Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:21, реферат
Каменный век. Бронзовый век (II-I тысячелетия до н.э.) Союзы племен и ранние государства. Государства раннего и развитого средневековья(VI - нач. XIIIВВ.) Огузское государство (IX - начало XI ВВ.) Государства Караханидов. Государственные образования кереитов и найманов . Экономика и культура Казахстана в VI - начале XIII ВВ.
Казахстанский участок шелкового пути. Казахстан в эпоху монгольского нашествия.
Ыбырай Алтынсары-улы
(1841-1889) выдающийся просветитель общественный деятель, педагог-новатор. С 1844 года, после смерти отца, воспитывался у деда Балгожи. В 1857 году с золотой медалью окончил школу при оренбургской пограничной комиссии. Алтынсары-улы работал писарем у своего деда Балгожи-бия, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. В 1864 году Ыбырай назначается учителем школы в Оренбургском укреплении под Торгаем. Реформы 1867-1868 гг. Алтынсары-улы встречает положительно. На страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.
Главным делом всей жизни Ыбырая была его просветительская деятельность. В 1879 году Ыбырай Алтынсары-улы был назначен инспектором школ Тургайской области. Его мероприятия по развитию просвещения проходили отбор у губернатора, что ограничивало его просветительскую работу. Он завещал принадлежащие ему земли сельскохозяйственной школе Торгая. Алтынсары-улы - основоположник женского образования в крае, в городе Ыргыз (Иргиз) открыта школа-интернат для казахских девочек. Основанная в Троицке, переведенная в Оренбург учительская школа была передовым учебным заведением. Недовольство чиновников вызвал выбор им учителей для преподавания в аульных и волостных школах.
Для русско-казахских школ написал два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргиз русскому языку». «Киргизская хрестоматия» способствовала вытеснению привычной для населения арабской графики. Алтынсары-улы постоянно призывал молодежь к знаниям.
В рассказе «Кыпшак Сейткул» поддержал идею развития земледелия в произведениях «Талантын пайдасы» («Польза от стремления»), «Байлык неде?» («В чем богатство?») выражал свою мечту о светлом будущем казахского народа.
Абай Кунанбай-улы
(1845-1904)- великий поэт, основоположник казахской классической письменной литера туры, мыслитель и композитор. Настоящее имя Ибрагим. Родился в 1845 году в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай - правитель рода Тобыкты. Мать Улжан ласково называла его Абай. Начальное образование Абай получил в ауле у муллы. Отец отдал Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, одновременно Абай посещает русскую школу. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забрал Абая, не дав ему закончить образование. Абай отходит от управления, считая родовые распри напрасной тратой сил, и не оправдывает надежд отца.
На формировании его демократического мировоззрения повлияли политические ссыльные Михаэлис, Леонтьев, Гросс, Долгополов. Абай призывал изучать русский язык и культуру. Абай почитал Пушкина, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Толстого. Написал песни на переведенные отрывки из «Евгения Онегина». Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище. Памятник художественно-философской прозы Абая - «Гаклия».
Искусство и музыкальная культура
Картина Верещагина «Окружающие Лепсинский край горы» передает красоту Казахстана. Художник Н.Хлудов творил на казахстанскую тематику.
Сырмаки, текеметы - постилочные войлочные ковры, тускиизы - настенные войлочные ковры украшались орнаментом («кошкар-муйіз», «космуйiз», «сынар-екше», «жапырак») всех видов (зооморфный, растительный, геометрический). Переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие прикладного искусства. На всемирной выставке в Париже (1868 год) были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность ознакомилась на выставке 1872 года в Москве.
Во второй половине XIX века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения. Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1889) - гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Первым наставником был Ханбазар, а главным учителем - кюйши Узак. В его произведениях отразились переживания за судьбу народа, его верность освободительному движению. Первый его кюй «Кишкентай» посвящен Исатаю Тайман-улы. В кюе «Сарыарка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы.
Даулеткерей Шыгай-улы (1820-1887) - великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде. Был избран султаном-правителем рода. В 1859 году в составе депутации почетных казахов он выехал в Петербург. Душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях «Коныр», «Топан», «Жiгер». В некоторых кюях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Известно около 40 кюев.
Таттимбет Казангап-улы (1815-1862) - выдающийся кюйши-композитор казахского народа, один из основоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: «Косбасар», «Терicкакпай», «Балбырауын», «Боз айгыр», «Боз торгай», «Алшагыр» и другие. Кюи Таттимбета «Саржайлау», «Сылкылдык», «Былкылдак,» «Кекей-кестi» относятся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. В кюе «Бес торе» осуждается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 году Таттимбет ездил в Петербург, где играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета. Его последователями были выдающиеся композиторы Ыкылас, Тока (1830-1914).
