История как наука. Российские исторические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Интерес к прошлому претерпевал различные стадии, но общеизвестно обращение к исторической памяти в суровые и сложные периоды, когда решались судьбы народов: в переходные эпохи, во время войн, на крутых поворотах истории.
Настоящее время характеризуется всевозрастающим интересом к нашему прошлому у различных социальных групп, и особенно у студенческой молодежи. Важно этот интерес поддержать и направить в русло формирования у молодого человека элементов исторического сознания как необходимого компонента культуры мышления всесторонне развитой личности.

Содержание работы

Введение 3 стр.

1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического познания. Основные исторические источники.
4 стр.
2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества.
7 стр.
3. Российские исторические школы и их представители.
10 стр.
Заключение 15 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Читинский институт

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

 

«ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ»

 

 

Выполнила:

студентка ЗО

 

Ананенко Ольга Юрьевна

 

_______________________________

 

(подпись)

 

Адрес: 674130, Забайкальский край,

 

Тунгокоченский район,

 

с. Усугли, пер. Школьный, 1А

   
   

Проверил:

_______________________________

   
   
   
 

Дата защиты «__» __________2010 г.

   

 

Чита 2010 г. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3 стр.

 

1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического  познания. Основные исторические источники.

 

 

4 стр.

 

2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества.

 

7 стр.

 

3. Российские исторические школы и их представители.

10 стр.

 

Заключение

15 стр.


 

 

 

Введение

Слово история заимствовано из греческого языка, где так называлось повествование о событиях. Представление о том, что такое история и чем она должна заниматься, исторически видоизменялась. В настоящее время термин «история» используется, как правило, в двух смыслах: во-первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во-вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс. Кроме того, сегодня в мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных. Определение предмета истории вязано с мировоззрением историка, его философическими взглядами. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей. Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек.

Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека, считая, что предмет истории «в точном и последнем смысле – сознание людей»1. Серьезные расхождения между учеными различных концепций, касаются не только определения предмета истории, но и объяснения исторического процесса. В марксисткой историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущее силой всех важнейших исторических событий, процессов считается труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе – исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности), а также единичное – деятельность исторических личностей. Среди западных концепций широкое распространение получила плюралистическая ____________________________________________________________________ 1. Гуревич А.Я. «О кризисе современной  исторической науки»// Вопросы истории – 1991 г. - № 2-3              интерпретация исторического процесса, когда не признается общественная причина исторического развития, а считается что в обществе действует множество разнопорядковых факторов, которые регулируются многообразием интересов различных социальных организаций и групп.

 

1. История как наука. Сущность, формы и функции исторического познания. Основные исторические источники.

Историческая наука (история) может рассматриваться:

- как форма общественного сознания;

- как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки, группы ученых, система исторического образования и т.д.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое. На первом этапе познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.1

Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы специально исторического исследования, так и методы общенаучного исторического исследования. Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

____________________________________________________________________

  1. Ракитов А.И. «Историческое познание: системно-гносеологический подход» - М.: 1982 г.

 

К социально-историческим методам относятся:

- условно – документоведческий  и грамматически-дипломатический  методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

- методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие документы, реконструировать недостающие события.

- историко-политический анализ  позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

К методам общеисторического научного исследования относятся:

- историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события. Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин, каких либо фактов, событий, явлений.

- проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

- историко-сравнительный метод позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии различных событий, явлений, структур.

- историко-типологический метод  позволяет упорядочить предметы  изучения по качественно различным  типам на основе присущих им  существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

- метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений.

- структурно-диахронный метод направлен  на изучение разновременных исторических  процессов. Применение этого метода  позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Историческим источником называется всякий памятник прошлого, отражающий те или иные стороны истории человеческого общества.

Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением.1

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные группы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждая группа занимает свое постоянное место в системе. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов.      

Все исторические источники можно разделить на шесть групп:

    1. Наиболее многочисленная группа источников – это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике; граффити – тексты нацарапанные от руки на стенах зданий; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).
    2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, архитектурные сооружения т.д.).
    3. Этнографические памятники – сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

____________________________________________________________________

1.  Павленко Н.И. «Историческая наука  в прошлом и настоящем»// История СССР – 1991 г. № 4;

 

    1. Фольклорные материалы – памятники устного народного творчества, т.е. придания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д.
    2. Лингвистические памятники – географические названия, личные имена т.д.
    3. Кино-фотодокументы.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

 

2. Историческое сознание и историческая память, их роль в жизни общества.

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание – это одна из важных сторон общественного сознания. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.1

Каждая национальная социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества.2 Такие представления получают выражение, прежде всего, во всякого рода исторических приданиях, сказаниях, легендах, сказках, составляющих неотъемлемую часть духовной жизни каждого народа как один из способов его самовыражения и самоутверждения. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего прошлого, на основе знаний своего места в мировом историческом процессе. Тем самым история органически вплетается в общественное сознание.

__________________________________________________________________    1. Тощенко Ж.Т. «Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния»// Новая и новейшая история – 2000 г. - № 4;

2. Гумилёв Л.Н «Древняя Русь и Великая степь» - М.: 1989 г.

 

 

Все его элементы, составляющие в совокупности сознание общества (взгляды, идеи, политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, наука), имеют свою историю. Они могут быть поняты и познаны только на основе исторического подхода, рассматривающего каждое явление с точки зрения конкретных условий и обстоятельств его возникновения, условии развития. Именно по этому обращение к прошлому постоянно содержится в дискуссиях по кардинальным проблемам современности, на основе оценок прошлого разрабатываются современные социальные теории и идеологические системы. Таким образом, получается неразрывная связь и преемственность прошлого и настоящего.

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня:

- Первый (низший) уровень исторического  сознания формируется такими  же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного  жизненного опыта, когда человек  на протяжении своей жизни  наблюдает какие-то события или  даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса. Чаще всего оно выступает в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.

- Второй уровень может формироваться  под влиянием художественной  литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства  с историческими памятниками. На  этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, неупорядочены в хронологическом отношении. Они, как правило, отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатления от увиденного или услышанного сохраняются порой на всю жизнь.

- Третья ступень исторического  сознания формируется на основе  собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории  в школе, где учащиеся впервые  получают представление о прошлом  в систематизированном виде.

- На четвертой (высшей) ступени  формирование исторического сознания  происходит на базе всестороннего  теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций  исторического развития. На основе  накопленных историей знаний, знания о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.

Информация о работе История как наука. Российские исторические школы