особенность феодализма в Западной Европе состояла в том, что этот процесс имел здесь две основы: распад рабовладельческого хозяйства, унаследованного от Древнего Рима, и разложение общинного строя германских и других" народов. Эти особенности нашли свое отражение в исторических документах раннего средневековья. Например, вопрос об отношении к общине нашел свое отражение в "Салической правде" - кодексе обычного права германского племени Франков (V-VI в.в.). В этом документе признается верховное - право общины на сельскохозяйственные угодья и защищается суверенитет общины от покушения чужестранцев. Земельный надел (аллод) еще не стал частной собственностью отдельных лиц. Вместе с тем в этом документе нашел отражение процесс разложения общинного строя франков и постепенного формирования феодальных сословий. Завершение этого процесса отражено в другом памятнике этого периода "Капитулярии о поместьях" Карла Великого (IХ в.). В этом документе община уже не упоминается как особая форма землевладения. Владелец поместья в этом законе признается монопольным собственником земли. Большая часть бывших общинников к тому времени была закрепощена. За пользование землей, принадлежавшей владельцу поместья, они обязаны были вносить натуральный оброк.
Экономическая мысль классического средневековья развивалась на базе церковного права, а систематическое истолкование и развитие его идеи получили в трактате "Сумма теологии" написанным итальянским монахом Фомой Аквинским (1225-1274). В этом трактате он рассмотрел ряд проблем актуальных для его времени.
Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский
оправдывал социальное неравенство
людей, защищал частную собственность,
идеализировал натуральное
Наиболее важным из них является проблема "справедливой цены". Основанием обмена Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает "справедливая цена", которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара "количеств труда и издержек". Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы "справедливой цены" у Фомы носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.
В своем трактате Фома Аквинский
рассматривал и другие атрибуты товарного
хозяйства. В трактовке денег
он придерживался