История Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Каменный век. Бронзовый век (II-I тысячелетия до н.э.) Союзы племен и ранние государства. Государства раннего и развитого средневековья(VI - нач. XIIIВВ.) Огузское государство (IX - начало XI ВВ.) Государства Караханидов. Государственные образования кереитов и найманов . Экономика и культура Казахстана в VI - начале XIII ВВ.
Казахстанский участок шелкового пути. Казахстан в эпоху монгольского нашествия.

Файлы: 1 файл

История Казахстана ответ.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Отделения государственного банка возникли в Уральске (1876), Петропавловске (1881), Семипалатинске (1887), Омске (1895), позже в Верном(1912). Отделения «Русского торгово-промышленного банка» были организованы в городах Казахстана в начале ХХ века. 

Из Петропавловска по скотоперегонному тракту на Курган и Шадринск ежегодно перегоняли до 340 тысяч голов крупного рогатого скота и 550-600 тысяч овец и коз.

Первая  ярмарка открыта еще в 1832 году. В 80-х годах только в Восточном Казахстане действовало свыше 70 ярмарок. Одной из самых крупных ярмарок была открытая в 1848 году в местности Талды-Коянды Каркаралинского уезда Кояндинская ярмарка, называемая еще Ботовской по имени основателя купца Ботова. Значительную известность имели Каркаринская (в Семиреченском уезде), Оилская (Уильская) в Уральской области, Чарская-Екатерининская (в Семипалатинской области). В меновой торговле счет казахов шел на «токты» или годовалый «сек».

К началу ХХ века на казахской земле было 19 новых городов. По переписи населения 1897 года в числе наиболее крупных городов Казахстана были: Уральск - 36,4 тыс. чел., Верный - 22,7 тыс., Семипалатинск - 20,2 тыс., Петропавловск - 19,6 тыс., Джаркент - 16 тыс., Кустанай - 14,2 тыс. Рабочие в основном были сосредоточены в местах развития горной промышленности. В данной отрасли в конце XIX века насчитывалось 19 тысяч, а к 1902 году - почти 30 тысяч рабочих. Большинство  рабочих составляли казахи.

Связи Казахстана с Синьцзяном

До 1851 года торговля Российской и Цинской империй осуществлялись через город Кяхту. 25 июля1851 года в Кульдже подписано соглашение, по которому в Восточном Туркестане открывались российские консульские центры и торговые фактории русских купцов. Права таможен центров караванной торговли с Китаем (Троицк, Оренбург, Семипалатинск, таможенный отдел Уcть-Kаменогорскa) были расширены. Кульджинское соглашение усилило торговлю расположенных по соседству с Казахстаном городов Жаркента, Аксу, Чугучака и подняло объем необходимых товаров - чая, шелка, caxapa. Главным товаром был чай, ежегодно покупалось примерно 3 000  пудов. Русско-китайская торговля через Казахстан возросла в четыре раза. Но разграбление в 1855 году в Чугучаке фактории русских купцов приостановило эти связи.

В 50-60-х  годах в торговле все активнее участвуют семиреченские пункты Капал, Верный.

В 1864 году восстание в Синьцзяне привело к появлению Илийского султаната, а в Кашгарии - мусульманского государства Жетышар. Позднее в Илийский край введены царские войска. Все это отразилось на торговле. В Пекинском договоре 1860 года и Чугучакском протоколе 1864 года Китай официально признал отход к России Кыргызстана и Семиречья.

Петербургское соглашение, подписанное 12 февраля 1881 года, открыло более широкие возможности для развития приграничной и караванной торговли между Россией и Китаем. 60-65 верст от границы чай продавался беспошлинно. Китайский чай превратился в главный товар вывоза в Казахстан.

Ведущую роль в экономических связях с  Китаем играли Петропавловск и Семипалатинск. Образование в 1866 году Семиреченской области, в 1882 году Туркестанского генерал-губернаторства благоприятно повлияли на торговлю Семиреченского края с Китаем. Прямое водное сообщение с Китаем по реке Или открылось в 1883 году. В торговле с Китаем особо выделились Каркаринская ярмарка в Семиречье и знаменитая Кояндинская (Ботовская) ярмарка в Центральном Казахстане.

14 июня 1890 года наряду с существующим Туркестанским округом создается Семипалатинскии торговый округ для развития приграничной торговли. Введение 30 августа 1894 года сибирской железной дороги подняло торговлю Казахстана с Китаем на новую ступень.

Социально-политическое развитие Казахстана в конце XIX века

Из-за восстаний казахских шаруа осуществление реформ 1867-1868 гг. продлилось свыше двадцати лет. 2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем». В Туркестанском крае было создано три области: Сырдарьинская, Ферганская и Самаркандская. Деление областей на уезды сохранялось. Центром управления края был город Ташкент.

