История казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:05, курс лекций

Описание работы

История – наука, находящаяся в постоянном развитии. История, прежде всего, это открытие мира, его прошлого. С помощью истории мы путешествуем в пространстве, и разумеется, во времени. История позволяет узнать и то, как общество оценивает себя, и то, как изменяется его положение с течением времени. История это не только сумма знаний о прошлом, но и всегда историческое мышление, позволяющее ясно осознавать свою гражданскую позицию, свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко понимать и раскрывать их сущность и направленность. История, безусловно, воспитывает национальную гордость и патриотизм. Ист – наука, изуч события, кот. находятся в постоянном развитии.

Файлы: 1 файл

ответы2.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

- Ак  суйек – высшая аристократическое  сословие – относятся Чингизиды:  ханы, султаны, огланы или торе, ходжи. 

- Кара  суйек – низшее сословие казахского  общества – независимо от имущественного  положения состовляли: Бии, эмиры,  беки, батыры, баи, шаруа, рабы.   

    Виды налогов:

- зекет,  согым, сыбага, бийлык – налог  со скотоводов.

- ушур, тагар, баж, харадж – с   земледельцев и ремесленников. 

     Виды повинностей:

1. Сауын  – отдача скота на выпас  рядовым кочевникам.

2. Военная  повинность – каждый рядовой кочевник считался воином и в любое время был обязан явитсься к султану или хану для выступления в поход или отражения набегов.

3. Коналга,  джамага, мардикар и др.

    Хан  – титул правителя, личная  охрана ханов – толенгуты.

Ханский совет – состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен.

Курултай –  собрание представителей трех жузов.

 Административное  устройство Казахского ханства:  семья-колено-род-племя-улус-жуз-ханство.

  Система гос  управления была основана на  обычном праве – адат. Наряду с адатом действовали нормы мусульманского права – шариат. В конце 17в. нормы обычного права были дополнены при хане Тауке в виде единого свода под названием «Жеты Жаргы».

 

 

 

41. Казахское  ханство во второй половине 17-нач  18 века: политическая история и социально-экономическое развитие.

  В конце  17-нач18 века Казахское ханство,  объединенное под началом видного  гос-го деятеля, полководца Тауке  (1680-1718). Ему удалось добится временного  прекращения родоплеменных раздоров  и восстановить территориальное единство казахской государственности. После смерти Тауке хана, усилилась действие центробежных сил, а его сын султан Каип не обладал качествами, необходимыми для гос. деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы:

- Старший жуз  – Болат хан;

- Средний жуз  – Семеке хан;

- Младший жуз  – Абулхаир хан. 

    Внешне  политическое положение Казахстана  также было не стабильным:

- на севере  – угроза Сибирских казаков.

- на севере-западе  – башкир;

- на юге –  Среднеазиатские ханства;

- на востоке  – Джунгарского ханства. 

     В  80-90 гг. 17 века джунгары вторглись  в Южный Казахстан и Семиречье.  Были разгромлены несколько улусов, захвачено 9 городов. Для организации отпора в 1610г. хан Тауке  в районе Каракуме проводил курултай казахских жузов. Было решено создать общеказахское ополчение во главе Богенбай батыром. В 1711г. военные силы трех жузов дали отпор врагу и джунгары отступили на восток.

    С приходом  хунтайши Цеван-Рапдена (1697-1727) началась  полоса кровавых джунгарских вторжений. Походы – 1711, 1715, 1717, 1718-1719.

    1723-1727г.  – «Годы Великого бедствия»  - принесли страдания, голод, разрушение  материальных ценностей, урон  развитию производственных сил. 

     В  1726 г. у горы Орда-басы, расположенной  к западу от Шымкента состоялся второй курултай казахских жузов. Основной вопрос – организация отпора джунгарской агрессии. В результате было создано объединенное войско по родовым признакам и главнокомандующим был назначен Абулхаир.

     Казахские батыры - Каракерей, Кабанбай, Канжыгалы, Богенбай, Шапрашты Наурызбай, Жанибек, Райымбек, Букенбай.

     Основные сражения:

1. Булантинское  сражение – в 1726г. в юго-восточной  части тургайской степи на  берегу р.Буланты, в местности  Кара сиыр, получившее позже название «Калмак кырылган» - место гибели калмыков.

2. Аныракайское  сражение – весной 1729г. в местности  Аныракай (место стонов и рыданий  врага), на юге озера Балхаш.

