История как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:29, реферат

Описание работы

В переводе с греческого языка «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса.

Файлы: 1 файл

1_kurs_Istoria-1.docx

— 4.12 Мб (Скачать файл)

   Подверглись сокращению  избирательные права зажиточных  крестьян, урезались кредиты сельхозкооперации и частным капиталистам, быстро росла ничем не обеспеченная денежная эмиссия. Усиление контроля и подчинения рыночных отношений.

     Политическая нестабильность, отсутствие гарантий частной собственности, слишком жесткий контроль со стороны государства над экономикой, наконец, откровенно враждебное отношение к "нэпманам" со стороны, как государства, так и со стороны значительной части нового общества привели к тому, что основной частный капитал пошел в основном в спекулятивные посреднические операции, но не в долгосрочные производственные проекты, которые были действительно необходимы экономике.

         Позитивные  итоги НЭПа.

1. Удалось восстановить народное  хозяйство и даже превзойти  довоенный уровень за счёт  внутренних резервов.

2. Получилось возродить сельское  хозяйство, позволившее накормить  население страны.

3. Национальный доход увеличился  на 18% в год и к 1928г. - на 10% в  пересчёте на душу населения,  что превысило уровень 1913г.

4. Рост промышленной продукции  составлял 30% ежегодно, что свидетельствовало  о быстром росте производительности  труда.

5. Национальная валюта страны  стала крепкой и стабильной.

6. Быстро росло материальное  благосостояние населения.

    Негативные итоги НЭПа.

1. Имело место непропорциональное  развитие основных отраслей народного  хозяйства.

2. Отставание темпов возрождения  промышленности от сельскохозяйственного  производства вело нэп через  полосу экономических кризисов.

3. В деревне шла социальная  и имущественная дифференциация  крестьянства, что привело к росту  напряжённости между различными  полюсами.

4. В городе на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность  безработных, которая к концу  нэпа составила более 2 млн.  человек.

5. Финансовая система окрепла  лишь на некоторое время. Во  второй половине20-х годов в  связи с активным финансированием  тяжёлой индустрии было нарушено  рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную  систему.

 

 

36 Модернизация СССР по-сталински: цели, источники, методы, формы, итоги.

   Модернизацией СССР по-сталински  явл-ся так называемая «сталинская индустриализация» 30-х гг. Она представляла собой процесс, направленный на ускоренное наращивание экономич-го и промышленного потенциала.

  Цели индустриализации. Борясь за скорейшее осуществление индустриализации и модернизации страны, руководство СССР стремилось решить следующие основные задачи:

   - Обеспечить полную экономическую  независимость Советского Союза  от зарубежных стран.

    -Создать базу развития  вооруженных сил, оснащенную самой  передовой техникой.

   - Добиться  роста численности  рабочего класса

   - Повысить уровень жизни  населения.

     Источники модернизации.

-    Перекачка средств из  сельского хозяйства (коллективизация)  и легкой промышленности. 

-    Монополия государства  на внешнюю торговлю (экспортируются  зерно, золото, сырье). Все вырученные  средства шли на закупку промышленного  оборудования.

-   Конфискация средств у  частного сектора. Делалось это  как косвенно – через непомерные  налоги, так и непосредственно  – через прямой административный  нажим. 

-   Изъятие средств у населения  через увеличение налогов, повышение  цен, карточную систему распределения  товаров (с 1928 по 1934 гг.) и продажу  облигаций. Уровень жизни в  годы индустриализации упал в  два раза.

-   Использование трудового  энтузиазма населения. В это  время преобладает моральное  стимулирование, которое позволяет  решать масштабные производственные  задачи с максимальной экономией  средств.

  -  Эксплуатация труда заключенных  ГУЛАГА, который в массовом порядке  используется на самых трудных  и опасных участках работ.

   Методы индустриализации. Метод Сталина, был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г. и после этого стал официальной государственной программой индустриализации страны.