По «Положению об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями « от 25 марта 1891 года Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области входили в Степное генерал-губернаторство, Главное управление которого находилось в Омске. Генерал-губернатор имел неограниченную власть. В Семиреченской и Уральской областях военные губернаторы вместе являлись наказными атаманами казачьих войск.

В областных  центрах (Верный, Уральск, Петропавловск, Семипалатинск) были созданы городские полицейские управления, а в уездных городах - городские приставства, которые подчинялись уездным начальникам. Военный губернатор мог утвердить или не утвердить выборы волостного управителя. А министр внутренних дел мог, «в исключительных случаях» разрешать замещение должностей волостных управителей без выборов. Аульные старшины утверждались уездным начальником.

В Туркестанском  крае были созданы суды имперского типа, предусматривалось создание низшего судебного звена - «народного суда», который рассматривал дела мусульманского населения. Для решения дел, касающихся жителей разных уездов и волостей, а также рассмотрения ходатайств народных судей и их съездов о высылке подсудимых, созывались чрезвычайные съезды судей.

Составлявшие  в некоторых промышленных очагах до 60-70 процентов казахи в основном использовались в малопроизводительном и тяжелом ручном труде. В 1873 году женщины составляли 12%, в 1893 году -17,8% рабочих. С 90-х годов XIX века в рудниках стали широко применять детский труд. Доля рабочих до 16 лет - 14%.

  Одним из видов сопротивления  рабочих угнетению было их бегство с предприятий, наказанием за бегство было заключение в тюрьму сроком до трех месяцев. Другим видом борьбы рабочих Казахстана была забастовка. Одна из первых забастовок произошла в 1849 году на приисках Кокчетавского горного округа. В 1888 году бастовали казахские рабочие горной промышленности Усть-Каменогорского уезда. В 1891 году на Владимирском золотом прииске  Усть-Каменогoрского уезда прошло несколько организованных выступлений. Руководили этими забастовками Жагалатай-улы, Жангазы-улы, Толеген-улы.

Переселение уйгуров и  дунган в Семиречье

В 1864 году  в восточном Туркестане произошло самое обширное восстание дунган и уйгуров. В 1870 г. кокандский военачальник Якуб-бек занял Урумчи и подчинил Дyнгaнскоe ханство. В 1871 г. на территорию Уйгурского султаната были введены русские войска, чтобы закрыть Якуб-беку доступ в Илийский край. После подавления восстания в Синьцзяне китайская сторона требовала возвращения Илийского края Китаю.

Петербургский договор 1881 года предусматривал жителям Илийского края выбор китайского или русского подданства. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 года и продолжалось до 1884 года. Более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган переселились в Семиреченский  край и Северный Кыргызстан.

Уйгуры  и дунгане занимались земледелием. На тютюн (семью) нарезали по 5-10 десятин земли. Доминирующей культурой у дунган стал рис. Большинство дунганских семей занималось садоводством. Уйгуры также занимались садоводством, огородничеством и бахчеводством.

Уйгурская литература обогатилась именами Низари, Гариби, 3ия, Сабури, Садыр Палвана. Поэт  Билал Назым написал поэму об истории национально-освободительной борьбы уйгуров против цинских завоевателей. Сеид-Мухамед Каши в свое поэме изобразил переселение уйгуров в Семиречье. Мусса бен Айса Сайрами написал историю уйгуров, которая вышла в Казани в 1905 году - «Двенадцать мукамов».

Ученые-путешественники  Шокан Уалиханов, Роборовский, Пржевальский исследовали духовную культуру уйгуров.

Культура Казахстана во второй половине XIX в.

Русская демократическая  культура и великий ученый казахского народа Шокан Уалиханов

П.П. Семенов-Тянь-Шанский (1827-1914) совершил путешествия на Алтай, в Семиречье и Среднюю Азию, подготовил географическую серию «Россия. Полное географическое описание». Два тома этой серии - «Киргизский край» и «Туркестанский край» – о природе, занятиях населения Казахстана.

Выдающийся востоковед академик В.В. Радлов изучал язык, обычаи, обряды, историю и фольклор, хозяйство. Он опубликовал серию текстов «Образцы народной литературы тюркских племен». В.В.Вельяминов-Зернов в книгах «Исследование о касимовских царях и царевичах», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках» написал историю Казахского ханства в ХV -XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII века. А.И.Добросмыслов исследовал историю казахско-русских отношений в XVIII в. в труде «Тургайская область. Исторический очерк». Труды Н.Н.Аристова: «Заметки об этническом составе тюркских племен», «Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой Орды и каракиргизов». Материалы по обычному праву казахов опубликовали Добросмыслов, Гродеков, политический ссыльный Маковецкий. В книге Красовского «Область сибирских киргизов» уделено внимание вопросам происхождения казахского народа.