     Начало присоединения Казахстана  к России: 19 февраля  1731г. Анна  Иоанновна подписала грамоту о присоединении Младшего жуза к России.

 

 

42. Культура Казахстана 15-18 веков:  устное народное творчество, музыкальная  культура.

  Широко развивалось в 15-18века  устное поэтическое творчество  казахов. Из поколения в поколения  передавались произведения героического эпоса «Кобланды батыр», «Ер таргын», «Камбар батыр», социально бытовые поэмы «Козы Корпеш- Баян Сулу», «Кыз Жибек», слагались обрядовые песни и сказки.

    Предания сохранили имена представителей  казахской устной поэзии:

- Шалкииз  Тиленшиулы (1465-1562) – выдающийся жырау периода становления Казахского ханства. Он происходил из знатного рода (потомок Едиге), был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира. Из дршедших до нас 30 произведений, наиболее показательными являются – два «Обращения к Тимуру».

- Доспамбет  жырау – является одним из  ярких поэтов-жырау 16в., родился  в семье знатноговоеноначальника  в г. Азове. Среди его произведений  выделяются – толгау, имеющий  в некоторой степени биографический  характер.

- Жиембет жырау Бортога шулы (17в) – яркий представитель поэтической традиции, был наместников хана Есима в Младшем жузе. Он один из главных деятелей, сыгравших решающую роль в военных, столкновениях казахов и ойрат в 1620г. Из наследия сохранились три толгау – обращения к Есим хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам.

- Актамберды  жырау Сарыулы (17в) – творчество которого сочетает в себе героическое и лирическое, реальное и иллюзорное. Он родился в 1645 г. в семье состоятельных феодалов в районе Каратау в Юж. Казахстане, участвовал в походах на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу воина-батыра. В годы «Актабан шубырынды» стал одним из организаторов борьбы против джунгар в Среднем жузе.

- Умбетай  Тлеуулы (18в) – воспивал боготырские качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, являлся одним из соратников Абылай хана. Крупные произведения – «Извещение хана Абылая о смерти Богембая», «На смерть Богенбая», «Обращение к Бекболат бию» и т.д.

- Бухар  Калкаманулы (1693-1787) – советник  хана Абылая. Его творчество делилось  на 2 периода: доаблаевское (философско-назидательского  характера) и аблаевское (высркая  поэзия гос служения, пропогандирует  идею сильной государственности  и ханской власти и призыв к единству народа и сохранению мира с другими государствами).

 

43. Культура Казахстана в 15-18 века: письменная литература.

   В 15-18 века письменная литература  на казахском языке была распространена в виде книг религиозного и историческо-легендарного содержания, создавались исторические соченения и генеалогии (шежире).

   Выдающиеся представители письменной  литературы Казахстана:

- Мырза  Мухаммед Хайдар Далати (149901551) –  он родился в Ташкенте, его  дед Мухаммед Хайдар мирза  был правителем Кашгарии. В 1573 г. Дулати ушел в Индию. Там ему удалось отвоевать престол и стать правителем Кашгарии. В 1551г. в одной из военных стычек с горными племенами Индии Хайдар Дулати погиб. Фундаментальное произведение – «Тарих-и-Рашиди», написанное 1542-1546г. является произведением , вобравшим в себя фольклорные и устные генеологии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Казахского ханства.

- Кадыргали  Косымулы Жалаири (1555-1607) – автор  памятника казахской исторической  литературы. Он является советником  хана Кучума в Сибирском ханстве,  и поступил на службу Ондан-султану,  который доверил ему воспитание  т обучение юного султана Ораза   Мухаммеда. В 1587-1588 гг. он вместе с султаном попал в плен в Россию и до 1600г. находился в Москве. Вместе с Оразом Мухаммедом, занявшим 1602г. по решению русского царя Бориса Годунова престол касимовского ханства в Кермане. Сочинение Жалаири «Жами ат-таурих»(сборник летописей), состоит из трех частей: 1. Восхваление царя Бориса Годунова;

2. Сокращенный  перевод труда Рашид-ад дина  «Жами ат-тауарих» на персидском  языке;

3. История  династии Чингизидов до Ораза  Мухаммеда, рассказ о правителем  Золотой Орды Едиге.

- Абулгази Бахадур (1603-1664) – родился в семье джучида Мухаммед-хана в г. Ургенде. В 1621г. поступает на службу к казахским ханам Есиму и Турсыну. В 1628г. попал в плен и сослан на 10 лет в Иран. Вернувшись в 1643г. приаральские казахи объявляют его своим ханом, ведя борьбу с хивинским ханом уступил в 1663г. своему сыну и занялся писанием книги «Шежере-и тюрк». Это книга представляет собой изложение генеологии династии Чингизидов, начиная от Адама до самого Абулгази.

