Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 20:29, реферат
В переводе с греческого языка «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса.
Третий этап июнь 1989 — 1991. Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не совершенствование социализма, а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. Новое мышление на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статус сверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается парад суверенитетов. Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.
Окончание холодной войны. с 1987 года во внешней политике СССР происходит коренной поворот к так называемому новому политическому мышлению, провозгласившему социалистический плюрализм и приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. С этого момента идеологическое и военно-политическое противостояние начало быстро терять остроту.
Новая внешнеполитическая доктрина была обусловлена развитием политического процесса в СССР в сторону отказа от коммунистической идеологии, а также зависимостью экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть привели к тому, что СССР пошёл на широкие уступки во внешнеполитической сфере. Распространено мнение о том, что это было связано также с тем, что возросшие в результате гонки вооружений военные расходы стали непосильными для советской экономики, однако ряд исследователей доказывает, что относительный уровень военных расходов в СССР не был чрезмерно высоким.
В 1988 году начинается вывод советских войск из Афганистана. В декабре того же года Горбачёв, выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с программой ослабления противостояния, заявил о сокращении советских вооруженных сил; 21 марта 1989 года вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР о сокращении армии и конверсии оборонных предприятий. Однако этим советские уступки не ограничились. Осенью 1989 года один за другим начали рушиться коммунистические режимы в Центральной и Восточной Европе, на что СССР никак не отреагировал. В октябре 1989 года был провозглашен официальный отказ от доктрины Брежнева. Запад до последнего момента не мог поверить в то, что Горбачёв со своим новым мышлением зашёл так далеко. Смена власти во всех странах-сателлитах СССР привела к ликвидации советского блока, а вместе с ним — и к фактическому прекращению холодной войны. 21 ноября 1990 года в Париже была подписана так называемая Хартия для новой Европы, провозгласившая фактический конец полувекового противостояния двух систем и начало новой эры демократии, мира и единства.
Тем временем сам Советский Союз переживал глубокий кризис. Центральные власти начали терять контроль над союзными республиками. На окраинах страны вспыхивали межнациональные конфликты. В декабре 1991 г. произошёл окончательный распад СССР.
Развал СССР. Предпосылки: 1. зарождение национального сепаратизма и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности советской экономической системы и неудачи экономических реформ в период перестройки. 2. Кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация тоталитарной системы и партийно-политической монополии на власть, составляющей основу СССР. 3. Барьба за власть между центральными и национально-региональными политическими элитами. 4. Отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и национальных республик. Диктат центральной власти в отношении национально-государственных отношений.
Политическая борьба проходила в форме противостояния законодательной Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ и исполнительной президент РФ Ельцин и российское правительство властей. В Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены многочисленные поправки, ограничивавшие полномочия президента. Законодатели настаивали на корректировке происходивших реформ и в декабре 1992 г. на VII съезде народных депутатов заставили президента убрать из правительства Е. Т. Гайдара. Главой правительства стал В. С. Черномырдин.
Ельцин тяготился контролем со стороны Советов. В декабре 1992 г. президент обвинил депутатов в саботаже реформ и пытался расколоть съезд, покинув его заседания. Но за президентом пошла меньшая часть депутатов. В марте 1993 г. президент пытался ввести особый порядок управления страной, но вице-президент А. В. Руцкой, Председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатов, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, Генеральный прокурор РФ В. Л. Степанков осудили действия президента. Внеочередной IX съезд народных депутатов 26 марта 1993 г. пытался отрешить президента от должности, но должного количества голосов не набралось. Не дал однозначных результатов и всероссийский референдум. С весны 1993 г. в центре политической борьбы оказалась подготовка проекта новой конституции. Президентская команда вместо подготовленного проекта конституции разработала новый проект, в котором последовательно проводилась идея президентской республики. Другие проекты игнорировались. Провалом закончилось конституционное совещание летом 1993 г. Возникла тупиковая ситуация.
21 сентября 1993 г. Президент своим указом объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. В ночь на 23 сентября 1993 г. X Чрезвычайный съезд народных депутатов отстранил Б. Н. Ельцина от должности и привел к присяге в качестве главы государства вице-президента А. В. Руцкого. Законодатели и Конституционный суд РФ квалифицировали действия исполнительной власти президента и правительства как государственный переворот. Вечером 3 октября сторонники Верховного Совета захватили здание московской мэрии и пытались взять штурмом телецентр Останкино. Однако сил у Верховного Совета оказалось недостаточно. Военные остались на стороне президента. Белый дом, здание, в котором размешался Верховный Совет РФ, находился в осаде, а 4 октября правительственные войска после танкового обстрела заняли его. В ходе военных столкновений в Москве, по официальным данным, погибло около 150 человек. Многие видные деятели оппозиции были арестованы.
Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации. Термин всенародное голосование а не референдум был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум, мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, согласно ст. 9 упомянутого закона. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в Российской газете — 25 декабря 1993 года.
Отличие от К 1978: Ликвидирована система Советов, Ликвидировано закрепление в общенародной собственности земли и недр, Россия стала симметричной федерацией, Президент — глава гос-ва, но не глава исполнительно власти, его полномочия сокращены до 4-5 летсейчас 6 и ликвидирован верхний предел.
Внешнеполитические цели:
1. Создание благоприятных
2. Восстановление и поддержание статуса великой страны.
3. Обеспечение приоритетного
4. Соблюдение стратегических
6. Обеспечение национальной
Внешние угрозы:
1.Нестабильность в ряде
3. Наличие территориальных
4. Международный терроризм,
5. Расширение НАТО при
6. Исламский факторроль, которую играют исламские страны в международном развитии, об их действиях по консолидации исламского мира, влиянии на внутренние процессы других стран и т.д, процесс формирования исламского полюса мировой системы
Основные события внешнеполитического характера. 1992-1993 — Россия вовлекается в грузино-южно-осетинский конфликт. Договор об открытом небе Миротворческая роль 14-й армии РФ в вооруженном конфликте в Приднестровье. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Россия, Грузия разделили обычные вооружения бывшего СССР. Ратифицирован договор о сокращении Вооруженных Сил РФ к 2000 г. с 2,8 до 1,5 млн. чел. Грузино-абхазская война, миротворческая роль России. Ускорение вывода росс-х войск из Германии. Отказ США от программы СОИ Стратегическая оборонная инициатива. Проблемы с ядерным оружием на Украине. Обострение грузино-абхазского конфликта.
1994-1995. Перемирие Армении и Азербайджана роль России. Ограничение сообщений с Кавказом в связи с войной в Чечне. Российские войска выведены с территории Германии. Усложнение внешнеполитических позиций РФ в связи с войной в Чечне. Международной признание роли России во Втор. миров. войне в связи с 50-летием Победы. Референдум в Белоруссии — за интеграцию с РФ. Присоединение России к программе Партнерство ради мира. Франция возобновила ядерные испытания. Конфликт на Балканах, попытка РФ упрочить свои позиции, фактически. усиление роли НАТО. Согласие США на пересмотр договоров об обычных вооружениях в пользу России. Мир в бывшей Югославии под нажимом НАТО. Проблемы Черноморского флота. Сравнительно спокойная реакция Запада на войну в Чечне.
1996-1997: Уход министра иностранных дел РФ А.Козырева в отставку, приход Е.Примакова в МИД. Обострение внутриполитической обстановки в Таджикистане. Удары авиации США по территории Ирака.
Талибы взяли под контроль столицу Афганистана Кабул. Решение о расширении НАТО на Восток. Дестабилизация в Албании. Переговоры Ельцин-Клинтон в Хельсинки НАТО, СНВ, экономическая помощь. Союз Белоруссия-Россия. Декларация России и Китая о многополярном мире. Одобрена концепция о национальной безопасности России.
Договор Россия-Украина. Борьба вокруг закона о реституции возмещение ущерба. Россия в большой восьмерке. Договор Россия-НАТО; вступление в НАТО как стратегический курс стран Прибалтики и Украины. Новое обострение ситуации вокруг Ирака.
Россия — СНГ. В сферу стратегических интересов России входят суверенные государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, формирование границ, невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями. В отношениях России со многими бывшими республиками СССР остаются нерешенные проблемы. Это качается вопроса о правах проживающего там русскоязычного населения. Кроме того, в 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция. Появились беженцы. В начале 1993 г. был принят Устав СНГ который подписали лишь 7 стран. Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора о Содружестве суверенных республик России и Белоруссии 2 апрель 1996 г.. 2 апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и Белоруссии, после чего в обеих странах развернулась дискуссия по Уставу союза России и Беларуси. Расширение военного сотрудничества в рамках СНГ было подтверждено Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Развитие этого типа сотрудничества рассматривается как один из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности стран СНГ. Однако на сегодня остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ, в том числе по проекту евро-азиатского экономического союза, Сообщества Суверенных Республик и др. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик. Итоги. После 1991 года Российская Федерация получила международное признание правопреемницы СССР во внешней политике и подтвердила свою приверженность соглашениям и договоренностям по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу. Новое качество российско-американских отношений явилось движущей силой перемен на международной арене. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. многие геополитические позиции в мире. Сегодня РФ продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска. Перед ней стоит задача подтверждения роли лидера в рамках СНГ.