Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:46, реферат
Политическая партия- это организация единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. В отличие от партий политические движения не имеют организационной структуры и четких политических программ.
Политическая партия- это организация единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. В отличие от партий политические движения не имеют организационной структуры и четких политических программ.
Зачатки политических партий в виде сословных группировок появились уже в феодальном обществе (группировки тори и вигов в Англии во второй половине 17 в.). В к.18-н.19 в. вступление на политическую арену буржуазии резко усилило политическую конкуренцию в обществе, что дало толчок к объединению нового типа-политических клубов, которые отличались от аристократических группировок наличием идеологической доктрины и развитой организационной структуры (Якобинский клуб, Клуб кордильеров во время Великой Французской революции, Чарльтон клаб, Реформ клаб - в Англии 30-х гг. 19 в.). Введение всеобщего избирательного права в этих странах способствовало приобщению к политике широких слоев населения, что дало начало формированию политических партий в середине 19 в. (первая политическая партия (Либеральная) была созданав 1877 г. в Англии).
Классификации политических партий даются по социальной базе (буржуазные, рабочие, крестьянские, помещичьи, созданные на основе национально-освободительного движения), идеологии (либеральные (реформистские), революционные, реакционные, консервативные (монархические), принципам организации (легальные, нелегальные, правящие, оппозиционные). Взаимодействуя в борьбе за завоевание государственной власти или за участие в ее осуществлении политические партии образуют партийную систему (однопартийная - например, в КНР; многопартийные).
История политических партий и движений России представляет самостоятельный предмет научного изучения. При этом степень изучения различных российских партий - различна. В целом программные документы за 70-летнюю историю СССР подвергались тщательному изучению, включая национальные и аграрные программы. В меньшей степени были изучены материалы партий, связанные с вопросами государственности. В партийно-политической среде социал-демократические историки первыми заложили основы своей историографии (Ф. Дан, Ю. Мартов, Г. Плеханов, В. Ленин и др.). При этом в социал-демократической литературе существовало два подхода к классификации российских политических партий:
В основе ленинского подхода, базировавшегося на идеологии и практике, лежало деление партий на - пролетарские, мелкобуржуазные, помещичьи, монархические. Позднее в работе "Опыт классификации российских политических партий" В.И. Ленин представил несколько иную классификацию:
1)черносотенцы,
2)октябристы,
3)кадеты,
4)трудовики,
5)социал-демократы.
Ю. Мартов брал за основуотношение партий к существующей государственной системе, формам и методам ее реформирования. Отсюда их деление - на реакционные, умеренно-консервативные (октябристы), либерально-демократические (кадеты), революционные.
Современная историография
исходит из наличия трех политических
лагерей в общественно-
Меньшевиков определяют как "социал-демократию старого типа" (К. Тарновский), то есть как партию II Интернационала, как ортодоксальных консервативных марксистов, сторонников европеизированного марксизма и демократических методов социализма.
Современные историки обратились к исследованию ранее малоизучаемых партий - мирнообновленцы, партия демократических реформ, прогрессистов, народных социалистов, трудовиков, радикальных правых. Идеология либеральных партий вызвала наибольший интерес в связи с процессами реформирования современной России и выбором ею радикально-либерального реформизма. В работах В.В. Шелохаева, Н.Г. Думовой, К.Ф. Шацилло и др. рассмотренглавный вклад идеологов-либералов в разработку теоретических программ российского либерализма (среди них - историки, юристы, экономисты: Струве, Милюков, Муромцев, Ковалевский).
Гораздо реже обращались к
истории правых партий и черносотенных
организаций (поскольку почти 40 лет
были закрыты фонды и были закрыты
темы, связанные с вопросами
Партии, подобные Русской монархической партии, Союзу русского народа именуются как имперские или "этноимперские " (О. Волобуев). Наиболее распространенный тип партий - автономисты или этнорегионалисты ( Бунд , Украинская социал-демократическая партия) одновременно выступали за членство в рядах РСДРП на принципах федерализма. Этнократические партии (подобные Литовской демократической партии, Грузинская национал-демократической партии) выступали за самостоятельную государственность; сионистские партии - за образование самостоятельной Еврейской государственности в Палестине)
Особенности формирования многопартийной системы в России
1) Ассинхронность этого процесса в России и США и Европе (поскольку Россия - страна "2 эшелона развития капитализма", отстававшая в своем модернизационном процессе); 2) первоначально возникли партии социалистической ориентации, затем либеральные, после этого - традиционалистские; 3) партии начали складываться не в центре, а на периферии по периметру Западных границ - Польша, Финляндия, Прибалтика, Закавказье (первая социал--демократическая и неонародническая партии - армянские, первая либеральная партия - литовская.); 4) крайне замедленные темпы политической консолидации наблюдались на Северном Кавказе, в Средней Азии, Сибири, Дальнем Востока; 5) в России не было чисто классовых партий (т.к. здесь слабее была выражена социальная структура, чем в Западной Европе). Главным творец многопартийности здесь выступила не буржуазия, а российская интеллигенция. Общероссийские партии были - традиционалистские, либеральные, социалистические. Национальные (около 220) - главным образом либеральные и социалистические. В 1901-1904 гг. активизировались ранее возникшие национальные партии, в большинстве левого толка - неонароднические и социал-демократические: - Гнчак (1887) и Дашнакцутюн (1890) (Армения), Социал-демократия королевства Польского и Литвы (1893), Польская социалистическая партия (1892), Бунд - Всеобщий еврейский рабочий союз (1897) и др.