Ыкылас Дукен-улы (1843-1916)- кюйши-композитор, кобызист. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута (VIII век). В кюях Ыкылаcа нашли воплощение легенды и эпические сказания. Одним из последователей Ыкыласа был кюйши-домбрист Cyгиp.
Крупными композиторами ХIХ века были сыбызгист Сармалай, кюйши-домбриcты Абыл, Байсерке, Казангап.
Могучими титанами казахской музыки второй половины XIX века были композиторы-песенники (анши) Биржан-сал, Акан-серы, Жаяу-Муса, Мухит.
Жаяу Муса Байжан-улы (1835-1929)- выдающийся народный композитор. В 1851 г. учился в Петропавловске по-русски, играл на гармони и скрипке. Был знаком с Шоканом Уалихановым. Для стихотворения Алтынсарина «Кел балалар, окылык» сочинил музыку. В 1854 году поступил в русскую школу Омска. Влияние на его мировоззрение оказали декабристы и петрашевцы. Муса подвергался преследованиям, в 1860 году был выслан в Тобольск. Мусу называли «Жаяу» (пеший). Участвовал в походе Черняева на Шымкент и Аулие-Ату. Его песни: «Ақ сиса», «Хаулау», «Баянауыл», «Сұрша қыз», «Көгершiн», «Толғау». Почти все тексты к своим 70 песням Жаяу сочинил сам.
Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897)- композитор, певец и поэт. На становление его таланта повлияла встреча с молодым Абаем в 1865 году. Одна из первых песен «Биржан-сал». Ряд песен посвящен любовной лирике. Песни «Жанбота», « Адасқақ» выражали гнев по поводу действий власть имущих. Особенно широко известен его айтыс с девушкой Сарой. Последователи Биржана: Акан-серы, Укили Ыбырай, Балуан Шолак. Сохранилось около 40 песен Биржана.
Aкaн-серы Корамса-улы (1843-1913)- выдающийся композитор. Постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к имени - серы. Его песни: «Кұлагер», «Маңмаңгер», «,Макпал», «Бaлқадиша», «Сырымбет».
Представители Российского освободительного движения в Казахстане
29 августа 1881 года принято специальное решение правительства о распространении политической ссылки на Степное генерал-губернаторство.
Наибольшая концентрация политических ссыльных наблюдается в Восточном и Центральном Казахстане. Ссылка народовольцев в Казахстан стала массовой в 80-х годах XIX века. В Семипалатинской области отбывали ссылку Михаэлис, Адиястевич, Пешехоров, Кипиани, Костюрин, в Акмолинской области - Богомолец, Бекарюков, Рафаилов, Гурвич, Кузнецов. Сосланные за распространение «преступных идей», членство в подпольных организациях и агитацию против правительства, представители народовольческого движения не прекращали борьбу. Они организовали подпольные кружки, распространяли среди местных жителей идеи народников. Политические ссыльные занимались историей, этнографией, изучением природы, организовывали просветительское и издательское дело.
По инициативе ссыльных революционеров в 90-х годах XIX века в Верном, Уральске, Омске, Семипалатинске открылись публичные библиотеки. Зобнин, Зенков, а особенно Коншин неустанно работали для развития местной печати. Ссыльные принимали участие в работе выездных экспедиций. Для изучения земельного вопроса в Казахстан прибыла группа во главе с деятелем освободительного движения Ф.А. Щербиной. Первый том издания «Материалы по киргизскому землепользованию» вышел в 1898 году. В этой работе принял участие Алихан Бокейхан-улы. Коншин, Чермак, Кочаровский исследовали экономические вопросы, Леонтьев, Блек - законодательство и быт. Михаэлис изучал Тарбагатайские горы и Калбинский хребет.
На территорию Западно-Сибирского генерал-губернаторства было сослано более 10 тысяч участников национально-освободительного движения в Польше в 1863-1864 годах. Поэма «Киргиз» («Казах») Густава Зелинского была широко распространена. Она была переведена на английский, итальянский, немецкий языки.
Питомец юридического факультета Петербургского университета, Северин Гросс находился в ссылке в Семипалатинске. Просветительскую деятельность Гросс развернул вместе с Долгополовым, Леонтьевым, Михаэлисом, Блек. С.С. Гросс дружил с великим Абаем. Гросс опубликовал исследование «Материалы по юридическим обычаям киргиз». Это был первый труд по разбору имущественного права - казахов-кочевников.
