Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:39, контрольная работа
Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах истории.
Настоящее время характеризуется всевозрастающим интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры мышления всесторонне развитой личности.
Введение 3 стр.
1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического познания. Основные исторические источники.
4 стр.
2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества.
7 стр.
3. Российские исторические школы и их представители.
10 стр.
Заключение 15 стр.
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет экономики и права
Читинский институт
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
«ИСТОРИЯ КАК НАУКА.
РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ»
Выполнила: |
студентка ЗО |
Ананенко Ольга Юрьевна | |
______________________________ | |
(подпись) | |
Адрес: 674130, Забайкальский край, | |
Тунгокоченский район, | |
с. Усугли, пер. Школьный, 1А | |
Проверил: |
______________________________ |
Дата защиты «__» __________2010 г. | |
Чита 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 стр.
|
1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического познания. Основные исторические источники. |
4 стр.
|
2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества. |
7 стр.
|
3. Российские исторические школы и их представители. |
10 стр.
|
Заключение |
15 стр. |
Введение
Слово история заимствовано из греческого языка, где так называлось повествование о событиях. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялась. В настоящее время термин «история» используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс. Кроме того, сегодня в мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных. Определение предмета истории вязано с мировоззрением историка, его философическими взглядами. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей. Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек.
Известный французский историк Марк
Блок определил историю как «науку о людях
во времени», причем на первый план выдвигал
духовную сторону деятельности человека,
считая, что предмет истории «в точном и последнем
смысле – сознание людей»1. Серьезные расхождения между учеными
различных концепций, касаются не только
определения предмета истории, но и объяснения
исторического процесса. В марксисткой
историко-материалистической концепции
конечной причиной и решающей движущее
силой всех важнейших исторических событий,
процессов считается труд, производство,
способ производства. Наряду с этим признается
и особенное в историческом процессе –
исторические условия (классовая борьба,
взаимоотношения с другими странами, географические
и другие особенности), а также единичное
– деятельность исторических личностей.
Среди западных концепций широкое распространение
получила плюралистическая ______________________________
1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического познания. Основные исторические источники.
Историческая наука (история) может рассматриваться:
- как форма общественного
- как социальный институт.
С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.
Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.
При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки, группы ученых, система исторического образования и т.д.
Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое. На первом этапе познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.1
Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы специально исторического исследования, так и методы общенаучного исторического исследования. Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.
______________________________
К социально-историческим методам относятся:
- условно – документоведческий
и грамматически-
- методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие документы, реконструировать недостающие события.
- историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.
К методам общеисторического научного исследования относятся:
- историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события. Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин, каких либо фактов, событий, явлений.
- проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.
Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:
- историко-сравнительный метод позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии различных событий, явлений, структур.
- историко-типологический метод
позволяет упорядочить
- метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений.
- структурно-диахронный метод
Историческим источником называется всякий памятник прошлого, отражающий те или иные стороны истории человеческого общества.
Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.1
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные группы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждая группа занимает свое постоянное место в системе. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.
Все исторические источники можно разделить на шесть групп:
______________________________
1. Павленко Н.И. «Историческая наука в прошлом и настоящем»// История СССР – 1991 г. № 4;
Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.
2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества.
В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание – это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.1
Каждая национальная социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества.2 Такие представления получают выражение, прежде всего, во всякого рода исторических приданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание.
______________________________
2. Гумилёв Л.Н «Древняя Русь и Великая степь» - М.: 1989 г.
Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условии развития. Именно по этому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.
Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня:
- Первый (низший) уровень исторического
сознания формируется такими
же способами, как и обыденное,
на основе накопления
- Второй уровень может
- Третья ступень исторического
сознания формируется на
- На четвертой (высшей) ступени
формирование исторического
Информация о работе История как наука. Российские исторические школы