Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:29, курсовая работа
Целью контрольной работы является рассмотреть основные социологические концепции государства и права в Западной Европе во II-й половине XIX-нач. ХХ. вв.
В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы работа разделена на три вопроса. В первом раскрывается сущность ««юриспруденции интересов» Иеринга, во втором рассматриваются политические взгляды Г. Спенсера, третий вопрос посвящен Политико-правовым идеям Л. Дюги.
Введение
3
1.
1. «Юриспруденция интересов» Р. Иеринга
4
2.
Политические и правовые взгляды Г. Спенсера
8
3.
Политико-правовые идеи Л. Дюги. Концепция солидаризма.
14
Заключение
18
Список использованной литературы
19
Введение |
3 | |
1. |
1. «Юриспруденция интересов» Р. Иеринга |
4 |
2. |
Политические и правовые взгляды Г. Спенсера |
8 |
3. |
Политико-правовые идеи Л. Дюги. Концепция солидаризма. |
14 |
Заключение |
18 | |
Список использованной литературы |
19 |
Введение
На протяжении многих веков идеи политике и праве занимали умы многих ученных. Главными проблемами становись вопросы государства и права, причинны его возникновения и функционирования, роль государства в жизни общества в целом и влияние государства на отдельную личность в частности.
Многих ученых волновал вопрос и праве, каким оно должно быть, каким образом оно должно выполнять главную функцию - регулятора человеческих отношений, какая система права присуща конкретной обществу.
Влиятельным интеллектуальным движением на протяжении всего XIX в. был позитивизм. Его родоначальники и последователи старались отбросить “метафизические” конструкции (традиционную философию, идеологию и т.п.) и заняться изучением лишь сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством оперирования одними лишь “чистыми” фактами можно построить подлинную общественную науку, в том числе учение о государстве и политике, юриспруденцию.
Во второй половине XIX веке стали формироваться социологические концепции о праве. Социологические теории права - базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Сторонники социологической теория права говорят о приоритете «живого права», над системой официальных норм. Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля.
Целью контрольной работы является рассмотреть основные социологические концепции государства и права в Западной Европе во II-й половине XIX-нач. ХХ. вв.
В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы работа разделена на три вопроса. В первом раскрывается сущность ««юриспруденции интересов» Иеринга, во втором рассматриваются политические взгляды Г. Спенсера, третий вопрос посвящен Политико-правовым идеям Л. Дюги.
Влиятельным интеллектуальным движением на протяжении всего XIX в. был позитивизм. Возник он не случайно, став своеобразной реакцией на неспособность господствовавших прежде спекулятивных философских систем решить проблемы, выдвинутые бурным развитием производительных сил, технических знаний, наук о природе и обществе. Его родоначальники и их последователи старались отбросить «метафизические» конструкции (традиционную философию, идеологию и т. п.) И заняться изучением лишь сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством «беспредпосылочного» оперирования одними лишь «чистыми» фактами можно построить подлинную общественную науку, в том числе учение о государстве и политике, юриспруденцию.
Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и государстве предпринял известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818 - 1892 гг.).
Считая недостаточной
"юриспруденцию понятий", формально-догматический
подход к праву, Иеринг в своей
книге "Цель в праве" (том 1-1872 г.)
стремился дать современному ему
праву и государству
Иеринг считал недостаточным формальное определение права как совокупности действующих в государстве принудительных норм и писал о необходимости раскрыть содержание права. По его определению, "право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью"1.
По Иерингу, теоретического разграничения права и закона не существует. Он признает необходимость экономической свободы деятельности индивидов, их юридического равенства, уважения их политических прав, ответственности только перед законом, но связывает это с твердой дисциплиной и законностью стабильным порядком. Первоначально право имеет односторонне - принудительную силу, направленную на подданных с целью пресечения притязаний частных интересов. Постепенно оно принимает двусторонне-обязательную силу, становится обязывающим для самой государственной власти. Самосохранение вынуждает государственную власть подчиниться праву, но если обстоятельства заставляют ее делать выбор между обществом и правом, она обязана жертвовать правом, иначе правовое государство «не могло просуществовать и одного месяца.
B работе «Юридическая
техника», Иеринг формулирует
ряд важнейших положений
Вся деятельность юридической техники может быть сведена к двум главным целям: 1. количественное и качественное упрощение права, 2. задача техники определяется необходимостью применения права к конкретному случаю.
Задача законодательства, равно как и юриспруденции, и заключается в том, чтобы облечь понятия, не поддающиеся верному применению, в такую форму, которая делает возможным перевести, данное понятие с языка. философа права на язык законодателя и судьи3.