В 80-е годы созданы (в Семипалатинске - в 1878) областные статистические комитеты. Они собирали и публиковали материалы по общественно-политической, экономической жизни, материальной культуре казахского народа. Абай в 1884 году по предложению политических ссыльных избран членом областного статистического комитета, опубликовал труд «Заметки о происхождении родов Средней киргизской орды».
КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Социально-экономическое развитие Казахстана в начале ХХ века
178 из 3138 км Сибирской магистрали, построенной в 1893-1895 годах, находились на территории Казахстана; 194 км Рязанско-Уральской магистрали пролегали через Западный Казахстан. Эти железнодорожные линии ускорили вовлечение обширного степного края в общероссийскую систему новых хозяйственных отношений, хотя многие районы Южного Казахстана сохраняли хозяйственную обособленность. Учитывая это, а также с целью использования сырьевых ресурсов, царизм приступил к строительству железных дорог, надеясь связать Среднюю Азию и Казахстан с российскими промышленными центрами. Магистраль Оренбург-Ташкент протяженностью в 1656 км в январе 1906 г. была сдана в эксплуатацию. Железнодорожные линии Оренбург - Кубек, Ташкент - Кубек соединили важнейшие экономические районы Казахстана с промышленными центрами России.
Казахские шаруа выселялись в другие места из районов, по которым теперь пролегали магистрали. Денежная компенсация не покрывала их расходы. Железнодорожное строительство способствовало формированию и росту самого крупного отряда местного рабочего класса – железнодорожников.
В 1902 г. действовало 8887 предприятий, на которых трудилось 25392 рабочих, в том числе 18695 рабочих на 197 горнодобывающих предприятиях (в среднем по 92 человека на каждом предприятии). На 690 предприятиях обрабатывающих отраслей было занято 7297 рабочих (в среднем 11 человек на каждое).
В канун Российской революции 1905-1907 гг. в Казахстане действовали довольно крупные предприятия, насчитывавшие по 300-400 рабочих: Карагандинские угольные шахты, цветная металлургия Восточного Казахстана, Спасские медеплавильные заводы. Росла численность рабочих: к 1902-1904 гг. численность рабочих в районе железной дороги Ташкент-Оренбург достигла 30000 человек. Казахские рабочие-сезонники, составлявшие большую часть рабочих, не имели квалификации и поэтому выполняли самые трудоемкие, наименее оплачиваемые работы.
В 1900 г. на р. Иртыш было учреждено «Общество буксирного пароходства».
Одной из главных предпосылок революционных выступлений в 1905-1907 гг. явилась колониальная аграрная политика царизма. Переселение крестьян из центральных губерний России в Казахстан, принявшее в начале ХХ века массовый характер, обострило политическую ситуацию в Казахстане. Ухудшилось положение казахских аулов вследствие изъятия земель. Стало хуже положение переселенцев: не хватало сельхозинвентаря, продуктов. Лучшая часть земли уже была распределена между переселенцами, что заставляло местных жителей переходить в пустынные районы. Если с 1853 по 1905 гг. у казахов было отобрано 4 млн. десятин земли, то в 1906-1907 гг. уже 17 млн. десятин. Возрастало среди переселенцев имущественное неравенство. Крестьянин, имевший 1 десятину земли, относился к категории батраков, до 4 десятин - беднейший, до 5-8 десятин - бедный, до 10 десятин - малообеспеченный середняк; до 15 десятин - зажиточный середняк, свыше 15 десятин - кулак. В начале ХХ в. имущественное и социальное неравенство привело к созданию политических предпосылок для открытого выражения протеста против грабительской аграрной политики правительства.
Революционные события 1905-1907 гг. в Казахстане
В Казахстане, находившемся на значительном расстоянии от крупных политических центров империи, распространению революционных идей активно содействовали представители различных антиправительственных течений, сосланные в Казахстан: Румянцев, Богомолец, Михаэлис, Кочерова, Крушеев и другие. Если казахский аул в основном оставался в стороне от революционных событий, то в городах и крупных населенных пунктах создавались подпольные кружки, группы по изучению революционной литературы. Один из первых марксистских кружков образовался в Оренбурге. Революционных деятельность таких известных личностей, как М.В. Фрунзе, В.В. Куйбышева начиналась в Казахстане.
Развертыванию
революционных событий
Выступления казахских шаруа явились проявлением протеста против изъятия земель. Рабочие стачки в Верном, Кустанае, Перовске прошли в мае 1905 г. Одним из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске был Миржакуп Дулатов. Он был задержан и препровожден в Омск.