    К 1926 г. промышленное  развитие страны благодаря НЭПу  достигло уровня 1913г. По многим показателям Советский союз значительно уступал Западу. Необходима была индустриализация страны. Все средства направили на строительство промышленных гигантов. Рост производства товаров народного потребления замедлился. Начались трудности с хлебозаготовками. Страна оказалась без валюты, необходимой для индустриализации. Была запрещена свободная продажа хлеба, установлены государственные цены на него (убыточные для крестьян), началась конфискация зерна. Применение наёмного труда и аренду земли отменили. Это означало конец нэпа в деревне. Крестьяне отказались продавать хлеб себе в убыток и сократили посевные площади. В 1928-1929 гг. в стране ввели карточную систему. В ряде районов вспыхнули крестьянские бунты и восстания. Выход из создавшегося положения лидеры партии видели в создании колхозов.

  Формы модернизации. Страна д.б. начать внедрение новых отраслей промышленности и производство современной техники, значительно увеличить кол-во выпускаемой продукции. Миллионы людей практически вручную возводили заводы, прокладывали ж.д. линии, метро.

   Особое внимание уделялось   и с/х. Благодаря построенным в СССР тракторным заводам правительство приняло решение отказаться от ввоза импортных тракторов.

   Для организации собственной  инженерной базы ускоренными  темпами создавалась система  высшего технич. образования. Было введено всеобщее начальное образование, а в городах дети д.б. учиться 7 лет.

   Для стимула трудиться  оплата стала напрямую зависеть  от объема произведенной продукции,  а ударников труда поощряли  доп. усиленным питанием, т.к. в  1929-1935 гг. все городское население  было на карточном обеспечении.

   Для получения валюты, необходимой  для индустриализации, использовались  самые разные способы, н-р правительство  продавало за рубеж картины  из Эрмитажа.

   В 1935 г. карточная с-ма была упразднена, благосостояние населения стало повышаться. Этот процесс сопровождался увеличением зарплат, но параллельно шло повышение цен на все товары.

   Усилиями заключенных ГУЛАГа  велась постройка целого ряда  крупных объектов в СССР.

   Единоличные крестьянские  хозяйства объединились в коллективные.

      Итоги модернизации. При подведении итогов Сталин отметил, что тяжелая промышленность выполнила план на 108%. За время первой пятилетки (с 1.10.1928 по 01.10.1932гг) основные отрасли тяжелой пром-ти выросли в 2,7 раза.

   К 1940 г. были построены  9000 новых заводов.

   Объемы импортируемых товаров  были значительно снижены. Исчезла  безработица. Промышленность освоила  новые технологии.

   Были заложены основы  дальнейшего развития советской  науки, к-рая смогла выйти на новый уровень и получить признание ведущих ученых мира.

   Стало возможным проведение  полного перевооружения армии.

   У индустриализации были  и отрицательные стороны: с ее началом значительно упал фонд потребления, что привело к снижению уровня жизни населения. К концу 1929 г. карточная с-ма охватывала почти все продуктовые товары, к-рых все равно не хватало и для получения к-рых приходилось выстаивать огромные очереди.

    

37 “Новый курс” Ф.Рузвельта и “новый порядок” (фашизм ) в Германии.

   Реформы, проведенные администрацией Ф. Рузвельта в 30-х годах, стали крупнейшим рубежом в истории США в XX веке, определили преобладающую тенденцию в эволюции социально-экономической и политической структуры современного общества.

   Появление Нового курса было вызвано множеством причин. Безусловно, первоочередную роль сыграли факторы экономического и социального характера — небывалое падение производства, громадный скачок безработицы, потеря доверия к финансовым институтам и т.п.

   Важным следствием политики Нового курса явилось усиление влияния демократических и либеральных элементов в жизни общества. В итоге в 30-е годы демократия США заметно укрепилась. Новый курс помог правящему классу выбраться из экономического и политического кризиса. В области социальной политики Новый курс ставил своей основной целью успокоить народные массы, удержать их от поворота влево, сохранить доверие к капитализму, буржуазному строю и правительству

Новый курс Рузвельта включает в  себя 2 этапа.