Великий украинский поэт Т.Г.Шевченко, отбывал в 1847-1857 годах ссылку на казахской земле. Его рисунки «Казахская семья», «Казах на лошади», «Байгуши» отображают быт казахов. В стихотворении «Мои думы» поэт сравнивает жизнь казаха и украинца.

Отделы  востоковедения Казанского и Петербургского университетов изучали Среднюю Азию и Казахстан. Большую роль в изучении истории Казахстана сыграли подотделы, отделы и отделения Русского географического общества в Оренбурге, Семипалатинске, Омске и других городах. Областные статистические комитеты, созданные во второй половине XIX века, собрали обширный материал по статистике, истории, этнографии, материальной культуре казахского края.

В середине XIX века творил выдающийся казахский  ученый Шокан Уалиханов. Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шоканом ласково назвала его мать. Родился Шокан в 1835 году в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Kyшмypyнe, а затем в ауле его предков - Сырымбете. В начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым. Неоднократно в ауле Шокана были академик  Шренк, декабристы Семенов, Штейнгель, Басаргин, студенты Казанского университета Сотников, Костылецкий, Сейфуллин.

С 1847 по 1853 год Шокан обучался в Сибирском кадетском корпусе Омска. Большое влияние на него оказали преподаватели Костылецкий и Лободовский. В 1853 году Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета. Принял участие в 1855 году в поездке генерала Гасфорта по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществил съемку бассейна Иссык-Куля, написал «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Во время экспедиции знакомится с Семеновым-Тян-Шанским. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей.

Шокан записал большой отрывок огромного кыргызского эпического цикла «Манас».

В 1858-1859 годах Шокан совершил знаменитую поездку в Кашгар. Его труд «О состоянии Алтышара» был высоко оценен в научном мире.

В 1859-1861 годы в Петербурге Шокан Уалиханов работает в военно-политических и научных учреждениях. Шокан поддерживал связи с востоковедами Григорьевым, Васильевым, Вельяминовым-Зерновым. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. В 1865 году в газете «Русский инвалид» публикуется последний труд Шокана  Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи.

Работы  Шокана:  «Аблай», «Казахское родословие», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у казахов», «О кочевьях казахов».

Народное образование  и литература

Созданный в 1868 году Туркестанский статистический комитет, Семипалатинский областной статкомитет, организованный в 1878 году, распространяли науку и знание, основы грамотности.

В исследовании Казахстана, публикации трудов влиятельным было Русское географическое общество, его Туркестанский и Западносибирский отделы, Семипалатинский подотдел внесли большой вклад в организацию научных экспедиций, освоение природных богатств.

Абай участвовал в работе Семипалатинского областного статистического комитета. Наибольшую известность приобрела открытая в 1883 году в Семипалатинске общественная библиотека. Бесплатные библиотеки открылись в Тургае и Оренбурге.

Необходимость в подготовке переводчиков, служащих требовали увеличения русско-казахских школ. Русско-казахские школы, открытые в 1861 году в Троицке, в крепости Оренбург возле Тургая, в форте Казалинска, привлекали на учебу казахскую молодежь.

Для развития просвещения казахам было дано право на добровольный сбор средств. А для открытия при мечетях  мектебов необходимо было получить особое разрешение от уездного правления. Казахским шаруа за небольшую плату было разрешено отдавать своих детей на учебу в школы в  казачьих станицах и русских деревнях.

Первая  казахская учительская школа открылась в 1883 году в городе Орске Оренбургской губернии. Ускорило решение этого дела назначение Ибрая  Алтынсарина  инспектором школ Тургайской области. Открытые в 1872 году в Омске и в 1879 году в Ташкенте учительские институты относились к средним учебным заведениям. В Казахстане не было ни одного специального технического учебного заведения.

Правительство препятствовало получению образования в мектебах и медресе, не желая распространения исламской религии в Средней Азии и Казахстане. «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» оренбургского губернатора Крыжановского (1867 год) явились проявлением административного давления по ограничению исламских школ. 26 марта 1870 г. преподавание русского языка в мектебах при мечетях было признано обязательным. В медресе - высших исламских учебных заведениях - изучались следующие предметы: фараиз - закон о наследовании и разделе имущества; усул-фиких - исследование мусульманских законов; хикмет - энциклопедия исторических, философских и ecтecтвeнных  наук; наху - грамматика арабского языка, акаид - догматика, монтик - логика, арифметика, русский язык.

Информация о работе История Казахстана