Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 15:23, шпаргалка
Борис Николаевич Чичерин (1828-1902) являлся крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли России второй половины XIX в. Он был автором пятитомника <История политических учений> (1869-1902), а также ряда фундаментальных работ в области государствоведения'и философии права - <О народном представительстве> (1866), <Курс государственной науки> (1898), <Философия права> (1900). Активный за щитник реформ начала царствования Александра II и сторонник в отдаленной перспективе конституционной монархии, Чичерин - после непродолжительной профессорской карьеры в Московском университете (1861-1867) - оказался в опале и долгие годы провел в уединении родового поместья
Учение о государстве. Ядро юриспруденции Чичерина базируется на гегельянской трактовке государства как основного двигателя и творца истории. Государство для него - показатель высшего развития человеческого прогресса и воплощение нравственности, единства народа, территории и верховной власти.
Государство-и правопонимания Трубецкого эволюционировали от нигилизма по теорий государства и права и общественных наук вообще, вульгарного материализма к исповедание англо-французского позитивизма, немецкого скептицизма и российского богоискательства. Стабильные государственно-правовые взгляды начали формироваться в него только при работе в Киевском университете. Именно тогда он стал обосновывать решающее значение исторического христианства в право - и государственном, негативную роль отцов церкви в смешении " благодатного закона" со " светским порядком правовым" , выработке ими " односторонне-законник кого-либо" вероучения, которое приводит к потере силы христианством, несовершенной идеи " всемирного царского священства" , что направлялось на установление власти не только над клиром, но и над всем миром. Остро критиковал Трубецкой и попытки надеть на церковь " возрастные цепи" и превратить ее в " недостойном служанку светской власти" . Общечеловеческую миссию религии вообще и задачи русской православной церкви в частности он видел в " просвещении, звоном всеобщему празднику обновленном" , то есть в том, чтобы служители " государственной религии" начали поддерживать оппозицию, отмежевались от начал " рабского оппортунизма" и смело критиковали современное государственное устройство, самодержавное законодательство, разоблачали " правительственную ложь" .
Собственный курс энциклопедии права Трубецкой построил на природном правопонимания, стержнем которого является " моральный идеализм" . Всю свою критику он направил против " двух апокалиптических зверей" : реакции (" практического материализма" ) и революции (" идеологического материализма" ). В это время он уже эволюционировал от кадетизму к мирнообновленства и начал полемику с " мистическим казус" С. Булгакова, П. Флоренского и В. Эрна. Эффективным рычагом государственного механизма и улучшения законов Трубецкой считал торжество общехристианского идеала в политической жизни России. Он стремился к примирению всех российских политических сил на основе " всеединства" , " правды и справедливости" . Кроме приведенных, любимыми терминами Трубецкого в его государственно-правовых и политических доктринах были " этика" , " совесть" , " достоинство" , " честь" , " достоинство" и тому подобное. Он был уверен, что справедливый государственный строй не может основываться на " животном, буржуазном страховые и инстинкте самосохранения" , на " прожорливости, злобе и человеконенавистнических инстинктах озверевшей массы" . Это центробежные силы, и тот, кто на них ориентируется, выстраивает государство " на песке" , " рвет ее на части" , стирает грань между свободой и анархизмом, между демократией и деспотизмом, занимается " звиропоклонством под видом народопоклонства" .
Идеал Трубецкого - правовое государство, демократическое содержание правовых конституционных форм. Он различал демократизм правовой, культурный, опирающегося на национальную почву, и дикий, антиправовой, антиконституционный, что вырождается в анархию и деспотизм. Оригинальным является противопоставление Трубецким российского патриотизма и немецкого национализма. Первый преследует " понаднациональну цель" , " поднимает народное дело над национальным эгоизмом" , а второй - наоборот. В последних работах о государстве и праве Трубецкой отмечал проблемах мирового хаоса, кровавых кошмаров, злых сил, на коллизии цели государства и достоинства личности. Он был уверен, что государственному механизму совсем не нужны граждане честные, совестливые, справедливы. Государство превращается в " смертного бога" для человека, заинтересована в гражданах, которые не имеют чувство достоинства, а это последовательно приведет к " потере человека" . Предотвратить такие разрушительные процессы можно только через религию, поскольку после нарушения религиозных связей " человек стал волком, и государство пало" . Ситуацию может исправить активизация церковной жизни: именно церковь исповедует совершенные законы жизни общества и запрещает людям " глотать живьем друг друга" .
Самой заслугой Трубецкого в юриспруденции является его весомый вклад в " возвращение" в Россию и Украину обновленных основ естественного правопонимания, начало здесь традиций школы " возрожденного естественного права" , уже набирала силы на Западе. Дефиниция сущности права у Трубецкого, по крайней мере внешне, довольно проста: " Право есть совокупность норм, которые, с одной стороны, предоставляют, а с другой стороны, ограничивают внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях" . Однако такое определение является результатом, итогом глубокого предварительного анализа, тщательного разбора и строгой, иногда жестокой критике учений Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Вольтера, Морелли, Ж. Руссо, Г. Иеринга, Ф.-К. Савиньи, А. Шопенгауэра, Л. Петражицкого, М. Коркунова и даже учителя и друга В. Соловьева. Трубецкой был уверен, что право возникает, с одной стороны, как средство обеспечения эгоистических потребностей и интересов отдельной личности, ограничения ее действий четким правилам, а с другой - как механизм активизации гражданина, практической реализации всеобщему абсолютного закона добра. Исходным, первоначальным истоком права является сознание человека. Любые законы, кодексы, утвержденные государством, следует считать обязательными лишь " во имя естественного права человеческой личности" .
Естественное право является эталоном, образцом для права положительного, которое должно соответствовать предписаниям естественного права, а человек ни при каких условиях не может превращаться в " раба права писаного" . Однако совокупность естественного права Трубецкой преподавал уже под влиянием Г. Штамлера с его доктриной " правильного права" . Лишь одно из многочисленных естественных прав является абсолютным, т.е. неизменным и вечным. Это закон добра должен навсегда стать стержнем любой положительной нормы. Все другие предписания " кодекса естественного права" характерны только для определенной эпохи, определенной страны, то есть имеют исторически и географически переменный характер. С этих позиций Трубецкой беспощадно критиковал и концепции исторической школы права по правосознания народа как основного и единственного источника позитивного права. Стремясь к определению сущности права через свободу поведения личности, ориентируясь на обеспечение его основных прав, последовательный гуманизм, применяя определенный опыт историзма, Трубецкой целенаправленно отрицал сведения сущности права к государству, " общих убеждений" , " общей воли" , " минимума нравственности" , принуждения или силы и т.п.. Без внимания он оставлял только гегелевскую доктрину правопонимания и ее марксистскую интерпретацию.
Понятие " государство" Трубецкой истолкован как " правовую организацию, союз людей, связанных между собой общими началами права" , обобщая это в формуле " право есть право" . Он выразил оригинальную мысль, что именно право является создателем государства, а не наоборот.
Учение Трубецкого оказало значительное влияние на государственно-правовые и философские концепции М. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского и других мыслителей.