Возникали новые национально-политические организации: Партия социалистов-федералистов Грузии (1901), Украинская народная партия (1901), Белорусская социалистическая громада (1902) и др. Неонароднические партии выступали в основном за национальную автономию своих народов, социал-демократы как правило ограничивались культурной автономией. В наиболее развитых районах - Финляндии, Польше и Литве на рубеже веков возник ряд либеральных партий, выдвигавших более радикальные национальные лозунги: Литовская демократическая партия (1902) и др. Появилось ив начале века начало организовываться национально-конфессиональное мусульманское движение джадимистов Поволжья, Закавказья и Казахстана.
Для России конца 19 века была характерна пестрота социально-экономической структуры, которая вела к появлению многопартийности. Социальный состав населения России к нач. 20 в. был следующим: буржуазия - 16,3%, пролетариат - 14,6%, мелкобуржуазные слои - 60,7%. Из 11 млн. рабочих - 1, 7 млн. - промышленных рабочих, из которых 40% - кадровые (700 тыс.). Слабость российской буржуазии и ее зависимость от царизма, а также связь значительной части рабочего класса с сельскохозяйственным производством также определенным образом сказались на процессе создания политических партий в стране, которых в нач. ХХ в. насчитывалось свыше 100 (из них 50 - общероссийских). По некоторым данным - не менее 280 партий. До 1905 г. - возникло 17 партий (из них -15 социалистических). В годы Гражданской войны - из 32 партий - 7 прекратили свое существование в 1918 г. , 10 - в 1919-20 гг., остальные в нач. 20-х гг.
Проблема выбора путей
общественного развития в русском
обществе в Х1Х в. находилась в
центре внимания общественной мысли
России. На эту тему высказывались
идеологии дворянского
Либеральное направление общественной мысли было представленоД. Милютиным, К. Кавелиным, Б. Чичериным, М. Лорис-Меликовым (отстаивавшими принципы демократизации, европеизации, модернизации "сверху"). Начало ХХ в. было ознаменовано - появлением либерализма нового типа (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, П. Милюков и др.). Основой русского радикализма служило народничество (теория русского аграрного социализма). В нем выделялось три течения: радикальный демократизм (Герцен, Чернышевский); революционный демократизм (Добролюбов, Лавров, Ткачев, Михайловский); анархизм ( Бакунин, Кропоткин, Л. Толстой).
Важное значение в деле становления партий в России имело зарождение российского парламентаризма. Составной частью политической деятельности российских партий стала их работа в Государственной думе Российской империи после выхода "Манифеста 17 октября 1905 г." В ходе первой русской революции разработка законопроекта об учреждении в России представительного органа - Государственной Думы и положения о выборах в нее - была поручена министру внутренних дел А.Г. Булыгину.От его имени 6 августа 1905 г. был издан Закон и манифест об учреждении Государственной Думы (в соответствии с которым значительная часть населения была лишена избирательных прав, а Дума получала права только законосовещательного органа). Революционные события сорвали выборы в думу и вскоре потребовался новый, более радикальный вариант избирательного закона. "Манифест 17 октября" 1905 г. стал шагом на пути к ограничению абсолютизма и созданию конституционной монархии. Он знаменовал начало форсированного процесса образования политических партий и зарождение процесса многопартийности. В Манифесте содержалось обязательство созыва Государственной думы на основе нового избирательного закона (указа "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" от 11 декабря 1905 г.).
