История казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:05, курс лекций

Описание работы

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч события, кот. находятся в постоянном развитии.

Файлы: 1 файл

ответы2.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее древние  и устойчивые корни казахского менталитета  нашли отражение в ряде его  исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у киргизов (казахов)", "О мусульманстве  в степи". В исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану принадлежит безусловное первенство. Зороастризм принадлежит к семейству явлений универсального порядка, распространенных повсеместно. Ритуальные формы, символические действия, характерные для мифологии как всеобщей формы становления человеческого сознания, к которой должен быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую ценность в культурной жизни человечества. Символы мифа пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают личность в процесс жизни и смерти.

Прожив два  года в Петербурге, Чокан работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты Азии, он участвовал в изданиях трудов Русского географического общества, членом которого он был избран в 1860 году. Здесь Чокан публиковал работы, посвященные истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока; среди них исследования "Киргизы" (так тогда называли казахов), "Следы шаманства у киргизов", "Киргизское родословие", "О кочевках киргиз" и другие, в которых собран и обобщен огромный материал об истории, этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре.

Устному народному  творчеству казахов посвящены статьи "Предания и легенды большой  Киргиз-Кайсацкой орды", "Очерки Джунгарии" и другие. Интересны  его высказывания об особенностях импровизаторского  искусства акынов, о видах песен, о ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу".

Ныне неподалеку от урочища Коген-Тоган, где был  похоронен в 1865 году больной, трагически одинокий Чокан Валиханов, в местности  под названием Алтын-Эмель, построен в честь 150-летия со дня его рождения (1985 год) мемориальный комплекс. Выдающийся вклад в изучение творчества Валиханова внес А.X. Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было опубликовано собрание сочинений Ч. Валиханова в пяти томах.

 

70. Просветительская, педагогическая и научная деятельность Ибрая Алтынсарина.

Алтынсарин  Ибрай родился 2 ноября 1841 года в  Аракарагайской волости Николаевского  уезда Торгайской области. Рано лишившись  отца, воспитывался в семье старшего брата отца Балкожа бия. Умер 30 августа 1889 года.

Алтынсарин - видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в  области школьного образования. В числе его практических заслуг - открытие первой народной школы (1864), выпуск хрестоматии на казахском  языке и введение ислама как предмета обучения на родном языке. Его стремление учить детей казахов таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности встретили сопротивление с двух сторон.

Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, составление первых сборников народной поэзии.

Но Ибрай не только педагог-просветитель, он теоретик-этнограф, историк, экономист и плюс ко всему  этому чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. Он совершает буквально титаническую работу по организации учебных заведений, подбору кадров, оснащению и снабжению школы; мелочах быта, финансовой отчетности и т. д.

Критикуя  колониальную политику царизма, последняя  прикрывалась лицемерно доводами о "пользе оседлости" и "цивилизаторской миссии" Русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель не разумнее ли - говорит Ибрай, В статье "По поводу голода в Киргизской степи", Алтынсарин связывая просвещение и образование народа с оседлостью, с городами и удобными путями сообщений, он категорически выступает против проекта "как можно более скорого" перехода от кочевья к оседлости путем "принудительных мер". Подобный проект он расценивает как грабеж сколько-нибудь пригодной земли у колонизуемого народа, поскольку подчеркиваются "особые преимущества" русских крестьян-колонистов перед казахами, а последние объявляются неспособными к земледелию, если их к этому не "принудить". К этому он присовокупляет весьма существенное замечание, связанное с будущностью земледелия и скотоводства в крае. В некоторых степных уездах выгоднее развивать скотоводство, а земледелию не предвидится никакой будущности. Над этим замечанием и сейчас можно призадуматься.

Существенным  элементом мировоззрения Алтынсарина  является трактовка им ислама, о  чем можно судить по тому, что  он составил учебник по исламу. Ибрай  стоял на позициях просвещенного  либерального ислама. Все творчество Алтынсарина пронизано идеей органического приживления инноваций к традициям и обычаям народа.

 

71. Великий казахский мыслитель  и поэт Абый.

Великий казахский поэт, мыслитель, философ, композитор, основоположник казахской  письменной литературы, классик.

Ибрагим Кунанбаев родился 10 августа 1845 г. в  Чингизских горах Семипалатинской  области (по нынешнему административному  делению) от одной из четырех жен  Кунанбая, старшего султана Каркаралинского  окружного приказа. С самого детства  Ибрагим получил глубокое гуманитарное образование, полюбил книги, поэзию, - во многом под влиянием своей матери Улжан и бабушки Зере, чья любовь освятила его жизненный путь. Именно мать называла его ласкательно-уменьшительным именем Абай, что означает "осмотрительный, вдумчивый", которое стало его именем в литературе. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.

В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир.

  Он похоронен около своей зимовки  в долине Жидебай, вблизи Чингизских  гор, на 60 году жизни.

Последующее за Абаем поколение интеллектуалов, объединившихся вокруг Алаш-Орды, восприняло Абая как духовного вождя возрождения казахской нации. Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай-улы (1864-1927). Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману "Абай" запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева.

 

72. Морально-этические принципы  Абая по книге «Слова назидания».

Мухтар  Ауэзов, крупный исследователь творчества Абая, писал: “Трудно назвать жанр, к которому можно было бы отнести  “Назидания”. Здесь и философско-моралистические, и общественно-публицистические, и  изобличительно-сатирические высказывания поэта. Нося в целом характер то мирной, то иронически-желчной, то глубоко грустной беседы со своим читателем, эти “Слова” прежде всего отличаются исключительно тщательной стилистической отделанностью”.

Мухтар  Ауэзов прекрасно понимал, для кого и с какой целью написаны Абаем назидания, эти сорок пять “Слов”, содержащие как философские раздумья поэта о волнующих жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения, “адресованные к слушателю собеседнику в форме устного обращения к нему с глазу на глаз”. Слушателями поэт считал преимущественно людей старшего поколения. Он учитывал уровень их мышления, особенность мировосприятия и поэтому писал свои беседы-назидания своеобразным, доступным для них образным языком, насыщенным афоризмами и народными пословицами. Очевидцы свидетельствуют, что “Слова” пользовались у читателей и слушателей не меньшей популярностью, чем поэтические произведения, потому что в них Абай в интересной, оригинальной форме выражал те же мысли и идеи, те же чувства и настроения, что и в своих стихах. Вот как он представлял себе назначение поэта.

Как “гневный судья” он неустанно обличал  социальные пороки, зло и несправедливость в обществе, а как “печальник народа” горько сетовал на отсталость и невежество, на дрязги и раздоры, которые, по убеждению поэта, обрекали народ на униженное положение. Обличая и осуждая в своем творчестве все, что вредит народу, что мешает прогрессу и просвещению, Абай верил в силу воздействия своего слова. Но действительность не оставляла надежд, принося поэту одни разочарования. Философско-поэтические слова Абая были своеобразной формой борьбы за просветительский общественный идеал.

По  объему и характеру “Слова” Абая не одинаковы, не однородны. Несколько  выделяется “Двадцать седьмое слово”, которое написано в форме диалога  Сократа со своим учеником Аристодемом на тему о том, какими высокими качествами наделил человека бог и каким “вечным должником” бога является человек за то, что он “удостоен его любви”.

Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Он укоряет тех родителей, которые, имея возможность учить детей, не учат их или учат не так и не тому, попусту растрачивая свое богатство.

“Двадцать пятое слово” целиком посвящено  размышлению о значении русской  культуры и русской науки для  просвещения казахского народа. “Главное - научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских.

 

73. Происхождение казахских родов,  племен и правящих династий  по «Шежире» Шакарима.

1. Акбоша 

2. Сары  – Кобен

3. Аманбек

4. Рэхимбек

5. Адилбек

6. Ерик

7. Кайрат

 

74. Казахстан в начале 20 века: проникновение  иностранного капитала, формирование  рабочего класса.

Со второй половины XIX века в Казахстан стал активно проникать российским капитал, основной сферой его приложения была добыча и переработка полезных ископаемых, богатством которых отличались недра края, а также промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья и торговля. Для российского капитала здесь были благоприятные условия: богатые недра, дешевые земли которые арендовались или скупались за бесценок у местного населения, дешевое сырье, дешевая, в избытке, рабочая сила Например, Жезказгаискос месторождение меди было куплено за 100 рублей, Саранское месторождение угля — за 114 рублей.

Горнозаводская промышленность в  основном была сосредоточена в Акмолннской и Семипалатинской областях в Баян-Аульском, Каркаралинском, Акмолинском уездах и на Алтае. Здесь были медные, серебряно-свинцовые рудники и заводы, угольные копи, золотодобыча.

Большая часть медеплавильных, серебросвинцовых заводов принадлежала промышленникам Поповым. Заводы -отсталая техника - ручной труд. К тому же Поповы закрывали свои заводы до окончания 20 летнего льготного срока, и рядом строили новые, снова получив 20 летнюю льготу. В 1852 году русский купец Ушаков создал в Екатеринбурге компанию промышленников, в которую вошли также Зотов, Рязанов, Севастьянов. В 1852 году он купил месторождение меди в Акмолинском уезде, а в 1856 году купил угольное месторождение Караганды. На основе этих месторождений в 1863 году компанией был построен Спасский медеплавильный завод. По количеству выплавляемой меди он занимал второе место среди частных медеплавильных заводов России. Его продукция поставлялась на Екатеринбургский и Петербургский монетные дворы, а также на Нижегородскую ярмарку.

Относительно крупными предприятиями, с числом рабочих от 300 до 500 были: Спасский медеплавильный завод, Успенский рудник. Карагандинские копи, Экибастузские и Риддсрские предприятия.

Но у русских промышленников не хватало средств и правительство  решило привлечь сюда иностранный капитал. В 1904 году иностранные предприниматели взяли в аренду Спасско-Воскресенский, Успенский медные рудники, Спасский медеплавильный завод, Карагандинские каменноугольные копи. Контрольный пакет акций этих предприятий принадлежал англофранцузским предпринимателям. В 1907 году англичане взяли в аренду Джезказганские медные месторождения. То же произошло с предприятиями Риддера и Экнбастуза. Можно отметить, например, что в деятельности Риддера немалую роль играли капиталы Герберта Гувера — будущего президента США. Такая же судьба постигла и нефтепромыслы Эмбы.

Важной отраслью была солепромышленность.

Важное место в экономике  того времени занимал рыбный промысел. К концу XIX века только на Каспии действовало более 150 рыбных промыслов, были построены рыбзаводы. Регулярное рыболовство велось на реках Урал, Или, Чу» Сырдарье, на Аральском море, озерах Балхаш, Зайсан.

К концу XIX века в Казахстане действовали предприятия кустарного, мануфактурного и фабричного тина по переработке сельскохозяйственного сырья. Это были бойни, кожевенные, сало-овчинные, мыловаренные заводы, маслодельни, мукомольни в Акмолипске, Семипалатинске, Петропавловске, Уральске, Оренбурге. В 1882 году в Шымкенте начал работу сантонинный завод, который экспортировал свою продукцию в Англию, Америку, Германию, Индию, Японию. В Шымкенте и Туркестане действовали хлопкоочистительные заводы. В Верном было два предприятия табачной промышленности.

 

75. Столыпинская аграрная реформа.  Ее последствия для казахского  населения.

Начало XX века ознаменовалось обострением социальных противоречий в Российской империи, усилением колониальной политики в Казахстане, особенно аграрной. Значительно активизировалось переселенческое движение. Территория Казахстана была разделена на переселенческие районы: Тургайско-Уральский, Семипалатинский, Сырдарьинский, Семиреченский. Были созданы Переселенческие управления, которые должны были выявлять «излишки» земель для создания «переселенческого фонда». Каждая казахская семья имела право на пользование наделом в 15 десятин земли, вся остальная земля переходила о общественный земельный фонд, управляемый Министерством государственной собственности. Конечно, это было разрушительно для кочевого хозяйства. Так, по подсчетам агронома А, А. Кауфмана для нормального функционирования скотоводческого хозяйства, например, каждое кочевое хозяйство в Сырдарьинском регионе нуждалось в 145 десятинах земли, а в Семнречепском в ПО десятинах. Причем земли у казахов изымались и «Переселенческий фонд» без учета пастбищ, скотопрогонов, водопоев, а порой и вопреки сложившимся маршрутам кочевий, сознательно перекрывая их, с целью взимания платы за прогон скота. Также на территории Казахстана находились казачьи войска: Оренбургское, Уральское, Сибирское, Семиречсиское, к началу XX века их численность составляла один миллион одиннадцать тысяч человек, и занимали они 15,6 миллиона га земли.

Информация о работе История казахстана