Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:34, реферат
Отечественные научно – исторические школы и их представители. Исторические источники и их виды.
История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни). Обычно историю определяют как науку о прошлом.
История имеет дело с живыми формами "бытия", а в них немалую роль играет "судьба", элементы случайности.
Парадоксально, но последние года правления Ивана Грозным отличались совсем не присущим ему либерализмом. Первым шагом стала отмена смертной казни в государстве. Царь приказал составить список людей, которые по его воле были ранее казнены и отправил его по всем церквям и монастырям государства, чтобы духовенство молилось за упокой их душ.
По распоряжению царя боярам было отдано все их имущество, которое ранее было конфисковано. В 1572 году официально прекратила свое существование опричнина. Царь понимал, что она исполнила свою функцию, и теперь недовольных его правительством бояр не осталось.
Однако по некоторым историческим источникам, опричнина существовала вплоть до последнего года правления Ивана Грозного. Она носила тайный характер и имела название Царского двора.
В конце правления Ивана Грозного наблюдалось массовое переселение крестьян на территорию Западной Сибири. Люди устали от постоянных набегов татар, Ливонской войны, различных эпидемий и выбрали путь своеобразного затворничества.
В результате, численность населения Новгородской области сократилось примерно в 5 раз. Плодородные земли не обрабатывались, что стало причиной хозяйственного кризиса. Чтобы остановить процесс опустошения центральных регионов, царь издал указ об отмене Юрьевого дня и запрещении крестьян своевольно менять феодалов.
Этот закон распространялся на всех крестьян и даже жителей городов. В дальнейшем это станет той прочной основой, на которой будет основана централизованная крепостническая система. В 1580 годах по инициативе царя была проведена перепись русских земель, чтобы установить масштабы убытков и постепенно восстанавливать хозяйство государства.
Однако все попытки, которые предпринимал царь в целях своего раскаяния, были перечеркнуты в 1581 году, когда он убил своего сына, который был фактически единственным достойным наследником Российского престола. Обстоятельства убийства до наших дней достоверно не раскрыты.
Население страны и бояре закрыли глаза на это происшествие, списав убийство на бытовую ссору. Однако последствия этого будут более значительными, чем предполагалось тогда. Еще при жизни Иван Грозный понимал, что впереди Россию ждет серьезная проблема выбора царя: его старший сын обладал явной душевной болезнью, а младенец Дмитрий был слишком маленький, чтобы царствовать.
Неконтролируемая ярость царя привела к убийству не только собственного сына, но и сильного монарха, который возможно бы смог не допустить смуты в государстве.
В феврале 1584 года царь Иван Грозный умер во время игры в шахматы. Не смотря на свои отчаянные попытки исправить необдуманную политику прошлого в последние года жизни, Иван Васильевич все-таки стал косвенной причиной наступления смуты в Российском государстве, а также собственной рукой поставил точку в правлении династии Рюриковичей.
В 1613 году состоялся самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI–XVII вв., Земский собор. В нем участвовали выборные от дворянства, посада, белого духовенства и, возможно, черносошного крестьянства. Главным был вопрос об избрании государя.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалась кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Он стал реальным претендентом на престол не потому, что был лучше, а потому, что устроил в конечном счете всех. В отличие от других претендентов, М. Романов был относительно нейтрален: не успев ничем проявить себя, он позволял связывать с собой все чаяния и мечты о преодолении смуты. Подобно тому, как некогда имя царя Дмитрия воплощало в себе целую легенду, так и Романов был олицетворением программы возвращения к «старине и покою», примирению и компромиссу всех общественных сил на базе крепостничества и самодержавия. Своей родственной связью с прежней династией Михаил Федорович более всего воплощал идею возврата к старине. 2
История рода Романовых также способствовала выбору. Для аристократии они были свои – почтенный старомосковский боярский род. Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла, который был приближённым московского великого князя Симеона Гордого и имел 5 сыновей. Потомки его до начала ХVI в. именовались Кошкиными, до конца ХVI в. – Захарьиными. Затем Захарьины разделились на две ветви: Захарьиных-Яковлевых и Захарьиных-Юрьевых. От последних произошли Романовы. Романовы находились в тесном родстве с Рюриковичами. Никита Романович был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Сын Анастасии Фёдор был последним русским царём из династии Рюриковичей. При Борисе Годунове род Романовых был обвинён в колдовстве. Четыре сына Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из сыновей - Фёдор Никитич - был насильно пострижен в монахи под именем Филарет. 3
Решающим при избрании нового государя оказалось давление вольного казачества, которое преобладало на момент избрания в Москве и которое, по сути, заставило аристократию и духовенство поспешить с выбором. Романовы пользовались популярностью среди вольного казачества благодаря тушинскому патриаршеству Филарета. Итак, его сын Михаил был избран царём, и последствия Смутного времени пришлось преодолевать первым Романовым. К первым Романовым относят Михаила Фёдоровича (1613 - 1645 гг.), его сына Алексея Михайловича (1645 - 1676 гг.) и Петра I (1682 – 1725 гг.).
Михаилу Фёдоровичу досталась совершенно разорённая страна. В Новгороде сидели шведы. Поляки заняли 20 русских городов. Татары без перерыва грабили южные русские земли. По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. Царская казна пустовала. Поляки не признавали выборы Земского собора 1613 г. действительными. В 1617 г. польский королевич Владислав организовал поход на Москву, стал у стен Кремля и требовал, чтобы русские его выбрали свои царём.
Положение Михаила на престоле было отчаянным. Но общество, уставшее от бедствий Смутного времени, сплотилось вокруг своего юного царя и оказывало ему всяческую помощь. Поначалу большую роль в управлении страной играли мать царя и её родственники, Боярская дума. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали беспрерывно. В 1619 г. из польского плена возвратился отец царя. В Москве он был провозглашён патриархом. Исходя из интересов государства, Филарет удалил от престола жену и всех её родственников. Умный, властный, опытный, он вместе с сыном уверенно стал править страной вплоть до своей смерти в 1633 г. После Михаил сам довольно успешно стравлялся с делами государственного правления.
Не долго жил и его сын и преемник царь Алексей Михайлович (родился 19 марта 1629 г., умер 29 января 1676 г.). Получив трон по праву наследования, он исповедовал веру в богоизбранность царя, его власти. Отличаясь, как и отец, мягкостью, кротостью характера, он мог проявлять и вспыльчивость, гневливость. Современники рисуют его внешность: полнота, даже тучность фигуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода; наконец, мягкий взгляд. Его «гораздо тихий» нрав, благочестие и богобоязненность, любовь к церковному пению и соколиной охоте сочетались со склонностью к нововведениям, знаниям. В первые годы его правления большую роль в государственных делах играл его «дядька» (воспитатель) боярин Б. И.Морозов, ставший свояком царя (они были женаты на родных сестрах), и родственники по первой жене — Милославские.4
Алексей Михайлович пережил бурную эпоху «бунтов» и войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипломатическая деятельность. Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).
В своих дворцовых владениях царь был рачительным хозяином, строго следил за тем, чтобы его крепостные крестьяне исправно исполняли свои обязанности, вносили всякие платежи. От первой жены М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей; от второй — Н. К. Нарышкиной — троих детей. Многие из них рано умирали. Трое его сыновей стали царями (Федор, Иван и Петр), дочь Софья — регентшей при малолетних царях-братьях (Иване и Петре).
Следующий рассматриваемый мною правитель – Петр I Великий, российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.
Кратко характеризуя деятельность Петра I, необходимо обратить внимание на следующие заслуги данного правителя. Он провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица - Санкт-Петербург). Петр I использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры, проводил политику меркантилизма (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Также он руководил постройкой флота и созданием регулярной армии и возглавлял армию в Азовских походах, Северной войне, Прутском и Персидском походах; а также командовал войсками при взятии Нотебурга, в сражениях при деревне Лесной и под Полтавой.
Деятельность Петра способствовала упрочению экономического и политического положения дворянства. По его инициативе открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил (подушная подать), что влекло за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709), беспощадно подавлявшиеся правительством. Будучи создателем могущественного абсолютистского государства, Петр I добился признания за Россией авторитета великой державы.
Пожалуй, одним из наиболее актуальных вопросов современной общественно-политической жизни России является место и роль Русской Православной Церкви в российском государстве. Почему именно Русской Православной Церкви? Очевидно, что последние десятилетия сохраняется устойчивая тенденция: усиление роли Православия в общественной жизни после продолжительного антихристианского периода в нашей истории. Постепенно возрастает число верующих (разных возрастов и социального происхождения), открываются новые и восстанавливаются старые храмы. По данным социологических исследований, Церковь находится в числе лидеров среди государственных и общественных структур по степени доверия к ним населения, причем численность «доверяющих» Церкви существенно превышает процент верующих. Православие является духовно-нравственным стержнем общества, колыбелью русской культуры и воспитательницей русского характера. Христианская этика напрямую или косвенно в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах. Кроме того, великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия, выполняя интегрирующую функцию на огромном русском пространстве.