Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:05, курс лекций
История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч события, кот. находятся в постоянном развитии.
- Ак
суйек – высшая
- Кара
суйек – низшее сословие
Виды налогов:
- зекет, согым, сыбага, бийлык – налог со скотоводов.
- ушур, тагар, баж, харадж – с земледельцев и ремесленников.
Виды повинностей:
1. Сауын – отдача скота на выпас рядовым кочевникам.
2. Военная повинность – каждый рядовой кочевник считался воином и в любое время был обязан явитсься к султану или хану для выступления в поход или отражения набегов.
3. Коналга, джамага, мардикар и др.
Хан – титул правителя, личная охрана ханов – толенгуты.
Ханский совет – состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен.
Курултай – собрание представителей трех жузов.
Административное
устройство Казахского ханства:
Система гос управления была основана на обычном праве – адат. Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права – шариат. В конце 17в. нормы обычного права были дополнены при хане Тауке в виде единого свода под названием «Жеты Жаргы».
41. Казахское ханство во второй половине 17-нач 18 века: политическая история и социально-экономическое развитие.
В конце
17-нач18 века Казахское ханство,
объединенное под началом
- Старший жуз – Болат хан;
- Средний жуз – Семеке хан;
- Младший жуз – Абулхаир хан.
Внешне
политическое положение
- на севере – угроза Сибирских казаков.
- на севере-западе – башкир;
- на юге – Среднеазиатские ханства;
- на востоке – Джунгарского ханства.
В
80-90 гг. 17 века джунгары вторглись
в Южный Казахстан и Семиречье.
С приходом
хунтайши Цеван-Рапдена (1697-
1723-1727г.
– «Годы Великого бедствия»
- принесли страдания, голод,
В 1726 г. у горы Орда-басы, расположенной к западу от Шымкента состоялся второй курултай казахских жузов. Основной вопрос – организация отпора джунгарской агрессии. В результате было создано объединенное войско по родовым признакам и главнокомандующим был назначен Абулхаир.
Казахские батыры - Каракерей, Кабанбай, Канжыгалы, Богенбай, Шапрашты Наурызбай, Жанибек, Райымбек, Букенбай.
Основные сражения:
1. Булантинское
сражение – в 1726г. в юго-
2. Аныракайское сражение – весной 1729г. в местности Аныракай (место стонов и рыданий врага), на юге озера Балхаш.
Начало присоединения
42. Культура Казахстана 15-18 веков: устное народное творчество, музыкальная культура.
Широко развивалось в 15-
Предания сохранили имена
- Шалкииз Тиленшиулы (1465-1562) – выдающийся жырау периода становления Казахского ханства. Он происходил из знатного рода (потомок Едиге), был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира. Из дршедших до нас 30 произведений, наиболее показательными являются – два «Обращения к Тимуру».
- Доспамбет
жырау – является одним из
ярких поэтов-жырау 16в., родился
в семье
- Жиембет жырау Бортога шулы (17в) – яркий представитель поэтической традиции, был наместников хана Есима в Младшем жузе. Он один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в военных, столкновениях казахов и ойрат в 1620г. Из наследия сохранились три толгау – обращения к Есим хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам.
- Актамберды жырау Сарыулы (17в) – творчество которого сочетает в себе героическое и лирическое, реальное и иллюзорное. Он родился в 1645 г. в семье состоятельных феодалов в районе Каратау в Юж. Казахстане, участвовал в походах на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу воина-батыра. В годы «Актабан шубырынды» стал одним из организаторов борьбы против джунгар в Среднем жузе.
- Умбетай
Тлеуулы (18в) – воспивал богот
- Бухар
Калкаманулы (1693-1787) – советник
хана Абылая. Его творчество делилось
на 2 периода: доаблаевское (философско-назидательского
характера) и аблаевское (высркая
поэзия гос служения, пропогандирует
идею сильной
43. Культура Казахстана в 15-18 века: письменная литература.
В 15-18 века письменная литература
на казахском языке была распро
Выдающиеся представители
- Мырза Мухаммед Хайдар Далати (149901551) – он родился в Ташкенте, его дед Мухаммед Хайдар мирза был правителем Кашгарии. В 1573 г. Дулати ушел в Индию. Там ему удалось отвоевать престол и стать правителем Кашгарии. В 1551г. в одной из военных стычек с горными племенами Индии Хайдар Дулати погиб. Фундаментальное произведение – «Тарих-и-Рашиди», написанное 1542-1546г. является произведением , вобравшим в себя фольклорные и устные генеологии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Казахского ханства.
- Кадыргали
Косымулы Жалаири (1555-1607) – автор
памятника казахской
2. Сокращенный
перевод труда Рашид-ад дина
«Жами ат-тауарих» на
3. История
династии Чингизидов до Ораза
Мухаммеда, рассказ о
- Абулгази Бахадур (1603-1664) – родился в семье джучида Мухаммед-хана в г. Ургенде. В 1621г. поступает на службу к казахским ханам Есиму и Турсыну. В 1628г. попал в плен и сослан на 10 лет в Иран. Вернувшись в 1643г. приаральские казахи объявляют его своим ханом, ведя борьбу с хивинским ханом уступил в 1663г. своему сыну и занялся писанием книги «Шежере-и тюрк». Это книга представляет собой изложение генеологии династии Чингизидов, начиная от Адама до самого Абулгази.
44. Проникновение ислама на террит
В 16-17 вв. развитие экономических
и культурных связей казахов
со среднеазиатскими народами
способствовали интенсивному
В Казахстане широко известно
имя Ходжа Ахмеда Ясави,
Духовным наставником Ходжа
Спустя годы по
В процесс исламизации нередко местные доисламские божества-покровители обретали новые имена. Покровители скота:
- покровитель овец – Шопан ата;
- покровитель крупного рогатого скота – Зенги баба;
- покровитель верблюдов – Ойсыл кара;
В круг многочисленных
- Корку ата – покровитель казахских шаманов, музыкантов и певцов;
- Баба-Тукты-Шашты-Азиз
– покровитель казахских
- Дикан-баба – покравитель земледелия
- Кошкар ата – покровитель овцеводства
- Фатима (дочь Мухаммеда) – покровительница женщин и детей.
Ислам расматреваемый период
распространялся в форме
45. Хан Тауке. Кодек «жети жаргы».
Политика хана Тауке: Попытки
укрепления Казахского ханства
и объединения племен
Основная цель политика – укрепление ханской власти и казахской государственности.
Внешняя политика:
- создания
военного союза казахов с
- в 80-90-е гг. 17 века джунгарская армия вторглась в Семиречье и Юж. Казахстан. Были разгромлены несколько казахских улусов, захвачено 9 городов, среди них – Сайрам, Манкет, Карасман и др. В 1680г. джунгары не смогли взять ставку Тауке хана – Туркестан.
- для
организации отпора джунгарам,
в 1710г. хан Тауке проводит
курултай казахских жузов, где
было создано объединенное
- С 1686 по 1693г. Тауке хан направил 5 посольств в Сибирь с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений.
Внутренняя политика:
- нормализовал
политическую ситуацию, ликвидировал
раздробленность казахских
- предпринял
ряд мер для поднятия
- совет
биев превратил в важнейший
орган, решавшие важнейшие
- при
нем был составлен свод норм
обычного права «Жеты Жаргы»,
определяевшего основные принци