23 апреля 1906 г. был принят Свод основных законов Российской империи, который Дума могла изменять только по инициативе самого царя, также предоставлялось право царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени, а также возможность для роспуска Думы. В соответствии с законом выборы в Государственную думу были - не всеобщие (права участия в выборах лишались женщины, солдаты, матросы, учащиеся, некоторые категории рабочих), сословные : 4 курии (земледельческая, городская, крестьянская, рабочая). В этих условиях 1 голос помещика (1 выборщик от 2 тыс. избирателей) равнялся трем голосам буржуазии (1 - от 4 тыс. избирателей) 15 голосам крестьян (1 - от 30 тыс.) 45 голосам рабочих (1 от 90 тыс.), не прямые : 4-х степенные - для рабочих (на предприятиях с занятостью не менее 50 человек, в результате 2 млн. лишались этого права), 3-х степенные - для крестьян, 2-х- степенные - для дворян и буржуазии. Возрастной ценз - 25 лет. Существовал также высокий имущественный ценз. В противовес думе была проведена реорганизация Государственного совета путем преобразования его в верхнюю палату парламента (20 февраля 1906 г.).
1-я Государственная дума была - оппозиционная. Ее состав представляли - 34% -кадеты, 14% - октябристы, 23% - трудовики, 4% - меньшевики и большевики. Черносетенцы - бойкотировали выборы (через 72 дня - был произведен роспуск 1 думы (апрель 1906 - 8 июля 1906). Во 2-й Государственной думе (февраль - 3 июня 1907 ) 43% составляли левые (трудовики, эсеры, социал-демократы), 19% - кадеты, 10% -черносотенцы, 15%- октябристы.
Новый избирательный закон от 3 июня 1907 г. приравнивал 1 голос помещика 4 голосам крупной буржуазии; 65 мелкой буржуазии, 260 крестьян, 543 рабочих. В результате произошла потеря половины выборщиков от рабочих и более половины - от крестьян. Оказались лишены избирательных прав жители Урала, Сибири, Средней Азии, общее число от национальных районов сократилось в 3 раза. В результате, состав 3 Государственной думы (ноябрь 1907 - 1912) выглядел следующим образом: 32% - правые (147), 33% - октябристы (154), кадеты - 54 места, социал-демократы - 19, эсеры - бойкотировали. 4 Государственная дума (1912 - 25 февраль 1917) также была правая по своему составу.
Центральный вопрос, который обсуждался на заседаниях Госдумы, был аграрный (проекты отчуждения земель), финансовый, народного образования, национальной политики, рабочий вопрос ( меры социальной защиты малоимущих, Закон о страховании - 1912, о пенсиях, о продолжительности рабочего дня) (одно из самых передовых в Европе фабрично-заводских законодательств), народное просвещение (средства на школы, больницы, Дома призрения, защита принципа культурно-национальной автономии); поддержка кредитования на модернизацию армии (восстановление Тихоокеанского флота, а также модернизацию Балтийского, Черноморского флотов). С 1907-1912 гг. был санкционирован рост военных расходов на 51%. Только в 1910 г. был утвержден столыпинский указ от 9 ноября 1906 г. (аграрная реформа).
XVIII век был «золотым
веком» российского дворянства,
и когда император Павел I покусился
на дворянские права, он был
жестоко убит в собственном
дворце в ночь с 11 на 12 марта
1801 года. Дворянство ликовало, торжествуя
свою победу, но «золотой» век
так и не возвратился. Годы
шли дальше, и накапливавшиеся
в Российской империи проблемы
требовали своего разрешения. Главной
из них оставалось крепостное право,
которое низводило крестьян, составлявших
в России подавляющее большинство населения,
до уровня рабочего скота. Страна всё больше
отставала в развитии от передовых европейских
держав, которые уже поглядывали на неё,
как на объект будущей колонизации. Но
ни Александр I, ни Николай I так и не решились
на отмену крепостного права – они хорошо
помнили страшный конец своего отца.
Судьба осуществить преобразования выпала
внуку Павла I, императору Александру II.
В 1861 году было отменено вековое крепостное
право, начались реформы армии и флота,
судебной системы (в том числе появился
суд присяжных), были созданы зачатки органов
местного самоуправления, намечалось
появление некоего подобия парламента,
правда, поначалу лишь с совещательными
функциями. Страна медленно, но верно двигалась
к гражданскому обществу и конституционной
монархии. Но 1 марта 1881 года… взрыв бомбы,
брошенной террористом в Александра II,
положил конец всему этому.
Со смертью царя-реформатора преобразования,
начатые им, были свёрнуты или выхолощены.
В политическом плане страна оказалась
отброшенной на десятилетия назад. Реакция
торжествовала победу – пришедшим к власти
людям не дано было понять, что победа
эта пиррова, и они твёрдой рукой ведут
страну к крушению монархии и великим
потрясениям. Так кому же была выгодна
смерть Александра II? Неужели только революционерам,
организовавшим убийство царя? Вот что
пишет Л.М. Ляшенко в книге «Александр
II, или история трёх одиночеств»: