Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:34, реферат
Отечественные научно – исторические школы и их представители. Исторические источники и их виды.
История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни). Обычно историю определяют как науку о прошлом.
История имеет дело с живыми формами "бытия", а в них немалую роль играет "судьба", элементы случайности.
Библиографическое описание: Ляхова Е. А. Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке [Текст] / Е. А. Ляхова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 40-43.
После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима.
В 1435 году Герасим, обвиненный в измене, погиб в Смоленске. А Иона во второй раз отправился в Константинополь на поставление в митрополиты. Но вновь опоздал: еще до его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека. В апреле 1437 года новый митрополит прибыл в Москву.
Назначение Исидора своей целью ставило обеспечить принятие Русской Церковью предполагавшейся православно-католической унии.
Митрополит Исидор принял деятельное участие в заключении унии, которая была подписана во Флоренции в 1439 году. Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии Православной Церковью католических догматов и признании римского папы главой Церкви при сохранении православных обрядов в богослужении.
По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал пастырское послание об унии в польские, литовские и русские земли. Однако терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Весной 1441 года митрополит прибыл в Москву с грамотой от папы Василию Темному. Но великий князь отказался признать акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и заточен в Чудов монастырь. Оттуда Исидор бежал сначала в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим.
15 декабря 1448 года собор русских
епископов в Москве утвердил
на митрополичьем престоле
Митрополит Иона стал первым предстоятелем автокефальной Русской Православной Церкви, но в то же время и последним митрополитом, чья юрисдикция распространялась на всю Русь, как Литовскую, так и Московскую.
Смута привела Россию к полному экономическому краху. Не сразу установилась и политическая стабильность, система управления в центре и на местах была разрушена. Основными задачами Михаила Романова было достижение примирения в стране, преодоление хозяйственной разрухи и упорядочение системы управления. Первые шесть лет своего царствования Михаил правил, опираясь на Боярскую думу и Земские соборы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Федор Никитич (в монашестве Филарет) Романов. Принявший патриарший сан Филарет стал фактически управлять страной до своей смерти в 1633 г. В 1645 г. умер и Михаил Романов. Русским царем стал его сын Алексей Михайлович (1645–1676).
К середине столетия хозяйственная разруха, принесенная Смутой, была преодолена. Экономическое развитие России в XVII в. характеризуется рядом новых явлений в хозяйственной жизни. Ремесло постепенно перерастало в мелкотоварное производство. Все больше изделий производилось не на заказ, а для рынка, происходила экономическая специализация отдельных регионов. В Туле и Кашире, например, производились металлические изделия. Поволжье специализировалось на обработке кожи, Новгород и Псков были центрами производства льна. Лучшие ювелирные изделия производились в Новгороде, Тихвине и Москве. Начали возникать центры художественного производства (Хохлома, Палех и др.).
Развитие товарного производства привело к появлению мануфактур. Они разделялись на казенные, т. е. принадлежащие государству, и частновладельческие.
Рост производительных сил способствовал развитию торговли и зарождению общероссийского рынка. Возникли две крупные общероссийские ярмарки – Макарьевская на Волге и Ирбитская на Урале.
Земский собор 1649 г. принял Соборное уложение – кодекс отечественного феодального права, регулировавший отношения в основных сферах жизни общества. Соборное уложение предписывало жестокие наказания не только за мятеж против царя или оскорбление главы государства, но даже за драки и бесчинства на царском дворе. Таким образом происходило законодательное закрепление процесса становления абсолютной монархии.
В Соборном уложении была оформлена социальная структура общества, так как в нем регламентированы права и обязанности всех сословий.
Кардинальные изменения произошли в жизни крестьянства. Соборное уложение царя Алексея Михайловича окончательно оформило крепостное право – был установлен бессрочный розыск беглых крестьян.
Согласно Соборному уложению городские жители прикреплялись к месту жительства и «тяглу», т. е. несению государственных повинностей. Значительная часть Уложения посвящена порядку судопроизводства и уголовному праву. Законы XVII в. выглядят слишком суровыми. За многие преступления в Соборном уложении была предусмотрена смертная казнь. Уложение регламентировало также порядок несения военной службы, выезда в другие государства, таможенную политику и т. д.
Политическое развитие России в XVII в. характеризуется эволюцией государственного строя: от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Особое место в системе сословно-представительной монархии занимали Земские соборы. В состав Земского собора входили высшее духовенство, Боярская дума и выборная часть: московские дворяне, администрация приказов, уездное дворянство, верхи «тягловых» слобод московского посада, а также казаки и стрельцы («служилые люди по прибору»).
В первые годы правления Михаила Романова Земские соборы работали почти непрерывно и помогали ему в управлении государством. При Филарете Романове деятельность Соборов становится менее активной. Последний Земский собор, работавший в 1653 г., решал вопрос о воссоединении Украины с Россией. Впоследствии земская деятельность угасает. В 1660–1680-е гг. собирались многочисленные сословные комиссии. Все они по преимуществу были боярскими. Окончание работы Земских соборов фактически означало завершение перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В системе органов государственной власти и управления сохранялась существенная роль Боярской думы. Однако во второй половине XVII в. ее значение падает.
Высокого развития в XVII в. достигает приказная система управления. Приказы занимались отдельными отраслями в сфере государственного управления внутри страны или ведали отдельными территориями. Важнейшими среди них были приказ Тайных дел, руководимый лично Алексеем Михайловичем и занимавшийся надзором за деятельностью высших государственных учреждений и должностных лиц. Поместный приказ оформлял земельные наделы и проводил судебные расследования по земельным делам. Посольский приказ осуществлял внешнюю политику государства. Приказ Большой казны управлял финансами.
Основной административно-
Социальная структура русского общества XVII в. была глубоко сословной. Термин «сословие» означает социальную группу, обладающую закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Привилегированным сословием были светские и духовные феодалы (духовенство). Светские феодалы разделялись на чины. В XVII в. это понятие отражало не столько служебное положение, сколько принадлежность к определенной группе феодального сословия. Его верхушку составляли думные чины: бояре, окольничьи, дьяки и думные дворяне. Следующими по своему положению в обществе были чины московские – чиновники, стряпчие, московские дворяне. За ними следовали низшие категории привилегированного сословия – чины городовые. К ним относились провинциальные дворяне, которых называли «детьми боярскими».
Большую часть зависимого населения составляли крестьяне. Лично свободные члены общины назывались черносошными крестьянами. Остальные крестьяне были либо частновладельческими, т. е. принадлежащими помещикам, либо дворцовыми, или удельными, принадлежащими царской семье. На положении рабов находились холопы. Прикреплены к своим повинностям были жители городов – ремесленники и купцы. Наиболее богатые купцы назывались «гостями». К числу зависимых сословий относились и «служилые люди по прибору»: стрельцы, пушкари и казаки.