 

 

 

 

44. Проникновение ислама на территорию Казахстана, его распространение (8-15в.)

  В 16-17 вв. развитие экономических  и культурных связей казахов  со среднеазиатскими народами  способствовали интенсивному распространению  ислама в Казахстане. Проводниками  ислама выступили среднеазиатские и суфийские миссионеры.

   В Казахстане широко известно  имя Ходжа Ахмеда Ясави, родоначальника  тюркской традиции в суфизме,  основавшего орден йасавийа, который  сыграла важную роль в исламизации  тюркских народов, в том числе  и казахов. Характерной чертой йасавийа было то, что оно было учением странников, не имевшим самостоятельных ветвей и постоянных поселений, в котором существенная роль принадлежала религиозной практике, близкой древней религии тюрков.

    Духовным наставником Ходжа Ахмеда  Ясави были одним из тюркских шейхов Арыстан-баба. Ходжа Ахмед прошел сложный курс духовного совершенствования в Бухаре под руководством Ходжи Йусуфа ал-Хамадана. Уже при жизни он пользовался широкой известностью «за свое благочестие, аскетизм, и за высокие подвиги в суфизме, в котором он достиг вершины познания».Ходжа Ахмед Ясави является автором известного сборника суфийских стихотворений, написанных на тюркском языке – «Диуан и-Хикмет» (Книга о премудрости).

    Спустя годы по распространению  эмира Тимура над могилой Хожда Ахмеда Ясави началось строительство мечети и закончено в 1398 г. Популярность святыни Ходжа Ахмеда Ясави принесла широкую известность Туркестану, который превратился в религиозный центр «Малой Мекки».

    В процесс исламизации нередко  местные доисламские божества-покровители обретали новые имена. Покровители скота:

- покровитель  овец – Шопан ата;

- покровитель  крупного рогатого скота –  Зенги баба;

- покровитель  верблюдов – Ойсыл кара;

   В круг многочисленных казахстанских  святын входят святые-покровители профессиональных занятий:

- Корку  ата – покровитель казахских  шаманов, музыкантов и певцов;

- Баба-Тукты-Шашты-Азиз  – покровитель казахских батыров;

- Дикан-баба  – покравитель земледелия

- Кошкар  ата – покровитель овцеводства

- Фатима (дочь Мухаммеда) – покровительница женщин и детей.

      Ислам расматреваемый период  распространялся в форме суфийских  учений. В укреплении ислама среди  казахов большую роль играли  светская знать – ханы и  султаны. Также среди широких  масс населения продолжали бытовать  древние доисламские верования  и обряды – поклонения культ предков, Тенгри, огню и т.д.

 

45. Хан Тауке. Кодек «жети жаргы».

   Политика хана Тауке: Попытки  укрепления Казахского ханства  и объединения племен Казахстана  в единое государство принадлежит  сыну Жангира – Тауке хану.

   Основная цель политика – укрепление ханской власти и казахской государственности.

Внешняя политика:

- создания  военного союза казахов с кыргызами  и каракалпаками ослабили на  некоторое время натиск джунгар  на казахские земли. Именно  поэтому во многих источниках  Тауке хана называют «ханом казахов, кыргызов и каракалпаков».

- в  80-90-е гг. 17 века джунгарская армия  вторглась в Семиречье и Юж. Казахстан. Были разгромлены   несколько казахских улусов, захвачено  9 городов, среди них – Сайрам, Манкет, Карасман и др. В 1680г. джунгары не смогли взять ставку Тауке хана – Туркестан.

- для  организации отпора джунгарам,  в 1710г. хан Тауке проводит  курултай казахских жузов, где  было создано объединенное войско  во главе Богенбай батыром. 

- С 1686 по 1693г. Тауке хан направил 5 посольств в Сибирь с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений.

Внутренняя  политика:

- нормализовал  политическую ситуацию, ликвидировал  раздробленность казахских земель  и подчинил ее к централизованной  власти.

- предпринял  ряд мер для поднятия авторитета  ханской власти

- совет  биев превратил в важнейший  орган, решавшие важнейшие вопросы  политики Казахского ханства. 

- при  нем был составлен свод норм  обычного права «Жеты Жаргы», определяевшего основные принципы правопорядка и гос устройства.

Информация о работе История казахстана