Количественного упрощения права Иеринг предлагает добиваться посредством аналитического дробления логико-понятийного аппарата права; его последующей логической концентрации (сгущения); систематического расположения; умелого использования этого материала, юридической (законодательной) экономии и адекватного применения юридической терминологии. Общий вывод сущности права по Иерингу как раз и заключается в дроблении предметов и явлений окружающей социальной и экономической действительности на подлежащие раздельному исследованию и осмыслению фрагментарные составляющие, среди которых затем следует аналитическим методом вычленить подлинно общие и конкретно индивидуальные. В то же время абсолютные универсальные правовые понятия, по Иерингу, применимы только в пределах нормальной юридической логики и для дальнейшего использования в практической плоскости нуждаются в позитивном праве; таким образом, практический логико-понятийный юридический инструментарий позитивно-историчен.
После синтетического компонования ранее аналитически исследованных элементарных составляющих правовых явлений и процессов следует этап «количественного упрощения» права - «логическая концентрация(«сгущение»)» правового материала, подыскание более насыщенных и интенсивных логических форм его выражения. По мнению ученого, задача законодателя заключается в постоянном повышении интенсивности, глубины высказываемых им мыслей и суждений4.
Далее следует этап Систематического расположения материала. Систематическая классификация представляет собой в каждой науке только распределение материала по месту, не только вызываемое соображениями целесообразности указание места отдельным частностям для того, чтобы их можно было снова легко находить, но также она содержит в себе, в форме таблицы, сведения о том, чем являются в действительности каждый предмет и каждое понятие, и этот предмет или это понятие связаны со всем организмом данной науки; систематическая классификация является родословным древом понятий5.
Юридическая терминология следующий этап в количественном упрощении права. На дано этапе разъясняется необходимость для науки правильно разработанного технического.
Завершает процесс упрощения
права искусство умелого
Отход от формального определения права и попытка раскрыть его общественное содержание в учении Иеринга неразрывно связаны с апологией отношений гражданского общества. Он утверждал, что частная собственность вытекает из природы человека. Это правоотношение предначертано самой природой. Если явления природы подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте, воздающем "каждому свое".
Социологические воззрения Иеринга сводились к рассуждению, что все члены современного ему общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение "всеобщих интересов", "осуществленное партнерство индивида с обществом".
В работе «Борьба за право» (1872) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. Он критиковал мнение исторической школы права (Савиньи, Пухта), что право развивается мирно, стихийно и безболезненно, подобно языку и культуре. Право, по Иерингу, развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивавшихся закрепления в праве через законодательство своих интересов.
Эта борьба, утверждал Иеринг, меняет свой характер после воплощения в праве равенства всех перед законом, свободы собственности, промыслов, совести и др. (т. е., по сути дела, принципов гражданского общества). «Право в объективном смысле есть совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни; право в субъективном смысле - конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правом правомочии личности»6.
Для охраны интересов общества против эгоистических интересов индивидов, считал Иеринг, необходимо государство.
При помощи права обеспечиваются защита общих интересов, выполнение целей права и государства. Право есть разумно понятая политика власти.
Иеринг не проводит серьезного теоретического разграничения права и закона. Он считает их явлениями равнопорядковыми, идентичными. Но в действительности они далеко не таковы. Большинство его суждений фактически имеют своим адресатом закон, а вовсе не право.
«Государство, - утверждает Иеринг, - есть организация социального принуждения». Эта организация не только порождает право, обеспечивает его существование, но и управляет им. Иеринг характеризует в данном свете право как разумно понятую политику, проводимую государственной властью. Попечение о праве - важнейшая задача государства. Право не противостоит последнему, а является всецело зависящим от него придатком. Это свойство права быть придатком государства Иеринг подчеркивает очень выразительно: «Право без власти есть пустой звук, лишенный всякой реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает право тем, что оно есть».7
Сугубо «государственническое» понимание права Иерингом не совсем привычно совмещается у него с признанием необходимости создавать простор для экономической деятельности индивидов, обеспечивать их юридическое равенство, уважать закрепленные за ними политические права. Иеринг ратует за независимость и несменяемость судей, за их ответственность только перед законом и т. д. Он - за твердую дисциплину и законность в обществе, за строгий и стабильный порядок в нем, поскольку считает, что только при этих предпосылках возможны цивилизованное общественно-политическое устройство, нормальное правовое общение, справедливость.
2. Политические
и правовые взгляды Г.
Значительное внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях философских позитивистов. Наиболее видный из них Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). Основная его работа - "Система синтетической философии" (1862 1896 гг.).
Английский исследователь
первым из социологов наиболее полно
использовал аналогии и термины
из области науки о живых существа
В поисках объяснения
происхождения государства
В конце XIX века идеи Спенсера
распространились среди многих богатых
промышленников Европы и Америки. Он
использовал концепцию
Понятие Эволюция - центральное в социологической теории Спенсера. Им были выделены три вида эволюционных процессов: неорганический, органический, надорганический (социальный). Отрицая революционный путь как регрессивный, он уподоблял социальную эволюцию биологической. Согласно его взглядам о6щеетво развивается от простого к сложному, переходя от состояния относительной неопределенности к состоянию относительной определенности, связанности9.
Рассматривая общество как сложный социальный организм, развивающийся по законам эволюции, Спенсер опирался на идею сходства социальных систем с живым организмом.