1этап.   Поставив в центр правительственной политики задачу поддержания предпринимательской активности, Рузвельт предложил целый комплекс мер активного влияния на экономику. Основными в экономической системе Нового курса являлись следующие мероприятия: оказание поддержки финансово-банковской системе и промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий; стимулирование частных инвестиций при помощи налоговых льгот; стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и допущения усиления инфляционных тенденций; принудительное картелирование промышленных предприятий; государственное регулирование уровня промышленного производства

   Важными направлениями деятельности правительства Ф. Рузвельта стала борьба за повышение цен и спасение банковской сферы. Это стимулировало выход из затянувшейся депрессии, способствовало росту деловой активности.

2 этап. Правительство в значительно  большей степени вынуждено было  учитывать интересы рабочих и  фермеров. Важнейшим завоеванием  рабочего класса США следует  признать принятие закона Вагнера  — необходимость коллективной  защиты рабочими своих интересов  через профессиональные союзы  и путем заключения с предпринимателями  коллективных договоров. За рабочими  признавалось право на стачки.

   Рабочее аконодательство 30-х гг. — серьезный успех борьбы американских рабочих.

   На втором этапе проведения Нового курса увеличились масштабы общественных работ. На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низко-доходным хозяйствам. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.Все меры, проведенные Новым курсом, сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.

   Итоги нового курса. Во второй половине 1937 г. начался новый экономический кризис. К следующему году производство сократилось примерно на 13. Резко упали цены на продукцию фермеров. Уменьшился объем внутренней и внешней торговли. Число безработных повысилось до 11 млн. человек. Меры, предпринятые правительством по старым рецептам не приносили ожидаемого результата, положение масс ухудшилось.

   С началом 1939 года перспективы Америки продолжали оставаться неясными. Президент был невесел, разочарован, поскольку очередной кризис подрывал веру в Новый курс и его творца. Между тем в Европе назревал вооруженный конфликт, который мог отвлечь внимание американцев от нерешенных проблем собственной жизни.

   Новый порядок. Фашизм — европейское по преимуществу политическое движение ХХ века и особая специфическая форма государственного правления. Он принес неисчислимые бедствия народам мира. Само это слово итальянского происхождения. Немецкие фашисты называли себя нацистами. Фашизм имеет ряд характерных черт. Ему свойственны национализм, неприятие демократии, стремление создать тоталитарное государство и преклонение перед насилием. Германский фашизм отличался крайним национализмом и расизмом. Стремление завоевать для немцев мировое господство сделало его наиболее агрессивным. Фашистское движение в Германии возникло после Первой мировой войны. Почти сразу его возглавил Адольф Гитлер. Быстрый рост влияния фашизма приходится на годы экономического кризиса. Неспособность Веймарской республики смягчить положение народа в это время вызвало ее кризис и массовое разочарование в демократии вообще. Фашистская партия стала получать много голосов на выборах. В 1933 году Гитлер получил право сформировать правительство Германии. Придя к власти, фашисты уничтожили демократию. Вся власть оказалась в руках Гитлера, политические партии, кроме фашистской, были ликвидированы, усилилась роль карательных органов. Была преобразована и экономика. Государство стало регулировать ее для того, чтобы ускорить выход из кризиса и создать мощную военную промышленность. Оно установило контроль над ценами, заработной платой, подчинило всех предпринимателей государственным органам. Антисемитизм стал открытой политикой государства. Евреев лишили германского гражданства, стали переселять в специально отведенные кварталы города. Они были обязаны носить на одежде желтую звезду и не появляться в общественных местах. Фашисты стремились установить контроль и над умами людей. Печать, радио, искусство и литература были прямо подчинены министерству пропаганды и обязаны были прославлять Гитлера, превосходство немцев как высшей расы и новые порядки. Все население было обязано состоять в различных нацистских организациях и участвовать во всех массовых кампаниях. Приход к власти фашистов в Германии изменил и ситуацию в Европе. Стремление Германии к мировому господству поставило под угрозу мир. К 1939 году Германия уже подготовилась к началу войны.

Информация о работе История как наука